Охота на калидонского вепря

Юрий Руденя
История эта случилась почти три с половиной тысячи лет назад в окрестностях заштатного  городка Калидон, расположенного в Этолии на западе Греции. На карте Эллады практически невозможно найти даже самую захудалую дыру, которую бы не осчастливил своим визитом какой-нибудь герой. Калидон в этом отношении город просто уникальный. Примерно за сорок лет до начала Троянской войны  в нём одновременно собралось около трёх десятков самых знаменитых героев со всей Греции (не хватало, пожалуй, только Геракла, который в это время смирно сидел за прялкой в женской одежде, пребывая в рабстве у лидийской царицы Омфалы).  Чтобы подчеркнуть всю невероятность этого события, скажу лишь, что в легендарной истории Эллады была лишь пара эпизодов, когда в одном месте собиралась подобная компания – это поход аргонавтов, Троянская война да, пожалуй, и всё.

Поводом для съезда героев стало приглашение царя Ойнея принять участие в охоте на огромного вепря, который появился в окрестностях Калидона. Жуткого вида чудовище опустошало поля, и убивало жителей за пределами городских стен. Предание гласит, что этот необыкновенный зверь был послан самой Артемидой, чтобы наказать царя Калидона за то, что он забыл принести ей жертву на празднике урожая.

Но, возможно, Ойней вовсе не страдал забывчивостью.  В те легендарные времена Артемиде приносились исключительно человеческие жертвы, и поступок Ойнея мог быть дерзкой попыткой протеста против сложившейся традиции. Таким образом, охота имела принципиальное значение с точки зрения утверждения новой религиозной практики и для участия в ней требовалась особая смелость, поскольку богиня-охотница была известна своей мстительностью. Любому здравомыслящему человеку было понятно, что охота на посланника богини будет непростой, и дальнейшие события подтвердили самые мрачные прогнозы.

Итак, кто же не побоялся принять участие в этом рискованном деле? Попробуем восстановить список охотников на основании отрывочных данных из разных источников:

Мелеагр, сын Ойнея и Алфеи, участник похода аргонавтов, несравненный мастер в метании копий с двух рук одновременно по разным целям, что и доказал на погребальных играх, устроенных царём Иолка Акастом в честь его отца Пелия, убитого колдовством Медеи. По преданию, когда Мелеагр родился, его мать Алфея увидела сон, в котором  мойры, богини судьбы,  предсказали, что он умрёт, когда сгорит последнее полено в очаге. Алфея проснулась, выхватила из очага последнее догорающее полено и спрятала его в ларце.

Кастор и Полидевк из Спарты, братья-близнецы, участники похода аргонавтов,  отъявленные проходимцы, могучие  бойцы  и необыкновенные красавцы.

Тезей, правитель Афин, личность всем известная.

Пирифой, царь лапифов, давний приятель Тезея, обаятельный прохвост, неоднократно  уличённый в краже чужих коров и девиц.

Иолай, племянник и оруженосец Геракла, сопровождавший его почти во всех походах.

Ификл, отец Иолая, брат-близнец Геракла, пребывающий в тени славы своего знаменитого брата.

Нестор, царь Пилоса,  впоследствии мастер политической интриги, богач и владелец  флота в девяносто кораблей. Дожил до Троянской войны и принял в ней участие, будучи почтенным старцем.

Ясон, пытался стать царём Иолка, организовал и возглавил поход аргонавтов.

Акаст, царь Иолка, участник похода аргонавтов, из-за козней своей жены поссорится с Пелеем, от руки которого в конце концов и погибнет.

Пелей (по преданию внук Зевса), участник похода аргонавтов, в будущем царь Фтии, отец Ахилла. В юности вместе с Теламоном был обвинён в убийстве их брата Фока. В дальнейшем исправился и стал образцом благочестия. На его свадьбе с богиней Фетидой присутствовали все олимпийские боги кроме богини раздора Эриды.

