Кальвинизм и экономика. IV, Время

Евгений Каширский
Отношение к экономическим системам, существовавшим прежде и существующим сегодня, христианин должен определять только Словом Божиим. К сожалению, большинство христиан в вопросах экономики не склонны принимать библейские установления, но руководствуются, скорее, личным опытом и эмоциями. Например, в России не редкость, когда одни христиане горячо протестуют против жесткости капитализма, возмущаясь тем, что рынок обогащает одних и разоряет других, менее удачливых и трудолюбивых, – при этом они с похвалой отзываются о социалистическом экономическом порядке. Другие христиане восхваляют капитализм и, соответственно, обличают социализм.

Рассмотрим с точки зрения Писания некоторые общие принципы хозяйственной деятельности человека. Следует признать, что вопрос о ситуации с экономикой до грехопадения остается «открытым». Очевидно, что в Эдемском саду в обмене товаров (и в рынке) не было необходимости, поскольку всего было в избытке: земля предоставляла человеку все необходимое для удовлетворения его повседневных нужд.

После грехопадения человек столкнулся с нехваткой ресурсов. Голод (составная часть проклятия) стал напоминанием о необходимости трудиться и быть полезным обществу. Другими словами, дефицит вынуждает людей к кооперации, к общению (рынок выступает как средство принуждения к общению). Таким образом, рынок как система, призванная восполнить недостаток человека в продуктах и предметах, лежит в основе экономики. Обмен товарами делается жизненно необходимым. Таков Божий порядок для падшего человека. Экономическое выживание человека возможно лишь при обмене товарами и общении.

Замкнутая экономика, несмотря на возможность длительного существования в определенные исторические периоды, терпит поражение при столкновении с экономикой открытого типа, то есть ориентированной на рынок. Социализм являет собой всего лишь частный случай замкнутой экономики. Отдельно следует сказать о теологической стороне социализма: государство делает себя богом, и потому судит своих граждан и требует от них отчета во всем.

Советское социалистическое государство владело практически всем произведенным продуктом. Но рынок может существовать только при наличии продавцов (истинных собственников продукта, ставшего товаром) и покупателей (будущих собственников). В противном случае, рынок становится фикцией.

На земле все более остро ощущается нехватка важнейших ресурсов. Вопрос ресурсов в полной мере затрагивает всех жителей земли, как верующих, так и неверующих. Жизнеобеспечение на проклятой земле поддерживается человеком в поте лица. Верующий не избавлен от необходимости работать в поте лица.

Известный пастор харизматической Церкви в одной из своих ранних проповедей выразил идею процветания следующим образом: видите, какой у меня хороший костюм? Мне этот костюм дал Бог. Если вы будете с Богом, то станете жить лучше, и у вас будет такой же костюм. Жаль, пастор не добавил, что Бог благословляет тех верующих, кто много и хорошо работает, в числе которых, в чем мы нисколько не сомневаемся, находится и сам пастор.

В нашем разговоре о кредите и ссудном проценте нельзя обойти вниманием один из важнейших ресурсов. Почему-то именно этот ресурс мало принимается во внимание критиками кальвинизма. Имя этому ресурсу – время.

Время является абсолютно невосполнимым ресурсом в границах земной жизни человека. Невозможность восполнить временной ресурс жизни воспринимается человеком как его утрата. Сама ограниченность жизни 70-80 годами напоминает нам о невосполнимости временного ресурса. Вместе с тем, человек вынужден смиряться с необходимостью затрат на сон, образование, выполнение рутинных обязанностей, прибавим сюда и почти неизбежные затраты на исправление ошибок, избавление от заблуждений, а также греховные развлечения, свойственные молодости…

Время – составная часть всякого планирования. Но для планирования надо иметь доверие к будущему. Отношение к будущему делит христиан на две группы. Одни полагают, что христианин не может и не должен планировать что-либо на будущее, поскольку все в руке Божией (не знаем ни дня, ни часа…) Отсюда они делают вывод, что кредитовать что-либо – дело легкомысленное, если и вовсе не бессмысленное. Вторые христиане считают, что доверие к будущему показывает доверие к Богу и к Его порядку. Вопрос в том, какое экономическое воззрение (и, соответственно, экономическое поведение) считать правильным?

Нельзя не заметить, что первый взгляд ведет к ограничению активности. Второй взгляд предоставляет больше возможности для действия. Так религиозные воззрения влияют на экономическое поведение, а экономика, в свою очередь, влияет на поведение социальное.

