Метафизика русскости

Андрей Климов
               
        Станем рассматривать русскость, как качество человеческой души вообще, хотя его можно было бы назвать как-то и по-другому. Но назовём его всё-таки «русскость», ибо оно чаще всего встречается у представителей русского народа. Можно сказать, что это душевное качество присуще русскому человеку, и даже не присуще, а является метафизическим измерением и свойством, к которому русская душа имеет доступ в силу своей природной склонности и которое может усваивать себе, трансформируя его в надмiрность и святость.

Русская душа – душа вселенская, космическая по своей масштабности, способная объять такие высоты Духа, на которые редко поднимаются представители других этносов. Надмiрность русской души определяет её главные качества, и первое из них – святость. Хотя святость, как таковая, есть свойство благоприобретённое и ни в коей мере не является врождённым, в то же время, думаю, можно говорить о святости, как о метафизическом качестве, присущем той или иной народной душе на духовном, трансцендентном уровне. Можно сказать, что русская душа наиболее склонна к усвоению святости не только на метафизическом, но и на материальном, земном плане бытия. Ведь недаром ни один народ за всю историю существования Христианства не дал мiру такого огромного, многочисленного сонма святых угодников Божиих, как народ русский. Это факт, как духовной, так и материальной истории одновременно, его нельзя отбросить или игнорировать, на него, правда, можно закрыть глаза и сделать вид, что его не существует вовсе. Святые угодники Божии, рождённые на свет Землёй Русской и завоевавшие подвигами веры, казалось бы, недостижимые высоты Духа, удерживают эти высоты и по сей день, удерживают для нас с вами, сделав их общенародным и, если хотите, всемiрным достоянием, которое, увы, остаётся на сегодняшний день за редким исключением невостребованным.

          Душа русского человека наиболее способна к восприятию святости в том смысле, что по своему складу, своей духовной организации наиболее к ней склонна и по сравнению с другими народами больше тяготеет к ней. Тоска по горнему, постоянное, непреходящее ощущение его притяжения, подобно силе гравитации, это, несомненно, русское качество души, хотя, конечно, не является нашей монополией ни в коей мере. Ведь и Христос Спаситель принёс Своё Слово, Свою проповедь всем народам, однако только русский человек, русский народ сохранил Его во всей чистоте, и пронесёт Христово Слово до конца времён. Однако не следует вменять это в заслугу русскому народу, не нужно на этой почве идеализировать ни его сознание, ни бытие. Как говаривал в своё время Ф.М.Достоевский, без Христа русский человек – дрянь, может быть, много хуже других.

           Однако, всё это лишь метафизика, во всяком случае, на данный момент нашей истории. Своего рода Дары Святого Духа, которыми можно воспользоваться, усвоить их себе, но возможно и пройти мимо, не заметив их, не отведя им должного, подобающего места в своей жизни и сознании. А ведь именно надмiрность делала нас способными выживать в самых невероятно тяжёлых жизненных исторических ситуациях, побеждать врагов тогда, когда это казалось абсолютно немыслимым, совершать подвиги духа и веры, не имеющие себе равных во всём человеческом бытописании. Надмiрность это способность души не привязываться к мiру дольнему, и жить в нём, созерцая духовными очами просторы горнии. Именно это свойство души русской так непонятно и ненавистно врагам нашим, напрочь лишённым его. Не свойственно русскому человеку прорастать всеми корнями в дольний, материальный, земной мiр. Наши корни по большей части на Небе, а не на Земле, и в этом наша национальная особенность, которую настойчиво пытаются сегодня вытравить из народной души.

         Святость и надмiрность не являются больше нашими общественными идеалами, сверхзадачами, на которые ориентируется социум, общество. Сегодня наш главный общественный идеал – стяжательство, совершенно чуждое нам по нашей природе, однако успешно навязанное и приведшее народ русский к полнейшей катастрофе, и духовной, и материальной. Очевидно, нам предстоит ещё погрузиться в какую-то более страшную бездну, чтобы осознать всю глубину своего Богоотступничества, духовно-нравственного падения и вернуться к нашим исконно русским небесным, надмiрным истокам, питавшим нашу народную душу на всём протяжении её жизни.