16. Тогда придёт Некто. Предд

Юлия Иоаннова
*   *   *

Присутствовали:
АХ(Ангел-Хранитель, АГ (Ангел-Губитель).
Свидетели:
Михаил Кульгицкий, Иван Ильин, Василий Шульгин, Владимир Маяковский, В. Грум-Гржимайло, Лев Троцкий, Леон Фейхтвангер, Сергий Булгаков, Алексей Хомяков, Л.Васильева, Лазарь Каганович.

*   *   *

"В истории Советской власти сегодняшний день является переломным.
Он кладёт вехи между старым, уже пройденным периодом, когда советские республики хотя и действовали вместе, но шли врозь, занятые прежде всего вопросом своего существования.
И новым, уже открывшимся периодом, когда отдельному существованию советских республик кладётся конец.

Когда республики объединяются в единое союзное государство для успешной борьбы с хозяйственной разрухой.
Когда Советская власть думает уже не только о существовании, но и о том, чтобы развиться в серьёзную международную силу, могущую воздействовать на международную обстановку, могущую изменить её в интересах трудящихся".
И. Сталин /из доклада на 1 съезде Советов СССР/

*   *   *

"И повёл народ Свой, как овец, и вёл их, как стадо, пустынею.
Вёл их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море".
/Пс.77, 52-5З/

"Не будет жить в доме моём поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех, делающих беззаконие" .
/Пс. 100, 7-8/

*    *    *

"Только советская нация будет
И только советской нации люди"
/Мих.Кульгицкий/

*   *   *

"Европейцам нужна дурная Россия:
варварская, чтобы цивилизовать её по-своему;
угрожающая своими размерами, чтобы её можно было расчленить,
завоевательная, чтобы организовать коалицию против неё,
реакционная, религиозно -разлагающая, чтобы вломиться в неё с пропагандой реформации или католицизма;
хозяйственно-несостоятельная, чтобы претендовать на её "неиспользованные пространства", на её сырьё или, по крайней мере, на выгодные торговые договоры или концессии". /И.А.Ильин/

*   *   *

"Ленин и Троцкий не могут отказаться от социализма. Они должны нести этот мешок до конца.
Тогда придёт НЕКТО.
Он будет истинно красный по волевой силе и истинно белым по задачам, им преследуемым. Он будет большевик по энергии и националист по убеждениям".

- Это пророчество В. Шульгина, - сказал АХ. - Под "националистом", само собой, разумеется "государственник".

*   *   *

Страницы жизни Иосифа:

1922г. Участие в работе 11 съезда РКПб. Избран членом ЦК. Избран на Пленуме Генеральным секретарём ЦК партии.

Участвует в заседании 2-го расширенного пленума исполкома Коминтерна. Участие в работе 12 Всероссийской конференции РКПб. Выступление на пленуме ЦК РКПб с докладом о взаимоотношениях между РСФСР, УССР, БССР и Закавказской Федерацией.

Назначен главой комиссии по объединению советских республик в единое союзное государство.
Утверждён ЦК делегатом на 4 конгресс Коминтерна.

Политбюро утвердило по докладу И.Сталина "Основные пункты Конституции СССР".

Пишет проект "Декларации об образовании СССР".
10 Всероссийский съезд Советов избирает Сталина членом ВЦИК и делегатом от РСФСР на 1 съезд Советов СССР.

Утверждён народным комиссаром по делам национальностей.
Выступление на 1 съезде Советов СССР об образовании СССР.
Избран членом ЦИК СССР. Избран в Президиум ЦИК.
Участвует в комиссии наркомнаца об образовании Бурят-монгольской АССР.

Утверждён в комиссию по разработке Конституции СССР.
Доклад на 12 съезде РКПб "О национальном моменте в партийном и государственном строительстве".

Избран членом ЦК партии, членом Политбюро и Оргбюро, утверждён Генеральным Секретарём ЦК.

Выступает с докладом о Конституции СССР на пленуме ЦК.
Обращение в "Правде" "Ко всем народам и правительствам мира" по поводу Конституции СССР. Руководит работой пленума ЦК. Принятие резолюции о партийном строительстве.

