Петербургский Наутилус 3 послесловие

Валерий Таиров
3 ПОСЛЕСЛОВИЕ:  ОСНОВНЫЕ  ИДЕИ   И  ДЕЛА  ЕФИМА  НИКОНОВА, СЫГРАВШИЕ  БОЛЬШУЮ  РОЛЬ  В  РАЗВИТИИ  ФЛОТА:

- впервые в России Никоновым была выдвинута идея использования подводного обитаемого судна для военных целей,
- Е.Никонов изобрёл и построил первое отечественное подводное судно, провёл первые испытания этого судна,
- Никонов предложил применить на подводном судне оружие типа «огненные трубы» (10 шт), которые предполагалось установить вне прочного корпуса,
- русский самоучка изобрёл автономный обитаемый подводный аппарат с гипербарическим отсеком и выходом водолазов в воду, а также провёл его «государственные испытания»,
- Никонов предложил оригинальную систему погружения и всплытия подводного аппарата.

      Идеи Ефима Никонова значительно опережали технические возможности русской и любой зарубежной промышленности и науки тех лет. Эксперименты Никонова с подводной лодкой, прочный корпус которой изготовлен из дерева, неизбежно приводил изобретателя к неудаче. Построить металлический корпус достаточно большого диаметра для обитаемого подводного корабля в те годы было невозможно. А деревянный корпус не был прочен и имел течи после ударов об дно, рассыхался при хранении на берегу, мог в любой момент загореться от открытого огня. Тогда не было других необходимых материалов, как для прочного корпуса «Морели», так и для уплотнения труб и вёсел, проходящих через корпус за борт.

Не было хороших прозрачных материалов для «окошек» (иллюминаторов) в корпусе «Морели» и для шлема-бочонка водолазного скафандра. Не было источников света (кроме свечей). Не было средств очистки и возобновления запасов воздуха   
внутри потаённого судна. Не было тогда и навигационных приборов для управления подводным кораблём.
      Ещё не были изобретены гидроакустические средства для наблюдения под водой. Не было и средств связи с береговыми объектами, если не считать возможности перестукивания  под водой металлическими предметами  или передачи  сигнала подёргиванием за спасательный конец. 

     До строительства первой в России подводной лодки с металлическим корпусом было ещё более ста лет! Таким образом, понятно, что идеи Ефима Никонова значительно опережали своё время и не могли быть в полной мере реализованы в 1718 – 1728 годах, опережали уровень техники начала 18 века. Но идеи и дела Никонова обеспечили значительный прорыв в развитии подводного флота в России, вызвали появление новых изобретателей и строителей подводных кораблей.

      Эти новые зодчие подводного кораблестроения могли бы появиться и раньше, если бы не завеса секретности, которая ещё со времён Петра сопровождала все работы и испытания потаённого судна Ефима Никонова: работы оберегались «пуще зеницы ока». Поэтому первое сообщение о Ефиме Никонове появилось в российской печати только в 1825 (!) году: в декабрьском номере журнала «Московский телеграф» в разделе «Наука  и искусство» была помещена статья историка Берха «Об изобретении подводных судов в России в 1719 году».
      Какое место занимает Ефим Никонов в череде изобретателей, исследователей и строителей средств освоения подводной среды –гидросферы? Это можно понять из следующего перечня, событий, в хронологическом порядке публикуемого ниже.


* - картина в верхней части страницы "В пучине" - своя: холст, масло

Продолжение следутhttp://www.proza.ru/2009/05/19/1002