МАТЬ
Совещание перед 50-летием Победы. Сидим, впол-уха слушаем руководство. Вещает директор, теперь уже бывший. Косноязычный, но дальновидный и хитрый.
-Тое, я був, это, в управлении, так там дали сценарий. Тое,…надо военну песню. Там, это, грузовик как бы с фронта, а хлопчик на аккордеоне….
Мы все поняли. Совершенно совковый вариант, причем слизанный из журнала «Эстрада». Фрагмент сценария. Замысел прост и понятен: приезжает грузовик с фронта, мать с сыном приходят встречать. Один за другим из кузова прыгают солдаты, а ее мужа все нет. Она стоит в трепетном ожидании- уже почти никого не осталось. Наконец, последний солдат выносит ей из кабины аккордеон. Т.е. подарок погибшего отца своему сыну. А пока идет это действо, наши бандуристы поют печальную песню «П’е журавка воду». Потом сын берет аккордеон, подходит к микрофону и играет что-нибудь военное. Не очень оригинально, но терпимо. Вообще, и роман классика советской литературы «Мать», и самое распостраненное выражение тоже с матерью связано, так что – не удивительно.
Наталья Петровна влетела в класс, как на пожар спешила.
-Алеша! Стоп, хватит нам Баха. Остановись.
Алешка Юрченко, лучший аккордеонист школы, прекратил свои экзерсисы по поводу 5 прелюдии Баха, и удивленно обернулся.
-Я сейчас была на совещании, нужно немедленно выучить песню Листова «В землянке», я уже ноты захватила. Держи.
Алешка с листа играет песню, так как она написана в сборнике для второго класса.
-Боже мой, это примитивно, Алеша, надо что-то добавлять, хотя бы гармонию, какие-то вариации, это убого.
Уроки заканчиваются, Наталья остается в классе, берет карандаш,
нотную бумагу и начинает что-то вымучивать, чтобы облагородить и разнообраз ить звучание. Аккордеон, не оркестр, хоть и в регистрах весь. Тут думать надо. Она валяет мелодию так и сяк, ничего хорошего не получается. Три дня бьется, ищет в нотных сборниках что-нибудь приличное. Находит. Переписывает. Вызывает Алешку и разбирает текст, отрабатывает, отделывает делали, и т.д.
Практически готово.
Приглашает директора и режиссера послушать, ей кажется, что совсем неплохо.
Режиссер, не говоря «здравствуйте», важно разваливается в зале. Благо- сиденья мягкие. Алешка, которому всего 13 лет, выходит на сцену и играет. Играет хорошо, причем стоя, и песня уже звучит прилично. Можно слушать и не стыдно.
Наталья Петровна радуется. Приятно, когда все, что ты не сделаешь, ученик достойно выносит на сцену. Но…. рано радовалась. Недолго музыка играла, недолго фраер танцевал.
Последний аккорд. Режиссер поворачивается к директору и говорит
-Не пойдет. Я засек время, больше 2 минут, это много, и потом я слышу совсем другую песню в этом эпизоде. Мне нужно «Синий платочек».
Вот тебе бабушка и Юрьев день!
Слово режиссера- закон. Мы, преподаватели музыкальных школ в совке, люди маленькие, нас не спрашивали- когда и как мальчик выучит новую пьесу, которой еще нет на белом свете? Надо! Времени нет, пьесы нет. Караул!
-Наталья Петровна, тое, надо переучить. Вы идить в класс, а я ще потолкую.
(Директор понимает, какой за всем этим стоит труд, причем бесплатный, но и он человек подневольный, а с должностью прощаться из-за «чепухи»- он же не дурак все-таки. Место хлебное.)
Наталья уже не летит в класс, тащится вместе с Алешей и аккордеоном, а про себя проклинает непредсказуемые фантазии этих постановщиков.
-Ну что делать? Что делать, кто виноват…Просить своих композиторов, чтобы сделали обработку, так они ломаться начнут. Каждый цены себе не сложит. И времени нет совсем. Опять придется самой. И песню эту не люблю, и Клаву тоже. Пропади все пропадом. Елы-палы. И отказать нельзя. Сожрут.
