Ответ ГРМ

Александр Одиноков
    Сегодня я вдруг узнал, что ГРМ (Государственный Русский музей) добросовесно ответил на опубликованную статью "Портрет на фоне "Жемчужины" - о портрете А.И. Анисимова работы художника Б.М.Кустодиева.Ожидаемое письмо пришло в редакцию газеты и будет опубликованно в ближайшем номере, для Вас разрешено сделать исключение и ознакомить с ответом сегодня.

Уважаемый Александр Николаевич!

    В своем «открытом письме» Вы по какой-то причине не сообщили читателям, о том, что интересующая Вас картина - «Портрет А.И.Анисимова» имеет авторскую дату «1915» в правом нижнем углу, в чем Вы могли убедиться, любуясь им в стенах ГРМ или листая каталог живописи музея (Л., 1980, № 2889). Последняя цифра даты написана бегло, со временем надпись частично осыпалась, но и в таком начертании «угловатую» «5» трудно спутать с плавно и крупно написанной «9». Существует устойчивая и давняя (около пятидесяти лет) традиция, поддержанная музейным сообществом и рядом не упомянутых Вами исследователей, датировать работу именно 1915 годом, что некогда отметил М.ГЭткинд в фундаментальном труде «Борис Кустодиев» (М., 1982, с.198). В составленном им каталоге-резонне работ художника, к сожалению, неполном и имеющем неточности, он указал: «191... (последняя цифра написана неразборчиво)» и поместил портрет среди работ 1919 года, видимо, также как и Вы, ориентируясь на хранящееся в отделе рукописей ГРМ письмо Анисимова от 17 сентября 1919 года с упоминанием о портрете. Все перечисленные Вами авторы книг о Кустодиеве, как правило, руководствовались именно этим трудом Эткинда, поскольку первая монография В.В.Воинова, вышедшая в 1925 году, после войны была уже библиографической редкостью. Кстати, ни один из упомянутых Вами исследователей творчества художника, придерживающихся даты «1919», не обращался в ГРМ со своими атрибуционными заключениями.

   К сожалению, как и во многих других случаях, не сохранилось документальных сведений о времени знакомства Кустодиева и его модели, о том, кто был инициатором создания портрета и как он писался.

   Вкратце коснусь изложенных Вами аргументов:

   Письма Анисимова к Кустодиеву от 1919 года не могут свидетельствовать в пользу только что состоявшегося знакомства ученого и художника, а рассуждения Анисимова о фоне на портрете (письмо от 17 сентября 1919) или упоминание им «о часах, проведенных вместе с Вами» (письмо от 13 августа 1919) не обязательно связаны с сеансами позирования. «Часы» могли быть заполнены дружеской беседой с чаепитием. Приведенные Вами сами по себе интересные факты о деятельности Анисимова в Петергофе и Новгороде также «не работают» на идею датировки портрета 1919 годом.

   Не понятна Ваша мысль и о том, как фон на портрете (по Вашему мнению, 1919 года написания), мог быть связан с «эпопеей» борьбы ученого против строительства железнодорожной ветки Петербург-Орел в 1916 году. Разумеется, как и коллеги по «Миру искусства», Кустодиев был болезненно чуток к проблемам охраны древней, исторически сложившейся архитектурной среды, но, не имея конкретных доказательств, вряд ли можно утверждать, как делаете Вы: «Кустодиев, конечно же, также был возмущен этим строительством (...). Борис Михайлович прекрасно помнил, и, быть может, делал зарисовки этих мест при своем посещении Новгорода в 1903 году». То же касается Вашего утверждения: «Борис Михайлович, в свою очередь, видимо, предполагал и видел портрет с другим вторым планом, но Александр Иванович сумел настоять на своем варианте и в приведенном выше письме указывал на особенности своего мнения». Цитируемый Вами текст письма Анисимова от 17 сентября 1919 года не дает повода для подобных умозаключений. Скорее всего, дело касалось частичной переписки фона или отдельных его деталей в уже существовавшем портрете. Видимо, художник волновался по поводу того, что ощутим контраст «новой» и «старой» живописи на картине («фон (...) не вяжется с лицом», по выражению Анисимова), а ученый успокаивал его: «через год или два», когда свежий живописный слой «состарится», этот контраст перестанет быть заметен.

   По поводу переписки И.Н.Пружан с Г.И.Вздорновым следует отметить, что она была связана не с сомнением старейшей сотрудницы музея по поводу датировки портрета Анисимова (именно с данными Пружан эта работа вошла в каталоги всех выставок Кустодиева, начиная с 1959 года, и в каталог живописи ГРМ 1980 года), а с поиском сведений о контактах ученого и художника для готовившегося в это время альбома о русском портрете рубежа ХIХ-ХХ веков (издан в 1980 году).

   Что касается «не характерности» для Кустодиева 1915 года писать маслом на картоне - картон активно использовался им на протяжении всех 1910-х годов и для пастели, и для темперы, и для масляных красок. Все зависело от конкретных художественных задач, которые он решал в тот или иной момент.

   «Портрет А.И.Анисимова» (1915) создан в лучший период творчества Кустодиева. Он написан тонко, с эмалевым «вплавлением» красок, как часто бывает у этого художника, на вручную загрунтованном картоне.

