2. Эпические начала

Петр Золин
2. Эпические начала

Это попытка заинтересовать сюжетами хотя бы старших школьников

Предуведомление

Василий Никитич Татищев (1686 – 1750), русский историк нового времени и предприниматель-сподвижник Петра 1 ( развивал промышленный Урал, основал Екатеринбург – там ему и памятник), был – как затем М. В. Ломоносов и многие русские ученые-патриоты, - против начал истории России от Рюрика. И в предуведомлении к своей глубочайшей по смыслу  «Российской истории…» справедливо указывал:
«Что же история в себе заключает, об этом кратко сказать невозможно, ибо обстоятельства и намерения писателей (до сих пор: П.З.) бывают в этом отношении разные. Так, бывает по обстоятельствам: 1) История сакральная или святая, но лучше сказать божественная; 2) Екклезиастика, или церковная; 3) Политика или гражданская, но у нас более привыкли именовать светская; 4) Наук и ученых. И прочие некоторые, не так известные...
Из сих первая представляет дела божеские, как Моисей и другие пророки и апостолы описали. К ней же примыкает история натуральная или естественная, о действиях, производящихся силами, вложенными при сотворении от Бога. Естественная описывает все происходящее в стихиях, то есть огне, воздухе, воде и земле, а также на земле - в животных, растениях и подземностях (ныне доминируют научные версии естественной истории: П.З.). В церковной - о догматах, уставах, порядках, применениях каких-либо обстоятельств в церкви, а также же о ересях, прениях, утверждениях правостей в вере и опровержении неправых еретических или раскольнических мнений и доводов, а к тому обряды церковные и порядки в богослужении.
В светскую весьма многое включается, но, главным образом, все деяния человеческие, благие и достохвальные или порочные и злые. В четвертой о начале и происхождении разных научных названий, наук и ученых людей, а также же изданных ими книгах и прочем таком, из чего польза всеобщая происходит».
Согласимся и поймем. Всяких историй (как наборов из бездны фактов прошлого и их трактовок) – великое множество. Информационное общество более нацелено изучать светскую и научные истории, при этом давая и научную трактовку естественному развитию природы. Но и божественные истории символизируют многое. Например, эпос древних греков отражает культовые представления древнейших индоевропейцев, языки которых ныне доминируют на планете – английский, немецкий, французский, испанский, славянские и другие.
Многие боги – символы экономических и педагогических достижений задолго до нашей эры.

Что рекомендовал учитывать В.Н.Татищев и кто это ?!

Прометей (Промысел)

