5. О работе...

Виталий Кондратьев
Работа для людей - это все! По всей стране. А тем более в Анапе.
Я очень долго не мог найти себе работу, даже имея кучу специальностей, перечисление которых заняло бы не одну минуту. Все мои специальности освоенные, с большой практикой, я себя уверенно чувствовал, где-бы ни работал. Но, но, но… Курортный город, что вы хотите?
В Анапе, если даже и есть такие работы, оплата труда настолько мизерная по нынешним меркам, что я бы заставил работодателей самих сидеть на таких зарплатах. Заметили, что я сказал “сидеть”? Вот именно! Устроился на одну работу при въезде в Су-псех, увидев объявление о приеме на работу токарем со сногсшибательным  заработком, аж от 3000 до 23000 рублей. Еще бы не клюнуть пескарю на такую наживку! Тем более на последнюю цифру!
При собеседовании с директором этого, как потом оказалось, семейного предприятия по изготовлению бассейнов и разных разностей, мне предложили сразу стать мастером механического цеха, плюс РБУ, т.е. растворного узла, с обещанием выделить в мое подчинение нескольких работников. Пошел смотреть токарные станки и другое оборудование и сразу же завял. Неукомплектованное, переломанное оборудование не оставляло никаких шансов все это отремонтировать в ближайшем обозримом будущем, тем более, денег на это все равно не давали. А при разговоре с некоторыми немногочисленными сотрудниками данного учреждения, при осторожных недвусмысленных намеках и рассказах  о трудовой  их деятельности и зарплате, я понял – здесь мне ничегошеньки не светит. И это всего по прошествии двух, трех недель!  И как это я сразу не сумел разглядеть? За это время  я составил перечень необходимых материалов и инструмента для начала хоть какой-то работы, написал заявку на стекло для мастерской, где не было ни одного целого окна, и это в жуткую холодрыгу при проливных дождях!
При рассмотрении моих заявок руководство, в лице директора и его родственника главного инженера, намекнуло, что денег на это нет, а так я ничего не заработаю за месяц и мне надо самому крутиться в поисках объемов работ. Каково! Хорошо, что я не принял по документам какое-то еще мифическое оборудование, находящееся на других объектах ( если оно еще было цело!) и в трудовой книжке ничего не успели написать, и в подчинение ко мне никого не дали. А про зарплату прямо сказали,  что я ее получу, когда заработаю!  Даже сообразить сразу не смог, что это означало и как это понять. С таким же успехом я мог работать, не устраиваясь к ним. Результат?   Снова я оказался на распутье.…  Продолжив поиски, чисто случайно проходил мимо станции техобслуживания  на  улице Парковой. Решил зайти, так как до переезда много лет занимался ремонтом  частных автомобилей и, кстати, неплохо это делал по оценкам  клиентов. В МЧС я работал сутки трое, в оставшиеся дни зарабатывал  на  покраске и рихтовке машин в маленьких автосервисах. И очень неплохо зарабатывал!
Посмотрев трудовую, поговорив со мной, мне показали помещение из голых бетонных блоков (ФС-ок) под металлической дырявой крышей и сказали, если согласен 50 на 50, могу приступать к работе, естественно, со своим инструментом. Так как была еще не зима, в полной мере не представлял даже, как придется при нулевой температуре работать в таком помещении, где никогда не было никакого отопления. Ничего, меня не испугать!
Как оказалось, такие же условия были во всех помещениях станции уже много лет, и ничего, работали! А я что, рыжий, что ли?
Руководство стригло купоны, ничего не делая для улучшения условий труда, только увеличивая расценки на  все виды работ и поднимая план для тех, кто работал на подъемниках. Если бы клиенты знали, в каких условиях ремонтировались их машины!  С каким трудом мы добивались, более или менее, хорошего качества, практически на одном энтузиазме. Покупали за свои кровные, оставшиеся от последующей дележки пополам деньги:  компрессоры, сварочные полуавтоматы, болгарки, дрели, пульверизаторы и шланги, еще работая в своей одежде. Извините, не хочу врать – один раз нам выдали  за много лет комбинезон ярко- голубого цвета,  и то, наверное, на что-то тонко намекая.
Воду, необходимую для работы в больших количествах, каждую зиму привозили на своих машинах из дома, так как трубы в помещениях постоянно замерзали и лопались, и эти условия становились все хуже и хуже. И, наверное, что- то было нечисто в отношениях нашего руководства с руководством  из Краснодара, которое уж очень часто наведывалось с проверками, (или зачем – нибудь другим?).   Начиналась суета и беготня по вытаскиванию практически всех автомобилей, битых и небитых, заодно с нашими личными, за территорию автосервиса. Кажется, чего бояться? Значит, было чего…
Нынешний руководитель, получивший  эту станцию в наследство от отца, работавшего тоже, наверное, таким-же образом, неоднократно пытался наложить свою  лапу и на нашу мелочевку, спасающую нас от финансовых прорех при неимении работы, иногда  даже продолжительное время. Этот натиск на нас нам приходилось сдерживать с трудом, говоря, что мы  и так бесплатно делаем ремонт по гарантии, оставляя эти деньги в распоряжении руководства на его усмотрение и желание. При этом, делая еще работу по обслуживанию и ремонту собственных машин руководителя бесплатно. Все эти несколько лет работы мы только расписывались в ведомостях на получение смешных зарплат, не получая их. Вопрос, а что же отчислялось на налоги и на пенсию? А сколько слесарей работало по договорам, по всей видимости, нигде не учитываемым, и никуда и ничего не отчисляющих. Аппетит реально рос на глазах! И это на дилерской вазовской станции, а не частной лавочке!
В конце концов, читая это горестное повествование, вы догадались, наверное, что нас все-же одолели, справились с нами, предложив в приказном порядке получать деньги только через кассу, и то в размере от 30  процентов от всех нами заработанных денег, при всех тех же условиях труда. Вот,  аппетит прорезался! Нас хотели приравнять к бессловесным рабам, которые ждут подачку в виде зарплаты, еще неизвестно какой и когда!  Буквально, за несколько дней после этого ушла добрая половина рабочих, в том числе и я, не желая потакать неуемному желанию недальновидного руководителя  повысить свое благосостояние таким образом. Выдоить корову до такой степени, не подкармливая ее  практически никогда, не создавая для работы никаких элементарных условий, так, что она откинула копыта, согласитесь со мной, это сверхглупо, совсем не добавляет уважения к такому руководителю. Говорю с полной уверенностью об этом, потому-то  определенное время, в перестроечном периоде для   страны, работал в малом предприятии. И выжили и развились  только те из них, кто, не торопясь, заботясь о своих подчиненных, создавали, хотя бы минимальные условия для работы и дорожили  своим коллективом. Остальные сгинули бесследно, не оставив никакого упоминания. По мне, лучше добрая память, чем худая слава из- за сиюминутной выгоды. Так закончилась и эта, почти четырехлетняя эпопея на поприще ремонта машин. 

Продолжение дальше…