1974г приёмка лайнера Мария Ермолова в Югославии

1974 год. Приёмка лайнера "Мария Ермолова" в Югославии командой Мурманского морского пароходства.

Прошло несколько лет моей работы механиком на старых изношенных пассажирах ММП,а именно на п/х "Вологда" - 1943 года, германской постройки, т/х "Петродворец" - принятого после списания в ЧМП и непригодного для заполярного климата, т/х "В. Воровский" - построенного в ГДР и слишком неповоротливого в шхерах Кольского побережья.

 И вот, наконец-то, засветила для меня возможность познакомиться с новой техникой, а именно - получил направление на приёмку новейшего для нашего флота пассажирского лайнера и, что совсем неожиданно, предстояло ехать в гости в вотчину самого Иосипа Броз Тито в СФРЮ. В то время югославское судостроение оказалось в трудном положении. Не было приличных заказов, последний построенный лайнер для ФРГ принёс большие убытки и Тито попросил Брежнева, как всегда, по-братски, выручить.

Для заштатного судостроительного завода имени всё того же Тито в Кралевице (Хорватия), что рядом с Риекой, дали колоссальный заказ - построить серию лайнеров ледового класса на 250 пассажиров, 4500 тонн водоизмещением, укороченных на 10 метров от проекта, т.е. специально для работы в узких шхерах.


 Через Москву наша приёмная команда поездом добиралась до Белграда без особых приключений. В Белграде пересели на местный поезд, поехали дальше через горные хребты Хорватии в город Риека. Тепловоз типа "кукушки" с большим трудом брал подъёмы на хребты, иногда бессильно застревал и поезд стоял часами в горах в ожидании дополнительной тяги. Вот уже вдали внизу показались голубые воды Адриатики. Поезд начал спуск вниз к побережью моря, повалил дым из-под тормозных колодок, мурашки забегали в душе - не отказали бы тормоза. Но вояж закончился, на автобусах добрались до гостиницы - для нас северян курорт на самом берегу теплого моря.


 Был конец октября, моросил нескончаемый ледяной дождь. Гостиницы на побережье пустовали (не сезон), отопление отсутствовало, даже для нас это стало испытанием. Согреться можно было только погрузившись в прозрачную ,тёплую (+25 град.) морскую воду, плескавшуюся у самых ступенек гостиницы. Старший комсостав - капитан Котомкин и стармех Сутормин, приехавшие ранее, - жили в арендованных коттеджах, им было легче. Теплоход в это время достраивался на стапелях, предстоял спуск на воду. Мы стали усиленно знакомиться с судном, изучать многоярусные системы в машинном отделении.

 Завод в основном и состоял из нескольких стапелей, в том числе и закрытых военного назначения. Крупных цехов здесь не было. Элементы корпуса, механизмы и системы собирались и монтировались сразу при доставке с колёс при участии специалистов фирм. Всё доставлялось из многих стран мира. Не сравнить было с Мурманским СРЗ - цеха громадные, полно станков и рабочих, а строили плашкоуты, понтоны да малые катера, суда ремонтировали годами. Здесь в небольшом городке Кралевица за несколько месяцев строили пассажирский лайнер.


 Постепенно осваивались с судном, знакомились с окрестностями - очень живописной местностью в Хорватии. Суровые горные хребты, оттуда зимой дул ледяной ветер, морская Ривьера вдоль кромки берегов сплошь застроена курортными коттеджами увитыми вечнозелёными плющём, цветами и зарослями лавра. У каждого коттеджа непременно свой мол или причал с оставленными на зимовку шикарными катерами и яхтами, везде объявления о сдаче в аренду этих домиков за валюту. Вроде страна социализма, но он скорей смахивал на развитый капитализм. Так нам казалось в то время.


 Прогуливаясь по городку замечали во дворах дымки от сверкающих хромированных самогонных аппаратов переваривавших урожай винограда, нас часто зазывали и давали попробовать первачок - "чачу". Народ здесь был приветливый, при встрече приветствовали: "Здраво!" Язык мы освоили быстро, он был типа древнеславянского и походил на украинский. Побывали мы и на местном празднике молодого вина в горном селении. Там кислое молодое вино лилось рекой, народ пил, пел и плясал.

  Между тем, судно торжественно спустили со стапелей на воду для окончательной достройки. Приближался срок сдачи судна госкомиссии ММФ СССР, но была ещё масса недоделок и недостатков в монтаже. Нашу команду всячески задабривали, организуя постоянно турпоездки на автобусах по замечательным курортным и изумительным природным местечкам.Посетили необычайно интересную подземную пещеру "Постойная яма"  длинной 10 км с электропоездом для туристов и каскад водопадов.Там в озерах плескалась в изобилии форель.Для рыбаков-туристов асфальтированные дорожки вокруг озер.  В этих турах нас угощали в ресторанах, неограниченно потчевали прекрасными винами и виньяками.


 Наконец прибыла приёмочная госкомиссия, наступил запланированный день приёмки, даже оркестр был приглашен. Но, увы, масса недоделок не позволила принять судно и механизмы. Комиссия вынуждена была вскоре вернуться в Москву, поручив капитану Павлу Котомкину самому принять судно. Югославы форсировали работы. Ближе к концу декабря удачно провели ходовые испытания и в канун Нового 1975 года  команда приняла судно.

 Предстояло перегнать лайнер в Мурманск. Впереди нас ждали суровые зимние шторма и ураганы, Бискай и Северные моря. Мебель, снабжение и прочие детали в помещениях судна югославы не закрепили, уверяя нас в надёжности имевшегося пассивного успокоителя качки. Парусность судна была высокая, да ещё и без груза в балласте.

  Прошли Бискайский залив. На подходе к Ла-Маншу получили предупреждение об урагане в Северном море, но опытный капитан-наставник не стал искать убежища и решил испытать судно. Вот и испытывали: хвалёный стабилизатор качки, наоборот, казалось способствовал качке, стремительный крен доходил до 45 градусов и, наконец, всё незакрепленное на судне стало сыпаться и биться о переборки. Боцман с матросами пытался срочно закрепить как-то мебель, кожаные кресла и остальное - ведь всё летало и билось в истерике.


 Штормовыми волнами на баке вырвало и согнуло в дугу стальные леера, бочки со смазкой на верхней палубе швыряло и они уплывали в море, у банок с краской в кладовых выбило крышки и снабжение, запчасти залило краской. В лазарете стальные хирургические спецкойки сорвались и превратили помещение в хлам с голыми стальными переборками. В прогулочных стеклянных коридорах верхней палубы можно было при крене наблюдать морскую фауну.

 Мы, механики, уже готовились к худшему: достаточно было отказать главным двигателям или рулевой машине и - была бы нам крышка. Но машины выдержали, судно доказало свою мореходность и мы добрались до Мурманска. После такого перехода пришлось многое ремонтировать и приводить в порядок.

   ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://proza.ru/2009/11/01/149


Рецензии
В той самой Риеке, Уатхед выпускал первые в мире торпеды...
Видимо с пассажирскими судами сложнее было...

Андрей Бухаров   17.03.2012 02:05     Заявить о нарушении
Если бы было просто ,то и наши верфи строили бы лайнеры.

Лев Закрутин   17.03.2012 17:37   Заявить о нарушении
Недавно был в Севастополе, переправлялся через бухту на пароме.

Паром построен в Николаеве в 1982 году...
Ржавый конечно, но ходу всего 15 минут, вместимость 250 человек и билет на российские деньги 10 рублей стоит...
Загрузка всегда полная...

Андрей Бухаров   17.03.2012 17:53   Заявить о нарушении