Эпос – многотысячелетняя память истории, включая глубокое прошлое экономики и педагогики. На глубину в десятки тысячелетий, как минимум. Это важно осознавать и в истории экономики и педагогики.
Индоевропейский эпический герой Прометей наследует экономико-воспитательные традиции героя более древнего - ностратического эпоса. Он не чужд и праславянам. Славянские слова «прометить», «приметить». «промышлять» и подобные полностью соответствуют и смыслу имени в переводе с греческого - "Думающий вперед" или "Учащийся у будущего". Прометей – символ многотысячелетнего предпринимательства и всех инноваций, это и один из первый авторитарных педагогов.
Кстати, брата героя звали Эпиметей (греч. Epimetheos - "думающий назад" или "учащийся у прошлого"). Оба имени связывают с производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». Отсюда Метис (мысль, мета) – первая супруга Зевса (Афина родилась из головы бога от той проглоченной им супруги), возможно, Меотида – Азовское море. Владением (уделом) титана Прометея считалась скифская земля у реки Орел.
Прометей – символ единства экономики и воспитания со времен палеолитических Костенок (у Дона под Воронежем), если не раньше. Ведь за похищение для людей огня и во имя людей обман богов герой провел прикованным к скифской скале (Кавказу или Горному Крыму-Тавру), по сведениям древних греков, 30 тысяч лет. А спас его от мучений Геракл, убивший кровожадного орла стрелой из лука. Правда, до этого  обучил Геракла стрельбе из лука скиф Тевтар. Но, по другим мифам, Геракл сам являлся родителем Скифа, Гелона и Агафирса – пращуров основных народов Скифии.  Понятно, всяких противоречий в эпосе масса – многие из древних писателей передавали сказания на свой лад.
Прометей, которого считают одним из семи славнейших титанов, сам был сыном титана Иапета (якобы Иафета, сына Ноя по библии) и нимфы (русалки) Климены (от нее отчасти любой «климат»).. Его братьями кроме Эпиметея оказывались Атлант (держащий край неба на любом краю земли) и Менетий (просто Мудрец, пращур Миноса и Меноса – древних царей). Титаны (диданы) — очень старые боги первого поколения (доолимпийские, во многом палеолитические боги, якобы рожденные Геей и Ураном (детьми самого Хаоса).
Первотитанами были шесть братьев: Океан, Кой (Кей, отсюда и Кий или Каин), Крий, Гиперион, Иапет, Кронос (Хронос-Время, так в древности называлась и река Неман). Были и шесть сестер-титанид: Тефида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея (Река, допускают, что последней могла быть и Волга, имевшая в древности названия Ра, Рангха, Раса и созвучные).
Титаны вступили в привычные тогда внутрисемейные связи и породили новое, третье, поколение богов. Кронос был свергнут своим сыном Зевсом (сыном Реи-Реки), но за Крона (Время) вступились остальные титаны. Началась война юных олимпийцев Зевса с титанами и их союзниками, всякими чудищами.  После титаномахии, «десятилетней» (где год и за тысячу лет шел) борьбы с Зевсом и другими младшими богами-олимпийцами, титаны были побеждены, скованы и низвергнуты по совету Прометея в мрачный Тартар (глубокое подземелье, Ад). Землями Тартара (как и Тевтара), затем Ада-Плутоса и Таната-смерти, нередко признавалась Скифия (будущая Россия). Всякие изображения чудовищ времен палеолита – возможно, и память о титаномахии. Прометей здесь как бы предал своих, чтобы, прежде всего, спасти во вселенских войнах беззащитных людей…
Затем титаны якобы все же примирились с Зевсом и покорились, признав его власть, за что были им освобождены. В позднейших мифах титанов смешивают с гигантами или исполинами библии. В библии исполины означают род людской, проклятый единым богом (вероятно, и созданным не этим богом). Но китайцы и индийцы, например, тоже не этим богом созданы и не в него веруют, а интересно и эффективно живут.
Старший из братьев Прометея (еще один смысл его имени как «промежутка» - среднего) — огромный Атлант - знал все глубины моря, правил царством с крутыми берегами, и превышало оно по размерам Ливию (Африку) и Азию, вместе взятые. Земля Атлантида лежала за Геракловыми столпами (обычно называют Гибралтар) и от основной земли ее отделяли покрытые садами острова. Люди Атланта построили каналы и освоили огромную центральную долину, орошаемую водой с гор, окружающих ее со всех сторон с выходом к морю. Они построили также первые дворцы, бани, ипподромы, большие портовые сооружения и храмы. Они ходили войной не только на запад — до другого континента, но и на восток, вплоть до Италии и Египта. Египтяне говорили, что Атлант был сыном Посейдона (один из смыслов имени - «посев Дона») , от которого родились пять пар братьев-близнецов, поклявшихся в верности своему брату на крови быка (символа Зевса), принесенного в жертву на вершине столпа.
Поначалу все они были исключительно добродетельны и стойко несли бремя своего богатства в виде несметного количества золота и серебра. Но однажды жадность и жестокость овладела ими, и афиняне с позволения Зевса нанесли им поражение и разрушили их державу. О допотопном господстве скифов в Европе и Азии в начале нашей эры говорили римские историки. В то же время боги наслали на них потоп, который всего за одни сутки поглотил всю Атлантиду так, что и причалы, и храмы оказались погребенными под слоем грязи, а море вокруг перестало быть судоходным. Позже говорили, что греки нанесли поражение доселе непобедимым скифам.
Спасшиеся Атлант и Менетий присоединились к Крону и титанам в их безуспешной борьбе с олимпийскими богами. Зевс убил Менетия перуном и отправил его в Тартар. Перуна (Перкунаса) уже пять тысяч лет назад почитали индоевропейцы недалеко от Прибалтики. Однако Атланта Зевс пощадил, но обрек навеки держать на своих край неба.
Будучи умнее Атланта и предвидя, чем кончится бунт молодых богов против Крона, Прометей предпочел воевать на стороне. Зевса и убедил Эпиметея поступить так же. Он действительно был самым умным из всех братьев, и Афина (как мудрость матриархата времен Костенок), чьему рождению из головы Зевса он помог, научила его архитектуре, астрономии, математике, навигации, медицине, металлургии и другим полезным ремеслам, которые он передал людям. Однако Зевс, решивший уничтожить всех людей до единого (но пожалел их лишь благодаря своевременному заступничеству Прометея), злился при виде роста человеческих талантов и их власти над природой.
 Однажды, когда возник спор о том, какую часть быка нужно жертвовать богам, а какую оставлять людям, в судьи пригласили Прометея. Тот содрал с быка шкуру, разделал тушу, а из шкуры сшил два мешка, сложив в них все части животного. В один мешок он положил всю мякоть, прикрыв ее сверху требухой — наименее соблазнительной частью любого животного; во второй сложил все кости, спрятав их под толстым слоем жира. Когда он предложил Зевсу выбрать себе мешок, тот легко разгадал замысел Прометея, но не показал этого, взяв мешок с костями и жиром, которые до сих пор считаются принадлежащими богам; однако он решил проучить хитроумного Прометея, отняв у людей огонь. "Пусть едят свою мякоть сырьем!" — вскричал он. Этим отбрасывал человечество на сотни тысяч лет назад.
 Прометей тут же отправился к Афине с просьбой разрешить ему входить на Олимп с черного входа и получил от нее разрешение. Он поднялся на Олимп, зажег факел от огненной солнечной колесницы, отколол от него тлеющий уголек и засунул его внутрь стебля растения (полого тростника). После этого загасил факел, незамеченным вернулся на землю и отдал огонь людям.
 Зевс поклялся отомстить. Он приказал Гефесту вылепить из глины женщину, четырем ветрам (пусть будет ветреной)  — вдохнуть в нее жизнь, а олимпийским богиням украсить ее. Эта женщина, Пандора, была самой прекрасной из когда-либо созданных женщин, и под присмотром Гермеса (еще одного бога ремесел, знаний и торговли) Зевс отослал ее Эпиметею. Эпиметей, которого брат предупредил, чтобы тот ничего не брал от Зевса, вежливо отказался. Разозлившись еще больше, Зевс вспомнил все обиды - тогда  и приковал Прометея обнаженным к Кавказским горам, где орел терзал ему печень, ежедневно вырастающую вновь. И не было конца мучениям героя.
Боясь признаться в том, что с его стороны это было не что иное, как месть, чтобы как-то оправдать свой поступок, Зевс распустил сплетню, что Афина пригласила Прометея на Олимп для тайного любовного свидания. О, эти неподсудные боги шантажа и сплетен !
