Лиственница. Чёрная дыра

Нина Гринбанд
...Средь стен ночного звездозала:
Везде чернеет небосвод,
Ты сам себе актёр и зритель.
Какой возвёл его строитель?..

Дмитрий Елисеев. 1979 г.





Как наша Земля чувствует себя? Постоянно думаю, бедная, что у неё сейчас болит... Тут прорывают, там взрывают; то атомные станции в воздух летят, то ракеты прахом на неё валятся... До плодородия ли тут! И тем не менее рожает...
Вот Жизнь устроена! Как Женщина на неё похожа...





&&&&




Развитие общества, развитие общества... А то, что под словом "общество" кроются конкретные люди, мало, кто говорит. Как только дело доходит до конкретной личности, начинаются тайны, покрытые мраком...

А ведь все пакости творят конкретные люди...

Снова пролетает в памяти поступление в институт, устройства на работу, очереди за квартирой, мебелью, водкой, талоны, даже на книги... Ожидание зарплат...

А мы удивляемся, почему у нас столько больных и заброшенных людей.


               
                &&&


... Сидя перед компьютером и раскрытым дневником, Нина думала, как быстро пролетело время и как мало успела запечатлеть в своих записях. Больной мозг уничтожил многое в памяти; восстановить жизнь по крохам могли помочь альбомы, письма  родственников, друзей и учеников. Шесть лет они с мужем живут в Дрездене, сказочном городе на Эльбе. Никогда не предполагала, что жизнь приведёт её сюда, в Германию, хотя всю жизнь занималась немецким языком. Судьба распорядилась по-своему. Но слово «Судьба» вмещало в себя целый жизненный период, за который были пережиты самые драматичные события в жизни...
...Теперь она понимала, как надёжно была защищена тогда материнским крылом, как спокойно и беззаботно шла по жизни 40 лет. Трагические  воспоминания снова тяжёлым грузом легли на  сердце...


         Мамы не стало.  (Из дневника Нины)

1987 год. Октябрь.
Усталая, вышла я из автобуса и по привычке, идя в направлении к парадной, смотрела на свет в окне нашей гостиной. Всё как обычно, но что-то внутри раздражало меня, да ещё навстречу попался сосед сверху, Вадик – поймала его взгляд непонятный, наверное, опять налакался. Господи, а маленьким такой хорошенький был, заглядение. Проморгала мамочка его, впрочем, как и свою жизнь тоже... Помню, в юности влюблён он в меня был. Но я, как всегда в то время, чужих чувств по отношению к себе не замечала, шла своим путём, отмеченным свыше и движимым огромной внутренней силой... Вот и сейчас я возвращалась из Университета, где выступала с очередным докладом, и завтра, в своём училище на конференции, была назначена деловая встреча с коллегой. Погружённая в свои планы на завтрашний день, я тем не менее уловила во взгляде Вадика нечто, заставившее меня потом вспоминать этот взгляд всю мою жизнь. Я замедлила шаг, но продолжила путь к парадной.
Поднявшись на третий этаж и открыв дверь, я не успела произнести ни одного слова. Рыдания родных оглушили меня, я не могла вырваться их рук, чтобы пройти в гостиную. Поняла одно – мамы нет... Сев, наконец, на диван, я расстегнула воротник, чтобы глотнуть воздуха, и только начала осознавать происшедшее.
...Ещё вчера мы с ней съездили в гости к подруге покойной тёти Ани, маминой сестры – она скончалась прошедшим летом в Таллине. До сих пор корю себя за то, что не удержала маму тогда от той стопочки водки – может, это послужило причиной скорого ухода?.. Но радуюсь, что поехала вместе с ней – ещё один день, проведённый для неё. Помню, тогда, на платформе Новый Петергоф, мы встретили нашу знакомую, Галину. Не узнав нас поначалу, она потом рассказывала, что « давно поглядывала на двух интеллигентных дам и любовалась ими. Редко увидишь теперь благородные лица...», сказала она. Спасибо, Галочка...
Для нас это был формальный визит – дань памяти тёти. Сейчас я не могу припомнить – кажется, это была фронтовая подруга маминой сестры. Такая же энергичная, напористая. Мама уже чувствовала себя нездоровой, и этот настрой был ей некстати. Мне тем более. Помянув тётю Аню, посидев за столом за беседой, мы отправились в обратный путь. Это было в воскресение.
В понедельник рано утром, выпив кофе, я отправилась в Университет. Мама, как обычно, закрыла за мной дверь. Я даже не оглянулась, зная, что она тут же возвратится в постель и продолжит свой утренний сон. На кафедре мне сказали, что кто-то звонил, ничего не передал. «Странно», думала я, «кто знает этот номер», - и на время забыла о странном звонке...
...Звонок в дверь прервал мои воспоминания. Отец открыл дверь – на пороге стоял Вадик. Теперь мне всё стало ясно: он ждал меня на автобусной остановке, он уже всё знал. Вот почему его взгляд привлёк моё настороженное внимание... «Нина, я всё сделаю для тебя, что могу», выдавил он из себя, «завтра я в твоём распоряжении». «Спасибо», отвечаю я, и кажется, в этот момент только начинаю видеть что-то вокруг себя. Оказывается, в комнате ещё кто-то есть. Да, это Ира, Наташина подруга. 
...Плакать я не могла. Горе  залегло где-то глубоко, я почувствовала что нужно брать ответственность на себя  –  отец был беспомощен в эти минуты - слишком велика была трагедия потери для него. И тогда-то я почувствовала, что с того момента действительно остаюсь одна, без столь важной жизненной опоры.



