Петербургский Наутилус 14 глава После Екатерины

Валерий Таиров
ПОСЛЕ  ЕКАТЕРИНЫ

14 глава из книги «петербургский Наутилус»
начало – 1 глава – см.: http://www.proza.ru/2009/05/15/672

       В 1727 году новая «апробация» модели «Морели» состоялась, и снова был получен отрицательный результат. Течи устранить так  и не удалось – возможно деревянный корпус,  собранный  из   отдельных  деревянных частей попросту рассохся.     Других же материалов плотник Ефим Никонов не знал, да в ту пору их и не было.

       Через год 29 января 1728 года Адмиралтейств-коллегия вынесла последнее решение по вопросу постройки потаенного судна:

       «Читано из конторы адмиралтейской выписки потаенных  судов о мастере Ефиме Никонове,  который  поданным  своим  в  прошлом 718 году блаженные и вечно достойные памяти е.  и.  в.   прошением объявил, что сделает такое судно, когда на море будет тишина оным судном будет ходить  в воде  потаенно и  будет разбивать корабли, а по  подаче того  своего  прошения  через  десять лет не токмо такого судна,  ниже  модели  к  тому  делу  действительно  сделать  не  мог, которое хотя и строил и адмиралтейских припасов и адмиралтейскими  служителями  и  на строение тех судов употреблена из  адмиралтейских доходов не малая сумма., но оная по пробам явилась весьма не действительна, того ради его  Никонова за те его  недействительные строения и за издержку не малой   на то суммы определить в адмиралтейские  работники  и  для того  отправить его в Астраханское адмиралтейство с прочими отправляющимися туда  морскими и  адмиралтейскими  служителями  под караулом,  которому  денежное и хлебное  жалованье  и мундир давать против адмиралтейских работников с вышеописанного числа, а для пропитания в пути выдать ему при  С.-Петербурге  денежное  и хлебное жалованье против здешних адмиралтейских работников мая по 1 число сего 728 года».
       
       Когда Федот рассказал Евдокии, что  Ефима точно   ссылают в Астрахань, она долго молчала, плакала потихоньку, а утром сказала
Федоту:
       - Иди к Ефиму, спроси, когда уезжать будут.    И ещё скажи, что сегодня приду к вечеру к нему поговорить…

         У самых  ворот  Галерного  двора  увидала   Евдокия  ждущего  её   Ефима,  бледного,  худущего, уставшего  от  долгой  борьбы   за судно своё потаённое. Невдалеке от него, прислоняясь к забору, раскуривал трубку капрал, осторожно поглядывая в её сторону.
       - Здравствуй, Ефим! Не забыл ещё меня?   
       - Да как можно, Евдокия!   Что ты говоришь такое. Лучшей хозяйки и не знал я никогда.
       - А уезжаешь куда? Мне вчера Федот говорил.
       - Не уезжаю, а увозят – под караулом… В Астраханское адми-ралтейство. Даже жалованье дадут…
       - А как же судно твоё?!
      - Не знаю, Евдокия! Что с ним будет – не знаю. Федот здесь ос-
таётся, пока присмотрит. А я уже всё потерял, видать…               
       - А в Покровском кто остался?

       Ефим опустил голову и  нахмурился.  Его голубые  глаза  сразу потемнели. И Евдокия, и он замолчали ненадолго.
       - Нет там у меня уже никого, кроме бати, брат и тот село покинул. Остальных нет … на этом свете. Письмо недавно получил. Да и мне,  знать,  не попасть туда,  не вернуться.  Видишь, как  дело обернулось? Не отпустят мня   за  это судно потаенное из Адмиралтейства… В чём вина моя – не могу понять: ведь под водой ходить – не по земле грибы сбирать…     Да и препоны мне чинили такие, что не обойти! Судно всё одно оное сделают: не я, так другие,  в России или нет.   

       Евдокия долго молчала, словно на что-то решаясь, а потом снова  стала Ефима расспрашивать:
       - Обо мне помнить будешь?
       - А то…
       - А если…  Если  я  тебе  вот что  скажу:  не  поехать  ли  мне  с тобой в те края? У меня здесь нет никого… Дом, конечно, да за ним Федот присмотрит. А я - за тобой…  Только, ты-то как смотришь?
       Ефим и дар речи потерял, потом привлёк Евдокию к себе: 
       - А я, мужик покровский,  зачем, такой красавице столичной?
       - Ну, это уж моя забота.
       - Так меня ж под конвоем повезут…
       - А я рядом буду. И ещё  тебе не говорила – в Астрахани у меня
дед с  роднёй живёт.  Старый правда дед,  а  жить где – будет.   Я-то тебе не стара?  Ладно, не смейся…Федот здесь останется – молодой, да уже сила и ум есть…
 А судно твоё   потаенное потаенным   так  и останется.  Захочешь новое – в   Астрахани сработаешь, если   вдруг  вздумаешь… Так что, собираться мне в дорогу? А, Ефим?

       Задумался Ефим. Капрал Игнатьич, которому надоело томиться возле забора, подошёл к беседующим, и нарочито сурово произнёс:
       - Пора! Время вышло. Идём…
       -Ах, ты старый чурбан! – набросилась на Игнатьевича вдова. – Тебе б только брюхо во время наполнить! Дай поговорить!
       - Не время.     Идём  в  контору, - снова,  уже  совсем  неласково
крикнул капрал, увлекая за рукав Ефима.
       - Так что? – крикнула Евдокия   уходящему Ефиму. –  Так что?
       - Собирайся!.. Поехали, – повернувшись  к  ней сказал Ефим,  и   они с капралом скрылись за большим каменным зданием Галерного двора…


* - Картина "Защита Кронштадта и Петербурга от шведов" - своя (Холст, масло)

Продолжение - послесловие http://www.proza.ru/2009/05/19/933