Теламон, правитель острова Саламин, брат Пелея, имел крайне сомнительную репутацию.
Эвритион, приёмный сын царя Фтии Актора. Провёл над Пелеем обряд очищения от убийства и погиб на калидонской охоте от его руки.

Анкей (сын Ликурга из Тегеи в Аркадии), был кормчим на Арго, в силе уступал лишь Гераклу, а в хвастовстве никому. Скончался от раны, нанесённой  калидонским вепрем.

Эпох, брат Анкея.

Кефей царь Тегеи, дядя Анкея и Эпоха,  участник похода аргонавтов, приятель Геракла.

Аталанта, охотница из Тегеи, незаконнорожденная дочь беотийской царевны Климены и аркадийского героя Иаса, после рождения была брошена в лесу и воспитывалась охотниками.  Участница похода аргонавтов, любимица Артемиды, непревзойдённая бегунья и лучница.  По одной из версий мифа победила Пелея в борцовском поединке на тех же погребальных играх, где в метании копий победил Мелеагр. Была неприступной красавицей, но, в конце концов, родила сына (по общему мнению, от Мелеагра).

Адмет, царь Феры, участник похода аргонавтов. Одно время в пастухах у него служил сам Аполлон, которого наказал Зевс за убийство циклопов. Друг Геракла.

Гиппофой (по преданию сын Посейдона), царь Аркадии, друг Тезея.

Идас и Линкей (сыновья Афарея из Месении), участники похода аргонавтов.

Кеней, неуязвимый царь лапифов, подобно Ахиллу имел заговорённую кожу, впоследствии был убит кентаврами, которые закопали его живьём, участник похода аргонавтов.

В охоте также участвовали четыре дяди Мелеагра со стороны матери Плексипп, Токсей, Профой и Комет (все они сыновья Фестия, царя Плеврона), а так же Исхеполид (сын Алкафоя, царя Мегары),   Амфиарай (сын Оиклеса, аргосского прорицателя), и пара кентавров, чьи имена до нас не дошли.

Когда все охотники собрались, Ойней закатил пир, который растянулся на целых девять дней. Большинство героев за это время успели изрядно набраться и, как всегда бывает в таких случаях, принялись усилено обсуждать единственную даму, составившую им компанию, Аталанту.  Дядья Мелеагра, провинциальные аристократы из соседнего с Калидоном городка Плеврон открыто выражали своё недовольство участием женщины в этом мероприятии. Дескать, девица на охоте – самая дурная примета из всех возможных. Аргумент героев-аргонавтов, коих было немало на этом пиру, что Аталанта самая меткая лучница во всей Элладе и настоящий боевой товарищ  этих дремучих провинциалов не убеждал (классический случай спонтанной гендерной социопатии).

Мелеагр, который начал приударять за Аталантой ещё во время экспедиции за золотым руном, напротив, всячески восхвалял прекрасную охотницу и осыпал её комплиментами, типа «безмерно счастлив будет тот, кому она отдаст своё сердце», «жаль, что я не узнал её до того как женился»  и всё такое прочее, чем вызвал большое неудовольствие своей супруги Клеопатры и насмешки окружающих.

Анкей  начал хвастаться своими охотничьими  подвигами и договорился до того, что  он, дескать, куда более умелый охотник, чем Аталанта, да и сама Артемида, а это было как минимум неразумно, учитывая обидчивый характер богини. Подвыпивших же кентавров более всего озадачила молва  о целомудренности Аталанты, которая мирно уживалась с всеобщим  подозрением о том, что Мелеагр таки добился от неприступной красавицы  взаимности.

Две взаимоисключающие версии привели к возникновению логического парадокса, который  кентавры никак не могли разрешить на теоретическом уровне. Говоря современным языком, эти простодушные дети природы чрезвычайно заинтересовались вопросом – не перешла ли реальная непорочность Аталанты в категорию виртуальной?  Увы, как показали дальнейшие события, излишнее любопытство порой приводит к большим неприятностям.