               

                &&&&&





Май, 2009 г.

          Сейчас, кажется, появились силы вернуться  в то время. Но так не хочется себе сознаваться, что снова пережила нечто, что могло обернуться более счастливой стороной монеты для всей семьи, не только для меня лично.

               

                &&&


90-е годы.




                ...Если бы я имела в отце надёжную опору, как когда-то в маме.

...Двое мужчин сидели за столом и решали будущую жизнь. Один построил семью, и теперь строя дом, нуждался в помощи. Помощь, собственно, нужна была и его жене. Младшей дочери   второго мужчины... Единственный, кто мог помочь в трудную минуту, был, конечно, отец. Сумма денег, о которой шла речь, не была значительной для отца. Деньги у него всегда были. И никогда дети не претендовали на его кошелёк.
Но тут вопрос вставал ребром: или мы остаёмся, взяв деньги в долг, или мы вынуждены уезжать.
Честно говоря, у меня не было сомнений, всё будет так, как задумано, и я даже не участвовала в диалоге, положившись на мужской разум.

...Увидев мужа после разговора, я его не узнала: он не мог толком отвечать на мои расспросы, долго находясь в тягостных раздумьях. Сказав только, что отец отказал, он занялся проблемой отъезда, т.к. мне уже срочно, кроме всего прочего, требовалось лечение, на которое тоже необходимы были средства. Узнав об отказе, да нет, я не удивилась, привыкнув в своей жизни  больше отдавать, чем получать; но оставшись наедине с собой, долго сидела с маминым медальоном, который мы с ней вместе складывали при её жизни, и молча молилась на него: "Мамочка, спаси и помо.."  И снова не было слёз. Только что-то душило изнутри и не находило выхода, сидело тупо и безнадёжно внутри, как ржавчина, медленно, покрывая всё нутро и убивая жизнь во всём теле...


Это была чёрная дыра в моей жизни... Остались одни эмоции,    подавившие конкретные события. Но  попробую...

               

                &&&&&




После замужества пришлось поменять место работы. Тоже Военно-морское, но в Ленинграде. Уговорил коллега, Виктор, одарённый молодой человек, с которым познакомились на прежней работе. Он не имел постоянной работы и подрабатывал то там, то здесь, уже в условиях нового времени. Быстро подружился с нами, нашим кругом, Борей, Тонечкой, Галиной Петровной, и охотно присоединялся к нашим музицированиям, празднованиям дней рождения и прочее. Невероятно остроумно сочинял стихи, и я постоянно была одарена его вниманием. До сих пор храню его посвящения, написанные с тёплым чувством юмора и любви. Он-то и позаботился о моём переводе в Питер. Не скажу, чтобы я очень переживала эту смену декораций в моей жизни. Главное, в моей жизни был уже муж, надёжная опора, и это для меня было главное. Переживали мои курсанты. Уж больно много трогательных моментов было пережито вместе... И, конечно, напутствия, проводы, адреса - мы не расставались. Ещё долго я получаю от своих мальчишек письма с флота, питаясь их  энергией в то время...



