Библейское сотворение - описание эволюции материи

Сергей Мартиросов
ОТРЫВОК ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННОЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ КНИГИ "ЗАГАДКИ ЭВОЛЮЦИИ В НАУКЕ И РЕЛИГИИ.
Кто же человек во Вселенной: гость или хозяин?"
               
Сергей Мартиросов

Библейское сотворение как описание эволюции материи

Данный раздел имеет особое значение для понимания эзотерической природы знаний древних народов. В нем допускается, что различные религии пользовались единым источником знаний . Ниже я расскажу об этом, снова опираясь на цифры, а не только на удивительные идеи.
Обсуждая космологические величины в индуизме, мы обошли молчанием вопрос о возрасте нашей Вселенной, так как прямого подхода к этому вопросу мне не удалось найти, возможно, из-за ограниченности моих знаний индуизма. Мои попытки установить, как в Сятых Писаниях оценивается возраст нашей Вселенной пзволили, однако,понять,что в шести днях библейского сотворения Вселенной дается как возраст нашей Вселенной, так и краткое описание ее эволюции -  зарождения времени и пространства до сотворения человека. Поэтому я рад ввести в наше рассмотрение один из самых больных вопросов западной церковной апологетики – признать или не признать эволюцию .
Рассмотрим этот вопрос более внимательно. Защитники неприкосновенности Святых Писаний не признают теорию эволюции, так как она,  по их мнению, противоречит библейскому утверждению о сотворении мира Господом Богом в течение шести дней. Кстати, хочу заметить, что такое утверждение исходит из Торы (Ветхого Завета) и не имеется в индуизме, где космогония развита более детально и более впечатляюще, как мы видели выше. Хочу задать вопрос в связи с этим: а правильно ли читают верующие Святое Писание? Не надо забывать, что правильное понимание коротких текстов святых книг доступно было специально посвященным людям. Моя цель показать, что современная наука в состоянии интерпретировать библейское сотворение достаточно адекватно и без посягательства на сущность текста. Я имею в виду, что интерпретация текста Торы требует анализа на основе современной науки. Я не раввин, не священник и не мулла. Я не претендую на критику установившихся традиций в религиях мира. Мы перешли в третье тысячелетие с огромным багажом знаний, почему бы не воспользоваться им для анализа древних святых текстов? Такая работа не направлена на отрицание вероучений. Наоборот, она призывает с доверием относиться к Святым Писаниям, но не на основе эмоций, а с помощью самого достоверного познания – науки.
Итак, наука доказывает, что эволюция Вселенной – это сложный процесс, происходивший в течение миллиардов лет, при этом эволюция жизни на Земле потребовала нескольких миллионов лет. Мы не можем отбросить  абсолютно достоверные данные науки только потому, что неосведомленным людям удобней приписывать Творцу примитивное всемогущество, например создание Вселенной и человека за 6 земных дней. Прошу обратить внимание на слова «земных дней» и запомнить эту  роковую ошибку непосвященных читателей Библии и Торы. Мы к ней вернемся позже.
Не естественно ли было бы допустить, что Создатель сотворил протоматерию, в которой содержалась полная информация о будущей эволюции Вселенной, вместо того чтобы чисто эмоционально утверждать, что Вселенная создана несколько тысяч лет назад всего за 6 дней. Последнее никак не укладывается в рамки наблюдений современной науки. Чтобы привести  в соответствие святое писание и науку, следует с доверием отнестись как к Библии, так и к современной науке. В обоих случаях говорится правда, только записанная на «разных языках». Забегая вперед, я беру на себя смелость утверждать, что теория эволюции находится в удовлетворительном соответствии с Торой и Библией. Попробуем убедиться в этом, сравнив современные представления научной теории эволюции с главой 1 из «Бытия» Первой книги Моисеевой, где излагаются в сжатой форме шесть дней Божественного сотворения мира.
Первый день. Чтобы зародилась жизнь, должны существовать звездно-планетарные системы. И Господь их создает  в первый день сотворения мира: «В начале Бог сотворил небо и землю ... и отделил Бог свет от тьмы». Для современного человека, привыкшего к научной точности и обоснованности любого утверждения, такое завуалированное утверждение выглядит неубедительным и непонятным. Между тем для человека, знакомого с теорией возникновения Вселенной, описанной ранее, эта библейская мысль выглядит абсолютно правильной, закономерной и не противоречащей научным данным, если вдуматься в нее, базируясь на астрофизике.
