Сердце Анданты. легко написанная сатирическая пьес

Сергей Букатко
               

                действующие лица:



          Гаспен            двадцать один год. Приехал в отпуск в провинцию из Столицы.
          Матильда       тётя Гаспена
          Священник    провинциальный священник
          Катарина        его дочь
          Элен                тоже дочь
          Доктор            
          Мэр               
          Рыночная торговка



                Сцена 1
      (Гаспен только что приехал. На вокзале его встретила тётя Матильда. Вмес-               
те с ней они идут домой через рынок. В руках Гаспена две сумки, по виду довольно-
тяжёлые. Тётя Матильда налегке. Жара.)
   Матильда: Ты что так редко приезжаешь ко мне?
   Гаспен: Да всё не до этого было…
   Матильда: Зря! У нас очень милый городок!
   Гаспен: (вытирая пот со лба) И очень жаркая погода! У нас совсем не так. А что, скоро мы придём?
   Матильда: Уже подходим.
       (навстречу идёт Элен, несёт корзину с помидорами.)
   Элен: (улыбается) Здравствуйте!
   Матильда: (сухо) Привет! Твой отец зайдёт к нам на ужин?   
   Элен: Конечно. Он с нетерпением ждёт завтрашнего дня!
   Матильда: Передай ему, что и его тоже ждут.
   Элен: (кивает головой) Обязательно. До свидания!(уходит)
   Гаспен: (с интересом) Кто это?
   Матильда: Дочь местного священника, живет в доме напротив.
   Гаспен: Красивая…
   Матильда: Да, но глупа как сковородка. А вот отец её (восторженно)- чудеснейший человек!
   Гаспен: (улыбнувшись) Уж не влюбились ли вы в него?
   Матильда: Может быть и хотелось бы, но нельзя. Он на редкость святой человек!
   Гаспен: Если он такой святой, откуда у него дочь?
   Матильда: Две дочери. Но это не твоё дело. В молодости все совершают ошибки.
       (несколько минут идут молча)
   Гаспен: А как её зовут?
   Матильда: Кого?
   Гаспен: Дочь священника.
   Матильда: Элен.
   Гаспен: А мне она нравится, я не думаю, что она такая глупая.
   Матильда: Может даже глупее. Если ты имеешь на неё какие то планы, лучше забудь их. Не позорься, вот её сестра-та действительно хорошая девушка.
   Рыночная торговка: Жареные каштаны! Жареные каштаны!
   Матильда: (Гаспену) Ты пробовал жареные каштаны?
   Гаспен: Нет, они у нас не растут.
   Матильда: (торговке) Сколько?
   Торговка: По ф** за штуку.
   Матильда: Да я лучше нарву сама! Вон и дерево растёт.(показывает пальцем)
   Торговка: Это яблоня.
   Матильда: За такие деньги я и яблок поем!
   Торговка: Ешьте на здоровье.
   Матильда: (ворчливо) Ну и цены…

