Христианство краткая история генезиса

Афанасьева Вера
Введение
      Появление новой религии, а тем более становление ее в качестве государственной в огромной державе – процесс чрезвычайно сложный и длительный, зависящий от многих факторов. Христианство за три века проделало гигантский и исторически беспрецедентный путь – от немногочисленной провинциальной секты до официальной религии великой империи. Что обусловило такое стремительное восхождение: политические и социальные условия Рима начала нашей эры, особые качества этой религиозной доктрины, роль отдельных личностей или некие мистические, эзотерические причины, случай, рок, фатум?
Думается, что этот процесс зависел от множества самых разных причин, однако среди них следует выделить внешние, определяющиеся общественно-политической, социальной и экономической обстановкой в Римской империи, и внутренние, детерминированные спецификой самого христианства как вполне законченного религиозно-этического учения. Как получилось, что потребности самого Рима, а может быть, всего человечества, в переоценке ценностей, в религиозном и этическом поиске, в новой универсальной идеологии смогло удовлетворить именно христианство, причем сумев завоевать массы и привлечь на свою сторону правителей?
Поиски ответов на поставленные вопросы и обусловило цель данной работы: выявить основные причины становления христианства в качестве государственной религии Римской империи.
Горизонт источников и исторической литературы по рассматриваемому вопросу достаточно широк. Он включает произведения римских историков и общественных деятелей (Тацит, Плиний Старший, Плиний Младший, Сенека, Иосиф Флавий),   содержащие упоминания как о существовании ранних христианских общин и личностях ранних христианских деятелей, так и этическое обсуждение основных догматов христианства. Из произведений этих же авторов можно получить обширную информацию о социально-политической и экономической обстановке в Римской империи на рубеже тысячелетий.   Важнейшую роль в анализе становления христианства являются канонические и апокрифические произведения ранних христиан: Евангелия, Деяния апостолов, Послания. Философские работы Л. Фейербаха, Ф. Энгельса, содержащие резкую критику христианства, позволяют познакомиться с альтернативной точкой зрения на его основания. "Советские исторические работы по данной теме, немногочисленны и, как правило, написаны в жанре атеистической литературы, хотя и содержат важные сведения по истории вопроса, и с некоторыми скидками на их заведомую необъективность могут быть использованы при исследовании проблемы (Свенцицкая И.С. "Раннее христианство: страницы истории", Амусин И.Д. "Кумранская община"). Более поздние российские историко-религоведческие работы (Лебедев А.П. "Эпоха гонений на христиан", Кулапов А.Е. "Свет Вифлеемской звезды", Кривушин И.В. "Ранневизантийская церковная историография", Мень А. "История религии. Пути христианства") избавлены от атеистическо-идеологического налета и содержат достаточно объективную историческую информацию, но зачастую изобилуют пропедевтическими христианскими проповедями, что снижает их научную ценность.  Значимыми, информативными и безпристрастными представляются работы известных зарубежных историков христианства (Дюрант В. "Цезарь и Христос", Донини А. "У истоков христинства", Янг Дж. "Христианство"). Однако анализ всех типов источников показал, что абсолютно полной, последовательной, четкой и достаточно краткой ретроспективы генезиса христианства и становления его в качестве  государственной религии Римской империи, содержащей все важнейшие предпосылки и  причины, ни в одной из перечисленных работ не содержится.
Данная аналитическая записка состоит из Введения, трех разделов, заключения и списка литературы и источников. 

1. Предпосылки возникновения христианства и становления его в качестве государственной религии Римской империи

1.1. Политические  предпосылки
а) Становление империи.
Начиная с 30-х годов  второго века до нашей эры по 30 г. до н.э. в римском государстве шла непрерывная борьба: восстания, волнения и, наконец, борьба полководцев дуг с другом за захват власти – период гражданских войн. Римские органы власти не могли справиться с политическим кризисом. Реальная власть сосредоточивалась в руках небольшой группы сенаторов и назначаемых ими должностных лиц и наместников. Это была олигархия, внутри которой велась борьба за влияние. Органы власти в Риме не были приспособлены к управлению государством: не было постоянного административного аппарата, ответственного перед центральной властью, не было системы контроля за сенатом и должностными лицами.
В этих условиях объективной необходимостью было установление новой формы государственной власти. В 48 г до н.э. Гай Юлий Цезарь одержал победу в битве около г. Фарсала над Гнеем Помпеем и на несколько лет стал единоличным правителем Рима, диктатором. Власть сената была ослаблена, Цезарь получил почетное звание императора, контролировал деятельность выборных органов, стали насаждаться легенда о божественном происхождении рода Юлиев.  После убийства Цезаря развернулась борьба между республиканцами и сторонниками империи. Пришедший на смену Цезарю Октавиан Август торжественно объявил о восстановлении республики, однако за фасадом республики скрывался действенный аппарат личной власти императора: сильная армия со специальными подразделениями (преторианская гвардия), прокураторы провинций, право вето и рекомендации на выборные должности. Двойственность власти, внутренняя противоречивость новой формы правления приводили к постоянной нестабильности..
