Мать

Ольга Голубь
                МАТЬ
   Совещание перед 50-летием Победы. Сидим, впол-уха слушаем руководство. Вещает директор, теперь уже бывший. Косноязычный, но  дальновидный и  хитрый.
-Тое, я був, это, в управлении, так там дали сценарий. Тое,…надо  военну песню. Там, это, грузовик как бы с фронта, а хлопчик на аккордеоне….
 Мы все поняли. Совершенно совковый вариант, причем слизанный из журнала «Эстрада». Фрагмент сценария. Замысел прост и понятен: приезжает грузовик с фронта, мать с сыном приходят встречать. Один за другим из кузова прыгают солдаты, а ее мужа все нет. Она стоит в  трепетном ожидании- уже почти никого не осталось. Наконец, последний солдат выносит ей из кабины аккордеон. Т.е. подарок погибшего отца своему сыну.  А пока идет это действо, наши бандуристы поют печальную песню «П’е журавка воду».  Потом сын берет аккордеон, подходит к микрофону и играет что-нибудь военное. Не очень оригинально, но терпимо.  Вообще, и роман  классика советской литературы «Мать», и самое распостраненное выражение тоже с матерью связано, так что – не удивительно.
 
  Наталья Петровна влетела в класс, как на пожар спешила.
-Алеша! Стоп, хватит нам Баха. Остановись.
Алешка Юрченко, лучший аккордеонист школы, прекратил свои экзерсисы по поводу 5 прелюдии Баха, и удивленно обернулся.
-Я сейчас была на совещании, нужно немедленно выучить песню Листова «В землянке», я уже ноты захватила. Держи.
 Алешка с листа играет песню, так как она написана в сборнике для второго класса.
-Боже мой, это примитивно, Алеша, надо что-то добавлять, хотя бы гармонию, какие-то вариации,   это убого.
 Уроки заканчиваются, Наталья остается в классе, берет карандаш,
 нотную бумагу и начинает что-то вымучивать, чтобы облагородить и разнообраз ить звучание. Аккордеон, не оркестр, хоть и в регистрах весь. Тут думать надо. Она  валяет мелодию так и сяк, ничего хорошего не получается. Три дня бьется, ищет в нотных сборниках что-нибудь приличное. Находит. Переписывает. Вызывает Алешку и  разбирает текст, отрабатывает,  отделывает делали,   и т.д.
Практически готово. 
  Приглашает  директора и режиссера послушать, ей кажется, что совсем неплохо.
Режиссер, не говоря  «здравствуйте», важно разваливается  в зале. Благо- сиденья мягкие. Алешка, которому всего 13 лет, выходит на сцену и играет. Играет хорошо, причем стоя, и песня уже звучит прилично. Можно слушать и не стыдно.

