Про Катюшу. 12. Как Катя училась читать

Наталия Юрьевна Михайлова
Как быстро промелькнуло время! Катюше уже скоро шесть лет – пора готовиться к школе. Мама, Папа и Бабушка – все по очереди решили заниматься с Катей.
 А Катя заниматься не любила. Она любила играть в куклы; петь громким голосом; смотреть в окно, прижавшись к стеклу носом; любила мультики про волка и зайца; ей нравилось пить чай с вареньем; она обожала слушать Бабушкины рассказы про «старинную жизнь» … Наконец, Катюша очень любила примерять Мамины бусы, и, повязав на голову кружевную занавеску, воображать себя принцессой. Одним словом, жизнь приносила девочке сплошное удовольствие, и она любила, буквально, всё, всё вокруг. Он вот учиться ей не нравилось. Скучно, нудно, и не понятно, и что тут, скажите, интересного?

Первой за дело взялась Бабушка. Она сказала решительно:
- Вас, бестолковых выучила, и нашу умницу в люди выведу!
Бабушка достала с полки большую, яркую книжку и позвала внучку:
- Катерина! Иди сказки будем читать!
Катя бросилась к Бабушке со всех ног, думая, что сказки будут читать ей, а когда сообразила, что это ловушка – было уже поздно. Бабушка усадила внучку рядом с собой на диван, раскрыла книгу на первой странице, и начала что-то растолковывать про буквы и слога. Катя старалась слушать изо всех сил, но, увы, сил хватало не на долго. Ведь в книжке, которую выбрала Бабушка, были такие интересные, волшебные, красочные картинки. Глаз не оторвать!
Смотрит Катя – вот Иван-царевич на сером волке скачет по сказочному лесу; вот грустит у окна Василиса прекрасная; вот Баба-яга в ступе летит, помахивая своей метлой: страшная, с растрепавшимися седыми волосами и злыми –презлыми глазами… Наверное, хочет съесть Ивана-царевича и Василису- прекрасную, и серого волка, заодно…

- А вот это буква «Д». Если к букве «Д» прибавить букву «А», то что получиться, Катя? Катерина?! Ты меня слушаешь? – прервал полёт Бабы-яги голос Бабушки.
- Что, Ба? Какую букву? – встрепенулась Катюша. – Давай лучше сказочку прочтём про Ивана-царевича. А?
- Катя, тебе же в школу скоро! Что делать-то будем?
- Да придумаем что-нибудь, Бабуль, ты не волнуйся… Ну почитай сказочку, ну, пожа-а-луйста! – тянула она жалобным голосом, прижимаясь к Бабушкиному плечу. Бабушка сдавалась легко – внучка была ей на старости лет и отрадой и утешением.

Видя, что особых успехов у Бабушки нет, за обучение дочери взялась Мама. Мама решила учить ребёнка по взрослому, то есть по букварю. Они с Катей сели за стол и начали с первой страницы – с буквы «А». Катюша таращила глаза на эти крючки и загогулины,  стараясь честно запомнить всё, что объясняла ей Мама.
- Вот это буква «А-а». Запомнила?
Катя кивала и послушно тянула: «А-а-а».
- А вот это буква «э-М». Поняла?
Катя опять повторяя за Мамой: «э-М».
- А если сложить «э-М» и «А», то получиться «МА». Уяснила? А теперь давай прочтём «МА» и «МА» - вместе «МА-МА». Видишь, как легко!
Девочка всё также послушно кивала, хотя ей было совсем не легко.

Тут и остальные буквы выстроились в очередь, чтобы поскорее познакомиться с Катей, и азбука потянулась своим чередом… Вот уже позади буква «Л» и буква «Ы», и упрямая буква «Р», которую Катюша пока не выговаривала. А за ними шли другие «незнакомки»… Всех, поди, упомни!

Мама читала вслух, громко растягивая слова:
- Ма-ма мы-ла ра-му. Видишь, здесь есть внизу рисунок? Вот мама, а вот рама. Поняла, Катюша?
Ах! Так тут есть рисунок! Что же мама раньше-то молчала? Тогда не пропадём! –  быстро сообразила Катя и сделала умное лицо.
- Ну, теперь прочти сама. – попросила Мама.
- Девочка копала землю! – громко прочла Катя.
- Какую землю?! Катерина, ты что читаешь? – испугалась Мама.
- Да вот же! Девочка с лопатой что-то копает.
- Катя! Здесь написано: «Мила рыла яму», – чеканя каждую букву, произнесла Мама.
- А как ты узнала, что её зовут Мила? – удивилась Катя.
- Я прочла! А ты лентяйка! Давай всё с начала!

И опять потянулись эти «МА», «РЫ», «ЛЫ», «ЛА»… Так прошло десять минут, потом ещё пять минут, потом ещё пять… 
- Всё! Больше не могу! Пусть с ней кто угодно занимается! Я свои возможности исчерпала. – Мама захлопнула букварь и устало откинулась на спинку стула. А Катюша, услышав слово «всё», вспыхнула, как светлячок:
- Ура! Всё! Мама всё исчерпала!- и ребёнок, соскочив со стула понёсся вприпрыжку по квартире. Наконец-то можно отдохнуть, попить сладкого чайку, поболтать с бабушкой, поглазеть в окно, поиграть в куклы! Теперь уж Катя займется их образованием, как следует! Ведь она сама-то, вон какая умная стала!

Эх! Рано Катюша радовалась, потому что на следующий день её ждал Папа. Папа церемонии разводить не стал: он просто взял в одну руку ремешок, в другую букварь и Катю, и спокойно сказал:
- Ну, что дочь, давай учиться читать? Возражения есть?