После смерти Августа противоречивость созданной им формы правления выявилась с особой остротой, прежде всего потому, что не было выработано законной формы передачи власти от одного императора к другому. Последующие правители становились императорами в результате интриг, убийств, случайного стечения обстоятельств. В течение правления Тиберия, названного Августом своим преемником функции республиканских органов власти были еще ограничены: народные собрания лишились права выбора, это право было передано сенату, но кандидатов фактически выдвигал император. Начинается террор, возобновляется действие закона "об оскорблении величия римского народа".  По выражению Тацита,  теперь этот закон применялся "не только к делам, но и к словам".  Был сослан на пустынный остров наместник провинции Азия, обвиненный в преступлениях против культа Августа и в насмешках над Тиберием, поэт, сочинивший неуважительные по отношению к Тиберию стихи, был казнен. Против историка Кремуция Корда был возбужден судебный процесс, он закончил жизнь самоубийством. "Тем более оснований, - пишет Тацит, - посмеяться над недомыслием тех, которые, располагая властью в настоящем рассчитывают, что можно отнять память у будущих поколений".  Доносы, казни, заговоры, борьба за власть внутри императорской семьи, бесчинства преторианской гвардии сопровождали правление династии Юлиев- Клавдиев.  Ни  один из императоров этой династии не умер естественной смертью.  Нерон приказал убить даже собственную мать, по его повелению кончил жизнь самоубийством его бывший учитель философ Сенека. . Сотни соглядатаев следили за настроением народа. "По их донесениям, - пишет Тацит,- мелкий люд немедленно осуждали на казни, а знатных впоследствии настигала затаенная на первых порах ненависть принцепса".
В период правления Юлиев – Клавдиев продолжает складываться подчиненный императору бюрократический аппарат, который все более вытесняет выборные органы власти.  При императоре Клавдии создаются специальные ведомства: по  управлению Государственным имуществом,  по рассмотрению жалоб, ведомство указов.  Прокураторы в провинциях получают судебные  полномочия. Императоры раздают гражданство провинциальной знати и привлекают их в сенат. Таким образом, складывается новая социальная опора империи  - провинциальная знать и централизованный бюрократический аппарат управления, зависимый только от императора.
Первый век нашей эры был переломным в области политических реформ. Римская  империя практически сложилась. Исторические уроки учат нас, что любая империя, тем более такая лоскутная и этнически разнородная, каковой являлась Римская, требуют единой идеологии, позволяющей стабилизировать власть. В Риме такой идеологии, позволяющей управлять массами.  не было
 Противоречия между внешними формами и реальным содержанием общественной жизни порождали ощущение безысходности в самых разных слоях населения, особенно в социальных низах.
Социально-экономические предпосылки
Фундаментом социального устройства Римской империи служило рабство. К началу нашей эры рабов в Риме было чрезвычайно много. Однако рабский труд становился все более и более невыгодным. Писатель –агроном первого века н.э. Колумелла писал: "… рабы приносят полям величайший вред;   пасут… скот плохо, дурно пашут землю…" Такое положение вынуждало многих землевладельцев дробить свои имения и сдавать их в аренду крестьянам-колонам.
Характерной особенностью римского ремесла было объединение ремесленников в коллегии по профессиям. У каждой коллегии, как правило, был свой бог-покровитель. Ремесленники ценили свою принадлежность к коллегиям подчас выше, чем римское гражданство.Коллегии имели возможность влиять на выборы того или иного лица в органы государственного самоуправления. Однако императоры с подозрением относились;  некоторые из них запрещали коллегии (Юлий Цезарь, Август, Клавдий).  Но коллегии продолжали существовать: слишком велика была потребность в коллективных формах повседневной жизни.  Коллективные формы общественной жизни продолжали составлять основу социального устройства, становились традиционными.
Сколь ни важны были коллегии для ремесленного быта Италии, они не могли защитить ремесленников от разорения. Мелкое ремесленное производство было неустойчиво, тем более что в Италию ввозилось огромное количество ремесленных изделий из восточных провинций, конкуренция была огромной. Массовое обнищание ремесленников и крестьян было характерной чертой жизни в Риме.
