Два батона

Сергей Худик
     Те русские, кто недавно приехал в Литву, быстро выучили слово "duona" (хлеб). Еще

бы!  Выстаивать по несколько часов в очередях, чтобы купить булку черного.....  Но они

говорили, что сейчас в России не везде и черный найдешь.  Да, взрослые могут потерпеть, а

вот дети.....


     А что дети?  Нам каждое утро давали в школе по списку одну маленькую круглую белую

булочку по 5 копеек с горячей сосиской.  И мы были счастливы!  Такая вкусная.  Правда,

очень хотелось еще.  Но против каждой фамилии классная ставила галочку и больше одной

никто не получал.  Даже если кто-то пропускал занятия по болезни его булочку никому не

давали.  Булочка была не просто белая - она была очень пахучая, такая мягкая и съедалась

так быстро, что не всегда толком и распробуешь.  Сидишь потом и вспоминаешь - очень

вкусно!  И думаешь, что завтра на большой перемене дадут еще.  Интересно - а на следу-

ющий год, когда перейдем в пятый класс, все равно будут давать?  Взрослым не дают. Они

говорят, что для них и черный вкусный.  Им дают по одной буханке в день, но при этом

надо ждать, когда привезут, и еще долго стоять в очереди.  Они тоже счастливы, когда

могут принести домой хлеб.  И рассказывают, что он без примесей, чисто ржаной...


     Однажды я сам не съел, а принес булочку домой, маме.  "Ты же давно не ела! Попробуй!

Такая вкусная!"  Мама ласково посмотрела на меня и сказала - "Глупенький! Это школьникам

дают - им же учиться надо. И вообще детям нужно." А я стал рассказывать, как мне хоте-

лось, чтоб она хоть разок попробовала.  "Так, быстренько пошли на кухню!  Я заварю чай и

как раз с этой булочкой и попьешь."  С родителями спорить трудно и часто бесполезно.

Пришлось съесть самому. Конечно, я целый день думал о ней и помнил, что она у меня в

портфеле, но ведь я ее берег для мамы и представлял, как она обрадуется и быстро ее

съест - у меня-то она просто улетала.....


     Спустя много лет я видел точно такие же булочки в Гаване, нам их подавали в

ресторане, а для кубинцев были по карточкам.  Как выяснилось, кукурузу у них не сажа-

ли - просто строили социализм.....  по-моему, уже "развитой", потому что было это уже

при Брежневе.


     Так вот, как известно, урожай бывает только раз в году - теперь раньше белого хлеба

 никто и не ждал - лишь бы черный не исчез.  Как же без хлеба?  Кукурузные хлопья начали

уже продавать, но они были густо посыпаны сахаром и не очень вкусные.  Сделали бы простые

как в Америке, так хоть на завтрак с молоком можно было бы есть!


     Однажды, когда я пришел домой со школы, то увидел маму такой радостной - "Жена ко-

мандира полка ездила на пару дней в Москву и....." - "И что?" - "И привезла два насто-

ящих белых батона - один себе и один нам."  Мне даже не верилось. Но мама показала.

Да!  И правда!  Настоящий.....  Потом она что-то говорила о людях - какие бывают.....

ведь привезла всего два и то поделилась..... и "Сейчас!  Сейчас!" .....  тут же отрезала

мне горбушку.


     Да, тогда я уплетывал этот батон за обе щеки.....  А теперь вот, наверное, и без

хлеба прожить бы мог, а думаю о людях.....  какие бывают.....