Фонтан - рецензия на фильм

Оксана Аболина
Я не умру! Не здесь! Не сейчас! Никогда! ("Фонтан" - рецензия на кинофильм)

Противоречивые мнения у критиков о "Фонтане" - от саркастичных до восторженных. Я, собственно, не крытег, и образования у меня никакого, посему на истину в первой инстанции не претендую. Однако, смею заметить, что, как я понимаю, сарказм первых родился от провала фильма на Венецианском фестивале, и, скорее, говорит, не в пользу критикующих, чем во вред создателям "Фонтана", поскольку кидаться тухлыми яйцами и снисходительно-панибратски отзываться о произведении после его неудачной попытки встать на ноги - вековечный признак заурядности.

Восторг последних, быть может, несколько преувеличен, но на общем уровне нынешнего состояния кинематографа понять его можно - подобные произведения искусства появляются нынче не каждый день, и, очевидно, что как бы первый сорт критиков ни ехидничал, а в историю кино эта лента все же, Бог даст, попадет. Случается, что те, кто слишком рано начинает ходить, далеко не уходят; бывает и наоборот.

Я кино смотрю редко. И фильмов Даррена Аронофски, снятых ранее, не видела. Посему, надеюсь, на то, что взгляд мой окажется не совсем предвзятым. Но сначала немного из истории. Фильм был задуман в 1999 г., снимался несколько лет, снимался трудно, из него ушли исполнители главных ролей после разногласий с режиссером, бюджет был урезан продюссерами в два раза, по ходу съемок перекраивался сюжет и вместе с ним сценарий. В конечном итоге фильм оказался снятым с Хью Джекманом и Рэйчел Уайз в главных ролях - и надо сказать, совместное творчество этого дуэта представляется одной из несомненных удач фильма. Актерская работа - на высоте. Так же надо отметить гармонично вписанную в фильм музыку Клинта Мэнселла, как и вообще удачное звуковое обрамление - Аронофски умеет быть внимательным к мелочам и к аккуратному и тактичному использованию кинематогрифических средств воздействия на зрителя.

По жанру "Фонтан" скорее всего можно назвать притчей. Сам Аронофски обозначил его как психоделическую сказку для взрослых. Ну, сказка так сказка.

Несомненно, что это произведение, насквозь пронизанное символами, является абстрактным. А создать достойное абстрактное произведение, пожалуй, одна из самых сложных задач при любом творческом процессе. К "Фонтану" это относится вполне. Он гармоничен. При всем том, что в нем используется достаточно много спецэффектов, нет ощущения режиссерского поиска - скорее, выражение авторского кредо. Причем очень доступными для современного человека невербальными символами. Истины тоже весьма прописные. Однако, все это вместе взятое не представляется азбукой философии, притянутой за уши к кинематографу. Это сделано талантливо, грамотно и очень красиво. Фильм выглядит достаточно простым, несмотря на трехчастную структуру - когда три сюжета через три времени протекают параллельно друг другу и, тем не менее, находят возможность пересечься между собой. Ритмика четкая, вписывающаяся в стиль. И, несмотря на то, что фильм снят преимущественно в темных тонах, он светлый. Свет - это, пожалуй, самое сильное визуальное достижение "Фонтана" - и он здесь не менее метафоричен, как и все остальные художественные приемы.

Мысль? Основная идея, как мне кажется, выглядит так: неосторожное обращение с бессмертием ведет к смерти. Бессмертие - не может быть материальным достижением, оно духовно. И достичь его, можно только выстрадав и пожертвовав собой. Только через боль и кровь рождается вечность. Любой человек - Адам, каждый идет к бессмертию своим путем - и путь этот предопределен, он не может быть руководим самим человеком. Только доверившись предопределению, можно получить то, что невозможно завоевать силой. "Не волнуйся, мы почти у цели". Но цель не достигается так, как хотят сами герои. Она приходит на вершине отчаяния. И еще звучит: бессмертие рождает исцеление, это дар, к которому человек, если хочет его получить, должен идти.

Здесь есть и взаимопроникновение времен, и встреча духовного с материальным, иррационального с рациональным. Танец на фоне звезд - как синтез востока и запада. Сравнивают "Фонтан" все подряд с "Солярисом" Тарковского. Да, есть такой момент, и насколько я понимаю, океан света, как океан Соляриса изображен Аронофски вполне сознательно. Возникает параллель между Тони-Изи и Крисом-Хари. Как известно, для Лема не случаен выбор имен своих героев: он созвучен восточному "Хари Кришна". Аронофски неназойливо назидателен везде, даже в таких мелочах, как выбор съемок для космических спецэффектов - для изображения умирающей звезды были проведены съемки микроорганизмов, которые и стали визуальным фундаментом космической части фильма. Назидателен в незамысловатых метафорах: дерево, лестница, свет в тоннеле, кольцо, круг... И хотя все в фильме говорит о борьбе смерти и бессмертия в человеке, смерть представляется актом творения, отказ от такого представления ведет к катастрофе, согласие - к гармонии. И "смерть - это болезнь" - это уже не о физической смерти, это уже обо всем состоянии нынешнего человека.