"Сегодняшний день является днём торжества новой России, разбившей цепи национального угнетения.
Организовавшей победу над капиталом, создавшей диктатуру пролетариата. Разбудившей народы Востока. Вдохновляющей рабочих Запада.

Превратившей красный стяг из знамени партийного в знамя государственное. И собравшей вокруг этого знамени народы Советских республик для того, чтобы объединить их в одно государство, в Союз Советских Социалистических Республик"ю
/И. Сталин. Из доклада на 1 съезде Советов СССР/

*   *   *

"Чтобы вся на первый крик: - Товарищ! - оборачивалась земля!"
Маяковский.

Свидетель В.Грум-Гржимайло:

"Русского человека считают рабом.
Другие считают прирожденным анархистом.
Ни то, ни другое.
Русский человек - идеалист. Неграмотный, тёмный человек, не понимающий
слова "идеал", идеалист по своей природе.
Только подходя к русскому человеку с этой стороны, мы начинаем его понимать...

Мы привыкли к нашей неустроенной жизни, и Бисмарк был прав, когда говорил, что весь русский народ - в слове "ничего".

Мы легко миримся с недостатками и лишениями жизни, имея всегда впереди мечту, цель, подвиг.
Нет подвига - нет цели, и русский человек опускается.
На сцену появляются карты, водка, лодырничество...

На смену блестящему периоду расцвета поэзии, художества, музыки в России начнётся эра научных открытий, эра промышленных достижений, и герои Чехова найдут смысл своего существования.

Нация выздоровеет от того психического заболевания чеховщиной, которое разрешилось революцией.
Вместе с ним воскреснет русская энергия и дух инициативы, заглохший в 19 веке.

В этом отношении власть большевиков будет иметь решающее значение.
Подавляя частную инициативу в торговле и промышленности /борьба с частниками/, в крестьянах /борьба с кулачеством/, большевики подчёркивают в народе ценность этой инициативы.
Почётность быть таким инициатором, уважение к людям, способным быть инициаторами и после смены их власти какой-то другой".
/В. Грум-Гржимайло, выдающийся русский металлург/

*   *   *

Из речи И.Сталина:

"В прошлом мы не имели и не могли иметь отечества.
Но сейчас, когда мы сбросили капитализм и власть принадлежит нам, - сейчас у нас есть Отечество и мы будем защищать его независимость.

Готовы ли вы к тому, чтобы социалистическое Отечество было разбито и потеряло свою независимость?
Если вы не хотите этого, то должны в кратчайшее время ликвидировать отставание и развить большевистские темпы строительства социалистической экономики.

Мы отстаём от развитых стран на пятьдесят-сто лет.
Мы должны наверстать это за десять лет.
Или мы сделаем это, или нас уничтожат!"

*   *   *

- Заметь, сын тьмы, это очень важно - Иосиф впервые говорит об "Отечестве" с большой буквы.
Не о месте, стране, где человек родился, а как бы об Отчем Доме в земном, но и отчасти религиозном смысле слова.
То есть о Доме, где действуют законы Семьи. Семьи народов.

Не "демократия", не "права человека", а братство и любовь.
Добровольное служение друг другу и Целому как единому организму во имя построения "Светлого будущего"...
Коммунизма.

Всё это очень далеко от западных моделей социализма.
Это, по сути дела, этическая сторона Замысла, где каждая часть Целого не имеет его полноты бытия, но зато обладает определённой функцией служения, сверхзадачей.

И взаимно помогая, дополняя, проникая в исторические судьбы, потребности, устремления друг друга, исполняют вольно или невольно слова апостола Павла:
"Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" .
/Гал. 6, 2/

То есть не определённые законом права и обязанности, а ЧУВСТВО ДОЛГА.
Это, повторяю, очень важно.

*   *   *

"Мы объединили государство таким образом, что каждая часть, которая была бы оторвана от общего социалистического государства, не только нанесла бы ущерб последнему, но и не могла бы существовать самостоятельно и неизбежно попала бы в чужую кабалу", - я уже приводил эту цитату.