Видя судьбу, постигшую брата, Эпиметей поспешил жениться на Пандоре, которую Зевс сделал столь же глупой, злой и ленивой, сколь и красивой; Пандора возглавила таким образом "женщин губительный род". Однажды она открыла ящик, который Прометей запретил открывать Эпиметею и в который герой с большим трудом заключил все невзгоды, досаждающие человечеству - старость, родовые муки, болезнь, безумие, порок и страсть. Не успела Пандора открыть ящик, как из него вылетели "тысячи бед" и стали жалить Эпиметея и Пандору, а затем напустились на всех смертных. Стала властвовать Несбыточная мечта, которую Прометей также спрятал в ящик.Она не дала людям покончить с собой, чтобы навсегда освободиться от жизненных мучений..
В астрологии Прометей – Меркурий (Гермес)  как звезда утренняя (поднимающаяся утром раньше Солнца, когда долгота Меркурия меньше долготы Солнца), означает энергичный ум, взгляд в будущее, стремление опережать события.  Эпиметей не отличался скорой сообразительностью. Но он тоже обозначает Меркурия как утреннюю звезду.
Среди детей Прометея известен Девкалион (сын Прометея от соблазнительницы-греховодницы Пандоры), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры, изменявшей «законному» супругу). В образе Прометея находят корни культовых героев неолитических народов Балкан, давших начало и эллинам-грекам. По эпосу, Эллин (славный крито-микенской культурой уже около 4 тыс. лет назад) – всего лишь сын Девкалиона и Пирры.
По собственным словам Прометея в эпосе, он – все же сын Геи - Земли, отождествляемой и с Фемидой (богиней Правосудия).  Мудрость , полученную от своих прародителей (известно, что он принял совет Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью), дерзость , граничащую с ловким обманом , Прометей использует, покровительствуя жалкому роду людей. А создателем этих «жалких» он сам и является - по целому ряду свидетельств.
Палеолитическое хитроумие Прометея приобретает черты настоящей мудрости, в которой нуждается даже Зевс – глава греческого Олимпа богов. Классическая мифология не может терпеть двух и более создателей человечества и носителей справедливости (ныне, правда, таких праведных создателей и религий сотни и тысячи). Поэтому Прометей противопоставляет себя Зевсу не грубо физически, как это было с титанами, а с позиции великомученика, жертвующего собой ради первоначально неразумных и жалких. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, свойственной всякой власти.
Согласно ряду античных авторов, Прометей - как древнейшее божество, - сам вылепил первых людей из земли и воды (это поясняется в энциклопедиях «Мифы народов мира»:Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88). Но  сделал он это , как оговаривались некоторые авторы, все же по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, люди и животные были первоначально созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли (воду бы добавить – и получается современная научная версия биогенеза), а Прометею и Эпиметею боги поручили лишь распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться только о людях. Эпиметей и слишком увлекался, а опыт прошлого далеко не всегда полезен в будущем. Автомобиль из культа лошади не выходит. Компьютер не рождается из боготворения обычных счет, доминировавших в бухгалтериях всего полвека назад.
Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», Прометей крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им (премудрым умением) владеть или пользоваться». Так в виде огня, украденного им из небесной мастерской Гефеста и Афины, Прометей  дарует человечеству и весь технический прогресс( Plat. Prot. 320 d - 321 e). 
Согласно произведениям Эсхила (From. 506), «все искусства у людей от Прометея», причём, оказывается, что герой наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (прогнозировать будущее)… Но не все так чтили Прометея. Есть источники, где о роли героя в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332-375).
Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами Прометея, а с деятельностью всемогущего «молодого» Зевса-быка (Hes. Theog. 96, Opp. 256-264).  По данным античных авторов, именно народы Скифии (будущей России) были по цивилизованности древнее египтян, первыми насаждали в Европе и Азии государственность и порядок.
Научить людей жить обществом Прометей не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321 d). Не сумел он вложить людям стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322 b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый. Известен миф о том, как Зевс (как шумероский Бел, библейский Яхве-Иегова и т.д.) , рассердившись, уничтожил род человеческий страшным потопом. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион и Пирра (т. e. сын Прометея и дочь Эпиметея) спаслись на небольшой ладье. И затем создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390-413). От камней Декалиона – мужчины. От Пирры – женщины. Так Прометей, теперь уже через сына, снова принял участие в создании (возобновлении) рода человеческого. А в библии ладья Девкалиона превратилась в громадный ковчег Ноя.
В мифах Прометей - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую (раннеиндоевропейскую) пору. Более 5 тысяч лет назад.  Зевс же - неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей за их ничтожество. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором Прометею достается очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. Его даже к участию в Троянской войне не допустили. Староват.
Прометея роднила с Гефестом (Вулканом) – символом разума и мастерства, -  их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). И Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу (бабочку; прикрепляла лично к каждой вылепленной фигурке). Но именно Прометею (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина же, по ряду версий, помогала Прометею похитить огонь (Serv. Verg. Вис. VI 42). И есть сведения, что и наказан-то Прометей был не столь за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры (старшей жены Зекса) и одного из титанов – Эвримедонта (Европа Медного, как шутят ученые).  Храмы Афины, под именем Софии (Премудростиь божьей), одними из первых вставали на Руси.
Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а Прометея приковал к скале на Кавказе, Скифской скале (Eustath. Schol. II. р. 987, 4 след.). Прометей иначе чем Эпиметей  вселил в людях «слепые надежды», но не дал способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248- 250). Прометей внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны. Он среди немногих знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. Власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо в том воля древнейших «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает Прометея в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына от простой женщины Геракла, чтобы, освободив Прометея, тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527-531).
Освобождение Прометея происходит на пути Геракла на север от Кавказа или Крыма к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к Прометею и от кентавра Хирона (воспитателя скифского царя Ахилла), сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать Прометею своё бессмертие (Apollod. II 5, 4).
Пока совершались деяния знаменитых героев, Прометей, которому не оставалось места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248-1258). Освобождение герой получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны П. - уже давнее прошлое, поэтому Гомер даже не вспоминает о нём (Зевс уже прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев).
Почти у каждого из сотен героев греческого эпоса (наследника общеиндоевропейского) можно найти ближние или дальние связи со Скифией – землей Урана (Урала) и Геи (скифы называли ее Апи – «апать», питать). Но для истории экономики и педагогики наиболее привлекательной фигурой все же является Прометей (Промысел) –  создавший трудом людей и навсегда сохранивший для них огонь, научивший людей многим ремеслам – изготовлению орудий труда и одежды, строительству жилищ, кораблей, письму и счету (правда, в последнем ему уже помог и Гермес).
Прометею посвящено огромное множество произведений искусства еще до рождества Христа. Ныне имя эпического героя нередко носят не только книжные магазины и издательства, но и различные предприятия с производством всевозможных товаров и услуг. Вечный огонь Прометея продолжает вдохновлять людей на новые и новые планы совершенствования земной жизни, да изучения и освоения привлекательных просторов вселенной.
Символический образ Прометея (Промысла) принципиально важен в истории экономики и педагогики. И смысл этого образа необходимо знать.