                Сцена 2
       (дом Матильды. В центре большой комнаты стоит стол, уставленный раз-
       нообразной едой. За ним сидят Матильда, священник, Катарина и Гаспен.
      Ест в основном священник, его борода заляпана соусом и крошками.)
   Матильда: Как проходит  служба?
   Священник: (дожёвывая) С каждым днём бог всё ближе ко мне.
   Матильда: И дочь ваша, Катарина, с каждым днём всё краше и краше.
   Священник: Она любит бога, а он любит её.
   Гаспен: А где другая дочь? Кажется её зовут Элен?
   Священник: (хмурясь) Ты уже видел её? Вся в свою мать. Та бесчестная и эта такая же…
   Гаспен: Что она сделала?
   Священник: Если б вы только знали! Позавчера один мой друг и очень хороший чело-век, к тому же неплохо обеспеченный, просил её руки. Но она категорично заявила, что выйдет только по любви.
   Гаспен: И что тут неправильного?
   Священник: (удивляясь) И он спрашивает, что тут неправильно?               
   Матильда: Мой племянник приехал из большого города, там его сильно избаловали.
   Священник: Во-первых, нужно безоговорочно слушаться отца, а во-вторых надо под-умать и о будущем, тем более девушке недалёкого ума.
   Гаспен: Но ведь бог тоже выбрал бы любовь!
   Священник: Бог-мужчина, а если бы и был женщиной, то выбрал бы любовь на стороне, а официально был бы замужем за другим. К тому же божественное преназначение человека - продолжение рода, и к этому надо стремиться. Не правда ли, Катарина?
   Катарина: (глядя на Гаспена) Да, отец.
   Гаспен: А почему же вы, Катарина, не замужем?
   Священник: Ей пока не попадалось достойных людей.
       (несколько минут тишина, слышно только, как чавкает священник)
   Гаспен: А всё таки, где Элен?
   Священник: (задумавшись) Хм… Она простудилась и не смогла прийти. Вчера ночью, знаешь ли, был жуткий мороз, а она - непослушная чертовка - отправилась гулять на ночь глядя. Сегодня даже встать не смогла, будто специально отлынивает от работы. Неблагод-арная девчонка!
   Гаспен: По моему сегодня было тепло…
       (в дверь кто-то стучит. Матильда подходит и открывает её)
   Матильда: Это вас!
   Священник: Меня?
   Матильда: Да, вас, это Элен.
       (Элен не переходя порога разговаривает с отцом. Разговор слышен и находя-
       щимся в комнате.)
   Элен: Отец! Я сделала всё, что вы приказывали. Можно пойти гулять в лес?
   Священник: Ты убралась в доме?!
   Элен: Да.
   Священник: Вычистила свинарник и конюшню?!
   Элен: Да.
   Священник: А вот покормить гусей забыла!
   Элен: Нет, я сделала и это.
   Священник: Ну что ж, теперь ты свободна, сиди дома и сторожи.
   Элен: (грустно) Хорошо, отец.
       (Священник возвращается за стол, через минуту встаёт Гаспен)
   Гаспен: Спасибо, тётя! Я пошёл.
   Матильда: Куда? Мог бы подождать, пока все доедят. Ты знаешь о существовании этик-ета?
   Гаспен: (усмехнувшись) Знаю. Но я сильно избалован.
       (Матильда покачала головой)

