Маски Творца

Андалузский Пес
***
Он шел по пешеходной дорожке. Осторожно, не слишком быстро, не смотря по сторонам. Шаг влево – и ты с глупым видом ввалишься в чью-нибудь гостиную. Вправо – хуже. Никаких перил и ограждений, и пропасть в двести метров глубиной встречает тебя огоньками проносящихся внизу машин. Интересный такой способ заставить граждан не ходить в нетрезвом виде по улицам.
Крис Конолли старался не смотреть по сторонам. Не смотреть вниз. И только не вперед: тысячи переходов, коридоров, лестниц и эскалаторов вызывали у него головокружение. И поэтому он всегда смотрел вверх.
Наверху была луна. Она красиво смотрелась, такая зеленоватая в бледно-фиолетовом небе. Луна была круглая, не то, что эти кубы и параллелепипеды домов и фабрик, которые, собственно, и составляли причудливый город-конструктор.
Пожалуй, это единственное, что Конолли считал на самом деле красивым.  Загадочная луна...
Близилось одиннадцать часов, на улицах уже никого не было – опасно. С тех пор, как правительство установило комендантский час – 23.00, ночная жизнь, которая так нравилась Крису, канула в Лету.
И сейчас никто не хотел рисковать жизнью и попадаться полиции. Но Конолли было без разницы, он работал на правительство, и работа его была отнюдь не простой. Поэтому многое ему прощалось.
В кармане истошно запищал “Connection-9”.
- Да, - Крис поднес трубку к уху.
- Мастер Конолли, - услышал он голос доктора Брюса, - пожалуйста, срочно в лабораторию. Леди Вест придумала что-то, и Вы нужны ей...
- Скажи ей, что буду минут через пятнадцать, - вздохнул Крис. Всегда некстати – черта старших сестер.
- Спасибо, мастер Конолли! – радостно отозвался Брюс и отключился.
Крис еще раз вздохнул, расправил крылья и спикировал на семь этажей ниже.  Оттуда, уже на общественном лифте, спустился на нижние уровни города, где почти не было жилых домов. Здесь находилась лаборатория  «West World 4765», место работы Криса и его старшей сестры, Элизы Конолли, которую чаще называли Леди Вест.
- Крис, - говорила Леди Вест, стоя к нему спиной. На ней был белый медицинский халат, она стояла перед столом с какими-то пробирками и что-то рассматривала в микроскоп.
- Крис, - говорила она, - ты пожертвуешь собой ради еще одного эксперимента?
- С меня хватит этих дрянных крыльев, - огрызнулся младший Конолли.
- Зачем же так грубо? Они помогают тебе – можно не пользоваться лифтами и эскалаторами, к тому же, ты знаешь, что это приведет к революции – нам не нужны будут машины, люди смогут просто летать...
- А пока она не произошла, я являюсь всеобщим посмешищем. Человек с крыльями летучей мыши! Человек, который может летать сам! – Крис стал вспоминать заголовки газет.
- Ну скажи, чем тебе мешает, предположим, телекинез, привитый в позапрошлом году? – поинтересовалась Леди Вест.
- Мне? Ничем. Но и ничего полезного он тоже не дает. Разве что можно не ходить на кухню за чашкой да не развешивать белье после стирки...
- Ты так часто стираешь? Да тебе не угодишь просто! – Старшая Конолли, наконец, повернулась к брату. И Крис увидел, что она, видимо, не спала несколько ночей, такой измученный у нее был вид.
«Зачем мучить себя на благо человечеству? Неужели она думает, что люди будут ей благодарны?» - невольно подумал Конолли.
- Крис, это будет лучше, чем крылья, инфракрасное зрение третьего глаза и обычный телекинез. Это телепортация, понимаешь? Ты сможешь оказываться там, где захочешь!
- Это еще зачем? Новая революция?
- Дурак! Военная тайна. Специально подготовленные солдаты, способные телепортироваться в тыл врагу – разве не гениальное достижение? Наша армия будет непобедимой!
- С каких это пор ты работаешь на военных? Я думал, только бытовые заказы, - сердито посмотрел на сестру Крис.
- Где война, там и деньги, - вздохнула Леди Вест, – это-то ты понимаешь?