Семья народов, соответствующая Замыслу Неба.
Об этом не говорилось напрямую во вроде бы атеистическом государстве, но подразумевалось.
И культура тех лет была насквозь религиозной по мироощущению, по духу.

Первая в мире Антивампирия.
Принцип взаимослужения, противопоставленный миру конкуренции, взаимопоглощения.

Как это ни парадоксально звучит, первая попытка осуществить Замысел Неба была именно в атеистическом государстве.

*   *   *

Одного боюсь - за вас и сам,
чтоб не обмелели наши души,
чтоб мы не возвели в коммунистический сан
плоскость раёшников и ерунду частушек.

          ***
Мы духом одно, понимаете сами:
по линии сердца нет раздела.
Если вы не за нас, а мы не с вами,
то чёрта ль нам остается делать
         ***
Храни республику от людей до иголок,
без устали стой и без лени,
пока не исчезнут богатство и голод,
поставщики преступлений.
         ***
Делами, кровью, строкой вот этой,
нигде не бывшей в найме,
я славлю взвитое красное ракетой
Октябрьское, руганное и пропетое,
пробитое пулями знамя!
         ***

На первую республику рабочих и крестьян,
сверкая выстрелами, штыками блестя,
гнали армии, флоты катили
богатые мира, и эти, и те...

*   *   *

Будьте вы прокляты, прогнившие
королевства и демократии
со своими подмоченными "фратернитэ"
и "эгалитэ"!
          ***
В лицо вам, толще свиных причуд,
круглей ресторанных блюд,
из нищей нашей земли кричу:
Я землю эту люблю!
         ***

Дяденька, что вы делаете тут,
столько больших дядЕй?
- Что? Социализм: свободный труд
свободно собравшихся людей.

*   *   *


-Вот очень любопытное свидетельство злейшего врага Иосифа:

"Девятилетний период духовной школы наложил неизгладимую печать на его личность и на его успехи.
Русскому языку он научился на уроках духовной схоластики.
Русский язык навсегда остался для него полуиностранным, семинарским, натянутым.

Богословие не было для него наукой, для изучения которой он пользовался русским языком, как и для изучения других наук. Он изучал русский язык вместе с богословием.
От этого богословские формы и обороты навсегда вошли в его сознание как формы и обороты русского языка.
Богословская аргументация всегда имеет формальный характер, и чем дальше тем меньше она уверена в себе. Она подбирает доводы у авторитетов церкви, классифицирует эти доводы и нумерует их".
/Лев Троцкий/

- Ну, самый главный "авторитет церкви" - Слово, и отступать от Творца...
"Мои пути, не ваши пути", Лев Давидович.

"В царстве мысли он чувствует себя, как на льду, боится поскользнуться, выбирает уклончивые и неопределённые выражения.
Талант обобщения ему не свойственен, его мысль слишком медлительна и эмпирична, его ум неповоротлив и скуден, его заученные образы отдают до сего дня тифлисской семинарией, даже строки, продиктованные подлинной ненавистью".

"Печать время от времени возобновляет предположение, что Сталин стремится к международной революции.
Нет более ошибочной мысли.
Международная политика полностью подчинена для Сталина внутренней..."

"Говорил он медленно и осторожно.
Но под этим как бы апатичным голосом слышалась сдерживаемая злоба, с которой гармонировали желтоватые белки глаз.
Вся фигура показалась мне в первый раз зловещей, и, пожалуй, не мне одному.
Речь мало касалась темы и не отвечала на аргументы.
3ато она заключала в себе ряд инсинуаций, которые большинству оставались непонятными, да они и предназначены были для кадров, для людей аппарата.

Сталин как бы инструктировал их, как надо выступать перед массами, где НЕТ ВЕРХОВ ПАРТИИ И ГДЕ МОЖНО ГОВОРИТЬ НЕ СТЕСНЯЯСЬ".

*   *   *

Свидетель Леон Фейхтвангер:

"Не позднее 1935 года весь мир признал, что социализм в одной стране построен и что, более того, эта страна вооружена и готова к защите от любого нападения.

