Сквозь века по мсте-реке

Тамара Ровенская
Путевые заметки


                СКВОЗЬ ВЕКА ПО МСТЕ-РЕКЕ

В честь предстоящего 300-летия создания Вышневолоцкой водной системы, позволившей построить Санкт-Петербург, в конце мая 2001 года из Твери отправился караван катамаранов, переоборудованных под знаменитые купеческие барки. Его путь лежал от Вышнего Волочка до Великого Новгорода по Мсте-реке. Но прежде чем приступить к описанию самого путешествия, давайте познакомимся с историей славного города Тверской губернии, прозванного русской Венецией.



                ВЫШНИЙ ВОЛОЧЁК И ЕГО ВОДНАЯ СИСТЕМА


В Вышнем Волочке сохранились удивительные названия: Бейшлот (Верхне-Цнинская плотина), Бейшлотская набережная, Тверецкий канал, Обводной канал, Цнинский канал, шлюз, дом смотрителя шлюза… В центре города, возле Богоявленского собора, воды реки Цны омывают, петляя, причудливой формы острова, через протоки перекинуты мосты, и вы невольно оказываетесь в стихии водного пространства. Именно в этом эпицентре сокрыта история создания Вышневолоцкой водной системы – первого в России искусственного водного пути.
В одном старинном путеводителе сказано: «Город сей, сколько по малолюдству и строению неважен, столько водами его окружающими знаменит». В Вышнем Волочке берёт начало быстрая Тверца, спокойная Цна делит своим течением город на две части, с Цной сливается её сестра Шлина. Два водохранилища – Мстинское и Вышневолоцкое – как две большие ладони, поддерживают город.
На Вышнем Волочке люди селились издревле. Селения стояли вдоль путей, по которым велась обширная и бойкая торговля, проходили военные дружины, проезжали заморские послы и гости…