Гражданские войны не могли не сказаться на хозяйственном положении Италии и провинций. В Италии земледелие приходит в упадок. Разоряющиеся крестьяне и ремесленники Италии скапливались в Риме и других крупных городах, ожидая денежных и хлебных раздач, пышных зрелищ. Август пытался сократить раздачи хлеба неимущим (вместо одного раза в месяц раз вы четыре месяца), но, опасаясь  социального взрыва, восстановил прежний порядок. Деклассированные люди, не имея средств к существованию, занимались бродяжничесством и даже становились гладиаторами. Огромное число деклассированного народа стало характерной чертой Римского общества.
У разоряющихся людей сознание классовой солидарности заменяется ненавистью к богачам, особенно к выходцам из низов, выставляющим свое богатство напоказ. В период республики хвастаться свои богатством, носить дорогие одежды считалось неприличным, при империи новая знать  безмерно кичилась своим  богатством. Классовая ненависть росла, общество все более поляризировалось.
Резкая грань между бедностью и богатством и, напротив, стирание граней  между свободным и рабским  трудом могли вызывать сочувствие к рабам, особенно   если с этим сочувствием переплелась стихийная ненависть к власть имущим.
В произведениях римских философов первого века н.э. проявляется новое отношение к рабству: они не призывают выступить против рабства как социального института, но выступают за изменение отношения к рабам, за то, что видеть в них людей. Философ-стоик Сенека писал: "Раб есть человек, равный по натуре другим людям; в душе раба заложены те же начала гордости, чести, мужества, великодушия…раб …обладает свободным духом.." Отношение к рабству этически переоценивалось. Тот же Сенека пишет, что многие рабы кончают жизнь самоубийством, рабыни убивают своих новорожденных детей. Бедняки тоже кончали жизнь самоубийством и всякими способами пытались уменьшить число уменьшить число детей в семье (вплоть до их убийства и подкидывания). Человеческая жизнь беспредельно обесценилась, смерть стала обыденной, а часто - даже желанной.
Жизнь в провинциям в первом веке до н.э. была не менее сложной и противоречивой, чем жизнь в Италии. В первом веке до н.э.  провинциалы медленно приходили в себя после бесчисленных грабежей и разрушений гражданских войн. Однако отношения провинциальных городов к императорской власти колеблется в значительных пределах:  от невыполнения распоряжений до унизительного раболепствования. Городское самоуправление постепенно теряло свой смысл; участие в нем превращалось в способ выдвинуться и выслужиться перед центральной властью. Городские власти  боялись стихийных сборищ народных масс, чем бы они ни были вызваны. В Деяниях апостолов (19:23) рассказывается об одном эпизоде, связанном с пребыванием апостола Павла в Эфесе, когда городские власти были напуганы выступлениями горожан против христиан.  Массовые миграции, смешение и необычайная мобильность населения (бедняков в поисках лучшей доли, солдат, императорских чиновников, купцов) способствовали реальному сближению людей разных национальностей и разного правового положения.
     Еще больше способствовали сближению различных групп населения экономические процессы в провинциях. В восточных провинциях (Малой Азии, Сирии, Египте) сельское хозяйство было устроено преимущественно по общинному принципу. В общинах грамотные и способные рабы подчас фактически занимали положение выше свободных общинников, что не могло не сказаться на изменении представлений о правовых различиях.
Городское население восточных провинций было весьма пестрым по этническому и социальному составу. Именно в восточных провинциях было достаточно большое число людей, ощущавших необходимость смягчения участи рабов. Количество "рабов на особом положении", т.н. "вскормленников" здесь было очень велико, к началу второго века н.э. оно настолько возросло, что императором Траяном был издан специальный закон об их правовом статусе.
Начиная с первого века н.э. в городах восточных провинций появляются многочисленные социальные союзы: от профессиональных коллегий до просто союзов соседей. Создавались и общепровинциальныве союзы, например, объединение ремесленников провинция Азия, союз греческих актеров. Идея общности вне принадлежности к сельской или городской общине начала ощущаться отдельными людьми. Профессиональные и религиозные объединения "маленьких людей" удовлетворяли потребности своих членов в неформальном общении, создавали ощущение социального равенства внутри союза. Власти относились к подобным объединениям весьма настороженно.
      В городах восточных провинций различие между огромными богатствами отдельных людей и нищетой многих еще более бросалась в глаза. Многие богатые люди, пользуясь безнаказанностью, совершали уголовные преступления.
     Итак, в первые сто лет существования империи менялась традиционно существующая система социальных различий. Свободные люди были вынуждены заниматься в поисках пропитания трудом, ранее расцениваемым как рабский, некоторые рабы баснословно богатели. Вместе могли жить и работать люды разных народностей. Между богатыми и бедными людьми одного города пропасть была больше, чем между людьми разных провинций.  Однако стирание этнических различий не мешало вспыхивать острой вражде на национальной основе, когда во всех бедах обвинялись не истинные их виновники, а чужаки, инородцы. Ощущение неустойчивости, распада старых связей сосуществовало с "патриотизмом".

