Лики прогресса

Зорин Иван Васильевич
ЛИКИ ПРОГРЕССА

Он выпрыгнул из прошлого, как чертик.
 - Я – современник Карла Великого и Гаруна аль-Рашида, - поправил он на поясе рог трубадура. – А ты – овечки Долли и полуторадесятка рок-звезд… Не находишь, что мы похожи?
Я пожал плечами.
 - Как и все в мою эпоху, я верил в Творца, ты тоже, как и все, веришь в Большой Взрыв. Правда, мы философствовали всерьез, вы – “как бы”. - Он заправил в штаны льняную рубаху. - Мы голодали в недород, жили по звездам и умирали в срок, вы строите жизнь по рецептам врачей и диетами продлеваете старость. – Я замахал руками, но он остановил меня, приложив палец к губам. – А разве мы не сверяли время с палестинской Легендой, как вы – с мифами СМИ? И разве нас не согревала мечта о Царстве Небесном, как вас – иллюзия земного потребления?
Он насмешливо скривился.
 - Из Библии каждый у нас знал устройство мира, вы же испытываете ужас от одиночества в огромной, бездушной Вселенной и, чтобы не сойти с ума, не думаете о ней, привыкнув жить с незнанием…
Переводя дыхание, он поскреб лоб грязным ногтем.
 - Мы следили за папскими буллами, вы – за биржевыми прогнозами, для нас последней инстанцией был Бог, для вас – международный трибунал…
 - Можешь добавить, - вставил я, ослабляя галстук, - что вы не сомневались в священной особе короля, а мы избираем президентов, над которыми смеемся, и аплодируем политикам, которым не доверяем…
 - Вот именно, и на кой черт такой прогресс?
Он показал язык.
 - А вот за этим! - достал я пистолет и застрелил его.


Эрик Клише. «Социологический опрос в раннем Средневековье» (2000)