Подробнее поясните, в чем смысл образа Прометея для истории экономики и педагогики

Если Риму – 2755, то Скифии – 5555…

С чего начинать историю экономики и педагогики России ?!
В апреле 2002 года СМИ бегло сообщили о торжествах в «Вечном городе», посвященных очередному «пятилетию» Рима. Более тысячи лет, за несколько веков до «рождества Христова» (условного начала нашей эры), в цивилизованном мире счет времени велся от эпического образования этого города – 754/753 г. до нашей эры. Но сами образованные римляне доказывали, что скифы (пращуры россиян) древнее по цивилизованности даже египтян (не говоря уже о римлянах и греках). И якобы ( правда, у римлян без всякого «якобы») еще за 2800 лет до основания Рима достигли господства в Европе и Азии. Будь подобные античные высказывания об американцах или германцах, китайцах и многих других земных народах, планету давно бы сотрясал всемирный юбилей. Все же 5555-летие одной из древнейших цивилизаций на планете. Конечно, юбилей не круглый, но вполне впечатляющий.
Назовем росами (пра-росами и т.д.) всех первых жителей будущей России, на землях которой – по мнению археологов – пращуры современных людей появились миллионы лет назад. Севернее Кавказа, на берегах реки Лены, в других местах. В древности наших земляков называли самыми разными именами. Наиболее распространенным задолго до нашей эры стало «скифы» (скиты, скитальцы; «ашкузы» у ассирийцев; «ашкеназы» в библии, как позже стали называть и северо-восточных семитов, «древнерусских евреев»).
Римские ученые 1-1У вв.( более 16 веков назад), на основе греческих и других данных, поддерживали версию, что «скифское племя всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности происхождения». По мнению египтян, «при начале мира» крайние страны не могли производить или принимать людей из-за чрезмерной жары и ужасного холода.
Только умеренный климат Египта и его плодородие сделали низовья Нила «первоначальной родиной людей», что любопытно согласуется с современными представлениями ученых-генетиков. .
Скифы не признавали умеренность климата доказательством древности. Природа сразу создавала существа, способные выживать в любой местности. И «насколько климат Скифии суровее египетского, настолько выносливее там тела и души». Если верить античным ученым, скифы допускали происхождение нынешних частей света из единого континента, создание всей земли из огня и водного потока, первоначально заливавшего землю. Версия о цивилизационном приоритете севера – в силу тектонических и иных причин – ныне тоже разрабатывается достаточно убедительно, о чем свидетельствуют книги многих авторов
Так что в античных данных представлены реальные научные допущения.
По убеждениям северных мудрецов,  северная страна (Скифия) раньше других смирила испепеляющую жару холодами, а скифские горы (Рипы, Рыбы) быстрее освободились от воды, дали начало великим рекам древности – Ра (Волге), Борисфену (Днепру), Танаису (Дону), Двине (Эридану, Рудону) и другим. Стоит на это обращать и обращать внимание в исторической пропаганде.
Вывод ясен: «Тем раньше начала она (Скифия) производить живые существа». Скифы заметили, что обильное течение их рек переполняет  Меотиду (Азовское море), затем наполняет Понтийское(Черное) и Египетское (Средиземное) моря.. Египет не спасали и не спасают от напора северных рек плотины и каналы. Но царские плотины и иловые наносы Нила все же образовали Египет. «Такими доказательствами скифы одержали верх над египтянами и всегда казались народом более древнего происхождения»  (Вестник древней истории: далее ВДИ. 1949. № 1. С.249: нет трудностей с копированием этого источника – можно ему возражать, но надо мнение образованных римлян и учитывать).
Орудия труда, жилища и языки на землях Скифии развивались сотни тысяч лет. Элементы письменности — если начинать с орнаментов - десятки тысячелетий. Поэтому какие-то доли истины в античных спорах северян и южан есть.
Библия определяет исходной зоной человечества Араратские горы, Кавказ. За них, вероятно, ушел Каин и построил в земле Нод ( оборот: Дон) первый город планеты —  Енох  (Еног, Гелон у Геродота?). Каин – один из пращуров летописного Кия и нарцев-строителей, якобы построивших Новгород у Ильменя еще до хождений Андрея Первозванного. Так утверждают библия и летописи; а по легендам о Словене и Русе, Словенск – будущий Новгород и Руса (затем Старая) – построены около 2395 г. до н.э.
От потомков Каина пошли «живущие в шатрах со стадами», играющие на гуслях и свирели, кузнецы всяких орудий из меди и железа. Если отчасти верить этим библейским намекам, то допотопные северяне («нодовцы» или «донцы») задавали тон в скотоводстве, изготовлении музыкальных инструментов, в кузнечном деле тысячи лет. Археологических подтверждений этому все больше.
 Из сынов Ноя – он противостоял наследникам Каина, уничтоженным потопом -   первым назывался  Иафет  (у греков Иапет, отец  Прометея), сыновьями которого были Гомер (киммериец),  Магог  (Гог, владыка севера; позже «князь Роша : Рос»),  Мадай ( Мадий, такое имя имел выдающийся скифский царь-полководец VII в. до н. э .)...  Можно с этими версиями спорить, но в условиях информационного общества невозможно их замалчивать или игнорировать. Ведь в таких античных версиях и данных могли как-то отразиться реальные рассуждения северных и южных мудрецов 1У- Ш тыс. до н. э. о глубинах происхождения и памяти своих народов. Здесь и представления о природно-климатических условиях, первоначально определявших экономику и педагогику наших древнейших пращуров-земляков.
Подробнее ?!
Осведомленные римские историки Помпей Трог и Юстин в I — III вв. н.э. рассказывали о большей древности скифов по отношению к египтянам, о полуторатысячелетнем господстве скифов в Европе и Азии, где за 1300 лет до основания Рима это господство прекратил основатель Ассирии Нин:
«Азия платила им (скифам) дань в течение 1500 лет; конец упла¬те дани положил ассирийский царь Нин... В это время двое скифс¬ких юношей из царского рода, Плин и Сколопит, изгнанные из отечества происками вельмож, увлекли за собой множество моло¬дежи, поселились на каппадокийском берегу у реки Термолента и заняли соседнюю (равнину)...» (ВДИ. 1949. № 1. С.251).
Скифы Плина и Сколопита много лет грабили соседние народы — и все мужчины были убиты, а женщины превратились в амазонок. Из этого рода была Орития, ставшая женой бога северного ветра Борея. В борьбе про¬тив Афин амазонкам помогали дружины Панасагора, сына скиф¬ского царя Сагила. После Оритии царствовала Пентесилия, про¬славившаяся в Троянской войне.
Во времена Плина и Сколопита в Каппадокии появляются хеты, которыми правили царь Питхан и его сын Анитта. Зем¬ли Плина фигурируют в Хеттии, как «страна Каска» (Га-га; Кавказ, Каспий, куда впадает Ра, Рангха, Раса - Волга).
Индоевропейский Пан — бог лесов и рощ, спутник Диониса. Обращение «пан» у западных славян является следом древнего культа. Христианский писатель Павел Оросий (начало V в. н.э.) подтвердил, что ассирийс¬кий царь Нин (Паний, Панин) в 2054 г. до н.э. прекратил 1500-лет¬нее господство Скифии в Азии, но в таком контексте:
«За 1300 лет до основания Рима царь ассирийский Нин..., под¬нявшись с юга от Красного моря, на крайнем севере опустошил и покорил Эвксинский Понт (Черное море) и научил варваров-скифов, дотоле невоииственных и безвредных, не умевших проявлять свою жесто¬кость, познать свои силы и пить уже не молоко животных, а кровь человеческую, наконец, научил побеждать поражениями (изматыванием: П.3.)...» (ВДИ. 1949. № 4. С.267).
Оросий так пытался обосновать право скифов на разгром древних империй, включая Рим. Другие авторы подчеркивали, что Нин пре¬кращал именно тотальное скифское господство. Но и сами дружины Пания могли происходит из северян, из потомков войск индоевропейца Сарлага и иных северных царей. Северных наемников затем немало было в Ассирии.
Это признаваемые наукой античные исторические источники. И есть все основания давно отметить 5555 лет нежестокого и безвредного господства скифов в округе Черного моря (если использовать версию Павла Оросия) или сбора скифами дани в Европе и Азии (по версии Помпея Трога, Юстина и некоторых других авторов).
Надо пропагандировать множество археологических находок, свидетельств той поры – тысячи каменных топоров, разнообразную керамику, курганы, следы первых укрепленных городов, наземные жилища. Немало находок в Эрмитаже, в Историческом музее Москвы, в Институте археологии, в музеях Ростова-на Дону и других городов Приазовья, да  иных городов России и всего мира, особенно Египта, Израиля, Палестины, Турции, Сирии, Ирака, Ирана.

