Три любви

Наталия Глебова
               

 
                Любовь … приходит,
                Чтобы жить навек.
                Низами


   Странно… Явь или сон…Что делать измученному сомнениями сердцу? Смогу ли я …, а вдруг нет, что тогда? Как хочу я в этой, еще не совершившейся жизни, стать..нет! А если все это напрасно, бессмысленно? Бессмысленно… Почему? О, эти сомнения, как больно они терзают душу! Господи, уйти бы отсюда, нет, не уйти, а перенестись… в прошлое… Все любимые и дорогие люди живут там. Они не умерли, не верю, они живут, очень далеко. Где?
Любимый, дорогой человек – Анатолий Федорович Кони, я Ваши книги слушала, а не читала, Ваши слова сквозь столетье звучат для меня. О ком Вы мне только не рассказывали: о Толстом и Некрасове, о Тургеневе и Гончарове, о Достоевском и Пушкине. Я запомнила этих людей на всю жизнь, но полюбила, искренне, по-настоящему, только двоих: Федора Михайловича Достоевского и Александра Сергеевича Пушкина.
   Почему? Анатолий Федорович, Вы рассказывали мне о них так искренно, с таким уважением, и любовью, что я не могла не полюбить их. Если бы Вы знали об этом, Вы бы поняли меня. Я не поклоняюсь им свято и покорно, а именно люблю, как людей, живших и живущих. Век не преграда для меня, разве может время стать преградой для такой любви? Анатолий Федорович, Вы недавно говорили об Александре Сергеевиче Пушкине, я так хочу увидеть его, поговорить с ним, мы разделены. Но сердцу этого не объяснить…

     Александр Сергеевич, Вы мой гений. «России первая любовь» для меня не бронзовая статуя на высоком постаменте. Вы для меня живой, мне так близка Ваша страстная душа и горячее сердце, жаждущее любви и дружбы, способное привязаться к человеку всеми силами души. О, как я люблю Вас! Сердце разрывается от этой тоски и сомнений, здесь тяжело и одиноко… Как я хочу, чтобы Вы сейчас вошли в эту темную комнату, как мне не хватает Вашего слова, оно бы прогнало прочь эти тяжкие раздумья. О, Вы бы поняли меня, Вы бы поддержали на трудном пути своим мудрым словом. Придите, прошу Вас! Время, мой мучитель, ненавижу его, оно не дает мне видеть Вас, Вы словно за пеленой, которую нельзя отодвинуть. Александр Сергеевич, Вы смотрите на меня с портрета задумчиво, грустно. И для Вас время – стена. Нет! Время для нас не преграда! «Я Вас люблю, хоть я бешусь…» но…Увы Вы не один в моем сердце. Есть другой человек, он писатель, Вы его не знаете, но если бы знали! Боже мой! Федор Михайлович Достоевский. Его страдания – мои страдания, его боль – моя боль. О Достоевском мне рассказал Анатолий Федорович Кони, Вы его не встречали, он живет дальше от Вас, ближе ко мне, но и его я не могу видеть. Он замечательный человек, судья и прокурор, я его очень уважаю. Он был знаком с Федором Михайловичем, они были друзьями. У Достоевского тяжелая, трагическая судьба, но он безумно любил Вас, Александр Сергеевич, он через всю жизнь пронес эту любовь. В душе Достоевского вечная боль и вечная любовь к свету. Если бы Вы знали Федора Михайловича, если бы я знала его! Я люблю Вас, поверьте, но… Нет! Мое сердце отдано и ему тоже… Я люблю двоих, нет, не двоих… Мысли путаются, уже темно… Почему это равнодушное время разделило нас, Господи, почему?..

   …Что это? Как странно. Темно и тихо. За окном луна. Шаги… Кто ходит там, за дверью? Идет сюда. Кто же это? О, Боже! Александр Сергеевич! Он пришел сюда, ко мне. Но он не один. О, какое счастье! Я вижу их двоих. Александр Сергеевич, Федор Михайлович, как я ждала этой встречи! Но они не видят меня. Сели в кресла и молчат, словно и не замечают друг друга. А где же Анатолий Федорович? Я так хочу его видеть, я люблю его.
- Он не придет -  сказал Достоевский.
- О ком Вы говорите? – спросил Пушкин.
- Об Анатолии Федоровиче Кони, он рассказал мне о вас, я ждала этой встречи так  долго! – поспешно проговорила я, страшно волнуясь и радостно глядя на своих неожиданных дорогих гостей.
- Вы любите его? – неожиданно спросил меня Пушкин.
- Да, очень, но… - тихо ответила я.
Разговор прервался. Мы смотрели друг на друга, мы были рядом. Трое. И никто из нас не был лишним. Достоевский – вечная боль, Пушкин – свет, а я? Они уже знакомы друг с другом. Для Достоевского Пушкин – все. Почему? Как неожиданно переплелись две судьбы. Боль и Свет. Совместимо ли это?
- Боль и свет, говорите Вы? – спросил меня Пушкин. – Они неотделимы друг от друга. «Твои мечты мне все сказали… Я знаю – жизнь тебе тяжка…» Но через сомнения, боль и тоску Вы придете к Свету.
- Да, Александр Сергеевич, приход к Свету истинно возможен лишь через страдания, потери, боль. Укрепляется дух, происходит просветленное совершенствование человека.
- Пойдем в наше время, зачем тебе оставаться здесь, тебе чужд этот век. Хочешь уйти вместе с нами? – спросил Достоевский.
- Да, очень хочу – торопливо ответила я.
- Нет! Ты должна остаться здесь. Так назначено судьбой, мы не можем этого изменить. Каждый должен жить в свое время. Нет плохих или хороших времен, нет бессмысленных жизней. Знай, что «счастлив тот, кого в неведомой судьбе надежда робкая лелеет…» «Не вечна разлука». Мы не навсегда расстаемся, мы встретимся там, далеко… - сказал Пушкин.
- Не уходите, постойте! Я пойду с Вами – кричу я.
- Нет, не надо! Мы не навсегда уходим – сказал Пушкин.
Они медленно пошли к двери.
- Прощай!
- Подождите, я иду с вами!
  Я бегу к двери и …

  … Господи, где я ? Что это было? Сон? Да, сон. Какой странный сон.
  … Вот стол. А вот эта книга и эти строки:  «Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм…».

                Москва, 1999 г.