Петербургский Наутилус 2 послесловие

Валерий Таиров
2 ПОСЛЕСЛОВИЕ

 ПОСЛЕ  ПЕРВОГО  ИСПЫТАНИЯ

      После не очень удачного погружения Ефим Никонов упорно ремонтировал судно, решил усилить корпус железными распорками. Он не смущался, отвечая на вопросы комиссии после спасения, а выдвинул новые идеи и предложения по доработке потаённого судна. Кроме того, он предложил изготовить по два комплекта штатного водолазного снаряжения для каждого подводника «Морели». Оборудование на «Морели» шлюзового отсека фактически положило начало созданию подводных лодок и подводных аппаратов с гипербарическим отсеком. Водолазы в снаряжении должны были по замыслу Никонова входить в шлюзовой отсек и закрывать за собой люк, а затем открывать люк забортный. Это позволяло бы экипажу «Морели» выходить из потаённого судна под водой в нужном месте – при выполнении задач по уничтожению кораблей противника или при спасательных и судоподъёмных работах. Водолазное снаряжение помогало бы и спасению людей, находившихся на «Морели» в случае аварии.
      Повреждения в корпусе «Морели», полученные после пробного погружения,  были заделаны. По заказу Никонова изготавливались ракеты для использования на борту потаённого судна в качестве основного оружия.

      Противники разработки подводного флота в России пытались чинить изобретателю любые препятствия. 18 декабря 1724 года в отсутствие Петра 1 Адмиралтейств коллегия приняла решение учредить надзор за мастером Ефимом Никоновым, ограничить его права и потребовать в течение месяца завершить работы.

      А вскоре, 28 января 1725 года скончался Пётр 1, и Никонов потерял своего могучего покровителя.
      9 марта 1725 года Никонов докладывал генерал-адмиралу Апраксину, что опытное судно после ремонта и доработок готово к испытаниям. Генерал-адмирал дал указание провести испытания в апреле, когда сойдёт лёд.

      В 1725 году Ефим Никонов трижды проводил испытания «судна полного корпуса» и трижды «Морель» вынуждена была всплывать из-за возникающих течей. Возможными причинами течей являлись задевания подводного судна за дно, а также рассыхание элементов деревянного корпуса в период долгого ожидания испытаний. Это не позволило испытать возможность выхода водолазов в воду из «гипербарического отсека» модели «полного корпуса». Однако водолазный скафандр создавался с помощью петровских военных модельеров.
 В сентябре 1725 года императрица Екатерина 1 дала указание сделать новую модель потаённого судна «без всякого промедления». Для устранения течей предполагалось использовать тюленьи («юхотные») кожи, конопатить и смолить пазы обшивки судна. Готовились для Никонова и огневые трубы…   
      В осеннее наводнение 1726 года «Морель» получила повреждения. Недруги Никонова продолжали затруднять его работы и добились уменьшения жалованья мастера с 10 до 3 копеек.
      Испытания потаенного судна 1727 года Адмиралтейств-коллегию не удовлетворили, работы были прекращены. Изобретатель был отправлен на астраханскую верфь, созданную в 1722 году по указу Петра 1. После отправки Ефима Никонова потаённое судно («чудо-рыба-морж») было закрыто в сарае, где очевидно истлело и разрушилось от времени.


Продолжение:
http://www.proza.ru/2009/05/19/957