Что же мог сделать Троцкий?..
Человек, который раньше видел то, чего не видели другие, теперь не видел того, что было видно каждому ребёнку.

Питание было налажено, машины работали, сырьё добывалось в невиданных ранее размерах. Страна была электрифицирована, механизирована.

Троцкий не хотел этого признать. Он заявил, что именно быстрый подъём и лихорадочные темпы строительства обусловливают непрочность этого строительства.

Советский Союз - "государство Сталина", как он его называл, - должен рано или поздно потерпеть крах и без постороннего вмешательства. И он, несомненно, потерпит крах в случае нападения на него фашистских держав".

*   *   *

Мы живём, зажатые железной клятвой.
За неё - на крест, и пулею чешите.
Это - чтобы в мире без Россий, без Латвий.
Жить единым человечьим общежитьем.

. . .

Враги вокруг республики рыскают.
Не к месту слабость и разнеженность весенняя.
Будут битвы громче, чем крымское
Землетрясение.

. . .

Мы стоим с врагом
о скулу скула,
и смерть стоит, ожидая жатвы.
ГПУ - это нашей диктатуры
кулак сжатый.

Мы будем работать, всё стерпя,
чтобы жизнь, колёса дней торопя,
бежала в железном марше
в наших вагонах, по нашим степям,
в города промёрзшие наши.

. . .

Этот вихрь, от мысли до курка,
И постройку, и пожара дым
прибирала партия к рукам,
направляла, строила в ряды.

. . .

Но землю, которую завоевал
И полуживую вынянчил,
где с пулей встань,
с винтовкой ложись,
где каплей льёшься с массами, -
с такой землёй пойдёшь на жизнь,
на труд, на праздники, на смерть!

Землю, где воздух, как сладкий морс,
бросишь и мчишь, колеся, -
но землю, с которой вместе мёрз,
вовек разлюбить нельзя.

От боя к труду - от труда до атак,
В голоде, в холоде и в наготе
Держали вместе, да так,
Что кровь выступала из-за ногтей.

Можно забыть, где и когда
пузы растил и зобы,
но землю,с которой вдвоём голодал,
нельзя никогда забыть!

"Маяковский был, есть и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи". И. Сталин.

- И насквозь религиозным, - сказал АХ, - Хоть и написал: "Довольно жить законом, данным Адаму и Еве..."

- Ну уж ты скажешь!


А что если я народа водитель
и одновременно - народный слуга?

. . .

А зачем вообще эта шапка Сене?
Чтоб - целься рифмой и ритмом ярись?
Слово поэта - ваше воскресение,
ваше бессмертие, гражданин канцелярист.

        * * *

Долг наш - реветь многогорлой сиреной
В тумане мещанья, у бурь в кипеньи
Поэт - всегда должник вселенной,
Платящей на горе проценты и пени.

*   *   *


- Кстати, давай всё же вернёмся к религиозному вопросу, - сказал АГ. -Да, да, я прекрасно помню все твои предыдущие свидетельства насчёт "русской церкви в параличе" , и о неверной социальной проповеди, и о распутинщине.

И о Божьей каре... И об искуплении, об очищении кровью православия, и о новомучениках...

Всё это, разумеется, верно, но и у меня тут гора свидетельств - изъятия церковных ценностей,расстрелы священников, репрессии, издевательства, разрушение храмов...
Что скажешь?

- Ничего, сын тьмы, лишь Господь может судить свою Церковь.
Ты представишь эти материалы на Суде и в Свете Истины станет ясно, где гнев Божий, где великая искупительная и очищающая жертва, где заблуждение.
А где беснование отдельных граждан или даже масс...

Где виноваты Ленин, Троцкий и Каганович с так называемыми "жидомасонами", а где просто яростное сопротивление духовенства новой власти...

Я всего лишь - адвокат Иосифа, назначенный Господом.
Я могу лишь свидетельствовать, интерпретировать и молиться за своего подзащитного.

Давай вернёмся к фактам, к свидетельствам.

*   *   *

Итак, один из первых декретов народной власти - об отделении церкви от государства:

"Вы упускаете из виду ценнейшее завоевание русской жизни, которое одно само по себе способно окупить, а в известном смысле, даже оправдать все наши испытания.

