Петербургский Наутилус 5 послесловие

Валерий Таиров
                ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ  ПО  ОСВОЕНИЮ  ПОДВОДНОГО
                ПРОСТРАНСТВА  ПОСЛЕ  ЕФИМА НИКОНОВА
                ДО  КОНЦА 19 ВЕКА
                (От  Е. Никонова  до  П. Апостолова):

1733 г.   Аппарат, построенный Джоном Летбриджом, помог достать 
               золото с судна, затонувшего в Марсельской гавани.

1747 г.   Испытания  на  реке  Дарт  подводного  судна   английского 
               плотника  Натаниэля Саймонса (судно - переоборудованная
               баржа с куполообразной крышкой,  движение – на вёслах).

1749 г.    Физик  Мариотт  предложил  конструкцию   ПЛ, сходную с
                ПЛ Борели.

1772 г.    ПЛ  Д. Дея  (Англия).
1773 г.    Первая трагическая попытка англичанина Джона Дея
                погрузиться  на глубину 40 метров в деревянном ящике
                со свинцовым грузом
1775 -     В  Америке  построен  действующий  подводный  аппарат
1776 г.    «Черепаха» Давида   Бушнелла.   В  1776 г.  унтер-офицер
                Эзре   Ли –  командир   «Черепахи»   пытался     атаковать 
                корабль англичан «Игл».

1794 г.    Проект подводного судна кременчугского мещанина
                Раводановского  (Россия).

1798 г.    Проекты  Быкова и Торгованова (Россия).

1800 г.    Постройка судна «Наутилус» американцем Робертом
                Фултоном.   (дважды  погружался  на  глубину  7 м,               
                прошёл  морские  испытания  в  Гавре.)

1801 г.    Постройка Фултоном в Бресте второй, модернизированной
                лодки «Наутилус». (испытания успешны).

1804 г.    Проекты 10-метровой и 24-метровой ПЛ Фултона.

1809 г.    Подводное судно «Наутиль» братьев Куессен (Франция).

1825 г.    Проект ПЛ «Инвинсибл»  Монжерна  (Франция).

1827       Патент Кастера (Франция) на спасательную ПЛ.

1829       Доклад Казимира Черновского о проекте ПЛ (10 м., 40
               вёсел, носовая башня выдвигалась наружу.  (Россия).

         
1831 г.    Проект подводного судна Подолецкого (Россия).

1834 г.    На Александровском заводе в С-Петербурге построено
                судно (педальная ПЛ) К. Шильдера (Россия) из котельного
                металла (16  тонн водоизмещения, длина 6 метров, команда
                – 8  чел.,  глубина погружения 12 метров).

1837       Создание водолазного скафандра А. Зибс (Англия)

1840 г.    «Подводноходные машины» Деминского (Россия).

1844 г.     первое научное погружение Мильна Эдвардса в скафандре Зибс

1846 г.    ПЛ француза Пайрена (с паровым двигателем, для подвод-
                ных  работ), гидростат Пейерена.

1850 г.    Вильгельм Бауэр на верфи «Швеффель» построил подвод-
                ный  брандер  «Брандтаухер».   Испытания кончились ава-
                рией.

1852 г.    Второй проект Бауэра.   

1854 г.    Проект подводного брандера  Николаева  (Россия).

                Проект подводного брандера Н. Гилленшмидта.
               
                Проект подводной артбатареи  В, Андреева (Россия). 

                Проект и действующая модель подводного брандера
                Н.Полевого (Россия).

                Проведены испытания ПЛ О.Б. Герна, впервые приме-
                нён гребной винт. (Россия).

1855 г.    В Кронштадте построен 3-й  проект  Бауэра   «Морской
                дъявол» (Испытания – во время коронации Александра
                2-го, Россия).

                Проекты подводных судов с мускульным двигателем
                М.О. Волконского. (Россия).

                Проекты  подводных лодок А.Г. Шпиготского, Н. 
                Спиридонова,  А Титкова,  В. Касцова.  (Россия).

                Петербургский  часовой  мастер  Винтер   разработал
                и  построил на  собственные средства ПЛ с экипажем
                1 чел.  для  атаки кораблей противника,  блокировав-
                шего Севастополь. (Россия).

               
1855 г.    Проведены испытания второй лодки О.  Герна, постро-
                енной на заводе Фрикса в Санкт-Петербурге. Россия.

                Во Франции на Сене испытали водолазный скафандр
                перед Наполеоном 3.

1858 г.    Проект  ПЛ    Валигорского, отличающийся наличием
                с    обоих   бортов   лодки   по   одной   дистанционно-
                управляемой механической  руке, с  системой регенера-
                ции воздуха (с хим.поглотителем углекислоты). Россия.

1859 г.-  Построена ПЛ «Эль Иктиньо»  (10 чел., Испания)
1862 г.

1862       ПЛ «Пионер» построена в Новом Орлеане (США)

1863       Построена ПЛ по третьему проекту О. Герна с исполь-
               зованием газомеханического двигателя.
               Испытания проведены в Колпинском пруду. Россия.

               Строительство и испытания ПЛ И.Ф. Александров-
               ского. Россия.

               ПЛ «Плунжер» (Франция) – первый в мире подводный
               корабль с единым (пневматическим) двигателем.

               ПЛ Олститта (США) – первая ПЛ с раздельным двигателем               
               - паровой машиной и электродвигателем, работающим от
               аккумуляторной батареи.

               ПЛ «Смышлёный кит» и «Давиды», атакже «Ханли».

1865 г.    Подводный аппарат Базена достиг глубины 70 метров.

1867 г.    На Александровском заводе в Санкт-Петербурге
                построена 4-я  ПЛ О. Герна. Россия.

1868 г.    Во Франции на ПЛ установили паровую турбину и
                электродвигатель

1877 г.    Постройка первой одноместной ПЛ С.К. Джевецкого

1879 г.    ПЛ  Джевецкого с 4 чел. Экипажа. Россия.

1881 г.    Серия ПЛ Джевецкого (50 штук).  Россия.

                ПЛ Клода Губе (Франция)

1884 г.    ПЛ Дж. Така (США)

1886 г.    ПЛ Уоддингтона «Бурый дельфин» (Англия)

1888 г.    Проект водоборного миноносца Джевецкого (Россия)

                ПЛ «Жимнот»

1889 г.     Второй вариант ПЛ Клода Губе

1889 г.     Проект ПЛ Д.Апостолова (Россия)

* - Примечание:  «Перечень основных работ, выполненных в России и
других странах и направленных на освоение подводного простран-
ства» -  может уточняться и дополняться.

** - картина "Шторм" в верхней - своя

Продолжение http://www.proza.ru/2009/05/19/1099