Облик города сложился не сразу. Посад на древнем Волоке с веками разрастался благодаря выгодному географическому расположению. С незапамятных времён был известен водный путь из Волги по Тверце до Волочка, потом десять вёрст волоком посуху до Цны-реки, а далее – через Мстино, Мсту, Ильмень, через Волхов и Ладожское озеро в Неву, в Балтику. Малый Волок - Волочёк стал называться Вышним (верхним), потому что на Мсте, в обход опасных Боровицких порогов, проходил Волок Держков, который назвали нижним. Вдоль рек и озёр проходила также сухопутная дорога из Москвы и Твери в Новгород.
Главным событием, изменившим облик посада на Вышнем Волочке, стало строительство судоходного канала между реками Цной и Тверцой. Дабы открыть непрерывный водный путь с Волги к Балтийскому морю, в связи со строительством Санкт-Петербурга Пётр I повелел 12 января 1703 года начать работы по сооружению Тверецкого канала. На вышневолоцкие «перекопные работы» было приказано выслать 400 плотников, 5000 пеших работников и 1000 работников с лошадьми и телегами. Начальником строительства был назначен царский стольник князь Матвей Гагарин. А техническое руководство Пётр I поручил пяти голландским «слюзным мастерам» во главе с Адрияном Гаутером.
Согласно преданию, Пётр I прошёл пешком от Цны до Тверцы и сам наметил трассу будущего канала. Рыли канал вручную, лопатами, в тяжелейших условиях болотистой местности.
Весной 1709 года Тверецкий канал длиной 2811 метров и шириной 15 метров был закончен. Барки по большой воде прошли через канал, голландские мастера получили вознаграждение и отправились по домам. Газета «Ведомости» писала, что «начатое дело Божией помощью в совершенстве приведено».
А летом уже выяснилось, что воды в Тверце и в канале не хватает для свободного хода судов, что голландцы не проявили глубоких знаний шлюзного дела и не учли местных условий. Вода по высокому месту не пошла.
Последующие десять лет судоходство по Тверецкому каналу было сплошным мучением. Многие караваны не прошли и «воспоследствовала в Петербурге нужда в провианте. Был голод и бунт великий». Пётр I пытался исправить ситуацию, приглашал мастеров из Италии, Франции, Англии, Нидерландов. Задача ставилась предельно ясно: ликвидировать мелководность – главный недостаток Вышневолоцкого водного пути. Иноземные мастера разводили руками. В 1719 году специальная комиссия убедилась, что шлюзовые ворота сорваны и унесены во время половодья, шлюзы завалило, сваи все сгнили. Тверецкий канал во многих местах засыпало песком.
И тут объявился деловитый купец «мунгальского роду» (родился в 1678 году на реке Селенге), новгородец Михайла Сердюков, который утверждал, что берётся «судам дать ход свободный»!
Автор проекта предлагал использовать «бесполезно протекающую» реку Шлину, направив её воды через озёра Ключинское и Городолюблинское в Цну выше Тверецкого канала, надеясь, что в реках Цне и Тверце вода «умножится и всяким судам будет Тверцою свободный ход и государству польза в том будет».
