Жан Габен - фильм Кот 1971

Майкл Кляйнбер
Кот/Le Chat/
http://video.mail.ru/mail/kljinber/324/359.html
Жанр Драма
Режиссер Пьер Гранье-Дефер
Сценарист Пьер Гранье-Дефер, Паскаль Жардан, Жорж Сименон
Оператор Вальтер Воттиц
Год 1971
В главных ролях Симона Синьоре, Жан Габен
Композитор Филип Сард

Это фильм не о коте. Но кот в фильм есть - и он один из трех главных персонажей... Это фильм о драме жизни как таковой, о глубине одиночества человеческой личности... Человек живет страстями и соблазнами, у него то белая полоса, то черная, но приходит момент когда он понимает, что все, что ни произошло бы вокруг, по сути неважно, все временно и нельзя быть уверенным в том, что когда-то казалось истинным не станет в скорости лживым. Незыблемо лишь одно - это одиночество. И тогда наступает апатия. Престарелая пара живет в старом, предназначенном под снос, доме. Когда-то их связывала любовь, но к старости чувство угасло и ничто в жизни кроме быта их уже не связывает, так как детей Бог не дал. Клеманс (Синьоре) страдает больше, судьба отдалила ее от прежних знакомых по цирку, где до трагического несчастного случая она работала. Интересов культурных, могущих стать отдушиной не образовалось, а ее муж, Жульен (Габен), не проявляет прежней страсти и живет в покое и легком раздражении на жизнь. Очевидно, что людей он недолюбливает и от жизни ничего уже не ждет. Клеманс живет воспоминаниями и не может примириться с настоящим. Справиться со своими эмоциями она не в силах. Чаша ее терпения переполнилась, когда муж завел кота, которому он стал отдавать всю свою нежность и заботу. Клеманс в истерике убивает кота. Жульен в отместку уходит из дома к своей давней знакомой, но быстро понимает, что и там нет покоя, а есть одна суета и одиночество. Вернувшись домой, он с порога заявляет Клеманс, что отныне ни слова не скажет ей. В финале картины лишь внезапная смерть Клеманс от разрыва сердца вырвала из души старика последние слова преданности и любви... А ее смерть стала и его концом... Долгие крупные планы, размеренность и "молчаливость" сюжета выявляют грандиозные творческие нюансы таланта этих великих актеров. Хотя бы из-за таких сильнейших актерских работ обязательно нужно посмотреть этот тяжелый и сложный фильм!

