Сказка про старичка-лесовичка и девочку Ксюшу

Игорь Антипин
В жизни надо помогать
И других не забывать.
Когда делаешь добро,
На душе тогда легко.

Эта история многим из Вас может показаться знакомой, так как я не исключаю того, что что-то похожее происходило у Вас. А, может, Вы где-нибудь про такое читали. Но самое вероятное, что подобное Вам могло присниться, когда Вы были на даче у бабушки и дедушки. Я не буду утверждать, что моя история Вам неизвестна. Но мне хочется поведать ее Вам, а Вы уж сами судите, где Вы ее слышали или откуда Вы ее знаете. А, может, Вы от меня впервые узнаете про нее.
Больше не буду утомлять Вас своими разглагольствованиями и перейду к самой истории. У меня есть одна знакомая девочка по имени Ксюша. Сейчас ей девять лет. Она среднего роста, у нее светлые слегка волнистые волосы, не очень длинные, серые глаза, прямой нос, розовые губки и ямочка на подбородке. Она очень веселая, любит смеяться и шутить.
История, которую я хочу Вам рассказать, произошла с Ксюшей, когда ей было шесть лет. Ксюша живет со своими родителями в одном областном центре в Северо-Западном регионе нашей страны. Папа и мама у нее работают, а сама Ксюша ходит в детский садик. С ними живет еще и бабушка. У них трехкомнатная квартира в девятиэтажном доме, а недалеко от города куплен дом в деревне, в котором, с мая по октябрь, живет бабушка. Родители приезжают в деревню на выходные и в отпуск. А Ксюша живет в деревне вместе с бабушкой с июня по конец августа.
Я не буду останавливаться на всем том, что необходимо делать в деревне, но Вы понимаете, что дел там очень много. Поэтому родители, когда отправляли Ксюшу с бабушкой в деревню, надеялись, что их дочка будет помогать бабушке.
Бабушке Ксюши было за пятьдесят пять лет. Она была среднего роста. Волосы у нее были седыми, но иногда она красила их в каштановый цвет. Волосы у бабушки были слегка волнистые, средней длины. Она была немного полноватой и походила на всех бабушек в ее возрасте.
В деревне у бабушки всегда было много работы. Ей надо было содержать в порядке дом, убирать и готовить, стирать и гладить, носить воду и топить печку. Кроме этого, у бабушки было много и другой обычной для дома работы. А уж сколько работы было в огороде – мне придется не одну страницу исписать. Поэтому я не буду подробно на этом останавливаться. Если Вам интересно, сколько много разнообразной работы в огороде, то спросите у своих пап, мам, бабушек и дедушек. И они Вам расскажут.
Родители Ксюши, зная, что у бабушки в деревне очень много работы, отправляли свою дочку на помощь бабушке. Конечно, в деревню родители отправляли Ксюшу не только за тем, чтобы она помогала бабушке, но и за тем, чтобы она набирала здоровье, дышала чистым воздухом, много гуляла, пила свежее молоко, ела свежие овощи, зелень и ягоды. Но и про помощь бабушке родители напоминали Ксюше.
В то же время ни родители Ксюши, ни ее бабушка не могли себе представить, сколько много других, своих, дел у Ксюши. Ей за день надо было повидаться со всеми своими подружками, все с ними обсудить; надо было поиграть на улице, побегать, погонять на велосипеде; необходимо было поиграть в куклы и другие игрушки; обсудить новые кукольные моды; предположить, какую косметику и одежду надо будет попросить у родителей для их кукол; сбегать на речку; сходить в лес; забраться в огород, чтобы поесть ягод. Да и вообще – мало ли каких еще дел может возникнуть в любой день.
Поэтому Ксюша, как только приезжала в деревню, была занята все дни, с утра до вечера. И при этом ей надо было еще не забывать хорошо высыпаться. Бабушка позволяла своей внученьке спать столько, сколько она хотела. И Ксюша пользовалась такой возможностью по полной программе.
Вы не подумайте ничего плохого про Ксюшу. Она была хорошей девочкой. Просто так живут все дети, и у них всегда есть свои дела. С бабушкой они жили очень мирно и дружно, хотя бабушка была бы совсем не против помощи от своей внучки. В то же время она всегда баловала Ксюшу и потакала ей во всем.