26 июня 1719 года последовал указ об отдаче Сердюкову в содержание Вышневолоцкого судоходного пути. Получив указ Петра I, Сердюков принялся за дело с усердием и прилежанием: шлюзы починил, канал вычистил, воды реки Шлины обратил в Цну. В 1722 году Сердюков спрямляет опасный для судоходства рукав Цны постройкой Цнинского канала длиной 1280 метров и строит на нём шлюз. Долгое время канал этот назывался Сердюковским.
В последующие годы Михайла Сердюков предпринимает ряд усовершенствований гидросооружений, закрывает Цну плотиной, собирая паводковые воды в водохранилище (6 кв.вёрст) и тем самым обеспечивает свободное судоходство в самое засушливое время. До сих пор М.И. Сердюков по праву считают подлинным создателем Вышневолоцкой водной системы.
Посад на древнем Волоке, в связи с функционированием водной системы, изменил свой облик настолько, что 28 мая 1770 года последовал именной указ императрицы Екатерины II Сенату об учреждении Вышнего Волочка городом, поскольку «пользу великую российской коммерции приносит».
2 апреля 1772 года утверждается герб Вышнего Волочка, а 1 июля 1772 года новгородский губернатор Я.Е. Сиверс торжественно зачитал Указ императрицы Екатерины II и провозгласил Вышний Волочёк ГОРОДОМ.
В 1774 году государство выкупило у потомков М.И. Сердюкова Вышневолоцкую водную систему. Вместо обветшалых деревянных построек за счёт казны стали возводить каменные дамбы и плотины, а набережные облицовывались гранитом.
По Вышневолоцкой системе в год проходило три каравана: весенний, летний и осенний. Первым, ещё в мае, в Вышний Волочёк приходил Новоторжский караван, в составе которого часто было более 1000 барок с грузами. Следом шествовал тверской караван, включавший более 500 судов. Летом в Вышний Волочёк приходил меженный караван, основу которого составляли в основном суда со Средней Волги общим количеством до 2000 барок. Осенний караван состоял из барок, приплывших с далёких камских и нижневолжских городов. Этот караван, называвшийся сибирским и обычно включавший 900 – 1100 барок, даже в сороковых годах XIX века продолжал транспортировки грузов с Урала в Петербург.
Тысячи человек обслуживали движение барок по Вышневолоцкой водной системе. Большую роль среди них играли лоцманы на судах, отвечавшие за благополучное плавание по порожистой Мсте-реке. Вышневолоцкие каналы работали столь исправно, что надобности «дальнейшего впредь содержания» не требовали. Никто и не предлагал заниматься их улучшением. Однако две страшные засухи 1817 и 1826 годов довели Вышневолоцкую водную систему до полного истощения вод. Караваны через Вышний Волочёк не прошли. Правительство потребовало предпринять «что-нибудь решительное» для улучшения столь необходимой для государства системы судоходства. Реконструкцией Вышневолоцкой водной системы занялся подполковник О.И. Корицкий. Работы велись три года. Была построена Бороздинская дамба, площадь водохранилища достигла 60 кв. вёрст.
В середине XIX века Вышний Волочёк – крупный уездный город Тверской губернии. В 1849 году через него прошла Николаевская железная дорога и постепенно отпала необходимость перевозки грузов по водному пути. Началась иная жизнь, иная эпоха…
 
