О творчестве Чингиза Айтматова

Александр Маслов 2
Для чего существует чтение? Чтение – это общение с людьми, способными дать многим то, что они ищут и давно ищут. И часто случайно, вдруг, с первых строк понимают – это то, чего они искали может для ответа на вопросы, а может для оправдания своей позиции в жизни. И писатель, да еще авторитетный становится другом. Чтение имеет преимущество перед кино – там ваше воображение творит под своеобразный слог, в необычном направлении, и иногда неожиданная точка зрения возбуждает видение обыденного, привычного в новом свете, или автор возбуждает переживание давно забытого, пройденного.
Вот и у меня чтение произведений Айтматова в первую очередь воссоздало забытое, и думаю не только мной, но и обществом забыто, и даже накрепко, то лучшее, что должно быть в человеке, но и во вторых дополнило переоценкой моральных качеств. Сегодня понятие о добре стерилизовалось, точно так же как и все остальное в духовном мире: на первое место поставили бога, и только через него якобы возможно добро, а человек оказался непригодным в созидании добра без посредника, этим он похож на машину; и хочу провести аналогию сложную, но имеющую основание глубокоприродную на примере фотоискусства, где цвета просто утрированы, лишены колорита, богатства и ближе к бульварной живописи, где используется открытый локальный цвет, можно сказать – “профотошопенный”, а изображение и композиция слишком очевидны, что человечество начинает радоваться как дети упрощённо-понятным вариациям; но, а ценность жизни сведена лишь к содержанию своих организмов, и смысл добра – через подаяние. Ведь схема жизни примитивна – ценишь бога, живешь во удовлетворении своих телесных потребностей.
     Рассказы как: “Пегий пёс, бегущий краем моря” о трагической благородности человека жертвовать ради жизни поколения растущего, где рыбаки попадают в беду и постепенно покидают лодку, для сохранения питьевой воды – старик, посчитавший, что он жизнь пожил, следующим покидает молодой рыбак, позволив своему другу остаться вместе с пятнадцатилетним сыном, но затем и отец покидает лодку, когда сын спал.
     “Прощай Гульсары”- рассказ о сложном переплетении жизни человека и животного. 
     “Белый пароход” – рассказ с трагическим концом, от того что люди перестают уважать ценные накопления в обществе, когда перестают ценить внутренний мир друг друга, дедушка и его внук погибают от того что люди убили веру в добро, заложенное с большим трудом предыдущими поколениями, веру в Мать-Олениху.
     Рассказ “Джамиля” – о настоящей любви, где киргизская девушка солдатка влюбляется в комиссованного с фронта молодого киргиза, не смотря на то, что её муж на фронте, но это не предательство, и это любовь, очевидцем которой был младший брат солдата, “джене”- называл он жену старшего брата, и даже он оценил, как благородные чувства любви и не препятствовал  схождению влюбленых, и в дальнейшем - их побегу. 
     Рассказ “Первый учитель” – о жертве человека ради общества, но оно так и не оценило эту жертву, как и сегодня люди не оценили своего недавнего прошлого – социалистического, которое, может, и не было прогрессивным, оно было молодым  и неопытным, но оно было для большинства, но такие вот люди! они добром не умеют пользоваться, а только тем, что “подадут к столу”.
       Чингиз Айтматов - высокого уровня художник, читая его можно восстановить поврежденные клетки души, и нашему обществу именно этого не хватает, а люди сегодня питаются духовными концентратами якобы с небес, а у живой жизни мы перестаём учиться. А ведь наша недавняя История – это живая жизнь, но когда мы стремимся приобрести ценности жизни, то это всегда требует жертв, потому что зло никогда не уступает и с ним нельзя договариваться, и сегодня есть методы без насилия, экономические, но умные люди наверное кончились или не подросли ещё.