Вы не поймите меня неправильно, что Ксюша ничего не делала. Она помогала бабушке, когда у нее было свободное время и настроение. И это устраивало бабушку. Так они и жили с бабушкой в деревне.
В год, когда произошла эта история, Ксюша с друзьями и подружками стали ходить в лес, который был расположен рядом с деревней. Далеко они не заходили и всегда старались видеть крыши домов деревни или ходить недалеко от дорог. С ребятами всегда были старшие дети, чтобы никто из них не заблудился и не потерялся.
Все ходившие в лес находили грибы и ягоды. Ягоды ребята сразу же ели и набивали ими свои животики. А собранные малышами грибы проверяли старшие ребята, чтобы не насобирать поганок и ядовитых грибов.
Единственной. Кому не попадались ни грибы, ни ягоды, была Ксюша. Вначале все думали, что она неправильно ищет грибы и ягоды. Ей всё показывали и объясняли. Вместе с друзьями у Ксюши получалось находить ягоды и грибы, но как только она начинала искать сама, то опять ничего не находила.
От этого Ксюше было так обидно, просто до слез. Все вокруг находят вкусную земляничку, костянику, голубику, чернику – все едят и все довольны, а ей не попадается ничего. Она и ходила, не спеша, низко наклонялась, поднимала листочки, приседала на колешки, но все было бесполезно. Ягодки как будто специально куда-то прятались от нее. Друзья даже делали маленькие опыты. Ксюша осматривала кустики с ягодками, но ничего не находила. После нее те же кустики осматривал кто-нибудь из ее друзей и тут же находил ягодки. Никто ничего не мог понять. Видя такую ситуацию, друзья стали собирать ягодки и Ксюше, подкармливая ее таким образом. Они же все друзья, поэтому должны друг другу помогать.
А Ксюша сама не могла понять, почему так происходит. Она несколько раз говорила об этом бабушке, а также маме и папе, когда те приезжали на выходные. Взрослые отвечали ей, что все дело в том, что она плохо ищет ягодки. Такие  ответы ее близких еще сильнее огорчали и разочаровывали Ксюшу.
Она много раз думала и рассуждала вслух, ну, почему же ей ягодки не находятся, почему же они прячутся от нее. Может, она что-то не так делает, может, она делает что-то плохое или не очень хорошее. Но ничего такого она ни вспомнить, ни придумать не могла.
И, возможно, такая ситуация длилась бы долгое время, если бы однажды, где-то в конце июля – начале августа, не произошел один случай.
Ксюша вместе со своими друзьями пошла в ближайший лес пособирать землянику и чернику, поесть ее, а также поискать свежих грибов. Ксюша очень внимательно рассматривала все кустики, пытаясь найти ягодки, поэтому она немного отстала от всех своих друзей, хотя и видела и слышала всех их, стараясь не теряться.
Но как бы тщательно Ксюша не старалась искать ягодки, ей опять ничего не попадалось. Ксюша поднимала каждый листочек, отодвигала его в сторону, раздвигала все кустики и старалась быть терпеливой, как учила ее бабушка, произнося поговорку: «Терпение и труд все перетрут».
Сегодня Ксюша определенно решила прервать свою неудачную традицию. И она собиралась найти ягодки. Вот почему Ксюша очень тщательно искала, невзирая на неудававшиеся пока попытки, хотя все ребята уже хорошо понабивали свои животики земляникой и черникой. Ксюша, несмотря ни на что, верила в себя.
И вдруг Ксюша, раздвинув кустики черники, услышала:
- Добрый день, девочка Ксюша.
От неожиданности Ксюша подпрыгнула, но не успела она закричать и завизжать, как услышала дальше:
- Ты меня не бойся, не кричи и не зови никого на помощь. Я не трону тебя и ничего плохого тебе не сделаю. Я вообще очень маленький и безобидный.
Ксюша немного оправилась от испуга. Первый страх у нее прошел, и она не видела никакой опасности для себя. Сама по себе она не была пугливой девочкой и для ее возраста, можно даже сказать, она была смелой. Ну, и, конечно, как и любой девочке, ей стало любопытно и интересно, кто же это заговорил с ней из-под куста черники. Она ведь никого не увидела там.
- Добрый день, неизвестный говорящий, - ответила Ксюша.