Снова сбилась....


...Теперь не могу не думать о них, их мечтах и разочарованиях. Их достижениях и поражениях. Взлётах и падениях...
Как всё повторяется в биографиях моих учеников... Что пережито мной в их возрасте, возвращается ко мне в их судьбах, возведённое в энную степень...

Оглядываясь назад, анализируя своё отношение к решениям своих курсантов в то время в поворотах их  судеб, прихожу к решению, что была в самом начале чересчур категорична к своим юным ученикам, и хочу просто сказать, не сетуйте на меня, дорогие... Я тоже была ещё не стара и лелеяла в Вас осуществить свои мечты увидеть новую Россию в вашем столь близком и родном для меня облике. Не ваша вина, что не сбылось, ребята... Но низко кланяюсь всем вам за то, что вы сохранили наши чувства такими, какими я их создавала,  и храните их по сию пору. Это придаёт мне сил жить дальше.
 

...А как мы славно сотрудничали!!! Пожалуй, за всю мою трудовую жизнь не было у меня лучше коллег, чем мои собственные ученики! Душа снова переполняется желанием к новому начинанию, когда обращаешься мыслями в те времена. И что только мы ни творили на английском!!! Я могу восстановить это, только читая ваши записки, открытки, письма, мои друзья...



И  снова  руки тянутся к заветной папке...
               


Вот они -  поздравительные открытки, записки, которые я находила на своём столе, приходя на кафедру до и после занятий, фотографии, письма с флота, стихи, переводы, памятная газета...


И вот одно, из тех, которые поднимали мой дух в те тяжёлые для меня времена:

 Март 1997 г.

Здравствуйте, дорогая Нина Николаевна!


Всегда с нетерпением жду Ваших писем, поэтому последнее, полученное мною сразу после приезда с соревнований, очень обрадовало меня. Дело ещё и в том, что на флотских соревнованиях удача улыбалась мне довольно натянуто (в число призёров я не вошёл, проиграв во втором бою). Но прочитав Ваше письмо, я осознал всю незначительность своей неудачи по сравнению с Вашей необратимой потерей. Примите, пожалуйста, мои искренние соболезнования. Нина Николаевна, мне очень жаль...

Но несмотря ни на что - жизнь продолжается, и нам очень важно быть всегда и ко всему готовыми. Так пусть же наши сердца наполняются силой, теплом и энергией от сознания того,
что мы кому-то нужны, что рядом всегда есть близкие люди, готовые поддержать в трудные минутыи преодолеть испытания судьбы. Вот и между нами установились неосязаемые нити взаимосвязи, которые всё-таки что-то да значат!!! (Знаете, Нина Николаевна, я порою довольно сильно верю в энергетику, во всякие "эзотерические штучки", и имею на то немало оснований). Примечательно то, что мы не виделись уже почти пять лет, однако даже нечастых встреч в письмах мне вполне хватает, чтобы чувствовать Вас где-то совсем рядом, а воображение завершает совершенство этой иллюзии. Мне было приятно узнать, что и с Вашим мужем у нас оказалось кое-что общее: и бокс, и танцы, - мне кажется, эта комбинация является прекрасным примером сочетания мужественности и красоты, поэтому я проникаюсь всё большим уважением к Вашему мужу.

А вот пожелание Ваше любимой партнёрши в стенах собственного дома очень кстати пришлось, хотя если оно сбудется, то боюсь, как бы не пришлось мне забрасывать бокс! Но я готов на жертвы, главное, чтобы ради кого и чего... И всё же надеюсь успеть достичь поставленных в спорте целей прежде, чем создам семью.


А ещё на меня однажды снизошло вдохновение и на свет появились нестройные строчки в адрес той, которая где-то есть...

I like flying in your eyes,
They are clear, sunny skies...
Life`ll be like a paradize
If you always send me smiles.