                ЦНИНСКИЙ КАНАЛ – озеро МСТИНО - ПЛОТИНА

27 мая 2001 года в Вышнем Волочке торжественно встречали экспедицию «Сквозь века по Мсте-реке». Приём был организован администрацией города с театрализованным представлением в честь отплытия тверского весеннего каравана. Экспедицию благословляли царь Пётр I, императрица Екатерина II и устроитель Вышневолоцких каналов Михаил Сердюков.
После торжественной церемонии катамараны вернулись в базовый палаточный лагерь на острове, чтобы основательно загрузить суда перед длительным путешествием по Мсте-реке. В 15 часов катамараны «Тверь», «Вышний Волочёк» и «Великий Новгород» отошли от берега. И тут гидросистема сыграла с участниками экспедиции хитроумную шутку, видимо в назидание. Первым вырвался на водный простор наш катамаран «Великий Новгород» и под ликующие крики горожан, приветствующих старинную барку с длинной гребью, быстро дошёл по течению Цны-реки до Богоявленского собора. Там команда стала ждать другие катамараны. Время шло, а они из-за острова так и не появились. Наконец мы поняли, что катамараны «Тверь» и «В. Волочёк» ушли основным руслом Цны через бейшлот. Наш лоцман принимает решение идти Цнинским каналом, выстроенным М. Сердюковым в 1722 году и получившим впоследствии название Сердюковский. Канал облицован гранитом в екатерининскую эпоху и выглядит основательным. Вскоре показался шлюз – первое препятствие на нашем пути. Разгружаем содержимое катамарана и всё переносим через шлюз. Далее движение продолжается до места слияния с основным руслом Цны. Здесь пришвартовываемся к берегу и ожидаем другие катамараны, которые, в отличие от нас, ушли основным руслом Цны, делая изнурительные обносы катамаранов через шлюзы и бейшлоты. Времени и сил потрачено много, зато все на практике убедились, насколько удобнее путь через Сердюковский канал.
Воссоединившись, катамараны продолжили свой длинный путь, как во времена XVIII – XIX веков. Река Цна при впадении в озеро Мстино делает ещё несколько больших изгибов: мы то приближаемся к городу, то вновь удаляемся на приличное расстояние. В этом планом движении по руслу есть что-то завораживающее. За тёмно-зелёной кромкой леса садится необыкновенно огромное солнце, отражаясь пламенем заката в зеркале воды. Кажется, прямо в душу начинают проникать запахи осоки, болотных трав. С каждым километром мы всё более уходим от цивилизации, проникая в мир первозданной природы…
Озеро Мстино в вечерних сумерках встретило нас непогодой, сильным ветром и штормовой волной. Из-за налетевшего дождя быстро намокаем, вполне ощущая суровую романтику водного пути, но не пасуем и продолжаем маршрут. На ночлег остановились после 23 часов на одном из острых мысов озера. Среди разросшегося кустарника и болотных трав кажется, что здесь ещё не ступала нога человека. Однако утром иллюзии рассеялись при виде заброшенных кострищ рыбаков.
До полудня двигались по озеру, растянувшемуся на 14 км, отмечая на берегах деревни, базы отдыха, обосновавшиеся в самых живописных местах. Ближе к плотине, на возвышенном плато, находится Дом творчества союза художников – Академическая дача им. И.Е. Репина. «Владимиро-Мариинский приют» - таково первоначальное название дачи – был открыт в 1884 году как место летней практики студентов Академии художеств. В 1885 году был построен «восьмигранный павильон». И поныне, доминируя над деревьями, он красиво отражается вместе с современными корпусами в зеркальной глади озера.
После прохождения Академической дачи озеро Мстино начинает быстро сужаться, а вода обретает большую скорость. Всё говорит о том, что мы приближаемся к плотине – завершающему этапу озера. Далее в нашем маршруте следует река Мста, но, чтобы в неё попасть, надо перенести все три катамарана через плотину. Работа тяжёлая, со спуском по другую сторону с довольно крутого берега.
Мстинская плотина – это старинный гранитный шлюз, который более двух столетий назад непрерывно работал на пользу государства Российского, пропуская гружённые товаром барки.
 
