Дамы с кавалерами в Лопухинском саду

Татьяна Аверьянова
Сквозь Лопухинский садик ежедневно хожу на работу. Несмотря на беспричинное «прореживание» деревьев, сад все еще остается маленьким уголком живописной природы в центре Санкт-Петербурга на Петроградской стороне. Земляные дорожки среди могучих дубов,  каштанов и тополей, склоняющиеся до самой воды серебристые ивы, пологий травянистый берег со стороны малой Невки, подчеркнутые валунами извилистые берега пруда – все это создает впечатление старинного пейзажа, в который легко можно вписать гуляющие пары в одеждах XIX века. Как только потеплеет, неотъемлемой частью сада станут художники, стремящиеся эту живую красоту перенести на холст…  Частыми «гостями» бывают здесь теле- и киносъемки прошлых эпох, декорации для которых предоставляет сама природа…

Небольшие гранитные спуски к воде приглашают покормить уток, и зимой, и летом здесь обитающих. А в прошлом году среди них даже появился красавец-гусь, один, очень важный и горделивый. У него было «свое» место среди уток – как будто он с ними, но в то же время сам по себе. Он благополучно пережил зимовку, и исчез уже весной. Зато, когда полыньи уже стали расширяться, появились «другие» утки, ранее мной никогда не наблюдаемые: меньше обычных - дамочка черненькая, кавалер тоже, но с белоснежным крылышком. Плавают исключительно парами, как и обычные, но в отличие от них эти черненькие очень надолго исчезают под водой, что меня бесконечно каждый раз удивляло. Нырнут синхронно вдвоем, а дождаться их появления на поверхности или не хватит терпения, или они появятся очень далеко от того места, где нырнули. Кроме уток и чаек здесь постоянно подкармливаются вездесущие воробьи, голуби, вороны и другие пернатые. При желании их можно даже покормить с руки.    

Как-то подхожу с Каменноостровского к левой калитке, да, рядом с постом ДПС. И вижу, как уважаемый инспектор изо всех сил старается быть «при исполнении» в то время, как его внимание что-то притягивает за чугунной решеткой Лопухинского садика. Было почти заметно, как он старался развести глаза на 180 градусов: правый оставить для управления перекрестком перед мостом, а левым – проникнуть в сад. Пускаю свой взгляд вслед за его улыбающимся левым глазом и вижу: девочка-подросток с удовольствием кормит стайку уток, вышедших из воды на берег под большой дуб. Она не раскидывала корм, как это обычно можно наблюдать, а сыпала его рядом с собой, подманивая уточек. Они окружили ее со всех сторон, тихонечко покрякивая, как будто просили: «мне…, мне…, мне…». Необычность этой сценки заключалась в том, что утки настолько осмелели, что те, которым не доставалось корма, пытались ущипнуть девочку за одежду, а ущипнув – тянули к себе. Естественно, после таких «просьб» хлеб сыпался в их сторону. Тогда уже чувствовали себя обиженными уточки с другой стороны и, повторяя действия первых, также требовательно просили еду, дергая ее за одежду. Получали. И все повторялось сначала…

Казалось бы, изо дня в день на протяжении многих лет проходя сквозь этот небольшой, но чудесный сад, можно было уже ко всему привыкнуть  и перестать обращать внимание на то, что садик, и его обитатели живут своей жизнью. Ну вот, например, недокарчеванный пень с наполовину вывернутыми из земли корнями: один раз идешь – пень, другой раз – пень, и как только ты перестаешь его замечать, идешь в следующий раз, а вместо пня – огромный живой щебечущий шар из копошащихся мохнатых бугорков. Останавливаешься и не сразу понимаешь, что это воробьи, наверное, со всего сада слетелись сюда, на этот пень, облепили его полностью, и каждый что-то там выискивает. Так хочется подойти поближе и понаблюдать. Делаю шаг, еще… и – шар вдруг разлетается в разные стороны одновременно всеми маленькими  чирикающими шариками… 

Последние два дня в городе резко похолодало. Дурманящий аромат распространяют уже лопнувшие, но еще не совсем распустившиеся кисти черемухи. Петербуржцы верят, что именно цветение черемухи в преддверии лета из года в год ненадолго возвращает холода. Злой порывистый ветер обтрепал с деревьев и посыпал дорожки сада непроцветшими веточками черемухи, небольшими прутиками с нежной зеленью и даже в двух местах обломал огромные сучья. Идем по дорожке вдоль малой Невки, подгоняемые порывами ветра, который распустил по реке довольно высокие зыбкие волны с белыми гребешками на вершинах. Вот уже и мостик, через протоку, соединяющую пруд Лопухинского сада с Невой. По реке в направлении протоки спешит утка. Кажется, что волны подкидывают ее и передают друг другу - «из рук в руки». А за ней как будто привязаны на невидимую нить  плывут ровной линией друг за другом шесть круглых пушистых клубочков. Какие же они маленькие и беззащитные перед этими огромными по сравнению с ними волнами и бушующими порывами ветра - будущие дамы и кавалеры современного Лопухинского сада…

Скоро поверхность пруда расцветет кувшинками, уплотнятся травой берега. Природа вновь щедро одарит нас своей красотой, вернет гармонию мыслям и чувствам. Приезжайте в Лопухинский сад погулять, покормить птиц. Пока не исчез этот живописный уголок в угоду строительству кому-то нужной здесь гостиницы.

***