Это - освобождение православной русской церкви от пленения государством, от казёнщины этой убийственной.
Русская церковь теперь свободна, хотя и гонима... Ключ к пониманию исторических событий надо искать в судьбах церкви, внутренних и внешних".

- Как видишь, есть и такая точка зрения, как свидетельствует священник Сергий Булгаков.

"Да, церковность обязывает, - и прежде всего к правдивости и искренности.
И поэтому всё-таки приходится сказать, что у нас, в православии не всё благополучно. Есть какой-то внутренний, обессиливающий его недуг, и лучшее тому доказательство - революция.
Разве же она не есть громовое свидетельство об упадке православия?
Соль обуяла, и оттого стало разлагаться осоляемое ею тело".

"Мало ли чем было засорено наше богословие за императорский период.
Одни эти бесконечные поминовения чего стоят.
И как просияло оно теперь, когда этого нет: словно икона, которая промыта и освобождена от вековой копоти и грязи".

*   *   *

"Перед самым октябрьским переворотом мне пришлось слышать признание одного близкого мне человека.
Он рассказывал с величайшим волнением и умилением, как у него во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно явственно прозвучало:
- Россия спасена.

Как, что, почему?
Он не знает, но изменить этой минуте значило бы для него позабыть самое заветное и достоверное".

- Это мистическая сторона вопроса. Что же касается прочего - церковь не была запрещена официально, был созван церковный Собор...

"Христианство есть не что иное, как свобода во Христе," - сказал Хомяков. - "В делах церкви принужденное единство есть ложь, а принуждённое послушание есть смерть."

"Единство церкви есть не что иное как согласие личных свобод".
"3нание истины даётся лишь взаимной любовью".

"Церковь знает братства, но не знает подданства".

*   *   *

- Очищение, обновление - как видишь, многие придерживаются такой точки зрения...
Что же касается власти, то церковь поначалу была предоставлена сама себе, пока не начался террор против сил, что восстали на революцию.
Защищая старый "мир насилья", который надо было разрушить "до основанья":

"Православные христиане!
Вставайте все против власти красного Антихриста!
Не слушайте ничьих призывов примириться с ним, от кого бы призывы сии не исходили.
Нет мира между Христом и сатаной.
Властью, данной мне от Бога, разрешаю и освобождаю всех верующих от присяги, данной советскому самозванному Правительству, ибо христиане сатане не подданные.

Властью, данной мне от Бога, благословляю всякое оружие против красной сатанинской власти поднимаемое.
И отпускаю грехи всем, кто в рядах повстанческих дружин или одиноким метателем сложит голову за Русское и Христово дело!"
/Архипастырское послание Блаженнейшего Митрополита Антония ко всем православным русским людям в подъяремной России и Зарубежье/.

- Власть, разумеется, в ответ показала зубы.
Она боролась против церкви как социального института, служащего классу эксплуататоров и дому романовых.

Помогающего "охмурять народ", придерживающего ценности, чтобы использовать их в контрреволюционных целях. Но отнюдь не против "мистического тела Христова", как было в годы первых христиан.

Были, конечно, отдельные бесноватые - стоит посмотреть кинохронику тех лет...Массовое беснование со сжиганием икон, Библий и крушением алтарей.
Но тогда в огонь летели и Пушкин, и Достоевский, и Шекспир.
И скульптура, и живопись...

У меня нет свидетельств, что Иосиф в первые годы советской власти принимал активное участие в борьбе с церковью. Обычно инициатива исходила от Ленина, Троцкого ...

В одной из записок 20-х годов Иосиф называет атеистическую литературу "антирелигиозной макулатурой".

Зная Иосифа, могу сказать одно - для него врагом становилось лишь мешающее Делу.
Его Бог и его Дело были друг от друга неотделимы.
Антивампирия.
Церковь становилась врагом лишь когда она противостояла его Антивампирии.

В его сознании Бог был карающей и одновременно созидательной Десницей из Ветхого Завета, Которой он самозабвенно служил.
А церковь ассоциировалась с семинарией, с "иезуитскими порядками" и борьбой против истины.

