1. Скифская философия

Петр Золин
 
http://www.netslova.ru/gudava/sumer/ris4-33.gif
Тенгиз Гудава До и после Библии
Вариант расселения рода Мешеха и Тувала

1. Скифская философия

Эта книга продолжает цикл моих публикаций по античной истории отечественной философии. Наиболее известны работы, опубликованные совместно с В.М.Кандыбой: «Реальная история России» (СПб.:Лань, 1997. С.210 – 228; с сюжетами и в других фрагментах контекста), «История и идеология русского народа» (СПб.: Лань, 1997. Т.1 – 2; наиболее подробно: Т.2. С. 234 – 323; с сюжетами и на других страницах томов). Тираж изданий тогда составил 10 – 15 тысяч экземпляров. На основе античных источников там указаны именно как античные философы Скифии - Ахилл (во многом через текст «Илиады» Гомера), Абарис, Токсарис, Анахарсис, Замолксис, Бион Борисфенит, Сфер Боспорит и другие сравнительно известные в древности исторические лица. Признания этих объективных имен и фактов в историко-философской литературе России – до сих пор нет как нет.
Кратко рассказано о встрече около 100 г. уже нашей эры Диона Хрисостома (Златоуста 1) в Ольвии у низовий Буга с меланхленами (смолянами) Каллистратом и Гиеросонтом. Они проявили себя как последователи неоплатонизма, что вновь прошло мимо внимания почти всех историков отечественной философии.
Начала христианской философии на землях России нами больше показано в сборниках «Новгородика» (Итоговые выпуски 2 – 3. Н.: НГСХА, 1996. Вып. 2. С.33 – 41; Вып. 3. С.31 – 49). Но тиражи этих изданий - 300 экз. - попали даже не во все ведущие библиотеки страны. Наряду с Андреем Первозванным свой вклад в историю Скифии внесли и другие апостолы, а затем и отцы церкви. Епископ Рима (92 – 101 гг.) Климент (Клемент) был сослан в Крым, где в округе создал от 74 до 300 церквей (религиозных общин). Со славянством связывают деятельность Теотима из Малой Скифии (Добруджа, ныне округа румынской Констанции), который оставил ряд трудов во времена Иоанна Златоуста (ок. 347 – 407). А.Ф.Замалеев в своих работах отчасти прав, сводя корни православной философии средневековой Руси к трудам «отцов церкви». Но он проходит мимо Теотима и подобных скифских мыслителей, игнорирует мощный пласт античности в средневековой философии Руси (например, богатства сборников типа «Златая цепь», «Златоструи», «Пчелы», «Пандекты» и т.п., которые десятками ждут в последние века переводов и издания). Да и нередко отечественными историками замалчивается диалектика и влияние на народы страны философии волхвов и ментальности шаманов.
К сожалению, дохристианский уровень философии в России игнорируется в литературе упорно и с перспективой. Сайт «История философии» (
http://www.philosophy.ru/lib/history/
) в открытом доступе содержит десятки книг. Среди них книги П.П. Гайденко,  М.Н. Громова,  «История философии» (в нескольких выпусках), В.В. Зенковского «История русской философии», В.Я.Кисиля « Античная философия (логоидеограммы, концепты, вопросы)», известные работы М.К. Мамардашвили , Г.Г.Почепцова, Б. Рассела  «История западной философии», А.Д. Cyxова «Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы» , Е.А. Фролова «История средневековой арабо-исламской философии», А.Н.Чанышева «Курс лекций по древней философии» и ряд других. Но специальных работ о философах Скифии и скифской философии все еще нет. Нет осознания многотысячелетних корней отечественной мудрости.
Жан Кальвин в 16 в. в труде «О христианской жизни» посчитал необходимым вернуться к сюжетам скифской ментальности. Он был вполне согласен, что люди, считавшие высшим благом вовсе не родиться, либо поскорее умереть, хорошо рассудили соответственно их человеческому разумению. Ведь поскольку они были язычниками, лишёнными божественного просвещения и истинной религии, то что же могли они увидеть в земной жизни, помимо лишений и страха? Вот - то-то, почти как неучи россияне и ныне.