"Nice to see you every day" -
These are words I always say.
I dream to make you happy woman,
Please, beleave, I`m really true man!


Нина Николаевна, не судите строго, это у меня как-то само собой получилось. Наверняка есть ошибки, но я ведь не стремлюсь в Байроны!

Good bye! Keep smile! 

Большой привет Анатолию Ильичу, и -  не  падайте духом!

Искренне Ваш

Макс.




...Часами просиживала я тогда над подобными письмами. .....


...........................

 Ну никак простить себе не могу, что отдала первый экземпляр! Как сердце чувствовало, что исчезнет. Так и случилось. Ну, конечно, нарисовали дупликат, но совершенно не то! Всё равно в памяти храню то первое издание, и как я его получила в подарок. Это было на 8-е марта? Кажется, да. Прихожу, в плане на 20 минут письменная по грамматике, планирую раскидать индивидуальные задания. Уже заходя в класс, чувствую, чевой-то не то!!! Все светятся, будто им Оскара сейчас выдавать будут. 


  - Не радуйтесь, - говорю,-  не отменяется!

  - А у нас для Вас сюрприз! - чуть ли не хором.

  - Любопытно, на каком языке... - язвлю в ответ и раздаю задания.

   Перед моим носом раскидывается небольшой лист бумаги. Присматриваюсь -  в море корабль, в центре моя фигура с английским в руках в образе богини-просветительницы, а вокруг сами себя изобразили... И не просто так, а именно в тех реальных ситуациях, какие мы вместе пережили на английском за прошлые времена. Я от радости не знала, куда деваться.

  - Ну, прекрасно, - говорю, - продлеваю письменную до 45 минут, а сама буду наслаждаться подарком!!!

Засела за стол и стала внимательно разглядывать всех и каждого в газете: За бортом в гамаке спит Павлов. Ну,конечно: однажды на внеаудиторке все сдают текст,и вдруг замечаем - спит, как суслик - и так уютно смотрится! Старшина хотел, было "взбрыкнуться", но я вмешалась: "Дайте ему отоспаться, лучше сдаст!" И оставили его в покое до второго часа. В перерыве смеху было, а на втором часе минут 15 отрабатывал, бедный... Надо же, запомнили!!!

А красавец Бычков стоит этаким разгильдяем с закатаннами рукавами... Ха-ха-ха!!! Как-то на первом курсе во время построения вижу - не по форме: один рукав выше локтя.

- Может, совсем разденетесь? - бросаю реплику.

Покраснел и тут же застегнул манжет.

 Боже, а я даже не подозреваю, как оседают  в их головах мои выходки...

Хоть и второй экземпляр, но трепетно храню по сию пору...



...........




Боже,а это что за мазня...   А-а-а, ну да!!!   Базыленков трояк зарабатывал... С помощью Керимова!

Нет - это я запечатлею:

Подстрочник переводит Керимов для меня: мол, поймите правильно!

" 1) I`m the third year naval cadet
      Я учусь на 3 курсе.
  2) In fuRture (выделяю так, как  было написано!) I will pay for English more attАntion.

     В БудуЮщем я уделю англ., больше внимания.
  3) I tell that now I KnEw English better than in school, and this is because of you, Nina Nikolayevna.
     Я чувствую, что сейчас знаю англ. лучше, чем в школе - благодаря Вам, Нина Николаевна.
  4) I will be satisfaid, if  I will have 3.
     Меня удовлетворит 3 балла.
  5) I was born in Minsk. I have a sister, mother, father. When I was 7, I entered the school, after it I was in our Soviet Army, and now I am (1),(2),(3),(4)...мол, смотри с самого начала!!!
  6) ...."

                На шестой пункт времени не хватило!!!


Вот так мои мужички зарабатывали свои зачёты... Но за этой, казалось, мазнёй, стояла целая история отношений курсанта и преподавателя, две биографии - начинающего военно-морского офицера и его духовного наставника. И для меня эти строчки в тот момент стоили дороже строк пушкинских поэм...