   Спасибо, что рядом с портретом из ГРМ Вы поместили в своей статье фотографии Анисимова - они оттеняют высокое мастерство и особенности
творчества Кустодиева-портретиста. Картина создана в момент интенсивных поисков художника в русле неоклассицизма. Автор несколько идеализирует модель, «укрупняет» ее и «приподымает» над повседневностью, «очищая» от черт будничности. Конечно, упомянутый Вами Аркадий Кудря («Б.М. Кустодиев». М., 2006), как всякий исследователь, имеет право на свою индивидуальную интерпретацию картины из собрания ГРМ. Писатель связывает худобу лица Анисимова с его недавней (в июле 1919 года) восьмидневной «отсидкой» в ЧК. Нам же представляется, что пейзажная среда, полное энергии худощавое и моложавое лицо, как и пристальный взгляд строгих глаз, служат у Кустодиева выражению интенсивной духовной жизни ученого, активно трудившегося на ниве искусства и охраны старины еще в предреволюционные годы.

   «Портрет А.И.Анисимова» принадлежит небольшому кругу работ мастера с пейзажными фонами, появившихся в первой половине 1910-х. Если ранее свои модели художник помещал на нейтральном фоне или в интерьерной среде, то в «знаковые» для себя работы с по пояс или погрудно изображенными персонажами («Автопортрет» для Уффици - 1912, варианты портрета Николая II - 1914-1915, портрет А.И.Анисимова - 1915) он вводит символически звучащие мотивы древнерусской архитектуры, усиливающие патриотический пафос произведений. Позже он не будет прибегать к этому композиционному приему.

   В 1919 году Кустодиев усиленно готовился к своей первой персональной выставке, состоявшейся в 1920 году в Петроградском Доме искусств. В связи с этим он дорабатывал некоторые из созданных им ранее произведений. Видимо, в это время мастером внесено некоторое изменение и в живопись «Портрета А.И.Анисимова». Сейчас, по прошествии многих лет, эти «внедрения» уже не заметны. Кстати, в истории творчества Кустодиева не известны случаи, чтобы модели вмешивались в его творческий процесс, диктуя - какой фон ему выбирать и писать.

   Вы правы, приведя в качестве примера серьезного подхода к проблеме датировок исследование И.Л.Кызласовой («Искусство Христианского мира». Сб. вып.7. М., 2003). Единственная из всех писавших за последние несколько десятилетий о «Портрете А.И. Анисимова» она датирует работу: «1915 (1919?)», учитывая и мнение музея, и М.Г.Эткинда. Спешу сообщить, что в каталоге персональной выставки художника, прошедшей в 2003 году в Русском музее и Третьяковской галерее, «Портрет А.И.Анисимова» (1915) сопровождается комментарием: «В литературе о художнике портрет порой бытует с датой «1919»

   Этот комментарий означает, что Русский музей, прекрасно зная о других мнениях, имеет на этот счет свои аргументы в пользу 1915 года. Подобная пометка будет помещена и в готовящемся к изданию очередном томе каталога живописи первой половины XX века из собрания ГРМ.

С уважением,

Ведущий научный сотрудник отдела живописи
II половины ХIХ-ХХI вв. /подпись/  В.Ф.Круглов
11.02.2009.

Мнение автора:
    Хочу поблагодарить Владимира Федоровича Круглова, а также Владимира Александровича Гусева за столь внимательное рассмотрение вопроса о датировке портрета А.И. Анисимова.
Несомневался в обоснованности со стороны ГРМ в дате написания портрета -1915 год.
К этому имеются дествительно веские основания, тем более, что работники музея могут без помех наблюдать авторские пометы на портрете.

В то же время надо признать, что доля истины есть и у другой стороны:

1.Фиксация даты (1919 г.) в Дневнике В.В. Воинова.

2. Фото А.И. Анисимова (1919 г.),где не только его внешние данные приближают нас к портрету, но и предметы одежды (галстук, костюм) могут свидетельствовать в пользу этой даты.

   Но, по большому счету, пока действительно есть пробелы в доказательной базе.
И здесь, как мне кажется, есть место дальнейшим поискам. В каком направлении?

         1.      В одном из писем А.И. Анисимов передает через Б.М. Кустодиева привет Г.С. Верейскому, называя его "Жорж". Даже обращение свидетельствует об их дружбе. Т. е. они были знакомы. Пока нет свидетельств их переписки.

         2.      А.И. Анисимов участвовал в деятельности целого ряда обществ в Москве,
начиная со студенческих лет. У меня имеются два его письма студенческого периода. Кроме того в Московском университете от был секретарем общества историко-филологического факультета.

         3.      Кроме того он входил в объединения художественной и театральной интеллигенции, где мог также познакомиться с Б.М. Кустодиевым ( при том, что Кустодиев работал с театрами).

         4.      Г.И. Вздорнов наводит нас на сьезд художников (в начале века), где выступал с докладом А.И. Анисимов.И где присутствовал Б.М. Кустодиев.


    Я хочу выразить одобрение руководству ГРМ, за желание скорректировать свою позицию на атрибуцию 1915 (1919?), как предложила г. Кызласова и с чем я полностью согласен.

    Думается, что установление истины очень важно. Сегодня не только в установлении даты написания портрета А.И. Анисимова проблема. До сих пор дата ухода из жизни А.И. Анисимова представляется для многих тайной. Так даже в изданиях 2009 года указываются цифры 1932 год. Хотя трудами и исследованиями г. Кызласовой уже давно установлено время смерти Александра Ивановича - 1937 год.

     Нам еще предстоит назвать имя Александра Ивановича Анисимова как открывателя замечательных фресок на Новгородской земле перед самым его арестом в 1930 году.

     И дополнить неизвестными для нас список его пока неизданных произведений.

     А.Н. Одиноков.