Доказательства

Дмитрий Цесарин
1. Всё в мире устроено разумно.
Последнюю неделю эта мысль не выходила из моей головы. "Всё в мире устроено разумно". Чёткая, со стальной твёрдостью, мысль. В мире - я имею в виду мир в самом глобальном его понимании - отсутствуют хаос, беспричинность и случайность. Это утверждение может показаться спорным, но спорным лишь с точки зрения конкретного человека, воспринимающего события, происходящие с ним и вокруг него, определённым образом. Если же рассматривать эти события, хотя бы гипотетически, опираясь не на масштаб их участника, а на масштаб их условного "организатора", выявляя их внутреннюю структуру и причинно-следственные связи, то тогда они теряют всякую стихийность и казуальность. Как если бы я стал полководцем, с высокого холма наблюдающим за боем, в котором солдаты на правом фланге не знают, что происходит на левом.
Мне нет смысла вслед за великими философами античности и эпохи возрождения доказывать или опровергать причинность вселенского бытия. Впрочем, по совести говоря, сделать я бы этого не смог. Тезис об отсутствии беспричинности как таковой для меня является априорным. Нет ничего, что возникало бы и пропадало само собой. Разве что сам мир. Но поскольку он существует до сих пор, пустым занятием будет говорить о его происхождении. Моё твёрдое убеждение, скажу честно, не подкреплённое ничем, кроме как самим фактом своего существования, - вселенная или какая-либо её часть существует вечно. Полагаю, невозможно было бы иметь жизнь в том виде, в котором она имеется, если бы в ней не нашлось место материям, для которых неприменимо понятие времени. Само время, например, с его безусловной бесконечностью.
Итак, в мире всё устроено разумно. Что это значит? Почему именно разумно или же не закономерно, правильно и т. д.? Ответ на этот вопрос кажется мне простым. Оттого что именно наш разум и только он в силах установить взаимообусловленность различных событий, оценить их, проанализировать и как следствие - предугадать в дальнейшем. Именно разум позволяет цепочке зафиксированных случаев присвоить статус закономерности. Иначе говоря, не будь разума как в самом мире, так и в нас, познающих его, акт познания был бы невозможным. Как невозможно с помощью глаз разглядеть запах или с помощью ушей прочесть книгу. Нельзя группу событий обозначить как закономерность, если не иметь понятия о закономерности в принципе. Таким образом, мир познаваем потому, что в основе его лежит та же логика, на которой базируется и наш разум. Эта корреляция была бы невозможной, если бы мы, как люди, и мир, как природа и явления в ней, имели бы разное происхождение.

2. Душа человека имеет божественное происхождение.
Этот вывод обусловлен не моим желанием расставить "всё по своим местам", разрубив тем самым многовековую дилемму, и уйти уже от постоянных сомнений, терзающих разум - этот вывод и является непосредственно результатом рассуждений, которые я предпринимал достаточно длительный период. Да, я не нашёл доказательств в пользу того, что человеческая душа может являться предметом теории биологической эволюции. Да, я не нашёл аналогов человеческой души в иных живых существах, населяющих Землю. И, наконец, да, я обнаружил явное противоречие между биологическими установками человека и мотивами его души.
Во-первых, совесть. В книгах по психологии, в разных - по-разному, но в целом исчерпывающе описан феномен совести в структуре личности и его воздействие на формирование моделей поведения людей в обществе. Налицо - дуализм в размышлениях тех, кто затрагивал этот вопрос, а именно: является ли совесть врождённой или обретается человеком в процессе его социализации? Эта двойственность - весьма интересное явление, но, полагаю, не проливающее света на тайну происхождения души. Проливает свет другое - сам факт существования совести. Как бы не возникала в человеке совесть, очевидно, что для неё всегда найдётся место. А если принять за аксиому то, что в душе изначально заложены представления о добре и зле, то без совести, являющейся одновременно идентификатором действий и условным "маяком"-ограничителем в принятии решений, невозможно представить жизнь человека. Иначе бы любой индивид попросту запутался бы в своих желаниях, не понимая до конца, что ему необходимо.
Таким образом, существо, обладающее душой, непременно должно обладать совестью, в той или иной степени развитой, но независимо от её происхождения. Почему это важно?
Потому что совесть мешает нам жить. Жить, руководствуясь только животными инстинктами и ставя во главу угла своё собственное существование. Она мешает нам обманывать, воровать, насиловать, убивать и пр. Словом, делать многое из того, что согласно законам природы, способствовало бы нашему выживанию. Я имею в виду, выживание отдельной человеческой особи и её биологически комфортную жизнь.
Тем не менее, с каждым годом человечество увеличивается в численности, изменяет условия своего проживания на планете; общество в целом с уважением относится к старикам и инвалидам, сознаёт негативность неизбежного социального неравенства; а человек временами пропитывается чувствами сострадания и милосердия. Поскольку в основе совести, взывающей к проявлению добродетелей, лежит ещё одно труднообъяснимое явление, чьё происхождение у меня не вызывает сомнений.
Во-вторых, любовь.