Уже в стенах училища понимали они, что их мечты рушатся. В условиях субординации не находили они себе достойного образца и многие не закончив училища, покидали его, надеясь на  жар-птицу - авось!!!  А те, кто попадал на флот ...   И тут я снова окунаюсь в  ребячьи письма...





.........



Здравствуйте, Нина Николаевна!

Давно хотел Вам написать, да всё было некогда: не вылезаю из морей. Север надоел до безобразия. Прогулка по Английскому парку, столь обыденная в недалёком прошлом, теперь стала верхом блаженства, к тому же ещё и недостижимым. Видимо, всё, что было до нынешнего момента, неправда. Эхом докатываются отголоски событий в стране. Несмотря на их важность, они мало кого интересуют: Всё тонет в рутине дня. Я не надеюсь на перемены, Точнее говоря, не верю в них. Мы можем переделать в корне систему государственной власти, можем даже изменить общественный строй. Но люди остаются всё теми же. И в этом направлении сдвинуться ой как непросто.
 В начале апреля на три месяца ухожу в автономку. Уже получил за 4 месяца вперёд чуть менее двух тысяч, которые бы я не задумываясь отдал бы за то, чтобы два дня посидеть с женой. Парадокс.
В г. Мурманск концентрация идиотов превышает максимально допустимую по стране в тысячи раз. Боюсь, что и меня ждёт участь войти в эту "когорту славных".
Так что, пока ещё есть возможность, прочитайте письмо, написанное мной нормальным (или уже почти нормальным, скоро будет "ещё почти"...)......................


Помнишь,мальчик, как ты плакал, затаив свои печали,
Как ты верил добрым людям и парить мечтал, как птица,
Как лететь хотел с другими в дружной стае, как в начале
Ты старался быть полезным и к вершинам устремиться.
Но теперь ты Человеком назовёшь себя едва ли
Потому, что всюду видишь ты чужие, злые лица,
Отупевшие в сраженьях за создание морали.
Слушай, мальчик! Это правда, а добро лишь только снится.
Ты был маленьким, наивным, не видал из-под вуали
Наших правильных решений то, что ты всего крупица,
И твоё святое имя не запишут на скрижали...
Как ты мог, несчастный мальчик, в столь жестокий мир влюбиться?




Знал бы Ты, Димка,  сколько слёз я тогда пролила над Твоим письмом....

Умница, он уже вовсю сотрудничал  со мной, прекрасно владея языком и пользуясь большим авторитетом у курсантов. Храню фотографии с экзаменами, где он мне ассистирует и на равных принимает экзамены на третьем курсе у своих товарищей. С его же посвящением...
Тонкая поэтическая душа, он реализовал свои мысли в прекрасных стихах, где, прощаясь со своей юностью, пылко и страстно описывал свои душевные противоречия, наталкиваясь на стену, мешавшую ему раскрывать недюжинный талант и осуществлять свои мечты...

......


Зная, какие разочарования ждут парней в их будущей карьере, я стремилась вкладывать свои усилия в то, чтобы в их сердцах запечатлелись хоть малые светлые моменты  их курсантской жизни.  Любыми   средствами стараясь помочь залечивать первые душевные раны...  Что сохраняли они, узнаю из их писем потом, позже...


Много усилий потратили мы на составление первых компьютерных программ по изучению грамматики  с использованием PC.  Благодаря своим ученикам постигала и я азы пользования комьютерной техники,  в чём  есть солидная их заслуга. Они пробудили мой интерес, я использовала их таланты, и мы успешно сотрудничали.


С какой благодарностю вспоминаю я Твои наставления, Серёжа! Как гармонично складывалось наше сотрудничество в стенах училища:


Здравствуйте, Нина Николаевна!

Прежде всего хочу сказать Вам огромное спасибо за письмо.
Все экзамены сдал на "5".По специальности - "военная кибернетика", мой ответ признали лучшим даже среди отличных ответов. По философии немного не сошлись мы с экзаменатором во взглядах на перспективы развития современного мира. Но экзаменаторы были вовсе не философы, а бывшие замполиты.