                Сцена 3
     (дом священника. Элен сидит на стуле и читает книгу. Ложит её на кров-
     ать, встаёт и печально глядит в окно)
  Элен:  Ну что за жизнь! Матушка! Зачем ты попросила меня держаться этого человека, которого я вынуждена называть отцом? Никакой свободы, хотя я ни чем не хуже Катари-ны! А моя сестра?! Когда она успела стать такой злой, ведь раньше она была совсем не та-кая!
       (вот-вот из прелестных глаз несчастной потекут слёзы, но тут из кустов,
        росших под окном, выходит Гаспен)
   Элен: Кто это? Ах… это вы! Но что вы здесь делаете? Почему вы вошли не в ворота, а через кусты? Вы меня подслушивали?
   Гаспен: Обождите, барышня! Сколько вопросов вы задали! Я пришёл поговорить с вами,  а из кустов вышел, потому что хотел вас удивить. И пожалуйста, не думайте, что я под-слушивал, хотя кое-что я услышал, случайно…
   Элен: О чём же вы хотели поговорить?
   Гаспен: Признаться, тут я и сам наталкиваюсь на кривую неизвестности, перекрывшую все эти параллельные линии.
   Элен: Какие параллельные линии? Какая кривая неизвестности? Математик, если вы сейчас же не скажете, что вам нужно, то лучше  засекайте время…
   Гаспен: (удивлённо) Засечь время? Зачем?
   Элен: У вас есть отличная возможность узнать время, за которое сюда прибежит Альбер, мой верный слуга и друг, кстати, кривой на один глаз. Позвать его?
   Гаспен: (улыбнувшись) Постой! Цель моего визита я надеялся узнать в ходе разговора.
   Элен: Вы пытаетесь меня заинтриговать?
   Гаспен: Я пытаюсь поговорить с вами. Кстати, давайте уже на «ты»! И может, пустите меня в комнату?
   Элен: Нет, отец может войти в любую минуту.
   Гаспен: Ну тогда я буду говорить прямо отсюда!
   Элен: Давайте.(равнодушно пожимает плечами)
   Гаспен: Начну со своего имени. Я - Гаспен…
   Элен: Я слыхала про тебя, ты тот  богатый приезжий?..
   Гаспен: Моё богатство по сравнению с вашим духовным богатством - ничто.
   Элен: Как ты можешь говорить о моей душе, совсем не зная меня?
   Гаспен: Ты мне понравилась сразу, как только я тебя увидел.
   Элен: Внешность обманчива…
   Гаспен: Да, но глаза - зеркало души…
   Элен: Зато в ваших я вижу будто бы усмешку.
   Гаспен: Это с рождения. Хитрость и смелость, щедро приправленные умом и отличным юмором. Такая усмешка, вероятно, была у Цезаря, когда он победил галлов, или у Алекс-андра Македонского, когда тот захватил Персию. В моих глазах усмешка героя.
   Элен: Так вы считаете себя героем?
   Гаспен: И хочу, что бы и вы меня считали им. Кстати, напомню, что мы договорились на «ты».
   Элен: Ты первый сбился.
   Гаспен: Может быть. Я так взволнован разговором с тобой.
   Элен: Хватит лести. Вероятно, обычно ты берёшь штурмом девушек так же, как Цезарь галлов или Македонский персов. В твоём городе у тебя наверно легко прокатило бы это…
   Гаспен: Я не хотел тебя захватывать!
   Элен: Но у нас ценятся скромность, а не хвастовство…
   Гаспен: Разве я хвастал?
   Элен: А ваши денежки не оказывают на меня никакого влияния, вот отцу вы бы понрав-ились…
   Гаспен: Я ему уже не понравился,
   Элен: Отчего же?
   Гаспен: Я показался ему очень невежливым…
   Элен: (усмехнувшись) В этом я с ним согласна!
   Гаспен: Я показался ему невежливым и, может быть, даже глупым, потому что пытался защитить вас. Мы разговаривали о тебе.
   Элен: Обо мне? Вот это подвиг!
   Гаспен: Хватит смеяться надо мной! У меня ведь тоже есть гордость, но ваша красота (вздыхает) перебивает её.
   Элен: Так я вам нравлюсь?
   Гаспен: Да!
   Элен: И вы докажете это?
   Гаспен: Да!
   Элен: Чтож…(задумалась) В нашем городке есть один интересный обычай… Когда двое человек влюблены друг в друга, они должны подкрепить любовь неким цветком, растущ-им только в одном месте. По преданию это Анданта, бедная деревенская девушка рассып-алась на множество красных цветков.
   Гаспен: (удивился) Зачем?
   Элен: ммм…( на секунду задумалась) Она любила Жоржа, а он её. Но в их планы вмеш-ался злой колдун Упупсел. Он похитил Анданту, но она была такой преданной Жоржу, так его любила, что убежала из дворца Упупсела, но не добежала и оказалась снова в пле-ну. Злой колдун долго думал как её наказать и решил превратить Анданту в эти красные цветы. Каждый цветок- это частичка её сердца, но не всё сердце рассыпалось, половину Упупсел раскидал по всем женщинам планеты. В общем, во мне есть уже кусочек её люб-ящего сердца, но ты должен принести другой. Ты его найдёшь вон там, видишь? За лесом на холме справа от реки, там ещё стоит большой камень…
   Гаспен: Кажется, я слышу шаги…
   Элен: Это мой отец! Бегите!
   Гаспен: Когда увидимся ещё?
   Элен: Сегодня что? Вторник, среда, четверг… В четверг, в полночь. Встретимся тут же!
   Гаспен: Это будет свидание?
   Элен: Нет, пока просто встреча. Беги скорее, нельзя, что бы отец застал нас.
   Гаспен: Скажи, что это будет свидание, иначе я встречу вашего отца шпагой!
   Элен: Вы заигрались. Сейчас не носят шпагу, джентльмену нужны лишь бумажки с портретом и цифрами. Да, это свидание!
   Гаспен: (ныряет в кусты) До встречи.
   Элен: Пока.
               
