Петербургский Наутилус 6 послесловие

Валерий Таиров
Развития подводного кораблестроения  в 18 и 19 веках

       Анализ развития подводного кораблестроения  в 18 и 19 веках показывает, что русские изобретатели внесли значительный вклад в развитие подводной обитаемой техники. И Ефим Никонов был первопроходцем развития этого направления освоения гидросферы в России. Несомненно, что решающая роль в положительном решении о начале строительства «Морели» принадлежит императору Петру 1. Только он, исходя из интересов и будущего руководимой и управляемой им России,  смог оценить творческий и просто человеческий порыв никому до того неизвестного крестьянина Ефима Никонова. Только царь, настойчиво и умело укреплявший Российское государство, мог понять важность предложений народного умельца, мог взглянуть в будущее и представить значение подводных кораблей в будущей войне на море, да и вообще осознать важность предлагаемой Никоновым работы.   

       В истории нет сослагательного наклонения, но очень вероятно, что, если бы  Пётр 1 прожил бы ещё лет десять, то подводное судно было бы достроено. Ведь оно было одним из любимых детищ царя, железной своей волей претворяющего собственные замыслы в жизнь страны и народа. То же можно сказать и о реализации предложений Никонова по созданию водолазного костюма, которое близилось к завершению: костюм уже несколько раз демонстрировался. Но, увы…   
 
      Как это многократно повторяется в истории России, успехи её, могущество, сила армии и флота всегда  возрастают, идут по восходящей только при сильном руководстве страной, при тех руководителях России (неважно – цари это, генсеки или президенты), которые стоят на позициях независимости страны и народов, в ней проживающих, от внешних врагов, на позициях сильного государства, власти, укрепления армии. В 1725 году не стало Петра 1, и идея постройки подводных судов в России долго  оставалась ненужной  и невостребованной. И только в 1834 году, то-есть более, чем через 100 с лишним лет, в Санкт-Петербурге российские промышленники, инженеры, учёные и военные начали  возрождать идею постройки подводного корабля. Делалось это на базе новых (для того времени) научно-технических знаний в области кораблестроения, использования необходимых материалов и вооружения.
На Александровском заводе была в 1834 году построена подводная лодка К.Шильдера с прочным корпусом из котельного железа. Это был значительный шаг вперёд в сравнении с потаённым судном Никонова, так как только металлический корпус позволял устранить те хронические «болезни», которыми страдало потаённое судно: рассыхание деревянного корпуса, течи, порча деревянных деталей при хранении на берегу.   
        Но,пока в России с созданием подводной лодки после Никонова царило затишье (если не считать нереализованные проекты Ровадоновского в 1794 году, Быкова, Торгованова в 1798 году, Черновского в 1829 году, Подолецкого в 1831 г.), в Америке был построен и испытан в боевых условиях подводный аппарат «Черепаха» Д.Бушнелла, Р.Фултоном построено судно «Наутилус» и успешно испытано.

Явное «оживление» в подводном кораблестроении в России приходится на период  с 1854 по 1881 год, что можно объяснить двумя причинами – очередной волной научно-технической революции,  докатившейся в те годы до России,   
и благоволением  к создателям подводных судов со стороны высших должностных лиц и царствующих особ: созданы подводные лодки Герна, Бауэра, Александровского, серия лодок – 50 штук – Джевецкого.

       Дальнейшая история развития отечественного подводного флота  известна – и бурный количественный и качественный рост в начале 20 века,  и роль его в войнах, и переход к атомному подводному кораблестроению, и, если так можно выразиться, «увядание, переходящие в исчезновение» в условиях недофинансирования  и недопонимания роли. История с Ефимом Никоновым повторяется  в нашем 21 веке? Не совсем так, конечно, хотя отдельные параллели,  есть. 
 
       Очевидно, что государство не может  и не имеет сил и средств, чтобы содержать могучий атомный флот, подобный флоту конца 20 века. Не может даже обеспечить утилизацию и поддержание на должном (для морской державы) техническом уровне атомных кораблей, не говоря уже о постройке необходимого для обороны страны количества  перспективных образцов подводного флота.

