Что вы делали 13 августа прошлого года?

Владимир Зезиков
            Современные молодые люди часто вообще не понимают, что такое тридцать седьмой год. Да и я родился во второй половине двадцатого века, но, представление, о тридцать седьмом годе имею по работе со мной некоторых органов в 1987году.  Обратите внимание мои друзья, расстояние между этими годами ровно пятьдесят лет, а отголоски проклятого прошлого ещё звучали.

            В то время я был преподавателем – командиром  взвода в учебном центре. Загрузка в то время преподавателей была огромная, мы проводили до двенадцати часов занятий в день, и еще по расписанию три раза в неделю по одному  часу воспитательной работы и два раза в неделю по одному часу физкультурно - массовой работы.

            И вот однажды,  в марте 1988 года,  в учебный центр из Москвы прибыла группа офицеров,  состоящая из трёх полковников.  Наряду с другими заданиями,  которые они решали, один из полковников вызвал меня, какого - то там командира учебного взвода, и задал мне странный вопрос;

            - Опишите  мне,  товарищ капитан 3 ранга, что вы делали 13 августа прошлого года.

            Я опешил, вспомнить и описать весь свой день, который был более полугода назад, первоначально мне показалось нереальным, но  я попросил сутки времени, чтобы вспомнить и описать проведённый мной день,  13 августа 1987 года. Мне дали эти сутки, и я пошёл думать.

            На первый взгляд, вспомнить, что ты делал полгода назад, невозможно, но когда приспичило, оказалось, что это сделать совсем несложно. Жизнь офицеров преподавателей отличается однообразием. Занятия,  занятия и ещё раз занятия. А для проведения занятий существуют планы и расписания. Значит если поднять расписания можно поднять весь рабочий день. А что же я делал утром. Оказалось, что утро вообще не отличается разнообразием. Каждый день встаю, в одно и то же время, умываюсь, чищу зубы, завтракаю, практически всегда ем одну и ту же пищу, и иду на службу. Так утро почти восстановлено, вроде ничего предосудительного.

             И так;  пришёл на службу,  доклад, утренний осмотр, доклад, завтрак, занятия, обед, занятия.   Просмотрев расписание занятий я не нашел там никакой крамолы.

             Что же было дальше?  Расписание занятий закончилось, а вот и воспитательная работа. Что там было по воспитательной – то работе? Полистал  бумаги – диспут «Где жить лучше в СССР или США». Диспут был запланирован  политотделом части.  Вспомнил, как проходил этот диспут и всё понял.

            Когда я прочитал перед взводом тему диспута, и попытался его провести, то диспут не получался, так как ни один курсант не осмелился утверждать, что в США жить лучше чем в СССР – матросы просто боялись это утверждать. Мне пришлось взять инициативу на себя,  и я сказал:

            Ну ладно товарищи, раз у нас диспута на эту тему не получается, тогда давайте проводить этот диспут следующим образом, я буду утверждать что в США жить лучше по каким-то аспектам, а вы меня опровергайте. И я начал свои, только, что придуманные утверждения:

            - В США почти у каждого человека есть автомашина.

            - А, у нас,  зато очень развита сеть общественного транспорта, - парировал один из курсантов.

             - В США рабочие получают больше чем рабочие у нас.

             - А, у нас,  зато более стабильная жизнь, обеспеченная старость.

             - В США можно в магазинах купить всё, что тебе надо.

            - А, у нас,  зато более дешёвые товары, доступные по своей цене народу, - ответил мне третий дискутируемый.

            Не буду перечислять всех вопросов, которые я задавал  на диспуте, не имеет смысла,  но вот какой-то «человечек», очевидно,  написал на меня донос, и,  аж три полковника из Москвы приехали со мной разбираться.
 
            Я подготовился, и когда на следующий день прибыл для доклада, был во всеоружии, и даже с козырем.

            Всё оказалось,  так как я и думал.  Их интересовал именно тот диспут, и когда в своем докладе о проведённом дне я дошёл до диспута, мне приказали остановиться на нём как можно подробнее.

            Я рассказал всё как было  и на вопрос полковника, так почему – же, всё - таки,  вы утверждали, что рабочие в США живут лучше,  чем в СССР, я достал вырезку из газеты «Правда» и прочитал её вслух. В этой заметке, напечатанной в правительственной газете,  утверждалось, что в среднем в США рабочие получают в сорок девять раз больше чем рабочие в СССР.

            - Так если они там получают в сорок девять раз больше нашего,  почему же они там жить – то должны хуже, - сделал вывод  я.

            Это удовлетворило комиссию.  Меня не наказали за антисоветскую политику, но за двенадцать лет службы в этой части, я так и не смог вырасти,  ни в звании, ни  по служебной лестнице.

            И я сделал вывод, что за пятьдесят лет много было сделано в нашем государстве по вопросам свободы слова человека. Если бы я утверждал что в США жить лучше,  чем в СССР в тридцать седьмом году, меня просто бы расстреляли.  А  так как  я это сказал через пятьдесят лет,  я остался жив, только лишь  ни получил повышения по службе, ни  звания. А это громадный прогресс в развитии человечества.   Согласитесь.