Из истории Реформации. Отмщение убийцам

Евгений Каширский
Одной из причин Гражданской войны во Франции, 1562 - 1598, было противостояние католиков и протестантов. Первые хотели сохранить существующую систему и делали все, чтобы подавить любые проявления свободомыслия. Другие желали отстоять свое право на свободу совести и на саму жизнь. Однако, до поры до времени большинство гугенотов предпочитало пассивное сопротивление правительственному произволу. Согласно их взглядам, власти кесаря нельзя было сопротивляться.


... Приведем лишь один пример многочисленных протестантских мучеников того времени... Семья Робера Огие (Oguier) – сам Робер, его жена Жанна и двое их сыновей, Мартин и Боден, – были арестованы посреди ночи, потому что их выдали доносчики, доложившие, что в их доме собираются какие-то люди для богослужений. При обыске у Огие нашли экземпляр Священного Писания на французском языке. Этого было достаточно, чтобы убедить следствие в том, что они – протестанты. Следствие собрало неопровержимые доказательства, что семья Огие не ходит на мессу и предоставляет свой дом для собрания верующих. Этого было достаточно, чтобы передать дело в суд.


На суде Огие обвинили в нарушении законов католической церкви и противодействии Его королевскому величеству. Однако эти законы входили в противоречие с христианской совестью протестантов, ибо они не могли их исполнять, видя в них отступление от Священного Писания. Согласно Писанию они и поступали, ибо в делах веры “должно повиноваться более Богу, нежели человекам” (Деян.5:29). Робер Огие отвечал, что он не посещает мессу, поскольку о ней нет упоминания в Священном Писании. Говорил и о том, что их собрания служат не для вреда кому бы то ни было, но для славы Божией. И направлены ко благу людей. Суд нашел Огие виновными в нарушении закона о посещении мессы. А за его ответы суд еще вынес особое решение: оскорбление суда. Робер Огие, его жена и двое детей были сожжены на костре.


Впрочем, посреди жесточайших преследований протестанты не падали духом. В 1555 году норманнские гугеноты под руководством адмирала Виллеганона снарядили корабль на поиски свободной земли, где можно было бы обосноваться всем желающим уехать. Неподалеку от современного Рио-де-Жанейро в Бразилии было найдено подходящее место. Поселение было названо ‘форт Колиньи’, в честь адмирала – известнейшего гугенота, который и содействовал этой экспедиции.


Другая экспедиция, снаряженная примерно в то же время, основала первую в Северной Америке колонию, во Флориде. К сожалению, судьба этого поселения была весьма трагична. Ибо через три года туда прибыли испанские каратели и, пользуясь значительным численным превосходством, вырезали всех ее обитателей. На руинах поселения, посреди обезображенных и изувеченных трупов, предводитель испанцев Мелендес воздвиг крест с надписью: “Не как французам, но как лютеранам” (в то время реформатов часто путали с лютеранами). Повсюду лежали обезображенные тела мужчин, женщин и детей. Иезуитские священники спели Te Deum, и с  награбленным добром армия головорезов вернулась в испанское поселение, находящееся неподалеку.


Сведения об этой ужасной резне достигли Франции. Узнал об этом и один гугенот по имени Доминик де Гурже (Dominic de Gourges), человек довольно богатый. Что толку в богатстве, говорил себе Доминик, если мы не знаем "ни дня ни часа", и как можно спокойно спать, если кровь невинно убиенных мучеников взывает к отмщению?


Де Гурже продал свое недвижимое имущество, купил корабли, и призвав 150 единомышленников, тайно отплыл, избегая встречи с береговой охраной. Прибыв в Америку, Де Гурже и его сподвижники захватили гарнизон испанского форта. Оставшихся после боя испанцев повесили на ветвях развесистых деревьев в округе. Надпись на одном из деревьев, гласила: “Не как испанцам, но как убийцам”.