        Но есть Флот в России! Есть (хоть их немного) корабли, выходящие в море на боевую службу. А значит, государство  не должно жалеть средств на создание на  всех флотах и на всех морях, омывающих наши берега, сил и спасательной техники, которая была бы способна выполнить все необходимые  поисково-спасательные и практические работы по оказанию помощи терпящим бедствие и затонувшим кораблям. 12 августа 2000 года показало, что подводных аппаратов в России недостаточно для спасения моряков, терпящих бедствие в затонувшей подводной лодке. В печати проскользнули сведения, что часть спасательной техники утрачена, сдана на металлолом или распродана за рубеж, а о создании новой спасательной техники для всех флотов России   думали мало.
 
  Не напоминает ли это ситуацию 1727 года, когда уже не было ни Петра 1, ни Екатерины, когда Ефима Никонова сослали в Астрахань, а недоработанное (из-за отсутствия денег и благосклонности правителей России)   потаённое судно «Морель» было оставлено и заперто в сарае  Галерного двора и обречено на гибель?   Что же в 21 веке  осталось  у наших  флотских спасателей?      

      Нельзя забывать уроки истории. А если обратиться к истории, то ведь ещё Ефим Никонов строил фактически спасательный аппарат с выходом  водолазов в воду – «потаённое судно полного корпуса»! Хотя оно было предназначено для борьбы с кораблями противника. Тогда  России был нужен СВОЙ  ФЛОТ и СВОИ «потаённые суда»!

      Как тут не вспомнить слова русского поэта Николая Рубцова, запечатлённые не только в его стихах, но и на мемориальной доске на  Проспекте Стачек в Санкт-Петербурге:

              «РОССИЯ!  РУСЬ!  ХРАНИ  СЕБЯ, ХРАНИ!»

Хранит ли она себя сегодня?  И будет ли хранить завтра?

Надеждой на сохранение и укрепление живёт Флот громадной морской России.

                Валерий Таиров
_________________________________________________________

                Л И Т Е Р А Т У Р А

1. «Ещё раз о Е. Никонове».  Красный Флот. 1948 г. 12.7;
2. Быховский И. «Приоритет России в создании подводных лодок».
    Морской сборник 1949 г. №11;
3. Д.В. Войтов «Подводные обитаемые аппараты». Москва АСТ. 
    «Астрель». 2002 г;
4. «АПРК «Курск». Послесловие к трагедии». Владимир Шигин.
    «ОЛМА-ПРЕСС», 2002 г;
5. Материалы из дел Обер-Сарвайерской конторы при Адмирал-               
    тействе (1720 г.-1724 г.);
6. Г.Ю. Илларионов «Подводные лодки российского император-               
    ского флота», «Дальнаука», 2003 г.


                С О Д Е Р Ж А Н И Е:   

Глава 1 Рубцово
Глава 2 Царь Пётр 1
Глава 3 Модель
Глава 4 Закладка потаенного судна
Глава 5 Ожидание
Глава 6 Наказание казнокрадов
Глава 7 Испытания
Глава 8  Погружение
Глава 9 Всплытие
Глава 10 Сновидение
Глава 11 Ремонт
Глава 12 После Петра 1
Глава 13 Наводнение
Глава 14 После Екатерины 1
1 послесловие Первая русская подводная лодка
2 послесловие После первого испытания
3 послесловие Основные идеи и дела Е.Никонова
4 послесловие Основные события, легенды, факты, связанные с
                работами по освоению гидросферы человеком
                (до Е.Никонова)
5 послесловие Основные работы по освоению подводного пространства
                после Ефима Никонова до конца 19 века (От Е.Никонова
                до П.Апостолова)
6 Послесловие Развитие подводного кораблестроения
   Литература


* - на фото - открытие картины В.Таирова "Петербургский Наутилус" в Музее Подводных Сил России имени А.Маринеско в Санкт-Петербурге в 2002 году.