Представьте себе наблюдателя, стоящего на планете Земля и видящего над собой звездный свет и космическую тьму. Представим себе и другое. Увидев свет звезд и тьму космоса, наблюдатель задает вопрос: «А что было до того, как Господь создал звезды и космос?» Вышеприведенная цитата из Ветхого Завета отвечает на этот вопрос наблюдателя: «Вселенная, которую ты видишь, не есть нечто вечное и неизменное, она возникла из чего-то, где звездно-планетарные системы и космос были неотделимы друг от друга». Наука пока не знает, чем было то, что я окрестил выше протоматерией и из чего зародилась наша Вселенная. С точки зрения религии, именно Бог отделил их друг от друга, дав начало Вселенной. Любой верующий должен понимать, что вера в Бога и трактовка отдельных стихов Библии не есть одно и то же. На трактовку могут претендовать люди, которые в состоянии увидеть за написанным ту истину, которая подразумевалась в Святом Писании. Огульное отрицание любой мысли не является гарантом истинной веры в Бога. Я говорю это к тому, что до сих пор находятся глубоко невежественные люди, которым кажется, что они понимают истинную суть креационизма. Им следует объяснить, что вера в Бога не обязательно подразумевает отрицание размышлений. Поэтому анализ «Генезиса», который мы продолжим, предназначен для всех тех, кто независимо от своего вероисповедания и образованности способен прислушиваться к иному мнению.
Второй день. Создание звездно-планетных систем не означает обязательно, что на планетах должна зародиться жизнь. Для зарождения жизни прежде всего надо создать соответствующие условия на планете. В частности, чтобы отделить Землю от космоса, нужна атмосфера. Бог « ... отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью ... И назвал Бог твердь небом ... И был вечер, и было утро: день вторый». В английской Библии дается более точный перевод и «твердь» означает the dome, т. е. купол. Человек древнего мира действительно представлял себе, что живет под куполом, который и является небом. Когда небеса разверзнутся, то вода над куполом прольется в виде дождя («небеса разверзлись»). Современный человек знает истинную физическую природу неба, которое представляет собой воздушный слой, окружающий нашу планету и предохраняющий Землю от чрезмерного солнечного жара и смертельного холода космоса. Но наука не изменила древнего понимания роли неба в жизни планеты. Атмосфера действительно является куполом, создающим особые климатические условия на Земле. Воздух действительно отделяет «над» от «под». Итак, мы точно знаем, что у древних было правильное представление о небе, хотя, может, оно и выглядит наивным. Атмосфера – это купол, который изолировал Землю от абсолютного холода космоса и испепеляющего жара Солнца. Только на такой планете могла зародиться органическая жизнь.
Обратите внимание, что первые два дня ушли на физическую эволюцию Вселенной (см. типы эволюционных процессов в главе 2).
Третий день. В этот день последовательно были созданы суша, наследственный генетический аппарат (семя) и первые живые организмы в виде растений. Как будет ясно из главы 2, третий день сотворения был посвящен химической эволюции на Земле, когда произошел переход неорганической материи в органический мир.
Мы читаем в библейском «Генезисе» о третьем дне сотворения следующее: « ... И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.  И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями ... И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя ...»
В химическом смысле жизнь представляет собой форму существования макромолекул. Сухая земля была абсолютно необходима для формирования макромолекул. Дело в том, что длинные цепи макромолекул могут сформироваться, а затем свернуться в спиральные или глобулярные структуры и таким образом стабилизировать свою конструкцию только на Земле - в отсутствие воды. Вода для них чрезмерно агрессивная молекула, так как разрывает на короткие куски еще не свернутые цепи длинных полимеров. Но как только на сухой безводной суше сформировались свернутые, стабильные, длинные цепи полимеров, макромолекулы могут снова вернуться в воду, теперь вода им не опасна. Так вот с помощью суши макромолекулы могут видоизменяться, чтобы, эволюционируя, сформировать наконец желанные биологические макромолекулы, РНК, ДНК, ферменты и проч., которые и являются химической основой жизни на Земле. Кстати, и в современных живых клетках синтез макромолекул происходит на безводных поверхностях специализированных внутриклеточных мембран. И хотя жизнь возникла в воде, но первые длинные цепи полимеров образовались на суше. Вот почему еще до возникновения жизни необходимо было создать сушу, ибо только после этого могла начаться химическая эволюция, которая позже перешла в биологическую эволюцию (см. Глава 2).