На десятый день, пребывая в состоянии тяжёлого похмелья, наши герои наконец-то выбрались за городские стены, выстроились полумесяцем и шумной толпой отправились  в лес к логову зверя. Аталанта и Амфиарай вооружились луками, а все остальные копьями, рогатинами и топорами.

Пока охотники пробирались через заросли два кентавра решили под шумок всё-таки проверить экспериментальным путём истинность слуха о девственности Аталанты, которая заняла позицию на крайнем правом фланге, в стороне от основной группы. Эту гипотезу им так и  не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть, поскольку прекрасная охотница, как только любознательные кентавры попытались приступить к своим  изысканиям, без особых раздумий пристрелила их обоих, Аталанта была девушкой строгих взглядов, но не злой. Просто она очень не любила когда ей мешали охотиться.

Когда охотники приблизились к заросшему ивами ручью, на них внезапно выскочил огромный вепрь. Он ринулся в самый центр строя. Мегарский царевич Исхеполид был убит на месте, а ещё двух покалеченных охотников свирепый посланец Артемиды  разбросал в разные стороны. Видя такое дело, благоразумный  Нестор мгновенно вскарабкался на дерево, где и просидел до самого конца охоты. Как ни странно, он потом неоднократно хвастался своим героическим участием в этом славном мероприятии.

Ясон и Ификл метнули свои копья. Ясон промахнулся, а копьё Ификла скользнуло по лопатке вепря, не причинив ему вреда. Теламон с рогатиной и Пелей с копьём бросились наперерез зверю. Однако не вполне трезвый Теламон споткнулся о корягу и пока Пелей помогал брату подняться, вепрь бросился на них. В это мгновенье в воздухе просвистела стрела Аталанты и впилась  кабану за ухом. Зверь шатнулся в сторону и налетел на Анкея, который замахнулся топором, но промедлил и получил от вепря такой удар, что если бы герой после этого  остался жив, то детей бы у него уже никогда не было. Впоследствии ужасную смерть Анкея все сочли местью Артемиды за неумеренное хвастовство на пиру.

В это мгновенье метнул своё копьё разгоряченный охотой Пелей, но лучше бы он этого не делал. Копьё пролетело над кабаном и сразило насмерть лучшего друга Пелея Эвритиона. Одновременно с броском Пелея, выпустил свою стрелу Амфиарай и попал зверю прямо в глаз. Обезумевший от боли вепрь бросился на Тезея, который метнул копьё, но промахнулся (видимо правитель Афин, как и многие другие герои, после девятидневной попойки был не в лучшей форме, если с двух шагов не смог попасть копьём в огромного зверя). На выручку герою бросился Мелеагр. Он вонзил одно копьё зверю в правый бок, затем вторым  копьём нанёс ему смертельный удар под левую лопатку. Вепрь упал замертво.

Однако кровавые события этого дня ещё не закончились. Пока усталые охотники устраивались на привал,  оказывали первую помощь раненым товарищам и сооружали носилки для мёртвых, Мелеагр по праву победителя снял с кабана шкуру, отрезал ему голову и вручил эти  трофеи Аталанте со словами: «Ты пролила первую кровь и если бы ты вышла на зверя в одиночку, твоя стрела непременно сразила бы его».

Этот поступок влюблённого героя был воспринят остальными охотниками, мягко говоря, неоднозначно. Дядья Мелеагра, невзлюбившие Аталанту с первого взгляда, сочли себя глубоко оскорблёнными. Старший из них Плексипп завил, что если уж Мелеагр отказывается от трофея, то он должен достаться самому достойному из героев, а именно ему Плексиппу, зятю царя Ойнея. Такое наглое заявление  всех озадачило, поскольку на фоне остальных участников охоты, таких как Ясон, Тезей, Ификл и Пелей, назвать никому неизвестного Плексиппа самым достойным героем было, по правде говоря, некоторым преувеличением.