- Предположим, я соглашусь на эксперимент, - Конолли подошёл к окну и посмотрел на дома, стоящие с другой стороны улицы. К ним тянулись несколько мостиков, но людей не было – рабочий день закончился очень давно. – А что мне за это будет?
- Ты не взрослеешь, Крис. Тебе заплатят. Да, заплатят большую сумму. Решай. Операция будет прямо сейчас, если согласишься.
Крис посмотрел вверх. Луны не было видно из-за других уровней города. Луна!
- Ладно, Лиз. Я согласен.
***
Операция завершилась более чем просто успешно. Крис быстро пришел в себя и к утру уже демонстрировал свои новые способности. А посмотреть было на что!
По просьбам Леди Вест, Брюса и еще нескольких докторов, Крис исчезал и появлялся там, где его просили.
- Получилось! Мы открыли формулу телепортации, - радостно шептала Леди Вест, - мы были правы... Нас ждут миллионы...
К вечеру Криса отпустили домой, взяв обещание, что завтра днем он отправится с коллективом лаборатории на демонстрацию результатов непосредственно перед заказчиком. Конолли уныло плелся по грязной улочке. Можно было телепортироваться прямо в квартиру, но не хотелось.
- Эй, ты! Уже четверть двенадцатого, а ты на улице! – услышал он голос, по всей видимости, полицейского.
- «West World 4765», экспериментатор. Отстаньте.
- Документ, удостоверяющий личность и профессию!
Нехотя Крис достал из внутреннего кармана куртки идентификационную карточку и протянул полицейскому.
Тот, нахмурившись, проверил ее и вернул.
- Виноват, мастер Конолли. Извините, но служба такая.
Потом полицейский отдал честь, развернулся и пошел дальше.
Крис же, постояв минут пять, все-таки решил телепортироваться.
***
Демонстрация телепортации на военном полигоне удалась. Генерал сделал заказ, теперь лаборатории оставалось произвести сто восемнадцать операций. Но это было пустяком по сравнению с тем, что приходилось делать в ходе работы над данной формулой.
Казалось, все были счастливы.
Через месяц доктор Брюс опять позвонил:
-Мастер Конолли, пожалуйста... Вы снова нужны нам.
Крис ничего не ответил и молча телепортировался в лабораторию.  Надо сказать, что он вовсю пользовался этим умением, появляясь в магазинах и исчезая оттуда уже с нужной продукцией. Всё происходило так быстро, что камеры не успевали его фиксировать, а продавцам казалось, что у них галлюцинации – кто поверит, что ты видел человека с тремя глазами, перепончатыми крыльями, который появляется из воздуха и мгновенно испаряется?
Они не знали, что Крис, помимо перечисленного, обладает еще  телекинезом, у него есть жабры, он может скользить по воде, словно водомер, спать вниз головой, слышать даже самые тихие звуки, те, которые не способен уловить ни один другой человек, видеть в темноте... Да, много чего умел Крис Конолли, такого, что не мог обычный человек.
- Крис! – в этот раз Леди Вест встречала его. Точнее, пыталась, потому что она не могла предугадать, где же он появится. И конечно, он опять оказался у неё за спиной, прямо у окна... – Еще одна операция... Ты согласишься?
- Так сразу? И не надейся... – Крис даже не повернулся к сестре, а все продолжал смотреть в окно.
- Ты выслушай меня. Во-первых, если надо, мы найдем другого экспериментатора, - при этих словах Крис ухмыльнулся, - а во-вторых, эта операция позволит тебе исполнить твою  мечту...
Конолли, наконец, повернул голову к Леди Вест и внимательно посмотрел на неё всеми тремя глазами:
- Что ты хочешь этим сказать? Какую мечту?
- Помнишь, ты говорил мне, что хочешь побывать на Луне? Так вот, после новой операции тебе не нужен будет воздух! Мы сделаем из тебя кардинально новое существо! Потом ты сможешь элементарно телепортироваться и без проблем пробыть на Луне... столько, сколько захочешь...
- Правда?
- Я обманывала тебя, Крис? Хоть раз?
***
Операция прошла не менее успешно, чем предыдущие. Крис спокойно находился в комнатах, наполненных вакуумом. Персонал лаборатории ликовал.
- Спасибо, Крис. Теперь ты свободен, - улыбнулась ему Леди Вест. Но потом поспешно добавила:
- На какое-то время, конечно. Ты ведь знаешь, что сейчас ты – величайший экспериментатор на Земле?
