Евдокия Андреевна

Ирина Кондратьева
Евдокия Андреевна
                Глава 1.
              Мы жили на окраине города Оренбурга, в поселке Берды, который теперь является частью городского района. Поселок имеет очень богатую историю, даже великий А.С. Пушкин не посчитал за труд навестить эту слободу, и побеседовать с тогдашними жителями, еще живыми свидетелями Пугачевского восстания (казачка Бунтова), о чем и написал в своих произведениях: «Капитанская дочь», «История Пугачева".

 В поселке предводитель крестьянского восстания, которого так напугалась Екатерина Великая, что переименовала реку Яик в реку Урал, устроил штаб, и оттуда руководил осадой крепости Оренбург. Я не собираюсь пересказывать здесь содержание выше указанных произведений, или проводить их анализ, хотя, при огромном желании, наверное, смогла бы. 

Все учащиеся местной поселковой школы, в том числе и я, знают данную тему в совершенстве. Иначе быть не может: 1 сентября  первоклашки начинают  знакомство со школой  посещением двух музеев, занимающих большую часть второго этажа школы, где им проводят лекции старшеклассники, так происходит ежегодно. В дни рождения и смерти великого поэта  уроки переносились в стены школьного музея. А гости из соседних школ? Ведь им все подробно надо рассказать, и на вопросы ответить. Поэтому  все ученики, не страдающие заиканием и другими логопедическими проблемами, наизусть заучивали  тексты экскурсионных лекций, цитат из  Пушкина, статьи о  музее и т.д. 
             Все это я рассказываю так подробно лишь для того, что бы было понятно, что местечко, в котором проживала я вместе со своей семьей, имеет богатую историю. Люди поселка занимаются народными промыслами до сих пор. Здесь есть мастера: по изготовлению валенок-самовалок ручной работы - мягкие, теплые и удивительно легкие;    по плетению корзин из ивняка, крепких и удобных, но основной гордостью являются пуховницы - женщины, вяжущие те самые Оренбургские пуховые платки, о которых пела Людмила Зыкина.
                Такой вязальщицей была и моя бабушка Кондратьева Евдокия Андреевна, уроженка Оренбургской губернии  села Матвеевка, Матвеевского района.
 Мои мама, папа, старший брат и я жили вместе с бабушкой, в ее доме, который она построила сама, после войны, оставшись с двумя маленькими детьми и извещением на мужа «Пропал без вести».

 Данная формулировка не давала права на пенсии или пособия на детей, а вызывала недоверие в послевоенные годы.  И главным источником существования моей бабушки до самой ее смерти был доход от продажи пуховых платков. Я, ни когда не ходившая в детский сад (в отличие от брата), воспитывалась бабушкой, и весь процесс изготовления Оренбургских пуховых платков  проходил на моих глазах, а некоторые, не очень ответственные процедуры, доверялись и мне.
   
И здесь я попробую воспроизвести  технологический процесс  так, как это делала Евдокия Андреевна….