1.3. Религиозные и философские предпосылки
В древних обществах, где социальное положение человека было, как правило, определено со дня его рождения, а его действия, помимо личной воли, диктовались системой связи с другими людьми, люди полагались на извечную заданность миропорядка.  В периоды разрушение традиционных связей, когда теряется уверенность в завтрашнем дне, когда судьбы людей начинают зависеть от прихоти полководцев или правителей.  В этих условиях для него выдвигаются на первый план вопросы о смысле жизни, о справедливости, о способах  спасения, избавления от страданий, от смерти. 
Философско-этические учения, предшествующие христианству. Многие философские школы пытались найти  ответы на поставленные самой жизнью вопросы. Стоики учили, что судьба человека предопределена, поэтому не нужно стремиться к материальным благам, а быть нравственным и добродетельным. Киники тоже проповедовали отказ от материальных благ, выступали не только против монархической формы правления, а государства как такового, отрицали традиционные   верования, защищали бедность.  Однако философия не могла предложить  доступный всем, понятный и обнадеживающий путь к спасению.
Традиционные политеистические культы. Гораздо более важную роль в этической ситуации играли многочисленные религии римской империи. Официализация культа императора  не привела к его укоренению в массовом религиозном сознании. Античный греко-римский пантеон богов утрачивал многовековой авторитет. Как писал английский историк В. Тарн, "много причин содействовало решению судьбы олимпийцев. Они принадлежали городам-государствам и падали вместе с ними." Античные божества не были ни добры, ни милосердны,  ни всемогущи. Греческие мифы изобилуют историями борьбы богов, проявлениями их жестокости, мести, иногда слабости. Греко-римские боги антропоморфны, человекоподобны. Со временем греческая мифология утратила религиозный смысл, стала просто традиционной.
Кризис греческой религии сказывался и в появлениях в ряде городов официальных культов органов власти: устанавливались статуи Демосу, Совету, Римскому сенату. В  качестве божеств почитались и персонифицированные Честь, Добродетель, Мудрость. Однако существование подобных божеств не могло удовлетворить   потребности общества в этических ценностях.
Политеистичность в Риме доходила до абсурда. Августин Блаженный так характеризовал этот факт. "Каждый в своем доме имеет одного привратника, и это… достаточно… Но они (римляне) поместили здесь сразу трех богов: створки отдали под опеку  Форкула, петли -богине Кардеа, а порог – богу  Лименту. По-видимому этот Форкул не умел одновременно стеречь и  петли, и порог". Тит Ливий писал, что люди его времени отрицают вмешательство богов в жизнь. 
Сосредоточение власти в руках одного человека воспринималось как следствие покровительства богов. На основе этих представлений возник культ императора, который впоследствии стал официальным культом во всей державе. Обожествление Августа началось в восточных провинциях, где были сильны традиции религиозного почитания царей. Были воздвигнуты его святилища, его прямо называли богом.   По всей империи устанавливались статуи Августа. Для римлян, не привыкших к обожествлению живых людей, культу Августа была придана форма культа его гения, который имел мистический характер. Стало обязательным поклонение статуям императора, день рождения императора отмечался по всей импери  как официальный праздник. Даже во время праздников в честь других божеств в процессиях несли изображение императора. Именно обожествление императоров становилось основой идеологического обоснования их власти.
Наряду с упадком  собственно римских верований распространилось почитание египетской Исиды и иудейского бога. Древние восточные умирающие и воскресающие боги, такие как египетский Оситис или фригийский Аттис, вытесняют античных богов. Создаются религиозные союзы, почитающие Исиду и Сераписа. Почитатели этих божеств верили, что путем определенных мистерий можно стать сопричастным божеству и обрести бессмертие. Так, на празднованиях в честь Аттиса, жрец провозглашал: "Утешьтесь, благочестивые, подобно тому, как спасен бог, спасетесь и вы".  Во время правления Тиберия, по свидетельству Тацита, четыре тысячи почитателей "египетских и иудейских священнодействий" были высланы на Сардинию.
В первом веке до нашей эры в Малой Азии появились общины иранского бога солнца Митры, воспринимаемого борцом против зла, богом-спасителем.