- Почему неизвестный? – услышала девочка, - В лесу меня знают, фактически, все. Я очень даже известный, так как решаю в лесу многие вопросы, и все звери и птицы, как и другие лесные твари, всегда обращаются ко мне.
- Я не спорю с тобой, - произнесла Ксюша, - но я не вижу тебя.
- А ты кустик черники снова раздвинь, тогда и увидишь меня, - услышала Ксюша.
Девочка наклонилась и раздвинула последний куст черники. В самом деле, она увидела там того, кто с ней говорил. Это был старичок очень маленького роста, сантиметров двадцать. И хотя он был очень маленьким, но, явно, живым. Одет маленький дедушка был в коричневые брюки, зеленую рубашку, на ногах у него были черные сапожки, а на голове – синяя кепка. У дедушки была небольшая белая густая борода с усами, нос – картошкой, высокий лоб и добрые карие глаза. Ксюша видела в книжках и мультиках похожих старичков-домовичков.
- Ну, что, посмотрела на меня, - заговорил старичок, - да, я вот такой маленький. Но ты не смотри на мой рост, это у меня не главное. А сейчас, давай, познакомимся. Тебя зовут Ксюша, я это знаю. А меня все зовут очень просто – старичок-лесовичок, хозяин местных лесов. Я наблюдаю за жизнью местных зверушек, птичек, цветов, растений, деревьев, леших и других тварей. Я всем помогаю, выручаю всех и слежу, чтобы в моих лесах все росло и цвело. В принципе, я достаточно добрый и справедливый и редко вмешиваюсь в естественный ход природы. Но иногда я делаю это, чтобы было лучше. Как ты понимаешь, я совсем не простой старичок. Далеко не каждому дается такая возможность увидеть меня, поговорить со мной. С людьми, по крайней мере, я общаюсь очень редко, только тогда, когда этого желаю. Сами люди меня никогда не найдут. И ты понимаешь, почему – я же очень маленький. Да, и свой лес я великолепно знаю, спрятаться мне в нем очень легко. А про тебя я все знаю, поэтому и решил с тобой встретиться и поговорить. Я думаю, у тебя есть ко мне вопросы, а я тебе, может, и смогу чем-нибудь помочь.
В то время, пока старичок-лесовичок говорил, Ксюша стояла, наклонившись, раздвинув куст черники. Она даже не чувствовала усталости и того, что тело у нее все затекло от стояния в какой не совсем удобной позе. Ксюша с разинутым ртом слушала старичка-лесовичка.
А тот тем временем продолжал говорить:
- Вот, я и представился тебе и кратко рассказал про себя. А ты не хочешь мне ничего сказать?
- Я, я, я могу тебе рассказать, - неуверенно начала говорит Ксюша, - но, может, вначале ты выйдешь из-под куста черники, уважаемый старичок-лесовичок?
- Нет, из-под куста черники я выходить не буду, - проговорил старичок-лесовичок, - тут мне удобнее и спокойнее. А ты присядь на корточки, чтобы не стоять в наклонку, не то спина устанет и затечет.
Ксюша послушала старичка-лесовичка и присела на корточки. Она раздвинула куст черники и снова увидела старичка-лесовичка.
- Да, так нам с тобой будет удобнее общаться, - продолжил говорить старичок-лесовичок, - я готов тебя слушать, девочка Ксюша. Можешь рассказать мне про свою проблему, с которой ты столкнулась в лесу, или у тебя все хорошо.
Ксюша некоторое время подумала и сказала:
- Честно сказать, я еще очень маленькая, и у меня нет проблем. Я хожу в детский садик, играю дома, общаюсь с мамой, папой и бабушкой, играю в куклы и с друзьями. Летом я с бабушкой живу в деревне, а папа с мамой приезжают к нам на выходные. Здесь, в деревне, я вдоволь высыпаюсь, бабушка заботится обо мне, кормит меня. Днем я играю с подружками и друзьями. Когда стоит хорошая погода, мы гуляем и граем на улице, а если идет дождь или холодно, мы играем дома и смотрим мультики. Да, мы еще ходим в лес, собираем ягодки и грибки.