Кто и какие данные привел о большей древности скифов по отношению к египтянам, как обоснована дата 3553 г. до нашей эры началу господства скифов в Европе и Азии ?
Рипы (Рифы) - северный Олимп

Их тысячи лет назад называли  Рипеи, Рифеи и тому подобное. Это особая святыня древнейших восточных европейцев,  росов-русов. Кто-то подтягивает Рипы к Уралу, хотя в античности это Гиперборейские горы. Кто-то – к другим краям. Но ориентирами Рип задолго до нашей эры были истоки Танаиса (Дона), Ра (Волги) и других великих рек. Ныне – это явно Русские возвышенности Русской равнины (тяготеющие к Валдайской возвышенности), дающие начало крупным рекам.
Они воспринимались задолго до нашей эры как те горы, что и способствовали появлению людей в Скифии раньше, чем в Египте. У верховий рек немало археологических памятников эпохи палеолита, связанных с движением к производящей экономике, хотя бы в сфере строительства жилищ (землянок, полуземлянок-«казарм», шалашей, «юрт»). Они показывают достаточно высокий уровень развития окрестных жителей 20-30 тыс. лет назад. Фигурки женщин-рожениц, разнообразные орудия труда и оружие, сложные (могильные) погребальные обряды. Это и свидетельства высокого для того времени уровня образования. Обо всем этом надо знать твердо. Даже округа Москвы дает немало ярких фактов той поры. Например, Сунгирь. Пригласите специалистов по российскому палеолиту, прочтите их книги, посетите Эрмитаж и отделы древней истории во многих музеях..
Знаменитый Аристотель, учитель Александра Македонского, в IV в. до н.э. отмечал: «... Под самым севером, выше крайних пределов Скифии, находятся так называемые Рипы , о величии которых передаются очень баснословные рассказы. Оттуда, говорят, текут очень многие и притом самые огромные из других рек после Истра (Дуная, он считался южным рубежом Скифии )...» Эти данные находили десятки других античных подтверждений, включая данные географа Птолемея (в средние века по этим данным составлены античные карты). Рифат, если верить библии  — сын Гомера, брат Скифа. Рифат – популярное имя у тюрков, которые тесно взаимодействовали с семитами в раннесредневековой Хазарии (там жили и активные авторы популярного ныне полного свода Библии). Если помнить о взаимопереходах «ф-т» (Феодор – Теодор; скиф- скит), то Рефеи – это и Ретеи, Рифы – Риты (где есть связи с рыть, прорывать). По некоторым версиям эпоса об аргонавтах, в Рипейских горах была прорыта протока, что позволяла попадать в море Крона (Сарматский океан, Балтику).
Рипы (Рифы,  Рефеи,  Рипеи и т.п.) — это доиндоевропейский и  протославянский Олимп, близкий и соседним народам. Здесь якобы жил в тереме с женой Орифой и детьми-аргонавтами бог северного ветра Борей (Перун). Его крылатые дети Зед и Калаид были среди аргонавтов, вероятно, и пригласили соратников погостить в благодатных краях (на «великой и обильной земле», как представляли послы за морем свой край в средние века). Отсюда начинался «ропот», увлекавший  полиэтничные северные дружины на покорение дальних стран. «Ропот» коммунизма – один из последних примеров. Но об эти Рифы не раз разбивались и армады  разных завоевателей. Разгром фашистских войск – один из последних примеров. Сюда с победами или бедами возвращались или приходили многие тысячи людей. Молились Рее и Крону,  Перуну и  Велесу, Борею и  Орифии , иным богам и героям. Межплеменные культовые центры могли получать и название Ильмени («божьи мужи »). Обо всем этом в науке усиливаются жаркие споры.
Скифы с близкими им амазонками  (поляницами эпоса) и «фраками»  (братами) до пращуров греков считались самыми способными к власти и «обладавшими наибольшим могуществом народами». Они господствовали над всей Европой и заметной частью Азии. Но удача от них отвернулась. И авторы еще до Аристотеля доказывали, что в сражении с предками греков скифы-исполины из округи  Рип «погибли, подобно тому, как если бы воевали со всем человечеством»  (ВДИ. 1947. № 2.  С.302, 316 и др.). Многотысячелетняя история доказывает, что у северных скифов большие ресурсы самовозрождения. И об этом никому и никогда не стоит забывать. Россияне и все желающие знать полную историю России не вправе забывать и о  Рипах (Рифах), игравших важнейшую роль в хозяйственно-политической жизни державы. И ныне в этой округе развиваются Москва, Санкт-Петербург, другие крупные города, активно определяющие экономику и педагогику нашей державы.

Что в античности понималось под Рипами и какую роль Рипы в истории народов Скифии играли ?
Хесин

