Путеводики - Новгород Великий. Часть четвертая

Каре Лия
Кремль. Часть вторая.
В Кремль мы наведывались почти каждый день. Кроме замечательных храмов и музеев там здорово просто гулять. Внутри древних оград  или за стенами, вокруг рва с водой. Гуляли там не только мы, но и многочисленные иностранные туристы из Германии, Англии, Франции... Люди не бегали за экскурсоводом, как цыплята за несушкой, а просто степенно прогуливались по красивой, чистой ухоженной территории с уютными лавочками и красочными клумбами.

Одним из музеев, в которые мы постарались заглянуть сразу после утреннего открытия была Грановитая палата.Такой теремок с толстыми стенами и арками внутри. На первом этаже находится комнатка раздевалки и сидит степенный охранник, что совершенно не удивительно, ведь музей нужно беречь. Купили билеты на осмотр и на фотосъемку. Я ее всегда оплачивала заранее, чтоб не спускаться потом вниз, а сразу снимать то, что приглянулось в экспозиции.

Поднимаемся по небольшой лесенке на второй этаж, и оказываемся перед единственными тяжелыми железными дверьми, которые в свою очередь, закрыты металлической решеткой. Больше ничего нет, за исключением одной фрески... Оглядываемся, ждем, когда кто-нибудь придет и откроет.

Однако, все оказывается не так просто. Дверь открывает изнутри женщина, потом поворачивает замок в решетке и зовет нас... Ну, раз зовут, значит надо идти. Проходя мимо смотрительницы, попадаем в небольшое помещение со сводчатым потолком, четырьмя колоннами и восемью(!!!)... охранниками с автоматами на перевес, один из которых сидит за  монитором от скрытой камеры, через которую нас и разглядели у лестницы! Двери за нашей спиной закрываются и запираются со зловещим скрежетом.

Теперь представьте мои ощущения, когда я пыталась сфотографировать потрясающие экземпляры коллекции: на меня смотрели куча глаз, которые перемещались по комнате вслед за мной и ловили, как мне казалось, каждый мой вдох и выдох. Коллекция просто удивительная, в основном серебряные и золотые вещи с инкрустациями драгоценных камней или тонкой ручной гравировкой - не оторваться.

Одним из символов города является памятник "Тысячелетию России" открытый в 1862 году, к тысячелетней годовщине принятия христианства. Ради этого события в город приезжал сам Александр II, для которого этот визит был не очень легким, из-за ходивших слухов о готовящемся на него покушении. Памятник колоколообразной формы с ангелом опирающимся на крест на самом верху, и рельефами знаменитых людей ".... способствовавших своими подвигами прославлению Российского государства..." Очень красивый и гармоничный, можно подолгу ходить вокруг него и разглядывать скульптуры Петра Великого, Минина и Пожарского, князя Владимира, Дмитрия Донского и многих других достойнейших мужей нашего славного отечества.

Ну и конечно, какой город без краеведческого музея. Кроме археологических раскопок, различных вещей и бивней мамонтов, там есть потрясающий трактор.

• Небольшое отступление про трактор.•
Когда мы ездили в Калязин, то увидели в одном из музеев странную вещь, она напоминала строгий собачий ошейник, вывернутый шипами наружу. Радиус около метра, конструкция жесткая и всеми остальными деталями напоминает колесо без резины. Только никак не понять, зачем этому железному сооружению шипы примерно тридцати сантиметровой длинны. Все экскурсанты ломали голову пока нам не объяснили, что это колесо от одного из первых представителей  землепашцев. Так вот. Гуляя по музею я вдруг увидела то самое колесо в количестве двух штук у старенького почерневшего трактора. Вид он имел весьма внушительный и серьезный, видимо, такой же вид имел человек, которому приходилось сидеть за его рулем: кабины нет, мало-мальской крыши тоже, сиденье жесткое, маленькое, почти без спинки.... А если представить с какой тряской эта конструкция передвигалась по дороге на своих шипах? Да. Мужественные у нас были предки.

Постарайтесь найти в себе еще силы для новых впечатлений и взглянуть на уникальную коллекцию иконописи, которой богат музей. Описывать не буду, это нужно увидеть. Скажу  только одно. Я впервые рискнула сфотографировать иконы. До этого, мое внутреннее воспитание не позволяло мне поднимать объектив фотоаппарата на эти святые творения, где бы они не находились: икона всегда остается иконой. Я честно отдавала деньги за билеты на фотосъемку в разных городах, и снимала храмы и церкви снаружи, но никогда изнутри. Здесь изменила сама себе и сфотографировала "Битву Новгородцев с Суздальцами" и несколько других.

2005 год