Петербургский Наутилус 4 послесловие

Валерий Таиров
4  ПОСЛЕСЛОВИЕ:

ОСНОВНЫЕ  СОБЫТИЯ, ЛЕГЕНДЫ, ФАКТЫ СВЯЗАННЫЕ  С  РАБОТАМИ   ПО  ОСВОЕНИЮ  ГИДРОСФЕРЫ  ЧЕЛОВЕКОМ
          ( ДО  ЕФИМА НИКОНОВА):

10 век до н.э. – изображение воина, плывущего под водой с трубкой для
                дыхания и бурдюком с воздухом.

8-7 века до н.э. Следы использования человеком моря, найденные на глубине
                ПА «Алвин»   

5 век до н.э.  Упоминание Геродота об использовании водолазного
                аппарата, опускавшегося на дно реки.

332 г  до н.э. Александр   Македонский   (по   свидетельству               
                Аристотеля) во время осады финикийского города 
                Тира опустился на дно в водолазном костюме (в стеклянном
                сосуде, покрытом ослиными шкурами).

3 век  н. э.     Использование водолазных колоколов защитников
                Византии, напавших на галеры  римского императора
                (по свидетельству Диона Кассия). 

375 г. н.э.      римский писатель Флавий Ренатус Вегеций пишет в труде «О
                правилах военных, о подводных бойцах и снаряжении для
                погружения на глубину»
1472 г.           Чертёж подводного судна итальянского инженера
                Роберто Вальтурио в книге «Об искусстве военном».
 
До 1519 г.      Леонардо да Винчи  создал  чертёж  подводного судна
(ок. 1500г)     овальной формы с рубкой,  в которой  размещён  люк.

До 1530 г.      Гульельмо де Лорено погружался  в водолазном коло-
                коле   цилиндрической  формы  с  иллюминатором  на 
                дно озера Неми  для поиска затонувших галер Калигу-
                лы.

1538 г.           Спуск под воду двух греческих акробатов в колоколе –
                Горшке..
                Толедская лодка  ( по свидетельству  Р. Бэкона).

1578 г.           Труд англичанина Уильяма Бурна (Боурна) «Изобретения или
                устройства, совершенно необходимые  для   генералов               
                и  капитанов или командиров, людей  как на  море, так
                и на земле» с описанием подводной деревянной лодки,
                погружающийся  и  всплывающего при  помощи кожа-
                ного мешка и деревянного пресса.

13 – 16 век    Запорожские чайки (гребные суда, способные погру-
                жаться под воду).

1624 г.           Подводная лодка голландского механика Корнелиуса
                Ван-Дреббеля (испытания на Темзе,   12 гребцов,   8
                пассажиров, корпус из дерева, имелся магнитный
                компас).
               
1634 г.           Идея постройки подводных судов из металла  (меди)
                в книге  французских монахов Марена  Марсьенна и
                Жоржа  Фурнье  «Теологические, физические,  нрав-
                ственные  и  математические проблемы   подводного 
                плавания»   (там   же  –  идея  выполнять   подводное
                судно  в форме рыбы с заострёнными оконечностями).

1648 г.           Епископ из Честере Джон Вилкинс  впервые предло- 
                жил термин «подводная лодка» - ПЛ.

1654 г.           Французский инженер Де Сон предложил (по другим
                источникам – построил) подводную лодку из дерева
                длиной 20 (24) метра с гребными колёсами (роттер-
                дамская лодка).

1663 г.           Использование воздушного колокола в Швеции при
                подъёме 50 орудий с затонувшего военного корабля
                «Ваза». 

1680 г.           Подводная лодка Борели.

1682 г.           Итальянец Борели подал (но не реализовал) идею
                водолазного костюма с удалением из колокола
                отработанного воздуха.

1690 г.           Изобретение французом Дени Попеном вентиля, возвратного
                клапана, подачи воздуха в колокол насолсом.

1695 г.           Постройка первого подводного судна из железа
                (Подводная лодка французского физика Дени
                Папена) – длина 1,68 м, высота – 1,76 м, ширина 
                - 0,76 м.

1717 г.           Испытание колокола Галлея ( с использованием
                воздушных резервуаров).
_________________________________________________________               
1718 -1727    ПОТАЁННОЕ  СУДНО  ЕФИМА  НИКОНОВА   

                «МОРЕЛЬ». РОССИЯ.  САНКТ – ПЕТЕРБУРГ.

      После лишения Ефима Никонова звания корабельного мастера за издержку «немалой суммы» (около 400 рублей?) и ссылки его на верфь в Астрахань по решению Адмиралтейств-коллегии идея строительства в России подводного аппарата (потаённого судна) была заброшена на несколько десятилетий.

* - рисунок - свой
** - перечень подлежит уточнению

      
Продолжение следуетhttp://www.proza.ru/2009/05/19/1087