ЖАН ГАБЕН

Настоящее имя Жан-Алексис Монкорже ( Jean-Alexis Moncorgе)Родился 17 мая 1904 в местечке Мерьель, неподалеку от Парижа, в многодетной семье актеров варьете (Габен – артистический псевдоним отца). После окончания коммунальной школы был железнодорожным рабочим, курьером. Увлеченно занимался спортом – футболом, боксом (следствием чего и стала знаменитая горбинка на носу). В 18 лет Габен поступил статистом в труппу мюзик-холла «Фоли Бержер», куда вернулся после прохождения военной службы на флоте. Играл в музыкальных ревю и опереттах, появляясь преимущественно в амплуа «комического ухажера». В конце 1920-х годов сыграл в двух комических короткометражках, однако настоящим дебютом Габена в кино считается роль продавца из магазина модной одежды в кинооперетте Пусть каждому повезет (Chacun sa chance, 1930). Режиссером, открывшим Габена как серьезного драматического актера, стал Ж.Дювивье. В его фильмах Габен сумел представить героев в равной мере романтичных и реалистически-достоверных, будь то канадский лесоруб (Мария Шапделен – Maria Chapdelaine, 1934), боец испанского Иностранного легиона (Знамя – La bandera, 1935) или неуловимый бандит (Пепе Ле Моко – Pepe Le Moco, 1936). Еще больший успех молодому актеру приносят роли в фильмах крупнейших мастеров французского экрана Ж.Ренуара и М.Карне. В Великой иллюзии (La grande illusion, 1937) Ренуара его героем становится пленный французский летчик, участник Первой мировой войны лейтенант Марешаль. В другом фильме Ренуара, Человек-зверь (La bete humaine, 1938), по одноименному роману Э.Золя, Габен предстает в трагически-противоречивом образе машиниста паровоза – сильного, гордого человека, попавшего под чары двуличной женщины и погибшего. Два фильма Карне завершили превращение Габена в крупнейшую звезду и трагический миф французского кино. Солдат Жан, дезертировавший из колониальных войск (Набережная туманов – Le quai des brumes, 1938), вступает в борьбу с подлецами, распоряжающимися судьбой красивой женщины (Мишель Морган), и гибнет. Рабочий Франсуа (День начинается – Le jour se leve, 1939), запутавшись в отношениях с возлюбленной, убивает своего соперника, а затем кончает жизнь самоубийством. Блистательная актерская карьера Габена была прервана войной и немецкой оккупацией. Категорически отказавшись от съемок на поднадзорных немцам киностудиях, Габен уехал с Марлен Дитрих в США. В Америке он не нашел достойного применения своим способностям и, сыграв в двух малозначительных картинах (Лунный прилив – Moontide, 1942; Самозванец – The Impostor, 1943), записался в действующую армию и вернулся на родину командиром танкового экипажа, дошедшего до самой ставки Гитлера в Берхтесгадене (Бавария). Сразу по окончании войны в творческой биографии Габена начинается сложный период, связанный с переходом к новому типу героя – более возрастного, приземленного, вкусившего горечь утрат и ошибок. Таков Пьер в фильме Р.Клемана У стен Малапаги (Le mura di Malapaga, 1948): совершив преступление, он бежит от правосудия в Италию, находит здесь любимую женщину, но, почти поверив в счастье, попадает в руки полиции. Не менее яркой ролью стал антрепренер театра-варьете в картине Французский канкан (French Cancan, 1954) Ренуара, где Габен как бы вернулся к временам своей молодости, «золотому веку» французской эстрады. Редкий для Габена, но столь же удачный пример перевоплощения в героя с отрицательным обаянием, эгоистичный и самоуверенный авантюрист, пытающийся приспособиться к суровым реалиям оккупированного немцами Парижа (Через Париж – La traversee Paris, 1956). К середине 1950-х годов Габен явно обрел «второе дыхание» и стал не менее популярен у нового поколения зрителей, чем у их отцов в 1930-е годы. Выступая в ансамбле с молодыми звездами Б.Бардо (В случае несчастья – En cas de malheur, 1958), А.Делоном (Мелодии подземелья – Melodie en sous sol, 1963), Ж.-П.Бельмондо (Обезьяна зимой – Un singe en hiver, 1962), Ж.Моро и Л.Вентурой (Не тронь добычу! – Touchez pas au Grisli, 1953), он нисколько не терял своей индивидуальности и одновременно не затмевал партнера своей харизмой. Его новым характерным амплуа стал «папаша», «отец семейства», человек, проживший нелегкую жизнь и готовый дать урок младшему поколению. Классический пример такого персонажа – Жан Вальжан в экранизации романа В.Гюго Отверженные (Les miserables, 1958). Совершенно иная ипостась этого характера была показана Габеном в фильме Сильные мира сего (Les grand familles, 1958, режиссер Д. де ла Пательер), где его герой, матерый финансист барон Шудлер, доводит до самоубийства собственного сына. По контрасту год спустя, также в фильме де ла Пательера Улица Прери (Rue de la Prerie, 1959), актер сыграл рабочего, ставшего жертвой бездушия собственных детей. С конца 1950-х французские масс-медиа стали подчеркивать в Габене приверженность буржуазным традициям, трактовать его как консерватора, по духу и облику близкого исконному крестьянину-собственнику. Этому способствовало и то, что актер приобрел ферму и племенных коров, в своих интервью стал подчеркнуто консервативен. Подобный имидж, с известными коррективами, был перенесен на экран в фильме Гром небесный (La tonnerre de Dieu, 1965), где врач-ветеринар, за внешней грубостью скрывающий «золотое сердце», приходит на помощь сбившейся с пути девушке (М.Мерсье). В фильме П.Гранье-Деферра Героин (La horse, в русском прокате Тайна фермы Мессе, 1970) в этот же образ добавляются некоторые новые оттенки: Огюст Маруйер – флегматичный седовласый патриарх, владелец фермы и глава большого семейства, жесткий, но не бесчувственный, степенный, но еще полный сил и энергии, чтобы в нужный момент «взорваться» и дать отпор бандитам, торгующим наркотиками. Последние роли Габена были в основном связаны с криминальной драмой и психологическим детективом, где он мог играть и комиссара Мегрэ (Мегрэ и дело «Сен-Фиакр» – Maigret et l'affaire Saint-Fiacre, 1959; Мегрэ сердится – Maigret voit rouge, 1963), и крестного отца мафии (Сицилийский клан – Le clan des Siciliens, 1969). В фильме Двое в городе (Deux hommes dans la ville, 1973) его герой, полицейский чиновник, встает на защиту вчерашнего заключенного (Делон), которого сама правоохранительная система толкает к новому преступлению. В Убийце (Le tuer, 1972) он сыграл комиссара полиции, в Приговоре (Verdict, 1974) с присущей ему артистичной вальяжностью изобразил председателя суда. С конца 1940-х годов актер был женат на манекенщице Кристиане Фурнье, от брака с которой имел двух дочерей и сына Габен умер 15 ноября 1976 от сердечного приступа в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен. Его тело было кремировано, а пепел развеян в море с борта военного корабля с полным военным почётом.Жан Габен считается одной из величайших звёзд французского кинематографа. Он был награждён Орденом Почётного легиона и в его родном городке Мериэль был открыт музей Жана Габена.