Словообразование очень древнее (типа библейских рек Гихон и Фисон, текущих из рая) и характерное античным северянам, которых недруги справедливо побаивались.
Хесиным в античности называлась северная река, текущая на север от Рип. Ее упоминал Птолемей. А около 400 г. н.э. Маркиан из  Гераклеи  Понтийской (Южное Причерноморье) на основе античной традиции определил размеры  Сарматии (Скифии) примерно 1,5 тыс. на 1,5 тыс. км (по 7,7 тыс. стадий). Значительных народов в стране (части Европейской России)  отметил 56, значительных городов — 53 (включая Метрополь: округу Киева), значительных гор — 9... Арабы позже на этой территории указывали «страну славян».
Север Сарматии у Маркитана представлен так:
«За устьями реки  Вистулы (Вислы) следуют устья реки  Хрона (Немана); а за рекой  Хроном далее находятся устья реки Рудона ( Западной Двины; янтароносного Эридана у Геродота). Эти реки изливаются в Вендский (Рижский и т.п.) залив, который начинается от реки Вистулы, простираясь на огромнейшее пространство (в сторону Ботнического и Финского заливов —  П.3.). За рекой  Рудоном находится устье реки  Турунта  (Нарвы или  Луги; в истоке - Великая); а за рекой  Турунтом следует река  Хесин и ее устье (вероятнее всего - Нева). За рекой  Хесин находится неизвестный Гиперборейский океан (Северный с морями или цепь озер Ладога, Онего и т.д.), принадлежащий к Гиперборейской неизвестной земле. По реке  Хесину живут  агафирсы, народ Европейской Сарматии. Реки Хесин и  Турунт текут (с гор Рип, что) лежат внутри материка между  Меотийским (Азовским) озером и Сарматским океаном (Балтикой). Река же  Рудон течет из  Аланской горы (округа  Валдая); у этой горы и вообще в этой области живет на широком пространстве народ  алан-сармат  (праславян и соседей), в земле которых находятся истоки реки  Борисфена (Днепра), впадающего в  Понт. Землю за  Борисфеном, за аланами населяют так называемые европейские  хуны (гунны, которых тогда считали близкими  нервиями — П.3 .)» (ВДИ. 1948. № 3.  С.279).
По Геродоту, примерно из округи  Хесина пришли на  Делос почти 30 веков назад северянки во главе с  Лаодикой, несшие священные дары в снопах пшеницы. Лаодика подозрительно созвучна Ладоге, а ее подруга Гипероха – Великая, Превосходная – явно из страны гипербореев, округи Гиперборейского океана. Это земли, ближе к полярному кругу, к «вечным ночам», где свои особенности экономической жизни и воспитания. И свои глубины памяти.
Скифы от  Меотиды в 3 - 4 вв. неоднократно захватывали центры Южного Причерноморья, многие надолго и навсегда оставались здесь, поэтому информаторов у  Маркиана и подобных авторов хватало. У близких индоевропейцам  хурритов, обитавших почти 40 веков назад южнее Гераклеи, имя  Хесуи носило подземное божество (типа  Плутоса или Ада).  Хиона  (Снежана) — дочь Борея. Русское диалектное  «хесать» — прыскать, косить, резать. Этому скотоводческому термину – вероятно – несколько тысяч лет. Традиции осмысления  Рип и  Хесина в связи с Русью отразила средневековая арабская литература (Новгородские археологические чтения.  Н. 1994. С.200-203). Ныне на линии Хесина и в его округе стоят Тверь, Великий Новгород, Санкт-Петербург и другие города. Многотысячелетняя история экономики и образования местного населения, отраженная в музеях и массе публикаций, подтверждает особое значение Хесина в российской истории. От Хесина до «кесаря» (царя) путь по созвучию и смыслу не слишком длинный. Правда, во времена Геродота скифские цари именовались василиями-басилиями (так со средних веков называли и императоров Византии).

Что в античности связывали с Хесиным и какие народы в этой округе жили ?! По историческим энциклопедиям и Интернету узнайте об этих народах подробности.

Околопотопное время

Во многих русских летописях отмечено, что в послепотопных (напомним, потоп якобы прекратился около 3264 г. до н.э.) странах Иафета сели «русь, чудь» и всякие языческие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, лётгола, ливы. Ляхи же и пруссы, иная чудь обосновались близ моря Варяжского. По этому морю в средние века сидели варяги: отсюда к востоку—до пределов Сима, обосновались по тому же морю и к западу— до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также и шведы, норманны, готы, заморская русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуэзцы и прочие,— они примыкают на западе к южным странам и соседили с племенем Хамовым. Летописцы считали, что пращуры перечисленных средневековых народов на данных землях несколько тысячелетий назад уже жили.
И они почти абсолютно правы, если учитывать приведенные выше научные версии. Археологические культуры шаровых амфор, ладьевидных и боевых топоров около 6 – 4 тысяч лет назад подтверждают вероятное существование мощной языческой державы от Балтики до Урала и Причерноморья. Доказательств – огромное множество.
В частности, каменные топоры и иные орудия труда, керамика и подобные следы неолита обильны в округе Старой Руссы (она может быть центром общероссийского юбилея) – находки во Взваде, Чертицко, Медникове, Парфине… Еще в 1939 г. на мысу у Воскресенского собора в Старой Руссе были найдены кусочки кремня и фрагменты керамики с ямочным орнаментом – явный неолит. А в 1956 г. в огороде метрах в двухстах от собора откопали каменный боевой топор. Многие подобные находки как богонеугодные «стрелы громнии» (следы культа Перуна-Тархунта, Таргитая, которого при Геродоте считали родоначальником основных народов Скифии) жителями округи за века просто уничтожены. А они встречались именно на Соборной стороне.
Понятно, обитали в глубокой древности в округе Ильменя не средневековые «русь и чюдь», а их далекие пращуры и прапращуры. Агафирсы, аланы, аорсы, европейские гунны… И археологи не против этого, как собственно – вероятнее всего, - не против и вся реальная история (ей ныне посвящена бездна существенных доказательств, которые можно найти в журналах «Российская археология», «Вестник древней истории» и других изданиях РАН, в ряде авторитетных зарубежных изданий).
Внуки Зевса