                Сцена 4

               
       ( Элен сидит на стуле и напевает, пока в кастрюле на плите что-то варит-
       ся. На кухню забегает Катарина)
   Катарина: (удивлённо) Ты поёшь?
   Элен: Ну да, а что?
   Катарина: Ты же никогда раньше не пела!
   Элен: Это было раньше.
   Катарина: Кажется что-то поменялось в твое жизни! Может ты всё таки решила выйти замуж?
   Элен: (смеётся) Может быть!
   Катарина: Хватит ржать! Ты за Никлоса выйдешь, как советовал папа?
   Элен: Зачем мне этот старый тупица? Он же кроме как о своих заводах больше ни о чём не разговаривает!
   Катарина: Неправда. Он очень хороший человек, хотя бы в плане перспектив на будущ-ее.
   Элен: Мне наплевать на будущее, точнее, пусть оно будет таким, каким оно будет! Я вы-хожу замуж за мужа, а не за деньги. Но приданое к мужу, конечно не помешает, а у него и этого немного есть…
   Катарина: (навострив уши) Кто же это?
   Элен: Гаспен, племянник тёти Матильды.
   Катарина: (засмеялась) Не смеши!
   Элен: Что тут смешного?
   Катарина: Не огорчайся, но он не клюнет на такую, как ты.
   Элен: Какую?
   Катарина: Ты всю жизнь служанка. Твоё место в свинарнике.
   Элен: Как ты смеешь говорить это?
   Катарина: Ладно, ладно… Успокойся… Так вы и следующую встречу назначили?
   Элен: Какая тебе разница?
   Катарина: Обиделась что ли?
   Элен: Нет, не обиделась. Гаспен придёт в полночь четверга..
   Катарина: Удачи тебе.
   Элен: Спасибо.
   Катарина: Ты бы только видела, как он смотрел на меня за обедом!..
   Элен: Почему-то я тебе не верю!
   Катарина: Потому что дура.( выходит из комнаты)
   Элен: (мысли в слух) Интересно, он повёлся на мою легенду?      
                Сцена 5
             (Гаспен вышел из леса. Грязный, мокрый)
   Гаспен: И зачем я только ходил туда? Ни черта не нашёл! Где эти проклятые цветы? Только зря в реке промок. Камень большой был, всё было как она говорила, а вот цветы… хотя бы один растоптанный найти…
       (вдалеке проходит торговка, Гаспен подбегает к ней, видит в её корзине
        цветы)
   Гаспен: Вы слышали о сердце Анданты? Красные цветы, вон там растут…
   Торговка: Сколько лет тут живу, ни разу не видала и не слыхала. Розы есть, тюльпаны, фиалки…
   Гаспен: Ну ладно, два тюльпана, красных!



               
                Сцена 6
       (Ночь. В безлюдном переулке встречаются священник и мэр. Пожимают руки,
        говорят шёпотом)
   Мэр: Здравствуйте, ваше святейшество!
   Священник: Здравствуйте, мэр!
   Мэр: Вы всё устроите как и говорили?
   Священник: Богом клянусь- завтра в полночь она будет крепко спать. До пяти часов она целиком ваша! Но пробирайтесь осторожно, мой слуга может ударить вас палкой!
   Мэр: И напоминаю: никому ни слова, мне дорога моя честь и супруга.
   Священник: Конечно, конечно!
   Мэр: Деньги потом?
   Священник: Мы же договаривались сразу!
   Мэр: Хорошо, вот, берите! До завтра, ваше святейшество!
   Мэр: До свидания, мэр! (перекрестился)