Но брата поддержал второй дядя Мелеагра Токсей. «Так и быть, - сказал он в ответ на всеобщий протест, - пусть тогда шкура достанется Ификлу, который первым попал копьём в вепря. И вообще, нужно быть полным болваном, чтоб отдать такой ценный трофей гулящей аркадийской девке, которая переспала со всей командой Арго и только и умеет, что задирать подол пеплоса». На этом речь Токсея прервалась, поскольку разъярённый Мелеагр пронзил его копьём. Вторым ударом он убил на месте Плексиппа. Так кровавая  охота на калидонского вепря начавшись с двойного убийства  двойным убийством и завершилась, что многие сочли символичным.

Мелеагр после всех этих событий долгое время пребывал в депрессии, осознав весь ужас своего поступка. Он даже не стал на защиту Калидона, когда на него пошли войной два оставшихся в живых брата его матери Профой и Комет. Но когда ситуация стала критической, жена Мелеагра Клеопатра убедила его взяться за оружие. Мелеагр вышел на поле боя, поразил своими смертоносными  копьями  Профоя и Комета, и сам погиб от рук врагов, когда его мать Алфея, мстя Мелеагру за смерть братьев, бросила в огонь то заветное полено, в котором хранилась жизнь её сына.

Согласно мифу, когда Геракл спустился в Аид за Цербером, он встретил там тень Мелеагра. Герои приятно провели время в дружеской беседе, и Геракл пообещал Мелеагру взять в жёны его младшую сестру Деяниру. Но проклятие Артемиды, которое легло на Ойнея и всех его детей рикошетом настигло и Геракла. Заботливая и покладистая, но ревнивая и простодушная Деянира, став игрушкой в руках врагов Геракла, невольно обрекла героя на мучительную смерть. Но это уже совсем другая история.

Аталанта вернулась домой в Аркадию. Шкуру и голову калидонского вепря она преподнесла храму Афины в Тегее. Через полторы тысячи лет остатки  этой полусгнившей шкуры с выпавшей щетиной видел в этом храме знаменитый писатель Павсаний, о чём и сообщил в своём «Описании Эллады». От головы вепря сохранились лишь огромные клыки, которые к тому времени вывезли в Рим по распоряжению императора Августа. Не исключено, что они и поныне хранятся где-нибудь в запасниках Ватикана.

Через некоторое время после калидонской охоты  Аталанта вышла-таки замуж и родила сына, но по преданию семейная  жизнь у неё так и не сложилась – слишком уж она была эмансипированная. Впрочем, возможно ей мешала память о  Мелеагре, с которым не мог сравниться ни один претендент на её сердце. Миф говорит об этом иносказательно – дескать, Зевс превратил Аталанту и её мужа во львов, а львы по представлениям древних греков между собой любовью не занимались, а спаривались лишь с леопардами.

Жители Эллады долго хранили память о калидонской охоте, поскольку именно после неё человеческие жертвы Артемиде стали постепенно заменяться жертвой животных. Хитрые греки рассудили так – поскольку страшная месть богини уже свершилась, а за один и тот же проступок дважды не наказывают, то при всём почтении к Артемиде, можно рискнуть принести в жертву богине не человека, а, скажем, козу. Некоторые смельчаки попробовали и остались в добром здравии. Так постепенно гуманное нововведение и прижилось.

А ещё древние  греки крепко-накрепко усвоили – нельзя начинать никаких серьёзных дел с похмелья. Проклятие проклятием, но будь охотники  в более бодром состоянии, не наломали бы таких дров. Со временем греки вообще перестали пить неразбавленное вино, а неумеренные попойки стали считаться признаком варварства. Возможно, что именно умеренность и способность к разумному самоограничению со временем и позволили эллинам создать великую цивилизацию. Ведь такие вещи как зачатие ребёнка, строительство дома или храма, охота, война, торговля и управление государством все-таки лучше делать на трезвую голову, если, конечно, интересует не только сам процесс, но и результат.