"Выйди от неё, народ Мой..."

*   *   *

Теперь факты.

Из беседы Иосифа с первой американской рабочей делегацией:

"...Я должен заявить, что, говоря формально, у нас нет таких условий приема в члены партии, которые бы требовали от кандидата в члены партии обязательного атеизма.

Наши условия приёма в партию: признание программы и устава партии, безусловное подчинение решениям партии и её органов, членские взносы, вхождение в одну из организаций партии.

Один из делегатов:
- Я очень часто читаю, что исключают из партии за то, что верят в Бога.

Сталин:
- Я могу лишь повторить уже сказанное об условиях приёма в партию. Других условий у нас нет.

Значит ли это, что партия нейтральна в отношении религии?
Нет, не значит.
Мы ведём пропаганду и будем вести пропаганду против религиозных предрассудков.

Законодательство нашей страны таково, что каждый человек имеет право исповедовать любую религию. Это дело совести каждого.
Именно поэтому и провели мы отделение церкви от государства.

Но, проведя отделение церкви от государства и провозгласив свободу вероисповедания, мы вместе с тем сохранили за каждым гражданином право бороться путём убеждения, путём пропаганды и агитации против той или иной религии, против всякой религии...

Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков, и она будет вести пропаганду против этих предрассудков.

Потому что это есть одно из верных средств подорвать влияние реакционного духовенства, поддерживающего эксплуататорские классы и проповедующего повиновение этим классам".

*   *   *

"Премьер-министр Великобритании обещал ускорить высадку десанта союзников на побережье Германии.
И Сталин, облегчённо вздохнув, перекрестился".


Сталин "...не был враждебен к церкви, как Ленин и другие большевики.
Через всю его жизнь прошла иногда хорошо, иногда плохо скрываемая склонность к религии.

Так, в первые годы революции, когда в стране появилась возможность для церковного издания "Христианина", Сталин был среди тех, кто смотрел на этот факт благосклонно.

Однако победила другая точка зрения, которой придерживалась борющаяся с религией Надежда Константиновна.
Говорили, что в самые тяжелые минуты войны он даже молился.
А позднее одной из его первых мирных бумаг был приказ о возвращении церкви ряда ценностей, включая мощи некоторых святых".
/Л. Васильева "Кремлёвские жёны"/

*   *   *

ИЗ ДНЕВНИКА КАГАНОВИЧА / О СТАЛИНЕ/:

"В его образе не было ничего человеческого...
Даже если он высказывал свои чувства, создавалось впечатление, что это было не из глубины его сердца.
Они были такими же фальшивыми, как маскировка на танке.
А под ней скрывался Сталин - кусок стали.
Из какого-то мне самому непонятного чувства, я был уверен, что он будет жить вечно... В нём не было ничего человеческого".

*   *   *

"У него была особая черта характера, которая заставляла меня часто удивляться.

Он всегда говорил с каким-то скрытым уважением о Боге и религии.
Сначала я думал, что это нам только кажется, но потом я заметил, что моё первое впечатление было достоверно.

Он всегда был очень осторожным, когда разговор заходил на эту тему.
Мне никогда не удавалось определить, какого мнения он придерживался по этому вопросу.

Но одно мне стало ясно - у него был свой, особый взгляд на эту тему.
Например, он никогда не говорил, что Бога нет..."

"В его присутствии людям было как-то не по себе. Все почитали и уважали его.

Я не думаю, что он вкушал любовь народа: он стоял над ней.
Это возможно звучит странно, но он занимал должность, которая раньше была предназначена Богу".

- Ты чему улыбаешься, Позитив?

- Тому, что Иосиф заставил всю ВКПб работать на Бога...
Тех, про кого сказал как-то:

" Они создают впечатление, как будто бы действительно верят в идеал социализма в грядущем бесклассовом обществе.
На самом деле они верят лишь в организованную власть".

- Ладно, я тебе открою самую тайную тайну, - прошипел АГ, - Тем более, что всё равно на Суде "всё тайное станет явным"...

(продолжение следует)...