Большое распространение в Италии получили мистические культы, связанные с поклонением  подземным богам (особенно Гекате), магия, колдовство, астрологические прорицания.  Особый культ, орфиков, был связан с почитанием греческого героя Орфея. Орфики полагали, что, следуя аскезе и совершая магические обряды, можно достичь мира вечного блаженства. Они создали сложную религиозно-философскую систему, в которой объединились этические принципы и сложная обрядовость, оказавшую впоследствии влияние на христианство. Постоянный религиозный поиск был отличительной чертой римской жизни. Люди жаждали верить не просто во всемогущих богов, а в таких богов, которые слушали бы их и понимали, в богов справедливых и милосердных.
Религиозных союзов (фиасов или койонов) в восточных провинциях империи было чрезвычайно много. Религиозные и профессиональные союзы заменяли разрушавшуюся общинную и гражданскую общность. Но они не давали надежды на спасение, ничего не могли противопоставить политическому и духовному гнету империи. Традиционные восточные культы старели, массовая культура и общественное сознание переросли старинные религии. Сила привычных богов дробилась их множественностью. Выход из устрашающей действительности предложило христианство.
Монотеизм
Единственной монотеистической религией в Римской империи был иудаизм. Распространению этого весьма закрытого эзотерического учения, почитающего одного Бога, содержащего строгую и стройную этическую систему, впоследствии воспринятую христианством, способствовали следующие обстоятельства.
 Римский полководец Помпей в 63 . до н.э. воспользовался внутренней борьбой в Иудее и ввел туда войска, присоединив ее к провинции Сирия.  В конце первого века до н.э. царем Иудеи стал Ирод, прославившийся своей жестокостью. Ирод вел верноподданическую Риму политику: строил города по типу греческих полисов, внедрял элементы римского быта, строил храмы, посвященные Августу – но при этом поддерживал иудаизм. Именно он начал грандиозную реставрацию храма Яхве.
В Палестине политическая и социальная обстановка была весьма неспокойной: народные волнения, бунты против внедряемого римлянами язычества, массовые репрессии. Шесть тысяч фарисеев отказались приносить присягу Ироду и Августу, множество из них было казнено. Умер Ирод в 4 г до н.э. Его смерть вызвала новые волнения, жестоко подавленные римлянами. Две тысячи повстанцев в Галилее были распяты на крестах.  Положение в стране оставалось напряженным в течение всего первого века.
Среди греков и римлян, оказавшихся в Палестине, проявлялся интерес к иудаизму. В г. Капернауме по инициативе римского центуриона была выстроена синагога; жена Нерона, императрица Поппея, верила в Яхве. Священная книга иудеев Библия к тому времени была переведена на греческий и арамейский языки. Основными постулатами иудаизма были: вера в единого Бога, вера в приход Мессии, Спасителя, воскресение из мертвых, загробное воздаяние, грядущее Царство Божие на Земле.  В принципе, этически и идеологически иудаизм вполне мог претендовать на роль религии, которая могла бы сцементировать распадающееся римское общество. Однако этому помешали следующие особенности этой религии. Во-первых, ортодоксальный иудаизм, объявив евреев единственным богоизбранным народом, всегда боролся за чистоту своих рядов,  против контактов с инородцами. Во-вторых, в иудаизме существует огромное количество запретов и предписаний (613), заповедей, регламентирующих частную жизнь каждого последователя этой религии и требующих неукоснительного выполнения, что делает иудаизм весьма трудным в смысле исполнения. В-третьих, Бог иудеев незрим, неизъясним, неопределяем, абсолютно абстрактен, неантропоморфен. Гражданам Римской империи, привыкшим к очеловеченным богам, такой Бог был непонятен. В-четвертых, одним  из основных тезисов иудаизма является следующий: "Все есть добро, благо". Последнее означало, что все, происходящее в мире, следует благому Господню замыслу и  не может оцениваться с утилитарной человеческой точки зрения как хорошее или плохое. Даже страшные с точки зрения людей события в конечном счете  служат благой цели – торжеству добра.  Совершенно очевидно, что римских граждан, а тем более рабов, живущих в атмосфере произвола и насилия, не могло  устроить, если бы все происходящие в мире бесчинства и несправедливости объявлялись частью Божественного замысла.
Сложность и непримиримость ортодоксального иудаизма приводили к тому, что из его лона постоянно рождались секты и религиозные ответвления, ревизионирующие его некоторые наиболее жесткие позиции. В Палестине существовало большое количество бродячих проповедников, возвещавших скорый приход Мессии, который должен стать истинным "Царем Иудейским". Имена некоторых из них упоминает римский писатель и историк первого века Иосиф Флавий.