Разные взгляды на время отражают разную психологию. У одних время обостряет желание скрыться от неопределенности будущего, другие видят во времени союзника своих планов. Последние вкладывают деньги в будущее (особо отметим вложение инвестиций в образование своих детей). Кальвинисты традиционно ориентированы на будущее. Время не пугает людей Завета. Известно, сколь доброжелательно было отношение к будущему у пуритан XVII века.

Но поскольку будущее никому из людей неизвестно, вкладывать деньги в будущее – всегда риск. Желание человека иметь гарантии возврата вложенных средств естественно и понятно.

Возьмем и другую крайность. Почему в России стали возможны недавние аферы с деньгами вкладчиков? Дело не только в лазейках в законодательстве и коррупции властей. Структуры типа «МММ» выявили настроение и ожидания наших соотечественников. Многие тысячи россиян (в том числе и наши соборные патриоты) вложили свои деньги в авантюры в надежде на быструю и легкую прибыль. Явив экономическую неграмотность, они пренебрегли и библейскими наставлениями: Библия предупреждает о греховности стремления получить легкие деньги.

Ни один кальвинист не отдал бы свои деньги аферистам типа Мавроди. Стоит, впрочем, заметить, что даже осторожность и некоторая осведомленность не гарантируют от потерь, когда мы инвестируем средства в будущее. Помню, как в разговоре со мной один бизнесмен из города Т. смеялся над вкладчиками г-на Мавроди (на то время «МММ» еще активно рекламировали СМИ). Бизнесмен производил впечатление человека знающего и осторожного. Свои деньги он держал в каком-то «надежнейшем» банке. Через несколько месяцев после нашего разговора этот банк тоже лопнул.

К сожалению, в России еще не созданы условия для того, чтобы люди могли вкладывать деньги в прибыльное дело. Многие россияне по старинке предпочитают тратить деньги сейчас или просто держать их на черный день. Даже если у них появляется возможность, они отказываются вкладывать их в дело. Ибо это дело может принести прибыль только через некоторое время… или не принести прибыли, или принести незначительную прибыль, которая не стоила ожиданий и затрат времени. Вложения в будущее, как мы сказали, – всегда риск.

Кредит связан с ожиданием и волнением, поскольку: 1) будущее мне неизвестно; 2) я вполне мог бы потратить свои деньги иначе, по крайней мере, я бы знал, что мои деньги не пропали совершенно напрасно.

Что может заставить меня ждать? Только одно: надежда на то, что в будущем я получу выгоду от вложенных денег. Как видим, от человека, инвестирующего в будущее, требуется уверенность в будущем (теологические воззрения), а также терпение и умение ждать (христианская этика). Тем не менее, многие люди просто не могут отказать себе в удовольствии купить товар сегодня. Они не хотят ждать даже до конца месяца (квартала), чтобы купить товары со скидкой (сегодня наши супермаркеты начинают предоставлять такие услуги).

Мы убеждены, что будущее за теми, кто вкладывает в него инвестиции. Капиталы перетекают не к тем, кто ограничен лишь сегодняшним временем, но к тем, кто думает о будущем и готовится к нему.

Греховному человеку свойственно стремление убежать от времени: забыться в праздниках, пьянстве. Греховный человек не любит повседневность. Вместе с тем, он не любит и свое будущее, поскольку понимает, что в будущем его ожидают старость и болезни, как расплата за бездумно прожитую жизнь.

Не только отдельные люди ориентируются на сегодняшний день, но и целые общества предпочитают жить лишь данным временем, избегая мыслей о будущем. Для этих обществ время становится проклятием, оно «не работает» на них.

Думая лишь о настоящем, люди склонны мечтать о прошлом. Это характерно и для россиян: у одних до сих пор проявляется ностальгия по советским нормативам, у других – тоска по идеализируемым временам гужевого транспорта и печного отопления (XIX век).

Отдельно скажем о так называемых патриотах. Хотя патриоты и заклинают о будущем величии России, смотрят они назад. Будущее они не любят. Таков общий методологический порок российской патриотической мысли: неумение принимать будущее. Это выявляется в отсутствии серьезных проектов на перспективу.

Люди, привязанные к сегодняшнему дню, не могут правильно воспользоваться кредитами. Поэтому формы государственной поддержки людей не будут иметь успеха, если население предварительно не обучится правильно относиться к времени (к своему будущему). Только те, кто с уверенностью (религиозной) смотрит в будущее, способен к активной жизненной позиции, если хотите, к экономической экспансии.