- Все, что ты мне рассказала, я знаю, - произнес старичок-лесовичок, - я, вообще, знаю про всех людей в деревне – как они живут и что делают. Деревня стоит на месте, где раньше был мой лес, а это значит, что земля в деревне тоже в моем ведении – все животные, птицы, деревья, кусты трава, цветы, домовые. Но все это не относится к нашей сегодняшней встрече. Я еще раз тебя спрашиваю, нет ли у тебя каких проблем, вопросов или странных ситуаций, когда ты, например, ходишь в лес?
Ксюша опять немного подумала. Ее удивило, что лесовичок так много знает. Но он все намекает ей на проблемы в лесу. А тут у Ксюши только одно – она не может найти ни одной ягодки и ни одного грибка, хотя все ее подружки и друзья их находят. Ксюша решила рассказать об этом старичку-лесовичку, так как ни о каких других проблемах она вспомнить не могла.
- Знаешь, дедушка-лесовичок, - начала говорить Ксюша, - у меня бывают вот какие неприятности. Может, ты мне их объяснишь. Я говорила об этом маме, папе и бабушке, но они отвечали только то, что я сама виновата, ибо плохо ищу, плохо смотрю и что я нетерпелива. Хотя это все не так. Ой, я же не рассказала тебе самого главного, поэтому тебе и непонятно, про что такое я говорю.
Ксюша все выпалила на одном дыхании, а старичок-лесовичок не прерывал ее. Девочка продолжила свое повествование дальше:
- Знаешь, дедушка, а ты, видимо, наслышан о моей одной проблеме, поэтому и спрашиваешь.
- Может, знаю, а может – не знаю, а просто догадываюсь, - уклончиво ответил ей старичок-лесовичок.
- В этом году мои друзья и старшие ребята стали брать меня в лес, - сказала Ксюша, - до этого они не брали меня, так как я была еще очень маленькой. Каждый день, когда хорошая погода и уже созрели ягодки, мы любим ходить в лес недалеко от деревни. Мы сами любим собирать ягодки, есть их, собирать бабушкам и родителям на варенье. Одновременно, если попадаются, мы берем и грибочки. Я, правда, в них еще не разбираюсь. А старшие ребята и девчонки знают, какие надо собирать грибы, и они берут их. Кроме меня, все у нас находят ягодки и кушают их. У меня же никак не получается находить ягодки. Я и ищу, не спеша, и внимательно осматриваю каждый кустик, и низко наклоняюсь, и раздвигаю кустики. Но сколько бы я не старалась, сколько бы не искала – ничего нет. Те же самые кустики осматривают мои подружки и друзья – они находят ягодки, а я – нет. Почему такое происходит, я объяснить не могу.
Как я тебе уже сказала, я говорила об этом бабушке, маме и папе. Они меня внимательно выслушали, а потом сказали, что просто я плохо ищу ягодки, что я тороплюсь и невнимательна, то есть не концентрирую свое внимание на поиске. Я перепробовала всё, но результат никакой – я ничего не могу найти.
- И что ты думаешь делать дальше? – спросил старичок-лесовичок.
- Я буду и дальше стараться, и когда-нибудь я начну находить ягодки, - ответила Ксюша.
- Да, ты упорная и, видимо, трудолюбивая, - произнес как бы про себя старичок-лесовичок, - но в моем лесу этого недостаточно, поверь мне.
- А почему? – спросила Ксюша.
- Потому, что тут я хозяин, и я решаю, точнее, разрешаю, кому именно должны и могут попадаться ягодки, - ответил на ее вопрос старичок-лесовичок.
- И ты, получается, разрешил это всем моим друзьям и подружкам, - проговорила Ксюша.
- Да, им я разрешил, - сказал лесовичок.
- А почему ты разрешил им, а мне не разрешил? – задала новый вопрос Ксюша, - получается, что ты со всеми ими встречался и разговаривал?
- Вначале я отвечу на твой второй вопрос, - начал говорить старичок-лесовичок, - нет, со всеми я не встречался, только с некоторыми. А вот с кем именно, я тебе не скажу. Я встречался только с детьми, похожими на тебя, то есть с теми, кто не помогает своим родителям и бабушкам по дому, по хозяйству, в огороде. Я разрешил ягодкам показывать свои бока тем ребятам, которые помогают своим родителям и делают какую-то работу. Эти ребята находят ягодки. Тем же ребятишкам, которые не помогают родителям, которые не работают, ягодки на пути не встречаются.
