Предназначение Христианина

Людмила Лебедева
      Не удивлюсь, если на предыдущий вопрос многие ответят, что главное для христианина – это
А) умерщвление собственной плоти (но не физического тела, естественно);
Б) борьба с грехом;
В) следование высоким моральным принципам…
Честно говоря, хотелось бы, как в школе, сначала услышать ответ на провокационный вопрос. Тем более, что вариантов может быть великое множество. Но самое главное, что должно просквозить во всех ответах – это идея о том, что мы, христиане,  не под законом, а под благодатью. Однако как эта идея реально воплощается в жизнь в повседневном хождении христианина пред Богом? Что значит, что мы освобождены от клятвы закона?
К сожалению именно здесь, в этом месте своих рассуждений о самом главном, христиане очень часто впадают в две крайности – легализм и антиномизм. Первая звучит на более простом языке, как законничество. Вторая – как полное его отвержение, вседозволенность. Невольно  вспоминается песенка старухи Шапокляк: «Кто людям помогает – тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя». Она, вероятно, была знакома со второй крайностью современного христианства. Впрочем, не только современного. Эти крайности были всегда.   И происходят они из недопонимания того, как соотносятся добрые дела христиан и жизнь по благодати. Попробуем разобраться в этом вопросе. И для этого обратимся к Ветхому завету. И хотя считается, что Ветхий Завет дает нам лишь  прообразы, намеки, что сейчас все совсем по-другому,  можно смело сказать, что «тень будущего» - не все, описанное в Ветхом завете, а лишь заповеди, закон. А вот характер Бога, Его отношение к тем или иным человеческим деяниям лучше, чем в ветхозаветней истории, вряд ли можно рассмотреть и понять.
Обратимся к книге пророка Осии. Эту книгу можно смело назвать Ветхозаветней книгой о законе и благодати – столько там можно найти примеров из этой области! Именно её цитирует Иисус Христос, когда говорит фарисеям: «Пойдите и научитесь, что значит6 милости хочу, а не жертвы». Кстати, эта книга цитируется в Новом Завете неоднократно. 
Через пророка Осию Бог увещевает Свой народ, призывает его к возвращению в Свои объятия. И важно понять, что обращается Он не к неверующим людям, не к тем, кто совсем не знает Бога. Он обращается к тем, кто может сказать: «"Боже мой! мы познали Тебя, мы - Израиль"»(Осия 8:2)   И если Ветхий завет показывает нам прообразы, то в данном случае мы можем в рассмотреть в этом непокорном Богу народе себя самих – духовных христиан, познавших Бога, могущих и бесов Именем Его изгонять, и пророчествовать, и чудеса творить, как сказал как-то Христос. (Матфея 7:22)
Так в чем же именно Бог упрекает Свой народ? Что ставит Ему в вину?
Прежде всего – это блуд, который выражается в любви к другим богам. Кто или что эти боги? Ими может быть все, что угодно. Это привязанности сердца к материальным, вещественным началам мира. Это идолы, которые ныне не обязательно вырезать из дерева. Их можно просто поместить в сердце и поклоняться им и говорить, что именно они дают нам благословение, как это делали люди и в прежние времена. В книге Осии говорится о стране израильской так: «Ибо блудодействовала мать  их (то есть имеется ввиду вся страна) и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: "пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки". (Осия 2:5)
Идол – это тот или то, что возводится в ранг даятеля благословений. Например, работа. Она может быть вполне идолом. Или какой-то начальник, или близкий друг, или не обязательно близкий. Это может быть интеллект. Но чаще всего, идол – это просто деньги, материальные блага, сребролюбие. А ведь благословляет-то на самом деле Бог. Это по Его воле мы имеем здоровье, чтобы работать, и мудрость, чтобы управлять делами,  Это Он помогает правильно организовать предприятие, чтобы оно могло принести доход. И именно поэтому не все становятся богатыми и процветающими. Не от того, что кто-то сильно много корпел и трудился над собой, и потому понял, как стать бизнесменом. Все говорят, что одному дано, а другому нет. Само выражение – «дано». У кого-то есть способности к математике, у кого-то – нет. Кто-то может писать стихи – кто-то нет. Кто-то талантлив – кто-то нет. Почему? Мало хотел стать талантливым? Но талант не зарабатывается. С ним рождаются. Это – подарок Бога. «А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали [истукана] Ваала».- продолжает Бог обращение к непокорному Израилю. 