Экзамен по языку представлял собой комедию  в стиле лучших традиций советского киноискусства. Разговорная тема напоминала допрос русских партизан.Для меня экзамен прошёл очень легко.Я только устал ждать своей очереди отвечать. Первый вопрос - чтение и перевод текста по специальности (журнал Byte), второй - чтение, перевод политического текста, третий - разговорная тема. Вначале мне достался Лондон, а когда вышел отвечать, экзаменатор, чувствуя, что кое-что я могу, поменял мне тему на Ленинград, пришлось отвечать. Всем очень понравилось.

Прошла приёмная комиссия, на которой меня зачислили в адъюнктуру...   Уже начал подыскивать тему для диссертации, направление работы - искусственный интеллект, инженерия знаний.

....Сейчас разрабатываю небольшую задачу по обработке данных...
Скоро начнутся занятия по подготовке к сдаче кандидатского минимума...

 Ещё хотелось бы серьёзно заняться языком... Американским вариантом... Хотел бы свободно понимать телепередачи...  Жду Вашего совета! С какого бока начать!!!  Как сказывается отсутствие Вашего чуткого руководства...

Вот и всё. Всё остальное без перемен. Отсутствие личной жизни компенсирую работой, а на душе кошки скребут.

Y`m afraid, I`ll love her always.

Искренне Ваш  Сергей. Большой привет мужу.
19.07.95.


Моим  гениям нелегко приходилось и приходится в личной жизни. Нелепо, но почему-то именно им достаются в жизни легкомысленные создания!... Хотя наблюдая судьбы погружённых в свои интересы людей, могу понять: таким рядом нужны незаурядные Личности. Их, к сожалению по пальцам пересчитать... И тут моим Ученикам необходима была поддержка, чуткое сердце...


09.04.95.

.... В личной жизни полнейшая пустота. (Подчёркнуто дважды...)  Расстался с девушкой, которую любил. Прекрасно понимаю, что она ...дрянь и непорядочный человек, но всё равно не могу её забыть, хотя надо.
Моя работа м учёба помогают мне отвлечься, но как только приходит суббота и воскресенье, с ними снова возвращается грусть-тоска.  Я стал бояться выходных дней. Но в конце концов отчасти в нашем разрыве виноват я сам, уж слишком много гадостей мы друг другу наговорили, я особенно.
Уехав в ноябре прошлого года в СПБ, я оставил её, и немного некорректно. Но вовсе не собирался бросать её, а она за время моего отсутствия, решив, что мы расстались навсегда, время даром не теряла и нашла себе "друга", которого не стала бросать даже тогда, когда в январе согласилась выйти за меня замуж. Это меня и не устраивало... Но тут надо учитывать гарнизонную ситуацию и вести себя правильно. И вот однажды, ни с того ни с сего, она решила, что намного старше меня (4 года, хотя меня это не смущало, и её раньше тоже), у нас разные подходы к оценке жизненных ситуаций, и нам необходимо расстаться навсегда.
Это, конечно, очень сильно ударило по мне, выбило из колеи. Тем более всё это происходило в момент, когда решался вопрос с моим назначением на должность, вопрос с адъюнктурой, в общем, тяжёлый служебный период.
Ну вот я и   отчитался... Ничего, конечно, не вернуть, но мне всё равно жаль того, что могло получиться у нас...
До свидания. Напишите мне, пожалуйста, что Вы думаете по этому поводу...


Sincerely yours.    Sergey.


И я погружалась в размышления...

И я не любила выходные... Как только подступали пятница или суббота,  в мыслях лихорадило: куда себя израсходовать, только не оставаться наедине с собой... спасали театры, концерты. Случайные партнёры по визитам в гости, дни рождения, музицирования...

Но Душа!... Душа оставалась даже в присутствии множества людей наедине с собой и не находила истинной гармонии с окружающей средой...
Как близок мне Твой мир, Серёжа... И Тебя спасёт Твой Дух, я знаю. Но что придёт? Давай вместе набираться Терпения!...


Здравствуйте, Нина Николаевна!

