Отраженная реальность Леона Меерсона - 2

Таня Орбатова
2. О книгочтении

Научившись читать, поняла: книги – увлекательное занятие, если от меня не требуют всегда читать, не навязывают авторов и не ограничивают во времени. В этом со мной однажды согласилась подруга Лиля. Она-то считала своим правом навязывать мнение всем. Согласилась, после того, как ей пришлось усваивать одновременно две книги: Солженицына "Один день из жизни Ивана Денисовича", и Брежнева "Целина". Перекрестное чтение продвигалось с невероятным трудом. Первую книгу ей рекомендовали прочесть для поддержания разговора с группой продвинутых интеллектуалов, который планировался в выходные, а вторую настоятельно требовал прочитать ее дедушка – для серьезной беседы в те же выходные. В итоге Лиле пришлось пожертвовать компанией интеллектуалов. А что делать? Дедушка давал ей немалые по тем временам деньги на карманные расходы. Правда, после ссоры с дедушкой на почве ее непонимания роли Брежнева в освоении целины, "Ивана Денисовича" она осилила. Примерно года через три. Тогда мы и сошлись во взглядах на книгочтение.
Леон никогда не навязывал свое мнение. Помню однажды, еще в самом начале нашего знакомства, услышав, как я в парке чирикаю с воробьями и стрекочу с сороками, он спросил:
- Что сейчас читаешь?
- Последние три дня – ничего, - удивилась я, продолжая чирикать и стрекотать.
И тогда Леон пригласил меня к себе домой, где я впервые увидела такое количество книг (после районной библиотеки, разумеется), что у меня голова закружилась от предвкушения их возможного прочтения.
- Можешь выбрать любую, - улыбнулся он, открывая стеклянные дверцы шкафа. В ту же секунду с полки свалилась Жорж Санд "Мопра". Ее я и взяла. Стыдно признаться, но книгу "зачитала", то есть она до сих пор живет у меня дома. Леон не заметил ее невозвращения "на родину" или сделал вид…
Он по-своему относился к книгам. Иногда применял бронебойную лексику, чтобы вернуть, например, "Сумму технологий" Лема, которую у него пытались "зачитать", в другой раз делал вид, что книга никогда не находилась в его библиотеке. И всячески это доказывал тому, кто настоятельно пытался ее отдать. Многие после его словоизлияний (то ли из совестливости, или по каким-то другим причинам) не решались снова просить что-нибудь почитать. Но мне он давал книги всегда. Помню, так и сообщил однажды:
- Приходи в любое время суток, когда появится потребность в литературе, и бери столько книг, сколько захочешь.
Но перед этим он долго хохотал, потирая руки.
Казалось бы, что смешного я ему сказала, когда он поинтересовался:
- Ты по какому принципу выбираешь книги?
- Смотрю на них внимательно, и руки сами тянутся к одной. Иногда к двум, или к трем, - ответила я искренне. Мне почему-то с первого дня знакомства не хотелось врать Леону.
- А если к двум или к трем, ты читаешь их одновременно?
- Угу, - помрачнела я, решив, что он сейчас будет ругаться.
Но он только усмехнулся и продолжил свой допрос:
- А когда читаешь, на что обращаешь внимание?
- Не заболит ли у меня живот или голова, - улыбнулась я, - А еще в книгах ищу ответы на вопросы. Сначала открываю на первой попавшейся странице. Иногда читаю с конца, иногда с середины. Потом – всю книгу с начала. Если честно, когда нахожу ответ, могу не дочитать, или дочитаю и вскоре забываю автора и сюжет. Но ответ помню хорошо.
- Откуда ты знаешь, что получаешь ответ?
- Внутри меня что-то соглашается, поэтому знаю. Но чаще всего не соглашается, - неуверенно произнесла я, боясь, что он не поймет меня. Но он кивнул и спросил:
- У тебя так много вопросов?
- У меня одни вопросы, - вздохнула я.
- К людям или к книгам?
- К себе! – воскликнула я, наверное, слишком эмоционально.
И тут Леон захохотал, потирая руки…

продолжение следует:

http://proza.ru/2009/05/18/1033