Ночь тыкает пальцами в клавиши, чтобы звучало достойно. Находит. Не зря , оказывается, учила старательно гармонию и полифонию. С трудом, но появляется логика в развитии темы, красивые гармонии и т.д. Хорошо тем, из кого само прет. Написал же Пушкин про Моцарта: «Ты Моцарт- Бог, и сам того не знаешь». А ей «гармонию нужно было алгеброй поверять».
А когда вымучиваешь, так что начинает все болеть, то это не искусство, а каторга. Получилось,однако, хорошо, так что Наталье самой было дивно. Неужели- если долго мучиться, то что-нибудь да и получится?…
Может быть и да, но до определенного уровня, заявляю со всей ответственностью, т.к. неплохо знаю музыку, и часто доморощенные композиторы приносят свои опусы, и не знаешь что сказать...
До празднования два дня.
Счастье, что Алешка обладал феноменальной памятью, музыкальностью, и артистизмом. Выучил. И пошли педагог и ученик 9 мая к Вечному огню, смотреть, приобщаться, проникаться, и играть.
Город весь в красном. У Вечного огня тьма народищу, шары, транспаранты. Ветераны в орденах. Захватывает. Отовсюду -«Вставай, страна огромная». Ну Наталья-то точно рано встала, не знаю как другие. Утром еще репетировала с Алешей в зале школы..
Сначала речи градоначальников, поздравления, цветы, ответные речи ветеранов. Тут же скорые стоят, жарко, а ветераны после у полевых кухонь примут по сто грамм - последствия известные. Впрочем, что рассказывать- все , как всегда. Правду сказать, торжественее, чем обычно.
Дала Наталья Петровна наставления последние Алешеньке своему и пошел он вниз, на Набережную, а она наверху осталась возле бандуристов.
Ну, началось, зазвенели бандуры, пошла песня. Вниз смотреть видно плохо, так она сзади толпы стала и прислушивается. Вдруг видит одна из бандуристок смешливая, как японский «смехуек», привстала вместе с бандурой и заливается смехом. Что же можно в такую минуту веселого узреть? Странно.
Начала Наталья толкаться, чтобы посмотреть, что же там внизу происходит, внутри волнение, как Алеша прозвучит- на улице ветер, микрофоны стучат. Глянула вниз.
-Люди добрые! Это что же делается?
Идет Алешка с невысокой женщиной под руку - и по лицу, да по всему видно, что он еле от смеха сдерживается, и вот-вот начнет хохотать в голос. Что такое? Наталья переводит глаза на Мать, и просто немеет, Святые Угодники! - вместо артистки театра, которая была на репетиции, идет завуч школы. Всегда строгая, подтянутая и абсолютно подчиненная букве плана и расписания . Сплошной «синий чулок».
Почему? Зачем? Бандуристы наверху раньше Натальи завуча увидели, офигели поначалу, и все веселятся, на лицах написан ударный хит «Йшов козак потайком», а в эфире печальная «Журавка» . Фантасмагория. Стыд смотреть.
-Боже мой- позор, провал. Что Алеша сейчас наиграет? Уйду из школы, утоплюсь.
У Натальи начинают дрожать руки.
Правда публика спокойно смотрит, никто ведь не знает, (она, наконец, соображает ) что это за Мать.
Наталья немного успокаивается и начинает следить за действием. И вот ведь что прикольно завуч , ежели партия прикажет, оказывается и артисткой может быть. Член КПСС еще со времен учебы. А партия сказала- надо…А раз надо, значит сделаю. Вера горами движет, не зря сказано.
-Сама нам втирала, что законопослушная и вся подчинена задачам дисциплины и воспитания. А тут, чудеса- вошла в образ, идет медленно, склонив голову, точнехонько, как та бронзовая бабища, которая тут же недалеко изваяна. Вот как оказывается умеет перевоплощаться. Ну, кто бы думал. Ну, верю. Натурально - скорбная Мать с надежей сыном.