Эпос — концентрированная многотысячелетняя память. Почти все боги славян — дети  Сварога  (Сварожичи), «сварганившего» (сотворившего) всю Вселенную и ставшего ее владыкой. В других религиях он —  Пантократор, Саваоф, Яхве... Сыном Сварога признавался бог солнца  Дажьбог  (Тейшеба, Митра), а  словено-русы — если верить эпосу —  «дажьбоговы внуки». Но надо знать и более ранние записи мифов наших пращуров, античных народов Скифии.
Геродот более 24 веков назад привел скифскую легенду о том, что основные народы Скифии произошли от  Таргитая  (Тархунта: Перуна ) — сына Зевса и дочери  Борисфена (Днепра; русалки). Сам  Таргитай имел трех сыновей —  Липоксая,  Арпоксая и  Колоксая («ксай» – князь, царь, «сиятельный»). Семья дала первых жителей «этой необитаемой тогда страны». Слово  «ксай» все чаще связывают с  праславянским «князь». В царствование трех братьев с неба, не без ведома дедушки Зевса, упали на Скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира (топор), чаша (котел) и – иногда добавляют – наконечники стрел или копий. Они были так горячи, что старшие братья ими овладеть не смогли. Лишь перед  Колоксаем пламя погасло, и «он отнес золото к себе в дом». Победил огонь — значит, праведен, как считалось в древности (отсюда и перо жар-птицы, купания в чанах с кипятком и т.п.). Старшие согласились отдать царство младшему. От Липоксая, которого ученые связывают и с округой гор Рип (Лип; чередования «р:л»), пошли скифы —  ав-хаты  ( святые «хатты», пращуры хеттов). От  Арпа-князя —  кати-ары ( хеты-арии, геты) и  трас-пии (жители Трои). От князя («сиятельного») Кола, ставшего царем — пара-латы (бары, бояре-«ладные», властвующие). Всех этих скифов стали называть  сколотами — царскими (но у римлян «склавы» стали означать рабов).
Рождение братьев и царствование Таргитая относили к 1514— 1512  гг. до н.э. Якобы Таргитай правил ровно за тысячу лет до вторжения в Скифию полчищ  Дария I. Почти в ту пору  Тархунт  (Перун) известен хеттам, а позже этрускам. Лип,  Арп, Кол, как позже Пал и  Пап, — наши  «ксаи» (цари), пращуры-земляки. И их символы – подарки Зевса – подчеркивают развитый характер экономики Сколотии до четырех тысяч лет назад. Скифский царь Линх (Лис) признавался по другой легенде одним из родоначальников земледелия, противостоявшим самой Деметре.
Трактовке этого скифского «рассказа» посвящены горы публикаций. Доминируют индоиранские пояснения, в пользу индоиранских экономики и педагогики. Но могут видеть в этих братьях и народах своих пращуров славяне и  балты, германцы и  финно-угры, тюрки и другие этносы России. Археология показывает, что относительно необитаемой округа верховий Днепра и Дона была десятки тысячелетий назад. Отступление ледника несло 10 – 12 тысяч лет назад и сюда жизнь, а вскоре на землях Каина (Кия) возникают древнейшие города, развиваются производящие формы хозяйства. Развивалась свидерская культура, представители которой вскоре проявляли себя даже на землях Палестины в округе Иерихона.
Сколоты у византийцев стали «склавинами» (сакалиб у арабов) — славянами. Кол (вероятный земляк Каина и Енога) мог стать летописным Кием. Другие братья —  Щеком и  Хоривом. Появилась и сестра их  Лыбедь (с именем, созвучным Липоксаю).  Паралаты, вероятно, превращались в полян («боляр» у Борисфена). О родстве пращуров-земляков с Зевсом наука и россияне почти забыли. А ведь эти земляки имели достаточно высокий уровень развития экономики.
Города в округе реки Рось (академик Б.А.Рыбаков со славлением этой округи и умер) около 4 тысяч лет назад достигали площади в сотни гектаров, имели более тысячи зданий (иногда двухэтажных) и тысячи жителей. Население сочетало скотоводство и земледелие. А уровень хозяйства в целом указывал на наличие государственности. Археологи множеством находок это подтверждают.

Сыны Геракла

Давно в науке существует версия, что при распространении христианства церковники заменили образом Георгия Победоносца очень популярный у античных народов образ Геракла, который тоже считался родоначальником, родичем или покровителем северян.
 Скифы сами себя вели от Зевса, но древние греки считали их потомками Геракла. Со времен палеолита по степям севернее Черного моря шли пути кочевников из Азии на край Европы и обратно. На острове  Эрифия у западного края Европы (в округе  Гадир) жил великан  Герион  (Горыныч), у которого Геракл угнал быков. Герой вскоре попал в необитаемую еще страну, что позже заняли скифы. Склоняли ко сну усталость, непогода, холод. Закутавшись в свиную шкуру, Геракл заснул, а его упряжные кони, отпущенные пастись, пропали.
Гераклу после пробуждения пришлось исходить всю страну в поисках коней (кое-где даже оставил след своей гигантской ступни на камнях). Наконец, прибыл в землю  Гилея («Лесная»: одно из ранних названий Скифии). Там встретил полудеву-полузмею — Ехидну (или «русалку»). «Дева» согласилась, за страстную любовь, вернуть Гераклу коней. Герой вынужден  был жениться «гражданским браком». От брака родилось трое сыновей:  Агафирс,  Гелон (имя по созвучию иногда связывают с Ильменем и  Шелонью) и Скиф. Ехидна одна владела страной и спросила, не отослать ли сыновей в Грецию, когда они подрастут. Геракл же рекомендовал ей устроить дома состязание среди  сьшовей по натягиванию богатырского лука и опоясыванию «толстокожим» богатырским поясом (с золотой чашей на застежке).
Победил младший — Скиф, от которого и пошли все скифские цари. Гелон («холод», «голь» – бедняк, неимущий) вынужден был селиться севернее, Агафирс — западнее, в округе Карпат и у низовий Дуная. Агафирсы считались зажиточным народом, любящим золотые украшения (связывают с пращурами балтов, молдаван, румын, циган и т.п.). Правда, часть агафирсов более 18 веков назад обосновалась и у Хесина. Греческая легенда известна в записях тоже более 24 веков назад. Она также имеет множество трактовок.
Появление луков и стрел ученые нередко относят ко временам мезолита. Даже считается, что изобрели луки у Восточной Балтики свидерцы, затем обучавшие стрельбе из лука окрестные народы. По мифам, Геракла  обучил стрелять из лука скиф (или один из пращуров скифов)  Тевтар. Из лука отец Скифа и убил Орла, терзавшего Прометея. Золотая чаша у пояса появилась много позже. Но в целом легенда отражает более глубокий пласт истории, идущий почти от ледниковой поры. Или от времен начального скотоводства, быка  Рудры, экономики той поры. До 10 тысяч лет назад.
«Тройку» внуков Зевса или  сыновей Геракла, известных задолго до нашей эры, средневековый эпос заменял «тройкой Кия» или наиболее популярных русских богатырей, «тройками» героев эпоса многих народов России. Но история не дает россиянам права забывать о первых составах «троек», указанных письменными источниками в античное время. Внуки Зевса символизировали славу скифских земледельцев и скотоводов, а сыны Геракла — олицетворяют первых защитников Родины, ее и экономических богатств.