«На Земле... на Земле...» - словно эхо отдались в голове у Криса эти слова. Ну, конечно!
Когда услуги Криса снова понадобились лаборатории «West World 4765»,  его “Connection-9” не отвечал. Среди учёных поднялась паника. Мастера Конолли разыскивали всюду, живым или мёртвым, но безрезультатно.
Лишь спустя месяц Леди Вест поняла, в чём дело. Теперь часами она сидела у открытого окна своей квартиры и вглядывалась в зеленоватый диск луны. Где-то там, пространственными прыжками, шагал по планетам Вселенной величайший экспериментатор Земли Крис Конолли.
***
- Мастер Забава, извините за каламбур, но сейчас нам совсем не до веселья! Вместе с лучшим экспериментатором мы потеряли и лучшего специалиста в парапсихологии и генной инженерии! – негодующе посмотрел на собеседника доктор Кларенс.
- И что? Прикажете мне рыдать? – усмехнулся Юлиуш Забава. – Я, конечно, прошу прощения,  но работу-то нужно продолжать, а не вспоминать Конолли. Их вклад в развитие биореволюции велик, но не настолько…
- Я понимаю Вас… - перебил экспериментатора доктор. - И всё же, хоть какую-то дань уважения предшественникам вы…
- Я тоже Вас понял, Кларенс. А теперь сообщите, с какой лабораторией мне предстоит работать, - Забава, казалось, никак не хотел говорить о Конолли.
- Если Вы так настаиваете, «Bio 8881». Там Вас ждет Изабелла Карр. Можете отправляться.
Забава с нескрываемым удовольствием попрощался с Кларенсом и вышел из здания пункта распределения. Сегодня уже можно было ни о чем не думать.
Юлиушу всегда нравилась его профессия. Экспериментатор… Всевозможные поблажки и льготы со стороны государства… Неподдельное уважение граждан… Всеобщая любовь… Слава… Ты герой, ты служишь на благо человечеству…
Ну и что, что со временем теряешь человеческий облик. Ну и что, что потом к уважению примешивается доля страха. Ну и что...
Забава остановился около входа в маленький парк.  Здесь начинались перила, и можно было, не боясь упасть вниз, полюбоваться нижними уровнями. Словно зачарованный,  Юлиуш уставился на огни проносящихся машин.
Из этого состояния его вывел настойчивый писк в кармане куртки. Забава достал свой «Connection-10».
- Мастер Юлек! Вы не заняты? Нам необходимо Ваше присутствие!
- О’кей, доктор, сейчас буду.
Все лаборатории были на нижних уровнях. Надо было спускаться. Обычному человеку для того, чтобы попасть туда, необходимо преодолеть большое количество эскалаторов, лестниц и общественных лифтов. Но не экспериментатору.
Забава перепрыгнул перила и слевитировал до окон лаборатории.
Вероятно, доктор знала, каким образом он будет добираться, потому что окна были открыты.
- Добрый вечер, синьора Карр! – улыбнулся Юлиуш женщине в белом халате.
- Здравствуйте, мастер Забава, - улыбнулась она в ответ. Но сразу же ее лицо стало серьезным.
- Перейдем к делу, - доктор подошла к большому столу с какими-то бумагами.
- Я слушаю Вас, - посерьезнел и Юлиуш.
- Мы хотим сделать одну операцию… - начала она, но тут же ее прервал Забава:
- Делайте! Я к Вашим услугам.
- Подождите! – Карр сердито посмотрела на экспериментатора.  – Это очень сложная и опасная операция. Последствия могут стать катастрофическими для Вас. Теперь, когда от дел отошла доктор Конолли, мы не можем утверждать даже на 50%, что данная операция пройдет успешно…
- Ну вот, и Вы туда же. Все просто зациклились на этих Конолли! Запомните, сейчас лучший экспериментатор – это я. И нет никакого Конолли! – воскликнул Забава.
- Успокойтесь, мастер Юлек. Никто не говорит, что Вы хуже. Но поймите, мы действительно потеряли  бесценных работников! – вслед за Забавой Изабелла тоже повысила голос.
- Хорошо. Я спокоен, - Юлиуш примирительно посмотрел на доктора. – Не хватало только ссоры. Лучше изложите суть операции.