Тут еще фишка в чем? Преподаватели за глаза завуча тоже матерью зовут. Придут на работу, первый вопрос
-Как там наша мать, в каком настроении? В кожаночке, в косыночке, всем сестрам по серьгам, или нормально? А тут уже дважды Мать.
Shou go on - и грузовик приехал, и аккордеон вынесли, и Алешка не подвел. Стал к микрофону и вломил так, как учили. Чтобы все заплакали, выводил каждую нотку трепетно и проникновенно.
Говорил один знакомый баянист, горький пьяница
-Талант не пропьешь, или он есть, или его нет.
Вот то самое, собрался мальчуган с мыслями, и все сделал. Ветераны слезы вытирают, Наталья пульс считает, думая, как же у нее сердце от таких метаморфоз не остановилось..
Алешка после, когда уже вечером посмотрели по ТВ повтор, рассказал.
-Я, Наталья Петровна, чуть там с ума не сьехал. Реально. Еще когда «В землянке» играли, все время, как вспомню дурацкую шутку- «Бьется в тесной печурке Лазо», так мне смешно. А тут пришли на это шоу, а артистки нет. Там такая ругань поднялась, все кричат, никто друг друга не слушает. Режиссер уже матом кроет. Орет
- где Мать, мать вашу так? Мля! Без ножа режете. На трибуне первый Обкома!!! Почему не пришла, трам-та-рам! и т.д., а Анна Ивановна, вы же знаете, всегда в строгом черном костюме ходит. Режиссер на нее глянул, да и говорит: Так вот же Мать стоит . А потом к ней: «Давайте, вы пройдете. Встаньте рядом с этим мальчиком, опустите голову, идите, и больше ничего, остальное артисты сделают». Вот мы и пошли.
-Солнцем палимы.
-Точно. Идем, а мне смешно, прям не могу. Анна Ивановна меня под руку держит, и все время говорит: «Алеша, не смей смеяться!», как скажет, так мне еще смешнее. Я ж еще от того, что сдерживался, икать начал. Иду и икаю, иду и икаю, как контуженный. Правда. Вообще, лажа. Вы же знаете, она у меня сольфеджио ведет- (передразнивает) Алеша, какая доминанта в соль мажоре? Думай!, а тут -Мать.
- (Наталья про себя) В самом деле, Мать вашу, организаторы хреновы. (Алеше) Артист в любой ситуации должен оставаться артистом. Миронов доигрывал спектакль с невероятной болью в сердце, но не ушел со сцены. Да мало ли накладок бывает- все равно нужно уметь держать себя в руках.
-Так я же все сыграл.
-Да, молодец. Справился. Все,... На следующий урок можешь не приходить, отдыхай, только Баха доучи, а то мы с этим праздником совсем свою плановую работу забросили.
-А вы не знаете, почему артистка не пришла.
-Ну, наверное, заболела.
-А-а.
На самом деле никто не заболел, а просто эта дамочка, которая сейчас убивается за звание «заслуженной артистки» не захотела 5 минут бесплатно пройтись по Набережной 9 мая, в Великий праздник, в День Победы, и ей, между прочим, не обязательно было со слезами на глазах. Без нее нашлось кому плакать, и хвататься за за сердце.
Взяла, и вот так просто , легко наплевала на всех и вся…
Такие мы люди. Иван не помнящий родства, это про нас. Нет у нас ни Истории, ни Родины, ни уважения, да чего у нас только нет. Не стоит и перечислять.
-Бог ей судья, а мы с Алешкой нисколько не жалеем о потраченном времени. Нам, кажется, что не зря. Хоть и печальный праздник, и с каждым годом все тяжелее смотреть на редеющие группки ветеранов, но- Наталья смеялась, -хоть и совестно, а нам смешно было. Наверное легкомысленные еще были.
Признаться, она после этого события частенько говорила коллегам-
КПСС сказала- завуч актрисой стала,
Черт его знает, как? Мне не понять,
Коллеги, слушайтесь, любите,уважайте,
Вашу мать.
Ольга Голубь 8.05.09.