житейские истины

Николай Сурин
В середине 70-х годов город Набережные Челны отличался от других городов Страны конечно же огромными строительными площадками, размахом строительства жилья. Приезжали в командировки и на постоянное место жительства люди со всего      Советского  Союза, люди со своими традициями, менталитетом.  Это сейчас всякие там диаспоры,  землячества, а тогда все едино, все в одной куче перемешалось.           Помню ко мне в гости приехал отец. В выходной пошли в кино.  В кинотеатре перед фильмом  как водится  показали « Хронику дня». Кто не понял, объясню…это такой киножурнал где показывали всякие как сейчас говорят репортажи из жизни Страны. Ну и конечно же на всех кадрах  Брежнев Л.И. , то он на заводе каком то, то на открытии какого то курятника и т.д.  Зрители в основном молодежь откровенно , а главное обыденно «заржала», раздались крики , как сейчас говорят « приколы» ---« О-оо-о, отец родной!»   « Хорошо выглядешь пахан!»  и другие.  Мой папа участник и инвалид войны оторопел от такого  и шепотом  мне высказал опасения насчет антисоветчины. Я же как мог объяснил , что это там у Вас « в Москвах» по другому, а здесь народ что думает  то и говорит, но поскольку молодежь безшабашная, то чаще бывает наоборот, сначала говорит а потом думает.   Как я позже узнал, папа рассказывая родственникам о поездке  по житейски мудро рассудил, что Брежневское время заканчивается.      Да-а-а, эти житейские истины не на пустом месте рождаются, за ними многое и многое стоит. Годами проверенные выводы и утверждения.
Давно это было, был я еще подростком. Мама чем то на кухне занималась, папа сидел на диване подперев голову рукой  и уставившись в телевизор  на болтавшего в нем генерального секретаря КПСС думал о  своем. Тогда на телевидении было всего две программы и какие то важные вещи , как например доклад Хрущева  крутили одновременно на обоих.  Мама стала рассказывать новости в нашем населенном пункте. Коснулась событий, когда компания мужиков  выпивала  на  берегу озера, а один по пьянке пошел купаться и утонул.  И как остальным сидящим на берегу якобы послышалось , что утопленник что то им крикнул. Отец тогда оторвавшись от своих размышлений только и произнес - « Это он так с миром прощался!».  Очень уж мне эта фраза запомнилась и спустя некоторое время я у него поинтересовался . Он помолчав , обдумывая как ответить доходчиво  сказал, что человек всегда перед тем как погибнуть, как будто знак какой подает людям, либо голосом, либо чем то еще. Например видел как в кино в болоте тонет человек, то рукой взмахнет напоследок, то рывок последний чуть ли не по пояс из трясины сделает. И на войне также бывало...Тут он замолчал и отвернулся.
               Прошло с того разговора много лет. Я только  женился и жили поначалу у родителей жены в Набережных Челнах. Теще было 38 лет и кроме дочери имелось двое сыновей младшему из которых  лет 5-6.  И вот в выходной летом тесть решил на машине отвезти всех купаться. Приехали на Каму, она тогда до перекрытия плотиной Нижнекамской ГЭС текла по старому руслу. На левом берегу ниже нынешнего Грузового Порта  был небольшой участок песчаного берега и горожане облюбовали его под пляж. Народу в тот день было много. Дно у берега реки резко уходило в глубину , поэтому купались очень осторожно. К тому же течение в этом месте сильное. Нырять мне врачи запретили, т.к. после армии были проблемы со слухом, в ушах от работы с наушниками повреждены барабанные перепонки. Поэтому я поплавав вдоволь стоял отдыхал на берегу.
Видел , как теща взяв своего младшего сына на руки вошла воду….Видел, как стала с ним приседать в воде «по шейку»…..Видел, как оступившись окунулась с головой, а вынырнув никого у нее  на руках не было!         Что тут началось!  Все стали прыгать в воду, нырять!  Видел тестя  плавающего и по пояс торчащего из воды, будто он ходил по отмели и с высоты оглядываясь по сторонам !     Десятки людей ныряли  в воду и искали утонувшего ребенка!   Женщины вопили на берегу,  суматоха…..вообщем  трагедия!    Ну как ? Ведь только только с нами был ребенок, играл, радовал родителей. Какое то мгновение и нет человека!   Теща с белыми губами стояла и тряслась….тесть на берегу тоже в «ступоре»! 