                РЕКА МСТА – СТАНЦИЯ МСТА – БЕРЕЗОВСКИЙ РЯДОК

Интересные сведения читаем мы в одном путеводителе: «Река Мста берёт начало из озера Мстино, расположенного неподалёку от Вышнего Волочка, и через 470 км впадает в озеро Ильмень вблизи Новгорода. На значительном протяжении Мста и многие её притоки протекают в пределах восточной части Валдайской возвышенности.
Мста, как полагают, получила своё название от угро-финского слова «муста» (чёрная) за тёмный цвет воды, которую приносят в неё притоки, начинающиеся в болотах. В верховьях Мста течёт по ледниковой долине, а затем пересекает несколько гряд, прорезая твёрдые коренные породы и образуя пороги. Покинув пределы Валдайской возвышенности, она разливается и в озеро Ильмень впадает широкой полноводной рекой…
Озеро Мстино лежит на 135 м выше уровня Ильменя, куда впадает Мста. Скорость течения и характер препятствий на ней очень зависят от уровня воды.
Используя Вышневолоцкий водный путь в XVIII – XIX веках, купеческие барки шли только в одну сторону – в Санкт-Петербург, а там разбирались на барочные дрова. Средняя барка имела длину в 17 саженей (1 сажень – 2 м  13 см) и ширину 4 сажени,    грузоподъёмность –
8 тысяч пудов. Строилась барка из хорошего елового или соснового леса. Из Вышнего Волочка барки уходили по сплаву: рули и мачты снимались, устраивались помосты, на которых стояли лоцман и рабочие, управляющие четырьмя огромными вёслами – потесями…»
Именно этим историческим водным путём предстояло пройти тверскому весеннему каравану от мстинской плотины до озера Ильмень, и далее в Великий Новгород.
Для нас трудоёмкий перенос трёх катамаранов через мстинскую плотину с разгрузкой и последующей загрузкой походного снаряжения занял около двух часов. Фотокорреспонденты и видеоператор зафиксировали и этот знаменательный процесс, хотя интересных кадров за наше путешествие было предостаточно.
После тяжких трудов руководитель экспедиции разрешил, в качестве короткой передышки, рассмотреть это гидротехническое сооружение XVIII века. Его высота – 10-15 метров, облицован гранитом, и в этом уже чувствуется величие былой эпохи, но одновременно возникает ощущение запустения, заброшенности. Три шлюза разрушены, конструкции проржавели, и функционирует только четвёртый, современный. Заслонка немного приподнята и оттуда, бурно фонтанируя, вырывается вода озера Мстино, регулируя и наполняя реку Мсту.
Снова спускаемся к своим катамаранам уже на реке Мсте. Отчаливая от берега, в зарослях осоки обнаруживаем старинный водомерный столб, полузабытый людьми, но по-прежнему исправно исполняющий свои обязанности. По полустёртым отметкам определяем уровень воды в реке. После плотины она широко разливается, образуя большую заводь, а затем высокие берега сжимают русло, и Мста бежит шустрой, извилистой речкой.
Днём на маршруте нас накрыл сильный дождь, все основательно вымокли, но потом выглянуло солнце, и мы мгновенно забыли о трудностях пути. С каждым километром всё больше втягиваемся в ритм движения, приноравливаемся к вёслам, приобретаем опыт обходить камни на мелководьях и быть бдительными на стремнинах. Но вечером нас ждали новые испытания: вначале путь преградил мост со сваями, который нам всё же удалось пройти без разгрузки походного снаряжения, а затем, когда участники экспедиции уже совершенно устали, водную дорогу перекрыл низкий понтонный мост. Пришлось разгружать и переносить катамараны через это злополучное препятствие, а затем снова погрузка и до 23 часов шли по реке, навёрстывая упущенное время. С трудом, почти в темноте, среди крутых и заросших осокой берегов, выбрали стоянку на ночлег…
На другой день пейзаж за бортом изменился – высокие берега отступили, открывая простор и реке, и взору. По правому берегу показались курганы, их 8 – 10 штук. Помня историю, хочется назвать их «скандинавские», ибо скандинавы в X-XII веках тоже бороздили эти просторы. Проплываем старинное село Млево с его главной достопримечательностью – Спасо-Преображенским собором. Величественный, белокаменный, с портиками, фронтонами и пятью куполами, он словно провожает нас невидимым оком.
К полудню причаливаем к большому посёлку с названием «Станция Мста». Местные мальчишки при виде катамаранов что-то кричат с берега, и мы их тоже приветствуем поднятием парусов с гербами Твери, Вышнего Волочка и Великого Новгорода. Остановились у высокого железнодорожного моста, где проходит железная дорога Бологое-Удомля. Руководители экспедиции и спецкорреспонденты пошли отзваниваться на вокзал, а мы – осматривать местные достопримечательности. На противоположном берегу реки сохранился огромный былинный холм, на котором в VIII-X веках располагалось городище. Глядя на этого исполина, ощущается эпоха начала Руси и славянских поселений.
Вернулись руководители, принеся много новостей, и мы снова продолжили путь. Теперь по курсу нас ждали Кожинские пороги. По стремнинам мы их прошли быстро, а потом долго плыли по излучинам реки. В 20 часов миновали большое селение Сельцо, раскинувшееся на двух высоких берегах. В вечерних лучах солнца очень красиво высвечивался храм с высокой трёхъярусной колокольней.
В этот день мы так и не дошли до намеченного Березовского Рядка. Путь по порожистой Мсте оказался значительно длиннее, чем мы предполагали. Заночевали спешно на низкой поляне, где нас под утро накрыл холодный сырой туман.
С первыми лучами солнца мы опять продолжили путь. Впереди ждал сложный участок – 10 км порожистой реки вплоть до Березовского Рядка. Уровень воды здесь очень низкий, и катамараны то и дело застревают на мелководье. Те, кто имеет высокие болотные сапоги, спрыгивают в воду и с большими усилиями снимают катамараны с мели. При подходе к Березовскому Рядку пришлось разбирать каменную запруду, которую нельзя было никак обойти. Около полудня на высоком берегу реки наконец-то показалось селение Березовский Рядок.

