Менты, как они есть

Евгений Касьяненко
      В восьмидесятые годы со мной был случай, который я и сейчас не могу вспоминать без содрогания и внутреннего стыда. В канун очередной подписной кампанией редакция областной газеты отправила меня, как тогда говорили, с отчетом перед трудовым коллективом. А именно на Таганрогский металлургический завод – гигантское по тем временам предприятие (да и по сегодняшним тоже).  Приехал на завод. Гендиректор предложил мне выступить на заводской планерке. Я долго сидел в президиуме перед полутысячным коллективом, собравшимся в актовом зале заводоуправления, слушал их предельно скучные (как мне казалось) выступления, потом дали слово журналисту.
      Дурак! Я тогда не понял, что передо мной сидит вовсе не рабочий коллектив, а его высший командный состав. Желая развеселить скучную аудиторию, начал хохмить с трибуны, даже рассказал анекдот. Закончилось это убийственным провалом. Вообще-то язык у меня подвешен, но люди не были настроены смеяться. Кто-то встал и с места сказал что-то типа – зачем нам прислали этого клоуна, мы ожидали серьёзный разговор о печати. Короче, полный провал. Кое-как дождался конца совещания и ретировался. Гендиректор догнал меня уже возле проходной. Хлопнул по плечу:
      - Не переживай. Работы много, народ устал. Знаешь, что? С таким настроением ехать в Ростов нельзя. Давай сейчас махнем в наш яхтклуб, покатаемся по заливу, выкупаемся, выпьем водки. Знакомься – это начальник нашего райотдела милиции. С нами поедет.
      На громадной заводской яхте (она часто участвовала в соревнованиях на кубок Черного моря) нас было только четверо: капитан и мы трое. Выкупались, выпили. Тут я и спросил милицейского начальника о причинах роста преступности в городе. Мол-де, почему они с этим ростом не борются. Начальник пожал плечами:
      - Не ко мне вопрос. Я знаю о каждом преступлении в районе.
      - Так уж о каждом?
      - О каждом. Даже если у кого-то вчера стибрили зажигалку.
      - Откуда знаете?
      - Разве это секрет? От осведомителей в уголовной среде. У каждого работника милиции свой «штат» осведомителей. Так работают во всем мире.
      - Почему же преступность растет?
      Он снова пожал плечами:
      - Разве и это непонятно? Законы либеральные. Пока не будем руки отрубать за воровство, как в Китае, как в средневековой Англии, так и останемся нацией воров. Воровство соблазнительно. Знаешь, давай лучше выпьем.
      В жизни у меня был еще один интересный разговор с милиционером. На этот раз с обычным участковым. Тогда я работал в Ростовском облисполкоме. В исполком пришло письмо из ЦК КПСС с «просьбой» расследовать жалобу граждан за подписью …самого М.С.Горбачева.  (По заведенной тогда традиции генсеки подписывали сами несколько десятков подобного рода писем в месяц из десятков тысяч, приходящих ежемесячно в ЦК). Для исполкома – это по сути дела приказ о немедленном исполнении претензий, высказанных в письме гражданами. Меня послали в город Новошахтинск организовать это исполнение. Причем, председатель облисполкома предупредил: не возвращайся, пока не будет все исполнено в точности. Шутка ли – отвечать самому генсеку.
      Речь шла о следующем: рядом с Новошахтинском когда-то был железнодорожный разъезд, возле которого построили несколько домов. Потом разъезд закрыли, и несколько десятков его жителей оказались отрезанными от цивилизации – и город рядом, да не пройдешь через поле в распутицу, и магазин закрыли. На месте было решено пустить в этот мини-поселок автолавку для торговли, а дорогу отсыпать породой из соседних угольных отвалов. И вот, дословно выполняя поручение, я сижу на верхушке террикона и слежу за тем, как самосвалы отсыпают дорогу, а грейдер её ровняет. Для связи с местной властью мне дали пожилого участкового, который сидит со мной рядом. Говорю ему о том, как заброшен город, который нам виден с нашей командной точки, вернее, его окраина, частный сектор. Заборы покосились, не покрашены, во дворах амброзия, мусор.
      - А раньше это была моя забота, - признается участковый, - Иду по поселку и говорю: баба Нюся, покрась забор, а то оштрафую. Баба Маша – закопай мусор, а то на административную комиссию вызову.
      - А теперь чья забота?
      - А теперь – ничья. Да я и сам - только и успеваю, что бумажки писать, задолбала бюрократия. Воров и тех ловить некогда.
      Весь отлаженный порядок в стране начал рушиться еще в семидесятые годы. Сегодня, по оценкам социологов, положительно оценивают работу милиции всего шесть процентов населения (наверное, те, кто в ней работает). Милиция, внутренние войска, судейские – всё стремительно растет в количественном измерении. А толку никакого. Более того, милицию стали бояться, стали бояться обращаться к ней за помощью. Куда же мы прикатимся?
      Зато нам постоянно внушают по «ящику» - суровость наказания не снижает количества преступлений. Интересно, сколько платят телевидению сами воры, окопавшиеся во власти, за подобный гуманизм к ним?