Но не только об идолопоклонстве говорит Бог Своему народу, но и о поведении, об отношении друг ко другу, о делах. Вера в то, что Бог есть – это еще не все, чего хочет от человека Бог. «И бесы веруют, и трепещут» (Иакова 2:19)Вера выражается в делах, в поступках. Иначе, как сказано, «вера без дел мертва». И так было во все времена. Богу противно зло. И благодать, жизнь по благодати, не подразумевает вседозволенности. Если Бог прощает – это не значит, что надо грешить намеренно, зная, что Бог простит. Ведь может прийти и расплата. Но дело даже не в расплате, а в том, что грех всегда, во все времена препятствует общению с Богом. «Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали.» (Осия 5:4) «Не помышляют они в сердце своем, что Я помню все злодеяния их; теперь окружают их дела их; они пред лицем Моим.» (Осия 7:2)
 «С овцами своими и волами своими пойдут искать Господа и не найдут Его: Он удалился от них. …ныне новый месяц поест их с их имуществом.»  (Осия 5:6,7)
Итак, есть грех, есть идол, а значит есть и разделение между Богом и человеком. И на самом деле это самая большая кара, которая только может быть. И каждый, кто хоть однажды переживал единение с Богом, подтвердит это.
Дела человеческие вовсе не безразличны Богу. Это не в Его характере. А так как Бог не изменяется, то мы можем смело сказать, что и в наши времена Бог не приемлет беззакония. Нравится ли Богу современное состояние нравственности?  Пьянство, разгул страстей, свободная любовь. Мы можем говорить об этом, как о чем-то незначительном. Ведь самый главный грех – это неверие в Иисуса Христа, в Его подвиг ради человечества. И Бог любит всех – и пьяниц, и убийц, и прилежных «хороших» людей. НО это не значит, чо Он любит пьянство и т.д. «Блуд, вино и напитки завладели сердцем их.» (Осия 4:11) «Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая.» (Осия 6:4)
«Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие.» (Осия 8:12)
«Пойду, возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего.» (Осия 5:15)
В Новом Завете можно найти немало цитат, перекликающихся с тем, что написано здесь. И идея о том, что благодать позволяет не исполнять закон, неверна. Иисус говорит: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.» (От Матфея 5:20)
Павел говорит: И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых. (К Римлянам 3:8)
Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. (К Римлянам 6:1)
Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. (К Римлянам 6:14)
Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности? (К Римлянам 6:15,16) 
Что же касается предназначения христианина, Иисус говорит об этом: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (От Иоанна 13:34,35) «…Вы - письмо Христово..,» (2-е Коринфянам 3:3)
Любовь – это не слова. Также как и вера - она не в словах, а в деле. Любовь – это также и не эмоция. Это чувство – очень глубокое, влекущее к добрым делам, к состраданию окружающим, к милости вопреки возможным последствиям и вопреки неблагодарности. Как она проявляется у Бога? Почитаем у Осии.
Народ разгневал Бога. Он предал Его надежды, Его ожидания. «Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших…»  Первая ягода! Сколько радости она всегда вызывает. Это предвкушение близкого урожая, чаяние исполнения надежд. Но что происходит дальше? Бог продолжает обвинительную речь: «Но они пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили». (Осия 9:10)
Предательство. Оно всегда бьет больнее всего. Сколько чувства в этих строках! Сколько Боли! Чем воздать за нанесенную обиду? Чем бы мы могли воздать предавшим нас, обманувшим лучшие ожидания, если бы имели полную власть?
Бог выносит приговор. Каковы дела – такое и воздаяние!
«В жертвоприношениях Мне они приносят мясо и едят его; Господу неугодны они; ныне Он вспомнит нечестие их и накажет их за грехи их: они возвратятся в Египет. (Осия 8:13)
«По желанию Моему накажу их, и соберутся против них народы, и они будут связаны за двойное преступление их». (Осия 10:10)
«И падет меч на города его, и истребит затворы его, и пожрет их за умыслы их.» (Осия 11:6)
Смерть! Смерть! Смерть! Они достойны этого!
Смерть?
Смерть любимому? Нет. Не буде этого!
«Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно. Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя Святый; Я не войду в город. (Осия 11:7-9)
Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них.» (Осия 14:10)
Вот иллюстрация благодати. Иллюстрация, взятая из Ветхого Завета.
Но тогда как же быт с изречением, что благодать произошла через Иисуса Христа? Что особенного принес Христос, если благодать, как явление, существовала и прежде? Благость качество характера Бога. Благодать проявлялась всегда и во все времена. И именно её признание всегда очень ценил Бог. И прежде чем разобраться с вопросом, что же такое уникальное появилось с пришествием Христа, проиллюстрируем сначала благость Бога примерами из Ветхого Завета.