- Ты хочешь сказать, что я не помогаю своим родителям и бабушке, - воскликнула Ксюша.
- Я не хочу так говорить, оно так и есть, - ответил старичок-лесовичок, - вот, скажи мне, что ты делаешь по дому, как ты помогаешь бабушке?
Некоторое время Ксюша стояла и вспоминала, что же она делает по дому и как помогает бабушке. Но сколько она не вспоминала, сколько не перебирала в уме, она ничего не могла вспомнить. В памяти всплывали только ее личные дела – игры, игрушки, гулянки, мультики. А какой-то серьезной помощи бабушке она не могла вспомнить. Пока Ксюша молчала, лесовичок продолжил:
- Что, ничего не можешь вспомнить. А знаю это, не помогаешь ты бабушке. Ты совершенно не думаешь, что ей трудно, тяжело, что она устает, ведь она старенькая и у нее уже не те силы. Вот об этом ты подумала?
Помолчав, Ксюша ответила:
- Я об этом не думала. Я думала, раз бабушка все делает сама, то ей не нужна моя помощь, раз она со всем справляется, то зачем мне ей помогать. Да, и у меня всегда своих дел было много.
- Я вижу, что ты о бабушке совсем не думала, - проговорил старичок-лесовичок, - а я не люблю детей-лентяев, которые не помогают своим родителям, бабушкам и близким, которые о них не думают, а думают только о себе. Поэтому для таких детей в моем лесу нет ни ягод, ни грибов, они их не находят и никогда не найдут. Ты понимаешь меня, о чем я говорю?
- Кажется, понимаю, - ответила Ксюша.
- Кажется, меня не устраивает, - произнес старичок-лесовичок, - мне нужен четкий ответ: будешь ты помогать своим родителям и бабушке, будешь ли ты делать какую-нибудь работу? И, поверь мне, простых твоих слов и обещаний мне не надо, так как я сразу же узнаю, что ты меня обманула. Этого тебе делать вообще не стоит – давать мне обещания, а потом не сдерживать их и обманывать меня. Тогда я сильно разозлюсь. А это значит, что ты за всю свою жизнь не найдешь ни одного грибка и ни одной ягодки. Кроме того, ты будешь постоянно плутать в лесу. Да, и много чего еще с тобой будет происходить неприятного. Но я не хочу тебя пугать. Я просто спрашиваю, будешь ли ты помогать маме, папе, бабушке и другим, будешь ли ты работать? Если ты мне говоришь «да», тогда в моем лесу ты будешь находить ягодки и грибы. Ты подумай, сразу не отвечай, чтобы потом не получилось хуже для тебя самой, и ты не смогла сдержать свое обещание.
И старичок-лесовичок замолчал, давая Ксюше возможность подумать. Некоторое время она думала, а потом заговорила:
- Если я правильно тебя поняла, ты следишь за всеми детьми?
- Ты правильно меня поняла, Ксюша, - ответил старичок-лесовичок.
- И тот, кто помогает и работает, тот находит ягодки и грибы, - продолжила Ксюша, - а это означает, что все мои подружки и друзья помогают по дому, работают в огороде, ходят в магазин, за водой и выполняют другую работу. И только я одна не помогаю.
- Ты опять правильно рассуждаешь, - добавил лесовичок.
- Если я исправлюсь, если буду думать не только о себе, но и о бабушке и родителях, буду им помогать, буду работать, то ты разрешишь ягодкам и грибкам попадаться мне на глаза, и я буду их находить, - проговорила Ксюша.
- Ты снова все правильно говоришь, - отметил старичок-лесовичок.
- Тогда я все проняла, - произнесла Ксюша, - я подумала и согласна с твоим предложением.
- А поточнее, - поправил ее лесовичок.
- Я согласна, я все поняла, - продолжила Ксюша, - я обещаю тебе, что буду помогать своим родителям и бабушке, что буду работать.
- Хорошо, я принимаю твои обещания, - ответил старичок-лесовичок, - и, поверь мне, я буду следить за тобой, чтобы ты сдержала свое обещание. Ты все запомнила, что я тебе сказал, поэтому не нарушай данное тобой обещание. А ягодки и грибы уже сегодня начнут тебе попадаться. Но это не означает, что ты зашла в лес, и они сами будут тебе показываться, и тебе будет легко ее находить. Тебе все равно придется по-хорошему их искать и стараться их находить. Если ты будешь стараться, то сможешь их найти.
