Вспоминая Дюрренматта

Маша Тополь
"Страну называют Отечеством, когда готовятся к массовому убийству людей."

У меня неоднозначное отношение к святому для любого советского человека празднику - Деню Победы (9-е мая, стало быть).
Первый раз мысль о том, что есть в нем что-то бутафорское, посетила, когда мне было лет 17. Тогда был юбилей, 40 лет Победы. Празднование готовилось грандиозное. В Одессе, на площади 9-го Апреля, долго строили что-то мраморное и высокое, а, достроив, обтянули брезентом и оставили так до Дня Победы.
9-го Мая состоялось открытие памятника. Речи, музыка, цветы, и сам памятник, торчавший посреди площади и который одесситы тут же нарекли "Мечта импотента", были очень торжественными и помпезными. Видно было, что деньжищ угрохано тут немеряно. Я стояла на трибунах, как представитель нашего комитета комсомола. Была на мне белая юбка, белая рубашка, черная жилетка, на которой красовался красный комсомольский значок, и в нем отражалось майское солнце. В общем, праздник души и идеи.
Возвращаясь домой, гордая, радостная, я увидела картину, которая не то, чтобы потрясла меня. Я только немного сбавила шаг. Но эта картина запала мне в душу и явилась переломным моментом в моем отношении к идее Победы.
А увидела я старенькую бабушку, бедно, очень бедно одетую, с грудью, полной орденов. Старый полинявший, когда-то бывший зеленым пиджак, юбка серого цвета, хлопчатобумажные чулки и старые стоптанные туфли, явно сошедшие с конвейера какой-нибудь Харьковской фабрики. Бабушка стояла перед хлебной будкой. У нее в руках была авоська, в ней - батон хлеба, который она явно только что туда положила. Она принимала сдачу у продавца, и обьясняла ему, что такой дорогой батон (28 копеек), она покупает только в честь праздника, а так-то ест подешевле. Медяки, полученные на сдачу, бабушка заботливо завернула в носовой платок, завязала свое богатство в узелок и побрела домой.
Ордена... Четыре года воевала... Миллионы на "Мечту Импотента"... Батон белого только на праздник... Медяки в платке...
Вспоминается анекдот:
Заседание китайского правительства. Решают люди, как им улучшить свое благосостояние. Поднимается один и говорит: "Товарищи, давайте обьявим войну СССР. У нас военной мощи никакой, точно проиграем."
"А в чем же тогда смысл?" - спрашивают его китайские товарищи. А он им и отвечает: "Вот ведь, немцы им войну обьявили и проиграли, глядите, как живут."
Не люблю я праздновать День Победы.