- Цель – освоить телепатию. То есть после операции Вы сможете читать мысли на расстоянии. Конечно, это не пригодится для бытовых услуг, но вот для судебной власти… Узнать, о чем же думает преступник, кто лжет под присягой… Разобраться помогут специально прооперированные полицейские-телепаты. Это было бы гениальным достижением в области парапсихологии. Но…
- Какое «но»?
- Вся проблема в том, что животные, на которых до этого проводились операции, сходили с ума, за исключением двух последних обезьян. И мы не знаем, почему это происходило. Но риск все равно чрезвычайно велик… Вы понимаете это? – доктор замолчала и выжидающе посмотрела на Забаву.
- Понимаю ли я это? – усмехнулся Юлиуш. – Уж поверьте, мне без разницы, что будет со мной. Я экспериментатор. Я служу и рискую для блага человечества. Для всемирной биореволюции.
- Вы служите и рискуете для того, чтобы быть героем в глазах человечества, - тихо сказала Карр. – Вам далеко до Конолли.
И уже громче она продолжила:
- Если Вы решитесь на этот опасный поступок, то приходите завтра в операционную. В девять часов вечера. И просьба не опаздывать, мастер Забава.
- Тогда до завтра, синьора Карр, - снова усмехнулся Юлиуш и ушел из лаборатории. Часы показывали без двадцати час. На улицах никого не было.
«Только бы не встретить полицию», - уныло подумал Забава. Он не любил, когда проверяют документы – он вообще не любил носить их с собой, поэтому все ночные встречи с полицией заканчивались для него в участке.
Для быстроты Юлиуш решил пролевитировать до дома. И ему повезло – ни с отрядом, ни с постовым он не встретился.
Весь следующий день Забава провел дома, общаясь с многочисленной родней. Вечером же отправился в лабораторию.
Его встречала доктор Карр.
- Вы все же решились, - вздохнула она.
- Я думал, Вы поняли вчера, что я не отступлюсь ни перед какой операцией.
- Что ж, Вы сами выбрали свой путь, мастер Юлек. Тогда пойдемте, все уже готово. 
***
Операция прошла весьма успешно, но результат еще не был ясен. Врачи оставили Забаву приходить в себя, сами же они сейчас пили кофе в маленькой лабораторной кухоньке и тихо переговаривались.
Вдруг они услышали дикий крик, донесшийся из палаты, где находился после операции экспериментатор.
Все бросились туда. Впереди бежала доктор Карр.
…Забава лежал на койке, накрыв голову подушкой, и что-то бормотал. Он совсем не сопротивлялся, когда два доктора перевернули его на спину.
Юлиуш смотрел на них обезумевшими, широко распахнутыми глазами с вертикальными зрачками (результат прошлых опытов) и шептал:
- Пожалуйста, пожалуйста… заставьте их не думать… пускай они не думают…
***
Аналитическая записка доктора Брюса Резорта, переданная им незадолго до внезапной смерти главному координатору  9-й бригады АФРИКА (Антиглобалистского Фронта Ревнителей Исконных Качеств Антропоса)  и распространенная через вирус, поразивший информационное поле планеты 6 августа 2045 года, в день столетия трагедии Хиросимы. Приводится ниже без сокращений.
 «Начав эту работу, я глубоко изучил истории пяти величайших экспериментаторов планеты. Цель данного доклада – аргументировать мое сомнение в необходимости мировой биореволюции.
Полагаю, мне надо напомнить, о ком пойдет речь. Нельзя утверждать, что эти экспериментаторы были лучшими, так как каждый экспериментатор уже сам по себе является героем и лучшим. Но те, о которых я буду говорить, внесли в науку наибольший вклад, к тому же  судьба их была очень трагична.
Вспомним хотя бы Дороти Стингер. Девушка застряла в подпространстве, куда она попала после операции. Ив Корбо впал в кому из-за неудачного оперирования. Крис Конолли пропал без вести, его сестра утверждает, что он странствует по Галактике, но мы не знаем, насколько это достоверно. Юлиуш Забава сошел с ума и находится в психиатрической клинике. Дэниел Моррис покончил жизнь самоубийством, через несколько дней после сообщения о непредотвратимых мутациях.
