Гетто-готский путь

Петр Золин
Гетто-готский путь

Фото Марк Борисович Щукин (1937 – 2008)

Он скончался 14 июля 2008 г. в Петербурге.
А сам о себе в книге  «Готский путь» ( СПб, 2005) указал:

«Родился в Ленинграде в знаменательном дня русской истории 1937 г. Отец — художник, мать — чертёжница. Во время блокады был эвакуирован в Вологодскую область. Учился читать по «Истории древнего мира» для 5-го класса. Срисовывал с учебника вооружение римлян и самнитов. Уже тогда стало ясно, что буду историком-археологом. Вернулся в Ленинград в 1949 г. По окончании школы служил в армии. В 1959 г. поступил в ЛГУ, на кафедру археологии исторического факультета. На первом курсе прочитал книгу Ф. Брауна «Разыскания в области гото-славянских отношений» и с тех пор увлёкся этой тематикой. Моими учителями были М.И. Артамонов, М.А. Тиханова. Слушал лекции Л.Н. Гумилёва. По окончании университета начал работать в Эрмитаже, сначала в качестве экскурсовода (и здесь автор данной реплики близок М.Б.Щукину: П.З.), затем хранителем древностей в Отделе истории первобытной культуры. Параллельно учился в заочной аспирантуре ЛОИА. В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию «Европейская Сарматия и черняховская культура (Проблема хронологических соотношений)». Две монографии: «Rome and the Barbarians of the Central and Eastern Europe in the 1st cent. BC — 1st cent. AD» (Oxford. 1989) и «На рубеже эр» (СПб., 1994) легли в основу докторской диссертации, защищённой в 1992 г. Автор небольшой популярной книги для школьников «Машина времени и лопата» (1986), а также многочисленных статей и очерков. Более 20 лет руковожу Славяно-Сарматской археологической экспедицией Эрмитажа, ведущей раскопки на Украине, в Крыму и в Молдавии. Работу в Эрмитаже совмещаю с чтением лекций на кафедре археологии СПбГУ. Являюсь членом-корреспондентом Deutsche Arch;ologische Institute.»
Для меня человек, служивший в армии – объективно нормальный и ответственный к Родине человек. При всех различиях в подходах к истории, иногда очень резких, никогда не сомневался в научной порядочности Марка Борисовича, в его умении прислушаться к здравым аргументам оппонирующей стороны
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111105.htm


 ПЕТЪР ГЕОРГИЕВ в книге
«ТРАКИ / ГОТИ / СЛАВЯНИ» (
 СОФИЯ 2009) отдает должное светлой памяти это добросовестного талантливого историка.

Марк Борисович Щукин (Шчукин)
Марк Борисович Щукин (1937-2008) е историкът, чийто жи-вот е преминал в изучаването на готите. Или по-точно на това, което той смята, че е останало след готите на територията на Украйна и извън нея, където те са били няколко века. Защото според историците там, в един огромен район, почти колкото Централна Европа, са живели готите. Там са оставили следите на своя бит – керамика, оръдия на труда, некрополи. Тази култу-ра, за първи път описана от украинския учен В. В. Хвойко през 1901 година,11 е наречена Черняховска култура по името на селището, където за първи път са открити готските селища. Повече от сто години руски и украински историци правят разкопки, описват и систематизират тази необичайна за Русия и Украйна култура. И един от тези учени е Марк Борисович Щукин. След публикуването на четиридесет научни труда по темата, през 2005 година той издава своята книга „Пътят на готите. Готите, Рим и Черняховската култура.“12 Това е неговата сто и шестдесета публикация като археолог. Книгата е написана единадесет години след двумесечно посещение в Швеция (1994), чиято цел е проучване на местата, от които са тръгнали готите. Тя има 576 страници текст с много илюстрации, написана е разбрано, с богат фактологичен материал, с много личен размисъл за историята и пътя на готите от самото му начало до неговия край 500 години по-късно. Може да се каже, че книгата съдържа равносметка на резултатите от проучва-нията, направени през дълъг период от живота на самия Щукин. Една доста сериозна, изчерпателна, обширна и много детайлна книга. Главно с тази книга, но и с много други ние непрекъснто ще общуваме в нашия не толкова дълъг път по страниците на историята.
Длъжен съм още в самото начало да отбележа, че в последно време тезите, застъпвани от Щукин, не се приемат съвсем безре-зервно от всички изследователи на готската проблематика – дори от страна на негови сънародници,13 но също от германски и полски изследователи, които в последно време поставят под въпрос и БЕЛАГИНИ 7
тезата за „скандинавското преселение“14. За разлика от българ-ските...

Противники многотысячелетних истоков скандинавов, включая и гетов-готов, на юге все делают для того, чтобы игнорировать долговременные этногенетические связи народов. Но когда тысячи лет над Скандинавией стоял ледник, никаких потомков Одина там еще не было. Скандинавский эпос и ведет Одина из страны асов (возможно и из округи Азовского моря), при этом по пути на север Один минует Гардарику – «страну городов». Если брать балкано-днепровско-донские культуры, включая трипольскую, то уже в 4 тыс. до н.э. здесь возникают настоящие протогорода. Доброводы, Майданецкое, Петрены…
 http://proza.ru/2009/04/07/252
Уходившим на север переселенцам было что запомнить.
Петр Георгиев видит в истоках процесса и фракийцев (тракийцев), этногенетические корни которых отчасти восходят к формировавшейся около 5 тыс. до н.э. в этом регионе гаплогруппе R1a1, которая до 40 – 55% ныне представлена в славянах и до 20% в скандинавах. Петр Георгиев гаплогруппную составляющую этносов пока не учитывает, но комплекс используемых им данных неизбежно ведет и к необходимости этого учета, а также реалий ностратического содружества этносов
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02110012.htm
http://proza.ru/2008/08/26/130 и др.

Полное осмысление интересной книги Петра Георгиева еще впереди, но хотелось бы обратить внимание на нее всех посетителей сайта ПРОЗА.РУ.
Это и дань светлой памяти Марка Борисовича Щукина.