Говорится, что третий день творения завершился созданием растений, содержащих генетический аппарат. Это утверждение Библии тоже полностью соответствует современной эволюционной теории, которая собрала доказательства, что первыми существами на Земле были одноклеточные водоросли и, вероятно, бактерии, которые могли жить в бескислородной атмосфере Земли. Таким образом, и третий день творения не противоречит науке.
Однако, чтобы живая природа могла развиваться быстрее и разнообразнее, нужен был кислород, который вырабатывается в процессе фотосинтеза растений и бактерий после поглощения света. Более того, фотосинтетические растения являются источником питания для живых существ, не обладающих способностью трансформировать солнечный свет в химическую энергию и органические вещества. Животный мир на Земле живет за счет созидательной деятельности растений. В этом смысле третий день «утверждает», что для возникновения животного мира сначала нужно населить землю растениями. Кроме того, основой жизни является наследственность всех видов живых существ. Семя, созданное на третий день сотворения, и есть генетическая передача свойств из поколения в поколение. И принцип передачи наследственных признаков был впервые создан для растений-  скорее всего, анаэробных одноклеточных водорослей.
Итак, после третьего дня творения надо было обогатить Землю фотосинтетическими растениями и бактериями для выработки органических веществ и кислорода, без которых не было бы современного животного мира и человека.
Четвертый день. Необходимость сотворения фотосинтеза стала ключевым моментом в дальнейшем развитии жизни на Земле. И этому должен был  быть посвящен четвертый день творения, если исходить из науки. Читаем в библии: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи ... И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю ...» Как это понимать? Вроде бы свет уже был отделен от тьмы в первый день творения при создании звезд, излучающих свет. Почему же снова говорится о светилах? Более внимательное сравнение первого и четвертого дней творения проясняет весьма важное различие между ними. Светила уже нужны для другой цели, «чтобы светить на землю» и «для отделения дня от ночи». Почему так важно, чтобы был дневной свет, почему так важен светлый день на Земле и почему при этом нужна ночь? Библия не отвечает на этот вопрос, так как в ее задачу входит лишь указать на сотворение дня и ночи Господом Богом в четвертый день творения. Современная же биология может пояснить, что сотворение дня и ночи (вращение Земли вокруг своей оси) является достаточным  условием для возникновения процесса фотосинтеза.  В дневное время растения вбирают в себя свет солнца в качестве источника энергии, а в ночное время происходит синтез органических соединений, необходимых в качестве питательных веществ для деятельности биосферы. Без четвертого дня творения дальнейшая эволюция жизни на Земле была бы невозможна. 
Пятый день. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую: и птицы да полетят над землею ...» Действительно, много уже накопилось доказательств, что жизнь зародилась в  воде. Кроме того, описание этого дня творения является указанием на то, что пресмыкающиеся и птицы должны были предшествовать сотворению млекопитающих и человека. Какие были основания в далекой и туманной древности считать водных живых существ предшественниками наземной жизни? Если древние считали жизнь в воде и пресмыкающихся более низкими существами, то допущение о том, что они предшествовали наземной  жизни, вполне вероятно. Но почему и птицы отнесены к категории животных, предшествовавших животному миру?
Человеку, незнакомому с эволюционной теорией, наверное, неизвестно, что до современного животного мира был совершенно иной период, скажем, эпоха динозавров, когда животные сносили яйца, из которых уже появлялись новые живые существа. В современном мире господствуют млекопитающие, живородящие существа, у которых эмбрионы созревают прямо в теле животного и появляются на свет уже живыми существами, минуя стадию пребывания внутри яйца. В современном мире от той эпохи эволюции остались яйценоские существа – пресмыкающиеся и птицы. Древние составители генезиса отделили этих эволюционных предшественников от остального животного мира и поместили их в пятый день творения, подчеркнув тем самым их более низкий эволюционный уровень. Если лишь логика наблюдений древнего человека привела его к необходимости объединить птиц и пресмыкающихся в более раннюю стадию сотворения мира, то согласитесь, что она не только гениальна, но такая логика строго эволюционна. Поразительно! Ведь до Дарвина и Уоллеса было глубокое убеждение, что все зародилось сразу по воле божьей. Это означает, что люди всегда читали библию чрезвычайно поверхностно, так как не было среди них посвященных в современную науку. Пятый день сотворения меня всегда поражает своей эволюционной точностью и добавляет еще одну загадку к эзотерическим знаниям.