                Я  почему то не стал тогда прыгать в воду как все, меня будто кто держал. А в голове слова отца, что человек умирая ДОЛЖЕН попрощаться с Миром ! Смотрю внимательно на воду и иду медленно по берегу , как будто вместе с течением. Вижу боковым зрением , со мной девочка лет 13-14  идет. Такая серьезненькая , без паники и эмоций, тоже на воду смотрит. Уже отошли прилично от толпы…….вдруг она крикнула « Вон там что то мелькнуло!»  указав рукой метров на 10 от берега. …..Я метра 2-3 отбежал еще вниз по реке, ну что бы указанную точку поймать по течению , нырнул в воду. Всю помню, как кино смотрел ………..смотрю вода ниже темная, глубина! Плыву в видимой поверхности, уже воздуха не хватает,  хочу вынырнуть вздохнуть……и…и ….тут в глубине что то мелькнуло……я тудаже….и..словно кто осветил воду, как на подводных съемках!  ….вижу…….песчаное дно…..мелкие камушки, галька….песчаные барханчики…….и…..и……ребенок утонувший с безжизненно открытыми глазами и почему то открытым  ртом, словно крик застыл. Течением его медленно тесло около дна переворачивая, отчего от касания рук, ног на песке как бы взрывались барханчики  и песчинки неслись вслед оседая по ходу течения…….Еще несколько гребков к нему……левой рукой обхватываю за туловище и наверх……вижу темно……где же верх?........с одной правой плыву…а…..а….воздуха уже нет!  Что делать?.....ну еще немного…..еще взмах…..отпускать его нельзя………где же небо?  СВЕТ?  …….какой то просвет наверху темной стены……….надо туда……ну еще, ну еще  взмах…..Свет!  Свет!помоги мне…….Свет ну пожалуйста!   ……будто кто за ноги держит и вниз тянет …..и….ближе Свет…..и силы появились…..и….и….наконец солнце! воздух!  ……..вижу берег метрах в 15 ти, толпа идущая по нему, все смотрят на меня………Вдох-выдох…вдох-выдох….плыву с одной рукой, левой крепко держу мальчишку передавив живот…….почему никто не броситься мне на помощь?........вдох-выдох……..вдох-выдох…устал сильно….крикнуть не могу….только вдох-выдох…..как бы самому не хлебнуть…..точно нет сил…..глазами шарю по толпе, ну хоть кто нибудь, бараны тупые, помогите же мне, как «глушенные» все……вдох-выдох…..наконец глаза……глаза  ЧИТАЮЩИЕ мои……это та девочка…  «Ну давай ,давай еще, еще немного ---отвечает—прости, прости не могу помочь, я же еще маленькая»…….и никого уже нет на свете, только ее и мои глаза……….она меня поддерживает, а мне ей такой маленькой стыдно жаловаться……вдох- выдох….вдох-выдох ……»Не думай плохо про людей не ругай их, они же просто люди»---говорит мне……»Да я просто ругаюсь маленькая, без злобы» ---отвечаю…….вдох –выдох……вдох-выдох…..да что же такое? Ну хоть кто нибудь? Как стадо тупое за нами бредет…….как бы мне самому у всех на глазах не уйти на дно……она прочитав в моих глазах это зашла в воду по пояс ……руки протянула…..та-а-к , это же мне знак, осталось еще немного….с новой силой  вдох-выдох…..»Не отвлекайся на них, смотри на меня!» ---говорит…….»Ты же сильный, ты сможешь»………надо попробовать дно……оп-п-па, чуть не хлебнул….ориентир на нее, она стоит по пояс, значит еще немного…….ДНО!    ……она бросилась ко мне, обхватила мальчика…..мне легче….но не могу разжать руку…….выхожу на берег……не могу отдышаться….слов нет , захлебываюсь воздухом. Кто то из толпы  уже выхватывает у меня и девочки ребенка, но не могу разжать руку…..Девочка опять взглянув мне в глаза ,….прочитал….» Ну все, ты молодец, уже можно отдать ребенка»……Мальчишку подхватили, понесли и положив спиной на песок стали делать искусственное дыхание.  Женщины завыли в голос глядя на безжизненное тело…………..Я немного отдышавшись растолкав людей подошел , встав на правое колено взял парня и положил животом вниз к себе на левое, кому то велел руки вперед приподнять, также голову, что бы гортань не была пережата…….начал тело потихоньку перекатывать  на колене в разные стороны передвигаясь от кишечника к желудку и груди…..а руки велел как бы взмахивать, что бы легкие качали воздух….Никто меня никогда не учил, как надо спасать утопленников и почему я решил действовать именно вот так, я не знаю. Действовал , как будто всю жизнь этим занимался. …….Толпа притихла,  все смотрели на нас . ………и  вроде я почувствовал судорогу в теле мальчика….да! Да! …еще одна…еще….его стошнило…как ни странно воды не было…..Ну все, зашевелился!  Слава Богу!        Сел сам на песок, открыл глаза, оглядел молчаливую толпу, сморщил лицо от горечи во рту……и произнес фразу ,которой всех рассмешил—« Мам, дай попить!»  .  Но смех тот был больше истерический, многие утирали слезы расходясь по сторонам.                Много лет прошло с тех пор. Мальчик тот вырос и стал взрослым  мужчиной. О случившимся с ним знает и помнит. Говорит, что видел тогда себя как бы со стороны, видел как по дну его волокло, как я к нему подплывал, как выбирались на поверхность .  А я слова отца вспоминаю которые помогли мне спасти человека, ибо есть это ЖИТЕЙСКАЯ ИСТИНА!.             Как и кто мне помог тогда? Какие такие человеческие резервы позволили увидеть и разглядеть в глубине? Кстати я тогда свои больные уши не залил водой почему то. Девочку я ту больше никогда не встречал, зато знаю  про психологическую или как там она еще называется  совместимость. В своей жизни я дважды встречал людей с которыми мы могли общаться глазами. Думаю что она со своими способностями  имеет достойное место в жизни.