Огромное спасибо Вам за письмо. Постараюсь следовать Вашим советам. Спасибо за открытку, она заняла достойное место у меня на рабочем столе, там собралась уже целая подборка видов Петербурга!
Сейчас у меня напряжённо идёт подготовка к экзаменам. ...
Я стал по случаю телезвездой .... . 9 мая я выступал на митинге в ... у памятника погибшим воинам, это выступление и показывали по ТВ.
В личной жизни без изменений. Может, на душе чуть полегче стало. В жизни нужен верный друг, который не бросит в трудную минуту и в котором нет ни тени сомнений. Остаётся ждать и надеяться......

Ещё раз огромное спасибо за поддержку... в трудную минуту.

P.S. сделал перевод статьи из Styles - посылаю! Посмотрите, пожалуйста, каковы мои переводческие успехи??? Оччень любопытно, что Вы скажете?.. Жду с нетерпением.

До свидания в Петергофе!   Сергей.

.........

И так я вместе со своими учениками переживала их и свои кризисы, и мы вливали друг в друга силы, чтобы вместе выдюжить и выйти победителями с ринга жизненных испытаний...


...........



&&&




 Уже появившись на новом рабочем месте в новом ВВМУ, я ощутила себя не в своей тарелке. Не сказала бы, что всё устраивало на предыдущем месте, но ко всему, что называется, привыкаешь. И там ещё были остатки старых кадров, людей с настоящим подходом к делу, у кого было, чему поучиться. Постепенно и они были выжаты дешёвыми кадрами, и аудитория была лишена истинных педагогов.

Но здесь... Попахивало душком... профессиональный подход заменялся слежкой, выживанием талантливых специалистов, о научной работе нечего было и речи вести.
Пришёл момент, когда совсем стало невтерпёж. Это, когда должность доцентов получать стали дамы с улицы, а преподавать приглашались девицы сомнительного происхождения. Находиться в подобном окружении с почти защищённой диссертацией лишь старшим преподавателем! Это было позорно!
И Миссиз Гринбанд, собрав все научные труды и подготовленную к защите диссертацию направила свои бразды к ректору, то бишь его научному заместителю.


Открыв одну дверь, она оторопела: перед её глазами, ну, прямо как в сказке, раскинулся стол с царскими яствами!  Ба, чего там только ... Вокруг него нервно сновал офицерик зажратого вида и, явно, чего-то выжидал.
"О, жаль, но я, кажется, не к Вам!" - Нина остаётся и здесь в своём репертуаре, "но где я могу найти..."  Он спешно выбегает за дверь, хватая её под руку, и указывает на другую дверь. Беру небольшую паузу, прихожу в себя, и вталкиваю себя в неё. Ну, конечно, это теперь он.


- Хорошо живёте, - говорю. - Аппетитно!
И выкладываю ему суть дела. Естественно, не получаю положительного ответа. Естественно, находятся объективные на то причины. "Но у вас объективные, а у меня субъективные", говорю я. "Дело в том, что я не могу работать на кафедре, где уже почти преступления творятся. Либо я получаю должность, либо Вы подписываете заявление об увольнении. Я в этой помойной яме больше оставаться не могу."
Хороший был человек, зам. по научной части! Подписал моё заявление, по моему настоянию позвонил на кафедру, дабы я там без хлопот в сей же день свои манатки собрала и скрылась  с глаз долой. 

Долго я ещё сидела в саду, стряхивая с себя  ощущение грязи, запивая водой, чтобы придти, наконец, в себя, и тронуться в сторону дома...
Предстояла нелёгкая жизнь...



                &&&


 


Так называемая перестройка не перестраивала мою жизнь так, как мне мечталось, сидя на полу и слушая "...через 20 лет нынешнее поколение...". Мечты рушились с каждым годом, сколько бы ни вкладывала сама в их реализацию. Совсем наоборот - чувствовала себя всё больше за бортом всего происходящего вокруг, и всё меньшее значение обретало свершённое за всю прошлую жизнь.
Маразм происходящего стирал всё больше Веру в будущее, заставлял применять свой талант  искусственно, то там, то здесь, побираясь нищенкой со всем своим огромным профессиональным опытом. Наблюдая, как всё катится и рушится, успевала находить маленькую радость в частных уроках, промаршировав через фирмы Невского проспекта, преподавая попутно приватно в училищах, в школах, индивидуально и проследив перестроечные судьбы...