   Наталья Петровна радуется. Приятно, когда все, что ты не сделаешь, ученик достойно выносит на сцену.  Но….  рано радовалась. Недолго музыка играла, недолго фраер танцевал.
   Последний аккорд. Режиссер поворачивается к директору и говорит
-Не пойдет. Я засек время, больше 2 минут, это много, и потом я слышу совсем другую песню в этом эпизоде. Мне нужно «Синий платочек».
 Вот тебе бабушка и Юрьев день!
Слово режиссера- закон. Мы, преподаватели музыкальных школ в совке, люди маленькие, нас не спрашивали- когда и как  мальчик выучит новую пьесу, которой еще нет на белом свете?  Надо!  Времени нет, пьесы нет. Караул!
-Наталья  Петровна, тое, надо переучить. Вы идить в класс, а я ще потолкую.
(Директор понимает, какой за всем этим стоит  труд, причем бесплатный, но и он человек подневольный, а с должностью прощаться из-за «чепухи»- он же не дурак все-таки. Место хлебное.)
  Наталья  уже не летит в класс,   тащится вместе с Алешей и аккордеоном, а про себя проклинает непредсказуемые фантазии этих постановщиков.
-Ну что делать?  Что делать, кто виноват…Просить  своих композиторов, чтобы сделали обработку, так они ломаться начнут. Каждый цены себе не сложит. И времени нет совсем. Опять придется самой. И песню эту не люблю, и Клаву тоже. Пропади все пропадом. Елы-палы. И отказать нельзя. Сожрут.
  Ночь  тыкает пальцами в клавиши, чтобы звучало достойно. Находит. Не зря , оказывается, учила старательно гармонию и полифонию. С трудом, но появляется логика в развитии темы, красивые гармонии и т.д. Хорошо тем, из кого само прет. Написал же Пушкин про Моцарта:  «Ты Моцарт- Бог, и сам того не знаешь». А  ей «гармонию нужно было алгеброй поверять».
А когда вымучиваешь, так что начинает все болеть, то это не  искусство, а каторга. Получилось,однако, хорошо, так что  Наталье  самой  было дивно.  Неужели- если долго мучиться, то что-нибудь да и получится?…
 Может быть и да, но до определенного уровня, заявляю со всей ответственностью, т.к. неплохо знаю музыку, и часто доморощенные композиторы приносят  свои опусы, и не знаешь что сказать...
До  празднования два дня.
Счастье, что Алешка обладал феноменальной памятью, музыкальностью, и артистизмом. Выучил. И пошли  педагог и ученик  9 мая к Вечному огню, смотреть, приобщаться, проникаться, и играть.
 Город весь в красном. У Вечного огня  тьма народищу, шары, транспаранты. Ветераны в орденах. Захватывает. Отовсюду -«Вставай, страна огромная». Ну  Наталья-то точно рано встала, не знаю как другие. Утром еще репетировала с Алешей в зале школы..

 Сначала речи градоначальников, поздравления, цветы, ответные речи ветеранов. Тут же скорые стоят, жарко, а ветераны после у полевых кухонь примут по сто грамм - последствия известные.  Впрочем, что рассказывать- все , как всегда. Правду сказать, торжественее, чем обычно.
 Дала Наталья Петровна наставления последние Алешеньке своему и пошел он вниз,  на Набережную, а она наверху осталась возле бандуристов.
 
 Ну, началось, зазвенели бандуры, пошла песня. Вниз смотреть видно плохо, так она сзади толпы стала и прислушивается. Вдруг видит одна из бандуристок смешливая, как японский «смехуек», привстала вместе с бандурой и заливается смехом.  Что же можно в такую минуту веселого узреть? Странно.
 Начала  Наталья толкаться, чтобы посмотреть, что же там внизу происходит, внутри волнение, как Алеша  прозвучит- на улице ветер, микрофоны стучат. Глянула вниз.
 -Люди добрые! Это что же делается? 
Идет Алешка с  невысокой женщиной под руку - и по лицу, да по всему видно, что он еле от смеха сдерживается, и вот-вот начнет хохотать в голос. Что такое? Наталья переводит глаза на Мать, и просто немеет, Святые Угодники! - вместо артистки театра, которая была на репетиции, идет  завуч школы. Всегда строгая, подтянутая и абсолютно подчиненная букве плана и расписания . Сплошной «синий чулок».
Почему? Зачем? Бандуристы наверху раньше Натальи  завуча  увидели, офигели поначалу, и все веселятся, на лицах  написан ударный хит «Йшов козак потайком», а в эфире  печальная  «Журавка» . Фантасмагория. Стыд смотреть.
-Боже мой- позор, провал. Что Алеша сейчас наиграет? Уйду из школы, утоплюсь.
 У Натальи начинают дрожать руки.
  Правда публика спокойно смотрит, никто ведь не знает,  (она, наконец, соображает ) что это за Мать.
Наталья немного успокаивается и начинает следить за действием. И вот ведь что прикольно завуч ,  ежели партия прикажет, оказывается  и артисткой может быть. Член КПСС еще со времен учебы.  А партия сказала- надо…А раз надо, значит сделаю. Вера горами движет, не зря сказано.
  -Сама нам втирала, что законопослушная и вся подчинена задачам дисциплины и  воспитания.  А тут, чудеса- вошла в образ, идет медленно, склонив голову, точнехонько, как та бронзовая бабища, которая тут же недалеко изваяна. Вот как оказывается умеет перевоплощаться. Ну, кто бы  думал. Ну, верю. Натурально - скорбная Мать с  надежей сыном.