 
                БЕРЕЗОВСКИЙ  РЯДОК – ОПЕЧЕНСКИЙ ПОСАД – БОРОВИЧИ


Красиво расположился Березовский Рядок на высоком берегу реки. Среди домов с резными наличниками и сбегающих к реке бань доминантой на холме высится грандиозный храм с колокольней. Когда-то во времена функционирования водного пути, здесь на площади проходили большие ярмарки. Ныне селение потеряло прежнее богатство и привлекательность, да и пятиглавый величественный храм разрушен временем.
В Березовском Рядке мы встретились с фольклорной группой нашей экспедиции, едущей по  опорным сёлам на автобусе и выступающей с концертами. Одновременно они рассказывают местным жителям об истории создания Вышневолоцкой водной системе, судоходном пути, что для них равносильно открытию, так как за прошедшие 150 лет многое стёрлось в людской памяти.
Мы снова в пути. За Березовским Рядком происходит слияние реки Березайки с основным руслом Мсты. Наконец-то уровень воды стал выше, река, став полноводной, тоже поменяла облик. Плыть стало куда приятнее, чем в верховьях Мсты по каменистым «шкуродёркам».
В разливах возникают интересные острова, заросшие травой, вытянутой формы, напоминающие диковинных щук, с острой мордой песчаного откоса. После впадения правого притока – реки Увери – Мста становится ещё более широкой и стремительной.
В этом районе, между притоками рек Мсты и Увери, проходит административная граница Тверской и Новгородской губерний. Пройдя этот невидимый рубеж, мы сразу обращаем внимание, что мосты в Новгородской губернии сделаны основательно, высоко поднимаясь над рекой. Нам не приходится более делать утомительных и трудоёмких переносов катамаранов через речные преграды.
В этот день, пользуясь хорошей погодой, мы шли по реке до глубокого вечера. Запомнился отрывок пути после села Большой Чернец. На очередном уклоне Мста, разливаясь, увлекла катамараны стремительно несущимся потоком. Было ощущение, что мы идём по бурной сибирской реке в окружении могучих деревьев на высоких берегах. Красиво светились буруны в лучах вечернего солнца.
После ночёвки проходим стремнины Жадинских порогов. Это как предварительная тренировка перед наиболее опасными знаменитыми Опеченскими порогами. Делаем остановку в соседнем лесу, подплываем к Опеченскому Посаду. Участники экспедиции готовят катамараны к серьёзным испытаниям, наши лоцманы обсуждают лоцию реки Мсты, прорабатывая в деталях более безопасный путь прохождения Опеченских порогов.
Интересна история этого Новгородского края: «Село Опеченский Посад возникло в начале XVIII века. Пётр I  не раз ходил через Опеченские пороги, хорошо знал им цену и возвысил лоцманов, освободив их даже от податей. В начале порогов, против села Опеченский Рядок, была построена лоцманская слобода, получившая название Опеченского Посада. Лоцманы проводили барки через пороги до Боровического рядка (теперешних Боровичей). Оттуда уже другие лоцманы вели суда до Великого Новгорода…».
От Опеченского Посада до Боровичей Мста имеет характер горной реки, здесь нам предстоит пройти по порогам 31 километр. Даётся команда «К отплытию!», и экипажи катамаранов сразу вовлекаются быстрым течением. Мгновенно подплываем к Опеченскому Посаду, расположенному на двух берегах, на ходу рассматриваем старое поселение лоцманов. Всё здесь добротно, строго, весомо и чинно. Сохранились двухэтажные дома с мезонинами, зачастую каменные, своим внушительным видом показывающие степень зажиточности семей лоцманов в XVIII веке. Посреди Мсты возвышается камень-великан, немой свидетель славного прошлого – патриарх этой местности.
Самобытна и набережная, выложенная из массивных валунов. Через интервалы в граниты вмонтированы причальные чугунные колонки. В XVIII веке к ним швартовались многочисленные барки, перед тем как идти на Опеченские пороги. Кажется, что лоцманы только что ушли сопровождать многочисленные барки до Боровичей и скоро вернутся в свой Опеченский Посад.
Проплыв под фермами современного моста, мы возвратились к действительности и переключили внимание на грядущие Опеченские пороги. И вот первый «малый порог» - быстрина так и несёт наши катамараны в ещё более бурную пенящуюся волну. Усиленно работаем вёслами, выгребая в нужном направлении и обходя опасные подводные камни. А впереди по курсу уже слышен шум «большого порога».
Нас окружают высокие берега с выходами белого известняка, из разломов которых торчат устойчивые берёзы, вцепившиеся корнями в жёсткую породу. Ощущение, что мы находимся в горных районах Скандинавии. Протяжённость «большого порога» более 3 км. По бурной, словно кипящей воде быстро скатываемся по крутому уклону и вырываемся на относительно ровную поверхность реки у села Ровное. Затем следует стремительный порог «лесенка», за поворотом показывается селение Ёгла. За кронами берёз видны главки церкви, а на берегах нас приветствуют мальчишки с удочками.
А вот и порог «Ёгла», столь же бурный и стремительный. От брызг вся одежда намокла, к тому же нас пронизывает холодный северный ветер. До Боровичей проходим поэтапно утомительные и мелководные пороги: «безымянный-1», «безымянный-2», лавируя между камнями.

При подходе к Боровичам пейзаж изменился – по обе стороны реки возвышаются огромные зелёные холмы с выходом красных глин. Встречаются интересные песчаные откосы с красивым рельефом горизонтальных пластов осадочных пород.
В Боровичи прибываем вечером, при закате солнца, торжественно, при поднятых парусах.
 