Шестой день. Все предыдущие пять дней творения создавались предпосылки для сотворения современного животного мира и человека. Если первые четыре дня были абсолютно необходимы для существования современного мира, то пятый день выглядит странным с точки зрения Божественного Могущества. Почему же не создать сразу современную нам биосферу, вместо того чтобы создавать пресмыкающихся и птиц, несущих яйца для деторождения? Тот же вопрос мы могли бы задать и законам эволюции, что было бы неверным в корне. Эволюция является процессом сотворения новых видов, причем от простого к сложному. 250 млн лет существования динозавров на Земле указывает на то, что этот процесс идет путем проб и ошибок, причем ошибочный, промежуточный этап может длиться даже 250 млн лет. Именно поэтому в эволюционном процессе нужны бывают периоды массового уничтожения видов и возникновения новых, более совершенных видов (см. Глава 2). С этих позиций кажется, что Библия лишь описывает последовательность ступеней эволюции, не обращая внимания на вопрос: «почему именно так?»
Даже внутри одного дня имеет место эволюционная последовательность. В шестой день мы сначала читаем: «И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду». Вот только после этого появился на свет человек. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». Здесь впервые со дня сотворения Господь наделил свое творение божественными атрибутами: мыслить и творить. Это был не просто качественно новый уровень созданного им, но и мощь, дающая право стать наместником Бога на Земле: « ... да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею ...» Как и должно было быть согласно эволюционной теории, когда происходят изменения от простого к сложному, человек появился последним в ряду эволюционных событий.
И все же мы пока не можем завершить научный анализ «Генезиса». В данном разделе остался еще один фундаментальный вопрос, касающийся библейского «Генезиса»: Правильно ли понимают люди, что означает шесть дней творения и почему именно шесть дней?
Главное расхождение между наукой и религией в Западном полушарии всегда виделось верующим и атеистам в сроках сотворения мира. Сравните миллиарды лет эволюции и всего шесть земных дней Божьего Сотворения Мира! Неправильная интерпретация слов «шесть дней божественного сотворения мира» стала камнем преткновения между научно мыслящим человечеством и людьми, которые свято верят в правдивость библейского текста. Примем же парадокс таким, какой он есть: и наука  права, и Библия права. Попытаемся расшифровать эту тайнопись. Сразу же зададимся вопросом: «А не отличается ли Божий День от обычного земного дня?» Ведь в «Генезисе» речь идет о трудовых буднях сверхличности по формированию новой Вселенной. Как-то трудно представить, что Божий день длится земные сутки, когда Земли  еще нет и в помине.  Я хочу заметить, что уже три тысячелетия люди западного полушария отождествляют земной день с Божьим Космическим Днем. Это несерьезно. Так могут думать только непосвященные люди. Даже у разных планет и на разных звездах длительность суток различна. Что же тогда говорить о космическом дне. В космогонии древних индусов такого заблуждения не существует. Индуизм считает, что Божий Космический День определяется периодом бодрствования Господа Брахмы, сотворившего наш мир по поручению Верховного Бога. Этот день равен 4,3 млрд земных лет! Таким образом, если бы индус интерпретировал библейский «Генезис», то он бы сказал, что шесть дней творения означают шесть космических дней Господа Брахмы, что в общем-то кажется более естественным для божественного космического масштаба событий, чем шесть земных дней. Простая арифметика показывает, что Господь затратил на сотворение мира 26 млрд земных лет, т. е. шесть космических дней, умноженных на 4,3 млрд земных лет. Таким образом, и здесь нет противоречия между Библией и наукой, которая пока оценивает длительность эволюции Вселенной в 10-20 млрд лет. Не исключено, что по мере совершенствования астрономических наблюдений дальнего космоса мы приблизимся к цифре 26 млрд лет. Однако будущее сближение величин сотворения и эволюции не имеет принципиального значения, учитывая масштаб времени и возможную неточность оценок. Уже сейчас цифры настолько близки, что мы можем говорить о том, что сакральные тексты не противоречат наблюдениям мыслящего современного человечества. Более того, наблюдается какое-то совпадение в данных индусской космологии, Библии и науки. 
Эволюционная теория в науке является подробнейшим изложением происхождения Вселенной и человека. Выше мы видели, что эволюционное  происхождение Вселенной и человека дается и в Библии, хотя и в чрезвычайно краткой форме. Так и должно быть. Детальное описание материального мира не входит в план работы религий. Это забота естественных наук. Для этого создан человек, чтобы познать материальный мир силой своего ума, созданного по образу и подобию Божьему.