Тут же необходимо добавить, что, помимо экспериментаторов, мы теряли и специалистов. Элиза Конолли после потери брата беспрестанно глядит в небо из окна своей кельи в женском монастыре, и в глазах ее застыла немая молитва. Изабелла Карр уволилась из лаборатории и стала продавщицей в продуктовом магазине. Неужели это достойное место для ученого-парапсихолога? Владислав Нежин перенес инфаркт, когда на его глазах выбросился из окна мастер Моррис, и досрочно ушел на пенсию. Фрэнсис Рэндж спился: по его вине не смогли спасти мастера Стингер. Врачи Стенли Меллет и Виргиния Флик отошли от дел, ведь именно они оперировали Корбо.
А теперь попробуем выяснить причины трагедий.
Крис Конолли всегда был, как говорят его знакомые и близкие, со странностями. Или, как таких еще называют, «человеком с Луны». Его погубила, если можно так выразиться, его мечтательность. Отрешенного от шумной толпы, Криса ничто не держало на Земле, и он отправился искать иные миры.
Дороти Стингер решила стать экспериментатором после смерти родителей. Следовательно, ее тоже ничто не сковывало и не держало, но… уже не мечта Дороти, а ошибка ученых оставила девушку в непонятном, плохо изученном подпространстве.
Юлиуш Забава, немного самовлюбленный, но отверженный человек, также стал жертвой недальновидности докторов. Он, хотевший стать героем в глазах человечества, теперь забыт, и только родственники и небольшая аудитория специалистов навещают его.
Ив Корбо, веселый, неунывающий авантюрист, сейчас пребывает в коме, хотя через год после его неудачи точно такую же операцию успешно перенес на себе мастер Конолли (если помните, это открытие телекинеза). Получается, опять оплошность науки?
И, наконец, Дэниел Моррис. Спокойный, улыбчивый и отчаянно хотевший помочь развитию генной инженерии и парапсихологии. И что же дал ему этот «кумир», которому он поклонялся? Ничего. Только взял его жизнь. Мы не знаем, что творилось в душе мастера Морриса, но довольно легко представить его разочарование, обиду и страх, когда ему пришло сообщение примерно следующего   содержания:
«Приносим Вам извинения, мастер Моррис, но, как показали анализы Ваших ДНК и РНК, на каком-то этапе операции произошел сбой, в связи с чем Вы будете непредсказуемо мутировать. Государство обязывается выплачивать Вам прожиточный минимум и обеспечивать до самой кончины продуктами питания с учетом генетических изменений Вашего организма.
С глубочайшим прискорбием
дирекция лаборатории «Incredible Life», К.Релиш, К.Васнецки.»
И что оставалось сделать экспериментатору, получившему подобную «благодарность»? Жить на крохи, выписываемые государством? Жить, с ужасом вглядываясь в зеркало, вслушиваясь в себя, переставая постепенно быть человеком?
Моррис не хотел. И он выбросился из окна лаборатории,  с которой сотрудничал. Закономерный финал человека, предоставившего один из важнейших компонентов развития науки – опытный материал.
Судьба этих экспериментаторов становится еще трагичней, если принять во внимание их возраст. Почти все они пришли в лаборатории, едва став совершеннолетними. Как известно, молодой организм проще переносить изменения, нежели взрослый.
Эти несчастные, не знавшие другой жизни, привыкшие лежать под операционным ножом, уже не были людьми; если природа не наделила человека крыльями, тремя глазами, чутким слухом, телекинезом, телепортацией, телепатией, левитацией, ночным зрением, значит, этого и не было нужно. Значит, подразумевалось существование человечества без перечисленных «благ». Значит, это не нужно и теперь.
Ибо человек с крыльями – уже не человек, а новое существо, полученное к тому же кровавым искусственным путем.
Может быть, мы пытаемся разобраться в том, чего постичь нам не дано? Имеем ли мы право примерять маску Творца?
Все просто: коверкая несчастные жизни тех, кого принято называть экспериментаторами, мы пытаемся одержать верх на том фронте, где нам не суждена победа, и биореволюция, которой нас тешат, принесет только море страданий и крови, а вовсе не вожделенный триумф человека над природой».
Доктор Б. Резорт,
сотрудник научной лаборатории «West World 4765».

«Не допущено к печати указанием дирекции центральной лаборатории «IL», К. Релиш  и К. Васнецки.
24.07.2045»