Среди религиозных течений, групп, сект существовала секта ессеев, учение и организация которой имели непосредственное отношение к истокам христианства. О них рассказывают Иосиф Флавий, Филон из Александрии, Плиний Старший. Часть членов этой секты во втором веке до н.э. – первом в. н.э. удалилась в пустыню Вади-Кумран и создали замкнутую религиозную организацию, впоследствии получившую название "кумранской общины" . Члены кумранской общины стали называть себя "Новым Заветом" или "общиной нищих". Аскеза, покаяние, изучение священных текстов предписывались всем членам общины, вступить в которую можно было только после двухлетнего испытательного срока. Культ кумранитов был менее формальным, чем иудаизм. Целью была подготовка к решающей эсхатологической борьбе "сынов света" с "сынами тьмы".  В религиозных представлениях о конце света, о суде Божьем, которому подвергнутся нечестивые особое место занимает положение о посреднике между Бом и людьми.
Люди, недовольные своей жизнью, шли к ессеям и кумранитам.  Плиний Старший писал: "Изо дня в день число их увеличивается благодаря появлению массы утомленных жизнью пришельцев, которых волны фортуны влекут к обычаям ессеев".  Многие постулаты учения ессеев, по-видимому, были заимствованы первыми христианами.

Глава 2. Развитие христианства
Возникновение христианства. Не существует абсолютно достоверных исторических сведений о первой христианской общине. Сведения о возникновении христианства содержатся прежде всего в христианских произведениях: евангелиях, посланиях, апокалипсисах . Написанию христианских сочинений предшествовала длительная (более, чем полувековая) устная традиция. Ожидание скорого конца света, устная проповедническая деятельность, отсутствие единого вероучительного центра, открытость учения – основные черты раннего христианства. Новозаветные евнгелия были написаны по-гречески, на  самом распространненном в Римской империи языке. В синоптических, или канонических, евангелиях от Марка, Луки, Матфея и Иоанна, рассказывается о жизни и проповедях Иисуса, о его крещении в Иордане Иоанном Крестителем, о его аресте, казни и воскрешении.  Другие евангелия, апокрифические, тоже содержат сведения о личности Иисуса. Во всех раннехристианских произведениях содержится много сведений о составе, умонастроении, организации христианских общин.
Вся политическая и религиозная ситуация в Палестине способствовала появлению в первом веке нашей эры еще одной религиозной группы в русле иудаизма. Одним из проповедников, о котором сообщает Иосиф Флавий, и который сыграл значительную роль в становлении христианства, был Иоанн Креститель. Иоанн призывал народ в ожидании скорого пришествия Мессиии покаяться  и очиститься крещением – омовением в водах Иордана. Известно, что у Иоанна была группа учеников.
Историчность фигуры Христа долгое время вызывала сомнения. Упоминания о нем у Иосифа Флавия считается более поздней вставкой христианского переписчика. То немногое, что с известной долей уверенности можно сказать об историческом ядре самого евангельского повествования, сводится к следующему: в первом веке  странствующий проповедник из галилейского Назарета выступил с призывами к духовному очищению и раскаянию перед скорым наступлением Божьего Суда. Его ученики почитали его как Мессию, что и явилось основанием его осуждения как синедрионом, так и римлянами, посколку согласно учению иудаизма Мессия должен был стать царем Израиля.
Христианство органично включило в себя элементы различных религиозных и этических учений: стоицизма, иудаизма. Поучения первых христианских проповедников адресовались социальным низам: Легче верблюду пролезть в угольное ушко, чем богатому в Царствие Небесное". Христианство привлекало открытостью, распространялось и среди неиудеев. Оно отказалось от жестких ритуальных запретов и ограничений иудаизма. Образ Иисуса в евангелиях имеет много общего со странствующими учителями,  большинство апостолов – простые люди. Вера в воскресение и скорое второе пришествие Иисуса, которое должно ознаменоваться судом над всеми грешниками и вознаграждением праведников, привлекал бедных и обездоленных. Религиозное учение, достаточно стройное и идеологически приемлемое для миллионов римских бедняков и рабов, для всех, кому надоел царящий в Риме этический беспредел, появилось. Ему осталось только пробить себе дорогу на верх, стать официальным.
Проповедники христианства обращались первоначально к иудеям, жившим в восточных провинциях, в Сирии и Малой Азии, к диаспорам.  Еще в начале шестого в. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор завоевал Иудею и угнал в плен значительную часть ее населения. Части иудеев впоследствии было разрешено вернуться на родину, часть осталась на востоке. Религиозный поиск, столь характерный для жителей Римской империи, неудовлетворенность нравственными основаниями языческих культов,  приводили к тому, что многие выходцы из разноплеменного населения восточных провинций заинтересовалисть новозаветным иудейским течением. Людям, воспитанным на мифах о умирающих и воскресающих богах плодородия (Осирис, Атис) было легче поверить в возможность воскресения мессии.