- Я поняла тебя, старичок-лесовичок, - ответила Ксюша, - и я никогда не забуду нашу с тобой встречу, и я не забуду про свое обещание.
- Это хорошо. Перед тем, как мы расстанемся, - произнес старичок-лесовичок, - и, возможно, навсегда, я говорю тебе, чтобы ты никому и никогда не говорила о нашей встрече – ни своим друзьям и подружкам, ни родителям, ни бабушке. Если ты кому-нибудь из них расскажешь о нашей встрече, то все наши с тобой договоренности расторгаются, то есть тогда ты опять не сможешь найти ни одной ягодки, ни одного грибочка. Тебе ясно?
- Я тебя поняла, - ответила Ксюша, - а остальные ребята давали такие же обещания?
- Да, они тоже давали мне обещания и держат свои слова, - ответил лесовичок.
- Тогда и я сдержу свои обещания, - сказала Ксюша.
- Прекрасно, я рад за тебя, - проговорил старичок-лесовичок, - а сейчас давай прощаться. Как только мы попрощаемся, ты встанешь на ноги, и кустик с черникой вернется в свое обычное положение, я исчезну. Все поняла, Ксюша?
- Все поняла, запомнила и сдержу свое обещание, - проговорила Ксюша.
- Тогда, приятно было познакомиться. Я люблю понятливых детей, - сказал старичок-лесовичок, - До свидания, девочка Ксюша.
- До свидания, старичок-лесовичок, - ответила Ксюша. Затем она выпрямилась в полный рост. Кустик черники закрылся и старичок-лесовичок исчез. Ксюша еще пару раз раздвигала кустик черники, но никого там не видела. Зато она сразу же увидела зрелые ягодки черники. Ксюша с радостью стала их кушать.
Пока она разговаривала со старичком-лесовичком, ребята потеряли ее и вернулись обратно. Они увидели, что Ксюша стала находить ягодки и есть их. Ребята сразу все поняли, но никто ничего ей не сказал, так как они тоже дали слово старичку-лесовичку.
И Ксюша им ничего не сказала. Просто она была очень радостной и счастливой.
В дальнейшем Ксюша сдержала обещания, данные ею старичку-лесовичку. В тот же день она начала помогать бабушке по дому и в огороде. Ксюша убирала посуду, подметала и мыла пол. Это стало ее обязанностями. В огороде она делала то, что велела ей бабушка. И, самое главное, что отметила Ксюша, - это то, что времени у нее хватало на все – и на помощь бабушке, и на игры и другое времяпровождение со своими друзьями и подружками.
Бабушка и родители Ксюши были очень довольны теми переменами, которые произошли с их внучкой и дочкой. Они решили, что Ксюша повзрослела и сама поняла, что бабушке необходимо помогать. А, может быть, это подсказали ей друзья.
И только сама Ксюша знала истинную причину своего изменения. Но не только Ксюша сдержала свое слово. Старичок-лесовичок тоже не нарушил своего обещания, и Ксюша отныне стала находить в лесу грибы и ягоды.
Вот, и вся моя история. Вы спросите у меня – а откуда я узнал про нее. Отвечу Вам – старичок-лесовичок просил Ксюшу не рассказывать про их встречу друзьям, маме, папе, бабушке. Подружкам и другим близким. Я не отношусь ни к одной из этих категорий. Я – знакомый ее родителей. Поэтому мне и можно было рассказать, что, собственно говоря, Ксюша и сделала. Так, что и в этом Ксюша не нарушила данного обещания. А я поведал эту историю Вам, а Вы уж сами решайте – верить Вам в нее или нет. От себя скажу Вам одно – лично я поверил, ибо о начальных неудачах Ксюши в поисках ягод мне рассказывали ее родители. А потом они заметили, что Ксюша стала им всем помогать, после чего стала и приносить домой ягоды. Я даже ел варенье, сваренное из собранных ею ягод. А Вам уж решать самим – верить в эту историю или нет.


Верить в сказку или нет –
Это Ваше право.
Но чудес желаю всем –
И большим, и малым.