  Тут еще фишка в чем? Преподаватели за глаза завуча  тоже матерью зовут. Придут на работу, первый вопрос
-Как там наша  мать, в каком настроении? В кожаночке, в косыночке, всем сестрам по серьгам, или нормально?  А тут уже дважды Мать.
  Shou go on  - и грузовик приехал, и аккордеон вынесли, и Алешка не подвел. Стал к микрофону и вломил так, как учили. Чтобы все заплакали,  выводил каждую нотку трепетно и проникновенно.
 Говорил один знакомый баянист, горький пьяница
-Талант не пропьешь, или он  есть, или  его нет.
Вот то самое, собрался мальчуган с мыслями, и все сделал. Ветераны слезы вытирают, Наталья пульс  считает, думая, как же у нее сердце от таких  метаморфоз            не остановилось..
 Алешка после, когда уже вечером посмотрели по ТВ повтор, рассказал.
-Я, Наталья  Петровна, чуть там с ума не сьехал. Реально. Еще когда «В землянке» играли, все время, как вспомню дурацкую шутку- «Бьется в тесной печурке Лазо», так мне смешно. А тут пришли на это шоу, а артистки нет. Там такая ругань поднялась, все кричат, никто друг друга не слушает. Режиссер уже матом кроет.  Орет
 - где  Мать, мать вашу так? Мля! Без ножа режете. На трибуне первый Обкома!!! Почему не пришла, трам-та-рам! и т.д., а Анна Ивановна, вы же знаете, всегда в строгом черном костюме ходит. Режиссер на нее глянул, да и говорит: Так вот же Мать стоит .  А потом к ней: «Давайте,  вы пройдете. Встаньте рядом с этим мальчиком, опустите голову,  идите, и больше ничего, остальное артисты сделают».   Вот мы и  пошли.
-Солнцем палимы.
-Точно. Идем, а мне смешно, прям не  могу.  Анна Ивановна меня под руку держит, и все время говорит: «Алеша, не смей смеяться!», как скажет, так мне еще смешнее. Я ж еще от того, что сдерживался, икать начал.  Иду и икаю, иду и икаю, как контуженный. Правда. Вообще,   лажа. Вы же  знаете, она у меня сольфеджио ведет-  (передразнивает) Алеша, какая доминанта в соль мажоре? Думай!,  а тут  -Мать.
- (Наталья про себя)  В самом деле, Мать вашу,  организаторы хреновы. (Алеше) Артист в любой ситуации должен оставаться артистом. Миронов доигрывал спектакль с  невероятной болью в сердце, но не ушел со сцены. Да мало ли накладок бывает- все равно нужно уметь  держать себя в руках.
-Так я же все  сыграл.
-Да,  молодец. Справился.  Все,... На следующий урок можешь не приходить, отдыхай, только Баха доучи, а то мы с этим праздником совсем свою плановую работу забросили.
-А вы не знаете, почему артистка не пришла.
-Ну, наверное, заболела.
-А-а.
 На самом деле никто не заболел, а просто эта дамочка, которая сейчас убивается за звание «заслуженной артистки» не захотела  5 минут бесплатно пройтись по Набережной  9 мая, в Великий праздник, в День Победы,   и ей, между прочим, не обязательно  было со слезами на глазах. Без нее нашлось кому плакать, и хвататься за  за сердце.
 Взяла, и вот так просто ,   легко  наплевала на всех и вся…
 Такие мы люди.  Иван не помнящий родства, это про нас. Нет у нас ни Истории, ни Родины, ни уважения,  да  чего у нас только нет. Не стоит и перечислять.
-Бог ей судья, а мы с Алешкой нисколько не жалеем о потраченном времени. Нам, кажется, что не зря. Хоть и  печальный праздник, и с каждым годом все тяжелее смотреть на редеющие группки ветеранов, но- Наталья смеялась, -хоть и совестно, а нам смешно было. Наверное легкомысленные еще были.
  Признаться,  она после этого события частенько говорила  коллегам-
  КПСС сказала- завуч  актрисой стала,
  Черт его знает, как? Мне не понять,
  Коллеги, слушайтесь, любите,уважайте,
  Вашу   мать.
 
                Ольга Голубь 8.05.09.