                Сцена 7
       (Аптека. Доктор (высокий усатый человек в очках) стоит за прилавком.
       К кассе подходит Катарина)
   Катарина: Можно чего-нибудь усыпительного?
   Доктор: Усыпительное- это от сыпи?(улыбается)
   Катарина: Славно шутите.
   Доктор: (разочарованно) Профессиональный юмор…
   Катарина: Очень глупый… Так вы дадите мне снотворного, или мне надо ехать за ним в Австралию?
   Доктор: Какое вам?
   Катарина: Что-нибудь посильнее.
   Доктор: Возьмите вот это. Две таблетки, не больше! Если хотя бы три, то возникнет угроза для жизни.
   Катарина: Понятно. Давайте.
   Доктор: Лечить бессонницу лучше ходьбою по лесу.
   Катарина: Мне это не помогает.
   Доктор: До свидания!
       (Катарина не оборачиваясь выходит на улицу. Аптекарь стоит один и
       что-то навсвистывает, вытирая тряпкой прилавок. Через несколько ми-
       нут заходит священник)
   Священник: Мне надо что-нибудь усыпительное!
   Доктор: Усыпительное- это от сыпи?(улыбается)
   Священник: Нет, это что-бы усы пить не мешали.
   Доктор: (смеётся) Хороший ответ!
   Священник: Мне нужно снотворное! Или я по ошибке зашёл в цирк?
   Доктор: (разочарованно) К сожалению это аптека. Вам посильнее?
   Священник: Да.
   Доктор: Возьмите. Две таблетки, не больше!
   Священник: Хорошо.
   Доктор: От бессонницы лучше избавляться ходьбою по лесу.
   Священник: Обязательно попробую.
   Доктор: До свидания!
          (Священник кивает головой и выходит)
               
                Сцена 8
       (Четверг. Полночь. Окно уже заранее открыто и мэр, выйдя из кустов
        залазит через окно в комнату Элен. Элен лежит на кровати.)
   Мэр: Вот и ты, милая Элен! Вся в моей власти, как сказал твой отец- вся целиком! Твои руки, ноги, губы… Но от чего ты такая холодная?
       (Мэр нежно касается её щеки и в ужасе отскакивает)
   Мэр: Неужели ты мёртвая? Зачем же ты мне такая? Нет, я не воспользуюсь твоим всё ещё красивым, но бездвижным телом! Извини, но мне надо бежать!
      (Мэр прыгает обратно в окно и бежит к кустам, но из них как раз выходит
       Гаспен, с двумя цветами в руке. Они сталкиваются и мэр падает на землю.)
   Гаспен: Вы кажется спешите?
   Мэр: Да, чёрт возьми, да!
   Гаспен: Сначала ответьте, что вы здесь делаете?
   Мэр: С какой стати я буду отвечать тебе?
   Гаспен: Вы за ней подглядывали? (хватает мэра за шиворот)
   Мэр: Нет! Нет! Я здесь случайно!
   Гаспен: Не визжи. Элен? (нет ответа) Ты спишь? Элен?!
       (Гаспен заглядывает в окно и начинает что-то понимать. Не выпуская
       мэра бежит в дом и не стучась распахивает дверь. Священник подры-
       вается с кровати, Катарина тоже.)
   Священник: Что тебе надо?
   Гаспен: Я привёл убийцу! Ваша дочь мёртвая, а вы здесь спите…
   Священник: Мёртвая? О, господи!
         (Катарина побежала на разведку в комнату и прибежала назад вся в слезах)
   Катарина: (в ужасе)Что я наделала!!!
   Священник: Ты?!
   Катарина: Я подсыпала ей снотворного.
   Священник: (печально) Я тоже.
   Катарина: Зачем?
   Священник: А ты зачем?
   Гаспен: Заткнитесь, ублюдки! Полиция во всём разберётся.
   Мэр: Может договоримся? Я подкину вам денег!
   Гаспен: Договоримся? (бьёт мэра в лицо)
   Мэр: Не надо полиции.
          (На шум подбегает слуга)
   Гаспен: (слуге) Беги за полицией, а впрочем…

                Сцена 9
       (Едет автомобиль. Внутри него обнимаются  Гаспен и Катарина.)
   Гаспен: (отрываясь от поцелуя)Лишь бы тело не всплыло.
   Катарина: (кивает головой) Ага.
       (Гаспен достаёт из под сиденья небольшой чемодан из коричневой кожи и с      
       радостной улыбкой на устах легонько трясёт им, прислушиваясь к шелесту
       шуршащих в нём бумажек, именуемых деньгами и имеющих по неизвестно
      чьей воле такое огромное значение в мире.)