Пал и  Нап

Это тоже символы многотысячелетнего прошлого россиян, правда, больше символы ратных успехов и ратного труда. Здесь и еще одно подтверждение версии генетиков о происхождении наших пращуров из Азии и Африки (десятки и сотни тысяч лет назад, хотя есть и версии о появлени людей более миллиона лет назад из тогда еще теплой Сибири).
Более 20 веков назад  Диодор Сицилийский привел такую античную версию о происхождении скифов. Якобы их пращуры составили небольшой народ у реки Аракс («роксо-ланов», русской), у юга Каспия. Царь  «араксов»  был отличным воином и стратегом. Во главе с ним пращуры «приобрели себе страну в горах до Кавказа, в низменностях побережья Океана и  Меотийского озера.(Азовского моря)...» Позже появилась у них полудева-полузмея, родившая от Зевса (не Геракла) Скифа. Скиф, «превзойдя славой всех своих предшественников, назвал народ по своему имени — скифами». Славяноведы допускают — «скитами» (скитальцами), чему немало подтверждений в многотысячелетних хождениях индоевропейцев (французы, германцы, англичане, испанцы, американцы и т.п. – все это различные итоги хождений, в основном из округи будущей России).
Потомками Скифа  были два доблестных брата — Пал и Нап. Их родичи назывались палами  (спалеями; полянами —  русью летописей) и  напами  (напеями). Иногда Напа и Пала связывают с именем ассирийского царя Набопаласара – (условно) небо-поле-царя; бога-огня-царя.
Потомки Скифа отличались мужеством и стратегическими талантами, завоевали обширную страну от  Танаиса до Фракии и даже до Нила. Затем дошли и до Восточного (Индийского) Океана. Все эти скифы имели много замечательных царей, героев.. Занимались дальними переселениями. А в одно из междуцарствий в Скифии появились амазонки, покорившие затем Европу и Азию. От скифов и амазонок пошел культ  Таврополы (Пастушки;  Ифигении). Часто народы Скифии проникали в округу Сирии  (ВДИ. 1947. № 4.  С.250-251), что подтверждает и Библия.
Более трех веков назад появились десятки списков русской легенды о скифских князьях  Словене и  Русе, имевших братьями  Болгора,  Комана  Истера и родичем — библейского  Мешеха. По христианской хронологии, князья около 2395 г. до н.э. вышли к озеру  Мойско (Ильменю) и основали города Словенск (будущий Новгород) и  Русу (ныне Старую). Этим русским городам скоро можно отметить символичную дату существования — по 4400 лет. Легенда о Словене и Русе является своеобразным продолжением легенды о Пале и  Напе. Известны болгарские и арабские варианты этой легенды  Х-ХП вв. н.э. Они требуют изучения и пропаганды. Скифский князь  Палак славился во II в. до н.э. А затем стали известны  поляне-русы, способствавшие развитию экономики Киева. И вновь градостроительство указывается как главное дело наших пращуров-земляков, что стоит признать существенной чертой экономики пра-росов.
Так что - Скифы древнее египтян и Рипы, Хесин и Таргитай (с Торгом на берегах Ильменя), Словен и Рус – еще очень многое позволяют России отметить 5550 лет эпической отечественной государственности в любом символическом году от 2002 до 2007. И аргументов этому может быть найдено множество. И не стоит оглядываться на реакцию Запада – там доминируют очень поздние индоевропейцы, которые стараются игнорировать свою исходную родину (по многим лингвистическим версиям). Надо брать пример с Китая и Индии. Они не чураются многотысячелетних глубин своего прошлого. Хватает реальной исторической славы и у античных народов нашей страны, потомками которых и являются многие россияне – славяне и тюрки, финно-угры и народы Кавказа…

Скифство как мировозрение

Христианский писатель Эпифаний (Епифаний: 314 — 402) ведущими из древнейших философий считал варварство, скифство, эллинство и иудейство:
«Скифство, от дней Ноя до построения башни и Вавилона и в следующее за построением башни время немного лет, т.е. до Фалека и Рагаба (Рагава, сына Фалека: П.3.), которые, направив¬шись в Европейскую часть света, присоединились к Скифской стране и ее народам» (ВДИ. 1948. № 3. С.244 — 245).
Летописи считают, что во времена Фалека и его брата Нектана «нарци еже суть словене» в числе 72-х первых народов-языков планеты строили Вавилонскую башню. Фалек и Рагав вскоре после 2600 г. до н.э. до н.э. вовлекали часть населения Скифии в иудейство, что ныне подтверждается все большим числом дан¬ных. Округа Скифии создала иудеев-аскеназов, отличавшихся большей белокуростью или рыжеватостью (Авраам, Давид), дру¬гими этническими чертами от семитов-брюнетов. Скифство поз¬же находило проявления в эллинстве и варварстве. Мудрость скифов и развитость их языка все больше признавались народа¬ми-соседями.
Видные лингвисты В.В.Иванов и Т.В.Гамкрелидзе поддержали версию западных ученых об индоевропейском родстве «протохар» и «гутиев», громивших семитский Аккад (что возник на месте Шу¬мера). Около 2225 г. до н.ч. царя «гутиев» (кутиев; по некоторым версиям их связывают и с курдами) звали Сар-ла-аг. Это один из первых известных индоевропейских царей, вероятно, связанных с округой Северного Причерноморья. Имя находит немало созвучий в языках поздних индоевропейцев, включая и словено-русов. На¬пример, средневековый Сар-кел — Белая Вежа у Дона. «Белыми» одеждами известны русские князья. Так что крепость — «царская келья».
Около 2304 г. аккадский царь Саргон Древний попытался пе¬ререзать древние пути из Скифии в Египет у Ливана и Тавра (ныне Турция). Северные цари на время отошли, один из них был по¬хоронен в Майкопском кургане (см.: изображения в энциклопедиях). Аккадец Нарамсин, правивший в 2236— 2200 гг. до н.э., в начале и в конце своего правления тоже отбивался от «народов Севера», использовавших индоевропейские повозки. Се¬веряне возвращались домой с золотом и медью, характерными для той эпохи предметами.
Если Фалек и Рагав ушли в Скифию, присоединились к ее наро¬дам, то сын Рагава Серух со своим родом вынужден был выжи¬вать на землях древнего Аккада, в Уре Халдейском. Поколения Серуха составили Нахор (сын), Фарра (внук), Аврам (правнук). А родоначальники уже обитали в Скифии. После победы Нина се¬мья Фарры, включая Аврама, пошла из Ура в землю Ханаан, ко¬торую признавали и скифской (хазары на еврейском в Х в. н.э. называли и русских «ханаанцами»). Остановились в Харране у верховий Евфрата и Тигра, в двух сотнях верст от озера Ван и ис¬токов Аракса. Там Фарра в 205 лет умер, а в 75 лет Аврам пошел в Ханаан и позже в Египет, по древним «скифским» путям.
Летописных «нарцев еже суть словен» общепризнанный «отец истории» Геродот мог называть неврами. Нарцев-невров наука включает в число праславян, с ними связывают и Неревский конец в Новгороде, реку и город Нарву, другие омонимы. Неревский конец дал первую средневековую берестяную грамоту России и еще сотни грамот, показав высокий уровень грамотности жившей здесь на улице Великой общины. И здесь тоже могли хранить память о Великой Скифии.
Знать эпические глубины отечественного прошлого полезно, но не стоит слишком увлекаться мифами и упорно подменять ими реальные научные знания.

Где находились послепотопные «русь, чюдь и вси языци» ?
Кто такие Таргитай и внуки Зевса ?
Кто такие сыновья Геракла ?
Каковы достижения Пала, Напа и их потомков ?
Каковы античные представления о скифстве как мировоззрении ?
Укажите в эпосе связи с историей экономики и педагогики России. Обоснуйте эти связи.