В последнем эшелоне

Сергей Ульянов
   Интересная вещь железная дорога. Внимательному наблюдателю она может много рассказать о жизни страны. Добираясь на работу пешком, я имею возможность рассматривать всё то, что везут по стальным колеям. Это помогает скрасить однообразие ежедневных путешествий по одному и тому же маршруту. И порой я делаю даже маленькие открытия.

 …Это было совсем недавно. Притормозив перед светофором, эшелон с военной техникой замедлил ход. У кого из мужчин, служивших в армии, не дрогнет сердце при виде боевых машин? Из окон единственного в составе пассажирского вагона стали выглядывать военные. Молодые офицеры. Небритые щеки, усталые и грустные глаза. Хотелось спросить их: «Откуда вы, ребята?»  Но это оказалось излишним: на дверцах автомашин, стоявших на платформах, я заметил знаки принадлежности техники к группам советских войск за границей. Рукой неумелого художника они были наспех переделаны под российскую символику. Неустроенность армейского быта, на миг открывшаяся мне, запылённые машины – всё это было так непохоже на бодрые и красочные телерепортажи о выводе наших войск из-за рубежа. А вот и танки: приземистые, стремительные силуэты, длинные, хищные стволы орудий. Но что это? На платформе, выделяясь своей угловатостью и высотой, стоял легендарный танк Великой Отечественной войны Т-34. На его башне были закреплены металлические буквы. «За Родину» - прочитал я. Как молния, вспыхнула догадка: «Да это же один из танков-памятников, которые в честь Победы были установлены в странах Западной Европы!»  Нахлынули горечь и досада: «Вот ведь как, буднично и незаметно, вытесняют из памяти людей  подвиг наших отцов и дедов, освободивших Европу от нацизма». С тяжёлыми мыслями я провожал глазами уходящий эшелон: «Кому же ты помешала, «тридцатьчетвёрка?»
 
P. S.  Срочную службу я проходил в Группе советских войск в Германии. На территории  нашего военного городка на постаменте стоял точно такой же танк. Кто знает, может быть, это был он?

    1993 год.

Фото из Интернета.