                &&&


Так было всегда:  центр города блистал, привлекая и радуя взоры туристов и горожан - ещё один шаг к миру после войны, и без войны - и слава Богу, нет её этой проклятой войны, лишь бы не было её, этой проклятой войны... Так и сидит в мозгу эта послевоенная молитва... Но одни молились из-за потерь, пережитых трагедий, сохраняя остатки сил, чтобы вырастить на скудные средства детей и внуков, а другие талантливо использовали взятую ветеранами передышку, чтобы снова раскрутить колесо,  закрученное когда-то и кем-то  не в том направлении.


                &&&


Ленинград становился Санкт-Петербургом... Читаю строки открытки от студенческой подруги из Еревана: " Наконец-то город возвращается в свою колею!" Святая наивность!...

"Новые капиталисты" , которым я смотрела в глаза, были безграмотны, поверхностны и стремились только к одному: набить поскорее свои карманы и успеть  насладиться всеми благами этой жизни.



                &&&

...В дверь бюро постучали. Стоя перед зеркалом и приводя себя в порядок перед выходом, думаю, как всегда в последнюю минутту!  открываю дверь. Передо мной - два красавца в чёрных костюмах - молодцы из русской былины!!!
 
  -  "Мальчики, загляденье!" - говорю. "Чем могу служить?"

Надо сказать, вели себя достойно. Вот-де, срочно нужен специалист со знанием языков - необходим контакт...
Вообще-то, реагирую, глядя на часы, поздновато, - может, на завтра договоримся?

  - Нет, вот, понимаете, срочно нужно. Сейчас. Мы заплатим, и хорошо заплатим! На машине.

  - Ну, если заплатите, хоть со всем миром... 

Выхожу под конвоем, у подъезда - шикарный чёрный лимузин! Ба, дверцы открываются... Сказка...

В бюро - компьютер. Попутно пробегаю глазами полки - пусто... Крошечный русско-немецкий словарь бросается в глаза великому спецу! Работа длится около пяти минут: Хемнитц, попутно пощебетала с приятной девочкой - wiedеrhoeren! - Готово!!!

   - Может, на работу возьмёте?

Смущение в аудитории.

   -  Да у нас уже есть...

   -  Так в чём же проблема?

После паузы:

   -  Сын шефа!  Студентик ещё!!!

   - Повезло, - говорю,  -  ему на папочку. Ну, ладно, везите меня в мой мир назад!



    И, отмерив мне  с лихвой, молодцы с лёгкой душой освободились от очередной   

    тяжести     дня...


               
                &&&




  ....Очень жизненная сочная картинка из жизни страны получилась,
     хоть на ней всего лишь несколько постоянных персонажей.
    В каждом из них - история поколения.
    Понравилось.

    Но немного грустно.

    Как-то у Вас, Нина, всё с надрывом получается...

    Впрочем, это Ваш стиль и этим он хорош.

   С уважением,     Екатерина Игнатова




       …. Работая над словарём и пролистывая страницы работ, постоянно останавливаюсь на  рецензии Кати Игнатовой, проницательной и глубокой, на которую не решилась отреагировать в стиле рецензий. Уж больно сложна тема была тогда для меня. Остаётся сложной и сейчас. Но наедине с собой хочется подвести черту  под размышлениями  на тему, заданную Катей. 


       ...Надрыв...  Это слово  до сих пор сверлит мозг. Чуткую надо иметь Душу, чтобы почувствовать этот Надрыв...

        Откуда он? Ведь, действительно, всё писалось и пишется, будто в последующий момент не станет этой возможности: сказать, рассказать, описать... Будто появится некая дьявольская сила, отнимет „перо“, засадит в клетку... Но, может, я  уже из клетки пишу? Да, да, тут проясняется моё сознание. И соловьи издают свои неповторимые трели, часто находясь  за решётками позолоченных клеток...Как можно ощущать себя в клетке, живя, вроде, в привольи?..



      И оглядываясь снова назад, пытаюсь определить когда я, лично Я, ощутила себя в этом мире, как в плену.  Не тогда ли, когда столкнулась с первой Ложью из голоса радиоприёмника? ...

      Откуда начинается Ложь?...