Основными источниками, по которым можно судить об организации, составе, внутренней жизни общин первых христиан, являются Деяния апостолов. Согласно ним, христианские проповедники первоначально проповедовали свое неортодоксальное учение в синагогах. Анализ новозаветных произведений позволяет судить об этническом и социальном составе христианских общин. Так, в посланиях Павла, упоминается множество греческих имен, встречаются римские, иногда даже рабские прозвища. В первых христианских общинах преобладали греки и эллинизированные иудеи.  Некое представление о составе первых христианских общин можно получить из Апокалипсиса. Он адресован семи христианским общинам в полисах Малой Азии: Эфесе, Смирне, Пергаме, Тиатире, Сардахе, Филадельфии и Лаодикеею. Согласно ему, состав первых христианских общин был весьма этнически и социально неоджнороден, в одних преобладали греки, в других – иудеи диаспоры.
Возможность привлечения к христианству неиудеев была заложена в основных его догматах. В посланиях Павла провозглашается: "Нет уже иудея, ни язычника" (Гал. 3: 28). Пропаганда Павла, направленная прежде всего на распространение христианства среди неиудеев,  заложила основы для распространения христианства на территории Римской империи.   
Уже говорилось, что христианство было обращено к социальным низам. В первых христианских общинах вне Палестины присутствовали даже рабы. Основой отношения христианства к рабству было представление о равенстве всех христиан перед Богом, равенстве прежде всего духовном. В первом послании к коринфянам Павел пишет: "Рабом ли ты призван, не смущайся… Ибо раб, призванный в господе, есть свободный Господа…" Среди христиан восточных провинций были люди разных профессий, часто наименее престижных. Встречались и отдельные философы, учителя. В христианские общины с самого начала входили и более или менее богатые люди, испытывающие духовную неудовлетворенность. Ведь христианская проповедь против богатства не носила ярко выраженного социального характера, была этическим принципом.
Христианская идея сострадания и спасения должна была привлекать не только ущемленных социально, но и страдающих физически, презираемых и вызывающих брезгливость в античном обществе. Подход к состраданию христиан отличался и от существующего в античной философии. Так, Аристотель полагал, что страдание само по себе не должно вызывать сострадания, последнее уместно только по отношению к близким людям или незаслуженно обиженным, но не к врагам. Первые же христиане принимали к себе всех страждущих, независимо от причин их страдания: и презираемых мытарей, и блудниц, и калек.
Среди первых христиан было много женщин. Распад семейных и общественных связей привел к росту числа женщин-одиночек, многие из которых вынуждены были продавать себя.  В римской литературе того времени появляются образы женщин-колдуний, страшных и безжалостных. Зачастую женщина расценивается только как тело, предмет плотских наслаждений. Христианство же увековечило образ женской чистоты и непорочности.  С другой стороны христиане открыто заявляли, что именно грешницы и блудницы могут придти к ним ("Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много" ). Существуют свидетельства, что первыми христианами из высших слоев общества были именно женщины.
Итак, распространению христианства в разных группах римского населения способствовали как его собственные основы, так и сложившаяся социальная обстановка.
С самого своего основания христианство практиковало создание религиозных объединений, общин, столь привычных для античного уклада. Вытесненные из синагог ортодоксальными иудеями, христиане первоначально собирались в частных домах. Свои объединения они называли "экклесиями" – собраниями, открытыми для всех желающих. Христиане называли себя братьями и сестрами, иерархия должностей в первых общинах полностью отсутствовала. Взносы в христианскую общину использовались прежде всего для оказания помощи обездоленным членам.
Уже в посланиях Павла ощущается стремление упорядочить внутреннюю жизнь экклесийю Появились специальные люди, необходимые для руководства общиной, сбора взносов, ухода за больными. Устная традиция постепенно заменялась письменной – появились многочисленные переписчики евангелий. На рубеже первого-второго вв. возникла достаточно строгая иерархия: апостолы, пресвитеры (епископы),старейшины общин, дьяконы. Появляется символическая христианская обрядовость и организация; начинает складываться единый аппарат управления христианскими общинами.
Значительная миссионерская деятельность привела к тому, что в начале второго века широко заговорили; римские историки называли "зловредным" (Тацит) и "безмерно уродливым" (Плиний Младший) суеверием.
