Современные молодые люди часто вообще не понимают, что такое тридцать седьмой год. Да и я родился во второй половине двадцатого века, но, представление, о тридцать седьмом годе имею по работе со мной некоторых органов в 1987году. Обратите внимание мои друзья, расстояние между этими годами ровно пятьдесят лет, а отголоски проклятого прошлого ещё звучали.
В то время я был преподавателем – командиром взвода в учебном центре. Загрузка в то время преподавателей была огромная, мы проводили до двенадцати часов занятий в день, и еще по расписанию три раза в неделю по одному часу воспитательной работы и два раза в неделю по одному часу физкультурно - массовой работы.
И вот однажды, в марте 1988 года, в учебный центр из Москвы прибыла группа офицеров, состоящая из трёх полковников. Наряду с другими заданиями, которые они решали, один из полковников вызвал меня, какого - то там командира учебного взвода, и задал мне странный вопрос;
- Опишите мне, товарищ капитан 3 ранга, что вы делали 13 августа прошлого года.
Я опешил, вспомнить и описать весь свой день, который был более полугода назад, первоначально мне показалось нереальным, но я попросил сутки времени, чтобы вспомнить и описать проведённый мной день, 13 августа 1987 года. Мне дали эти сутки, и я пошёл думать.
На первый взгляд, вспомнить, что ты делал полгода назад, невозможно, но когда приспичило, оказалось, что это сделать совсем несложно. Жизнь офицеров преподавателей отличается однообразием. Занятия, занятия и ещё раз занятия. А для проведения занятий существуют планы и расписания. Значит если поднять расписания можно поднять весь рабочий день. А что же я делал утром. Оказалось, что утро вообще не отличается разнообразием. Каждый день встаю, в одно и то же время, умываюсь, чищу зубы, завтракаю, практически всегда ем одну и ту же пищу, и иду на службу. Так утро почти восстановлено, вроде ничего предосудительного.
И так; пришёл на службу, доклад, утренний осмотр, доклад, завтрак, занятия, обед, занятия. Просмотрев расписание занятий я не нашел там никакой крамолы.
Что же было дальше? Расписание занятий закончилось, а вот и воспитательная работа. Что там было по воспитательной – то работе? Полистал бумаги – диспут «Где жить лучше в СССР или США». Диспут был запланирован политотделом части. Вспомнил, как проходил этот диспут и всё понял.
Когда я прочитал перед взводом тему диспута, и попытался его провести, то диспут не получался, так как ни один курсант не осмелился утверждать, что в США жить лучше чем в СССР – матросы просто боялись это утверждать. Мне пришлось взять инициативу на себя, и я сказал:
Ну ладно товарищи, раз у нас диспута на эту тему не получается, тогда давайте проводить этот диспут следующим образом, я буду утверждать что в США жить лучше по каким-то аспектам, а вы меня опровергайте. И я начал свои, только, что придуманные утверждения:
- В США почти у каждого человека есть автомашина.
- А, у нас, зато очень развита сеть общественного транспорта, - парировал один из курсантов.
- В США рабочие получают больше чем рабочие у нас.
- А, у нас, зато более стабильная жизнь, обеспеченная старость.
- В США можно в магазинах купить всё, что тебе надо.
- А, у нас, зато более дешёвые товары, доступные по своей цене народу, - ответил мне третий дискутируемый.
Не буду перечислять всех вопросов, которые я задавал на диспуте, не имеет смысла, но вот какой-то «человечек», очевидно, написал на меня донос, и, аж три полковника из Москвы приехали со мной разбираться.
Я подготовился, и когда на следующий день прибыл для доклада, был во всеоружии, и даже с козырем.
Всё оказалось, так как я и думал. Их интересовал именно тот диспут, и когда в своем докладе о проведённом дне я дошёл до диспута, мне приказали остановиться на нём как можно подробнее.
Я рассказал всё как было и на вопрос полковника, так почему – же, всё - таки, вы утверждали, что рабочие в США живут лучше, чем в СССР, я достал вырезку из газеты «Правда» и прочитал её вслух. В этой заметке, напечатанной в правительственной газете, утверждалось, что в среднем в США рабочие получают в сорок девять раз больше чем рабочие в СССР.
- Так если они там получают в сорок девять раз больше нашего, почему же они там жить – то должны хуже, - сделал вывод я.
Это удовлетворило комиссию. Меня не наказали за антисоветскую политику, но за двенадцать лет службы в этой части, я так и не смог вырасти, ни в звании, ни по служебной лестнице.
И я сделал вывод, что за пятьдесят лет много было сделано в нашем государстве по вопросам свободы слова человека. Если бы я утверждал что в США жить лучше, чем в СССР в тридцать седьмом году, меня просто бы расстреляли. А так как я это сказал через пятьдесят лет, я остался жив, только лишь ни получил повышения по службе, ни звания. А это громадный прогресс в развитии человечества. Согласитесь.