«Так же оправдан плач скифов при рождении ребёнка; а когда у них умирал кто-нибудь из родственников, они веселились и устраивали торжество; но ничуть от этого не преуспели. Так как им недоставало истинного учения о вере, они не видели, как нечто несчастливое и нежеланное обращается во спасение для верующих. Поэтому результатом их размышлений было отчаяние. Пусть же верующие, оценивая эту обречённую на смерть жизнь, всегда преследуют такую цель: именно потому, что в ней, как они отлично видят, царит страдание, они должны отстраняться от неё и усерднее предаваться созерцанию будущей вечной жизни».
Жизнелюбие скифов, бывшее результатом их размышлений, досаждало просвещенным и посвященным даже в средние века. А французские энциклопедисты уже рассуждали именно о «скифской философии», при этом у французского неомасонства стало популярным и имя Анахарсис, которого ранее – во времена Кальвина - упоминал и Мишель Монтень.
Священники, как правило, очень образованные люди. По мере накопления объективных знаний и реальных достижений цивилизации они не могут не осознавать, что любая религия – это «воровка на доверии». Верующий нередко должен принять за абсолютную истину невообразимую ложь (правда, с элементами этической пользы за счет проверенных тысячелетиями ритуалов и нравственных наставлений – различных ценностей). И свято верить в нее, чего и требуют всякие авторитаристы и прочие эксплуататоры святости человеческой веры. Но это же оставляет огромные массы людей вне путей реального знания. А вроде бы на планете ХХ1 век, информационное общество, свобода вероисповедования и атеизма…
Как же оправдываются самые образованные ? Вот слова около 400 г. н.э. тесно связанного со скифами Иоанна Златоуста:
«И что худого от незнания, когда у нас, исправно самое важное? И это признано не только у нас, которые смеемся над внешнею мудростию и почитаем ее буйством (1 Кор. III, 19), но даже у самих внешних философов. Посему многие (из них) не очень заботились об этом знании, а другие и совсем пренебрегли им и до конца остались неудачными и, посвятив всю свою жизнь нравственной части философии, сделались весьма знаменитыми и славными. Так Анахарсис, Кратис и Диоген нисколько не заботились об этом искусстве; а некоторые говорят тоже и о Сократе, и это может засвидетельствовать нам тот, кто более всех отличался в этом искусстве и точнее других знал дела его. Введя Сократа в судилище для оправдания, в защитительной речи пред судьями, (Платон) представил его говорящим так:
„Афиняне, вы услышите от меня всю правду, клянусь Зевсом, а не речи разцвеченныя и разукрашенныя, подобно речам судей, отменными выражениями и словами; нет, вы услышите речь, изложенную просто и прямо, словами, какия случатся; ибо я уверен в справедливости того, что говорю, и никто из вас пусть не ожидает чего-нибудь другого; и с моим возрастом несообразно было бы явиться пред вами подобно юноше, сочиняющему речи" (Платон "Апология Сократа").
СЛОВО ТРЕТИЕ. К ВЕРУЮЩЕМУ ОТЦУ. К ВРАЖДУЮЩИМ ПРОТИВ ТЕХ, которые привлекают к монашеской жизни. Творения Святаго Отца Нашего  Иоанна Златоуста, Архиеп. Константинопольскаго, в русском переводе.
Здесь напрашивается общеизвестное. Я знаю только то, что ничего не знаю.
Иоанн Златоуст (по-гречески Хрисостом) жил в IV веке нашей эры и чаще известен как автор первого текста Божественной Литургии.  За скифского мыслителя Анахарсиса Иоанну Златоусту особое спасибо. Иоанн  признавал у образованных верующих достаточно высокий уровень знаний, где имелись устойчивые представления об Анахарсисе, Кратисе, Диогене, Сократе, Платоне, которые чтились в Северном Причерноморье и за три века до Иоанна Златоуста (Хрисостома Второго).
И даже поэтому путем незнания скифской философии нам пойти никак нельзя. Особенно в условиях открытого информационного общества. А достоверность знания пусть укрепляется достоверностью и взаимоподдержкой исторических источников, проверенных и признанных наукой. Безусловно, коллективные усилия на этом пути гарантируют большие успехи.               

С уважением к читателю  П.М.Золин