Важнейшим фактором общественногоразвития Римской империии во втором –третьем веках была нивелировка входивших в нее областей: постепенно уравнивается положения на востоке и на западе, восточные провинции приобреиают все больший политический и экономический вес; распространяются колонатные отношения в сельском хозяйстве, появляется все большее число рабов, посаженных на землю. Империя на время укрепилась, Рим перестал быть гражданской общиной, он стал столицей огромной империи с очень пестрым населением. Полисная психология и традиции были почти полностью изжиты. В 212 г. император Каракалла даровал право римского гражданства всему свободному населению империи. Однако "римский мир" оказался недолгим, началась длительная и безнадежная война с варварами. .В третьем веке затяжной кризис охватил всю империю: императоры сменяли один другого, с императорской власти был сорва ореол святости и законности, крупные землевладельцы не повиновались центральной власти, чиновники грабили население, вспыхивали многочисленные восстания рабов, на востоке империи угрожали персы. Людям самого разного социального происхождения мир стал казаться воплощением зла и нексправедливости Распространились вера в колдовство, появлялись многочисленные лжепророки., множились неофициальные религиозные союзы.
Социальная обстановка способствовала увеличению числа христиан, в том числе и людей состоятельных. Христиане появились и в непосредственном окружении императоров. Так, приближенным императора Септимия Севера был прокуратор-христианин. В среде христиан из низов появляется примирительное отношение к богатым, дающим значительные пожертвования на общины. К началу четвертого века христиан, занимающих городские должности было такое количество, что собор епископов в 305 г в г. Эльвире принял специальное постановление, разрешающее это занятие.
Среди христиан появилось много образованных людей, знакомых с учением неоплатонизма, стоицизма. Зародилась основанная на неоплатонизме христианская теология.
Христианские общины множились. К четвертому веку помимо Малой Азии и Сирии, они существовали на Балканах, в Северной Месопотамии, Египте,  в Галлии, Испании, Британии, Северной Африке, в самом Риме. К концу третьего века только в самом Риме христианская община оказывала поддержку около 1500 вдов и нищих. Христианство превращалось в "мировую религию".
Этот процесс сопровождался созданием строгой церковной иерархии. Понятие "церковь" становилось все более абстрактным и мистическим, служа теперь названием сложной организации, наделенной неземными возможностями и полномочиями.   Из старейшин –пресвитеров выделяются епископы, в течение второго–третьего веков епископы становятся единоличными руководителями большинства общин. Служение церкви становится профессиональным занятием, оно стало оплачиваться. Их важной функцией стало управление общинным имуществом. К началу четвертого века выделились епископы Рима, Александрии, Антиохии, которые получили юрисдикцию над клириками больших округов.
В христианстве стали появляться ереси: монтанизм, гностицизм – ускорившие канонизацию священных книг и координацию действий между общинами. Последовавшие епископские соборы становятся важным средством становления церковной догматики.
Чтобы укрепить единство христианского учения и власть христианской церкви, необходимо было заключить союз с государственной властью, а для этого было необходимо, чтобы сама власть осознала эту необходимость, прекратила считать христиан чужими, преодолела к ним укоренившуюся неприязнь.
В первом-третьем веках нашей эры римские власти практиковали явные и скрытые гонения на христиан. Многочисленными смертями христиан отмечены правления императоров Деция, Валериана, Диоклетиана. Однако в 311 г. Галерий отменил все преследования христиан, а в 313 г Константин и Лициний приняли постановление, легализующее христианскую церковь – Миланский эдикт. Формально христианство становилось одним из культов, разрешенных в империи. Союз  Константина  с христианами традиционно рассматривается как политический, хотя существует легенда, что перед смертью он принял христианство.  Хотя он не преследовал традиционные культы, именно с его правления христианство начинает приобретать решающее значение в идеологической жизни империи., а христианская церковь превращается в господствующую.
Церковь не замедлила воспользоваться своим новым положеним для борьбы с ересями, и, в свою очередь, поддерживала императора. Известно, например, что галльские епископы, собравшиеся в Арле в 315 г запретили христианам дезертировать из армии под страхом отлучения.. В 381 г на знаменитом Никейском Соборе был принят христианский Символ Веры. Отныне все, кто не разделял его провозглашались отступниками и еретиками.
В течение четвертого века христианство все еще сосуществовало с традиционными культами.  Однако в четвертом веке император Феодосий издал указы, запрещающие всякие отправления языческих культов. Языческие храмы были разрушены, имущество конфисковано, земельные владения были переданы христианским церквям.  В руках церкви начали скапливаться огромные богатства, она превратилась в структуру настолько мощную, что отныне всякая борьба с ней была обречена на неудачу. В 395 г. империя формально была разделена на Западную и Восточную. На богатом и мощном Востоке сильной императорской власти удалось подчинить себе церковь. На Западе церковь не только пережила империю, но и определила последующее развитие всей Европы, поддерживая королей христиан и постоянно усиливая свое политическое и идеологическое влияние.

2006 г.