                БОРОВИЧИ – ТОПОРОК – ЛЮБЫТИНО


В Боровичах с давних пор останавливались барки, шедшие с товарами снизу с Ильменя и сверху с порогов. При Петре I, в период расцвета Вышневолоцкого водного пути, селение, получившее название Боровический Рядок, значительно разрослось. В Боровическом Рядке нанимали лоцманов, запасали товары к началу навигации, ремонтировали потрёпанные на порогах барки. Латали суда и в расположенном неподалёку селе Потерпелец.
В 1770 году село Боровический Рядок было переименовано в город Боровичи и ему присвоен герб: щит, разделённый пополам вертикальной чертой. На одной половине щита – золотое солнце на голубом поле, на другой – деревянный руль на серебряном поле – символ искусства боровических лоцманов.
Но дальнейшее развитие Боровичей было связано не с водным путём, а с огнеупорными глинами. В 1855 году был основан первый завод по производству огнеупорных кирпичей. Изделия из боровических глин получили повсеместное признание. И в наши дни производство огнеупоров – основная продукция Боровичей.
Тверской караван остановился на ночёвку в Боровичах прямо на городском пляже, возле ажурного моста через Мсту. Приветствовать гостей из Твери прибыла общественность города, местные журналисты брали интервью у руководителя экспедиции, фотокорреспонденты и телеоператор снимали фольклорную группу на фоне катамаранов.
На другой день мы покинули старинный город, хранящий дух эпохи лоцманов. Мста опять напомнила нам о порогах, а на сильных уклонах реки мы просто скатывались, словно с горы, вместе с несущимся потоком. Вдоль берегов – дремучие леса и выходы красной и синей глины. Но вот началась и глубокая вода, появились откосы с горизонтальным рельефом спрессованных песчаников.
В этот день нам повезло: каменистое мелководье кончилось, и мы впервые смогли применить мотор, подаренный экспедиции ещё в Вышнем Волочке. Можно было спокойно полюбоваться пейзажем. Мста всё время меняет направление: до Боровичей шли преимущественно на север, теперь на северо-запад.
Вечером у костра символически отпраздновали середину пути. Дежурные угостили салом, купленным в Боровичах. Разговоры, воспоминания о самых трудных и интересных участках пути и, конечно, об Опеченских порогах. Над рекой догорал закат в ореоле перистых облаков. Очень светло. Здесь, на новгородской земле, чувствуется наступление белых ночей.

На другой день Мста опять преподнесла сюрпризы: начались стремнины, перекаты, камни. На катамаране «Вышний Волочёк» ЧП – выронили весло. Понимая всю сложность положения, немедленно организовываем поиск, но найти его так и не смогли – видимо, унесло на глубину. Пришлось предпринимать экстренные меры – вырубать весло из доски.
Проплываем посёлок Топорок под мостом с двумя арочными пролётами. Здесь проходит железная дорога «Окуловка – Неболчи» - ответвление от основной магистрали на Петербург. Цивилизованный мир рядом, и мы с ним периодически пересекаемся. Дальше опять выходы камней, синей глины на откосах высоких берегов и уцепившиеся корневищами, чтоб не упасть с крутизны, деревья. Красиво!
Не выдерживаем, делаем остановку и фотографируемся у так называемых «мстинских столбов» - десяти поперечных хребтов из красной глины, сбегающих складками к воде, с фигурами выветривания. Облазить бы здесь всё, разглядеть это чудо природы. Настоящая новгородская Швейцария! Но у нас сжатое время графика по маршруту.
Этот день подарил нам ещё один уникальный пейзаж возле деревни «Большие Свечицы» (название-то какое!). На левом берегу открылся крутой откос во всём великолепии с обнажёнными пластами красно-серых глин.
Вечером прибыли к посёлку Любытино, где нас с интересом встречали местные жители, величественный храм XIX века и наш фольклорный коллектив.
 
                ЛЮБЫТИНО–СТ. МСТИНСКИЙ МОСТ–ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД


А наутро  мы поняли, что попали на праздник Троицы. Под колокольный перезвон наш фольклорный коллектив в нарядных русских одеждах присоединился к жителям Любытина, идущим в церковь. Пожилые люди приветствовали их поклонами, с интересом слушая обрядовые песни под гармонь.
Действующая церковь в Любытине небольшая, деревянная, по соседству с величественным храмом XIX века. Именно он в округе доминирует среди строений, но, к сожалению, заброшен. Есть и ещё один памятный знак в посёлке – в центре, на развилке улиц можно прочесть надпись на славянском языке о том, что данное поселение основано в 946 году. Мы и не предполагали, что Любытино основано более тысячи лет назад!
От Любытина караваны отчалили в 11 часов. На остановках в прибрежных лесах нас встречают цветущие ландыши. Вспомнилось, как у Опеченских порогов, среди камней, обнаружили поляну «анютиных глазок» - красота удивительная!
Суровая реальность указывает нам и на развороченные деревянные мосты, выброшенные на берег разбушевавшейся во время половодья рекой. Мста в этих местах первобытна, на 40 км идёт переменная, сложная лоция, изматывающая путников. И так до деревни Телятино, после которой началась большая вода. На реке появились лодки с моторами (ранее встречались одни плоскодонки). Мы допозна продолжали маршрут, любуясь при вечернем солнце зелёными переливами воды, отражающей травянистые берега. Заночевали за деревней Островцы, в удобной гранитной бухте.
Мы приноровились быстро обустраивать и сворачивать походный лагерь. Утром времени зря не теряем: сцепив «фалом» три катамарана, идём по полноводной реке на моторе. Идём резко на юго-запад, отмечая на берегах бобровые норы. К полудню проплываем под конструкциями автомобильного и железнодорожного мостов. Мста стала ещё полноводнее – в ширине достигает 100 -150 метров. Ощущается заметный уклон, волны, ветер. По восприятию пейзажа кажется, что находишься где-то в Карпатах и в качестве плотогонов спускаешься вниз по бурной реке.
К вечеру нас настигла гроза, которую пришлось переждать на берегу. К 20 часам приплыли в старинное русское село Усть-Волма. Сохранились добротные каменные дома столетней давности. Всё село утопает в цветущей сирени -  какой аромат!
И снова плывём по маршруту. На берегах – россыпи валунов. Запомнился у правого берега гигантский валун ледникового периода с разломами и глазницами. Ночевать устроились на луговине среди бобровых нор.
С 8 утра снова в пути. У местных рыбаков узнали, как называется колючий кустарник, заслонивший низкие берега. Оказывается, это осокорь, редкое для северных краёв растение. В Рышеве делаем остановку, чтобы посмотреть деревянную церковь XVII века. На противоположном берегу, на высоком холме, возвышается новая церковь из серого кирпича. Но без дыхания веков это осовремененное сооружение не так интересно. На склоне холма, возле небольшого сарая, лежат мощные якоря, когда-то применяемые на лесосплавах. Были на реке и бакены, о чём поведал нам старый бакенщик, оказавшийся на берегу.
От Рышева до Новгорода 54 км. Начинается Приильменская низменность. Мста здесь выходит на широкие просторы и устремляется строго на запад. Наше путешествие тоже подходит к завершающему этапу. Последняя ночёвка в пути на одном из островов, за селом Русско-Холыньё. Утром, уже 6 июня, мы отыскали в зарослях осокоря гранитные вехи, обозначающие вход в Сиверсов канал, выстроенный в начале XIX века. Река в этом месте круто сворачивает влево, к озеру Ильмень, разделяясь далее на два русла, и канал значительно сокращает расстояние до Великого Новгорода.
Берега Сиверсова канала обросли осокарем, и земли не видно 10 км. Она стала появляться только при подходе к Волхову. Здесь, на правом берегу, стоит разрушенная крепость Рюрика, на противоположной стороне, через всю синь реки Волхов, сверкает главами соборов Юрьев монастырь.
Озеро Ильмень открывается слева как бескрайнее море-окиян. Ликующие возгласы всех участников экспедиции «Сквозь века по Мсте-реке». Цель достигнута – мы прошли 470 км трудного и увлекательного маршрута по Вышневолоцкому водному пути. Вместе с нами радостно кричат новгородские чайки, кружащие над нашими катамаранами. Проплывающие по Волхову катера тоже приветствуют нас протяжными гудками.
Завтра на Ярославовом дворище в Великом Новгороде будет торжественная встреча тверского каравана. Сегодня же, остановившись под стенами Юрьева монастыря, мы у вечернего костра празднуем завершение нашего путешествия. И древний Георгиевский собор (XII век!) с высоты своего умудрённого величия благословляет нас за труды праведные…


Тамара Ровенская

Участник экспедиции
«Сквозь века по Мсте-реке»
    (май – июнь 2001г.)