Сухов И. С

Олег Шушаков
СУХОВ ИВАН СТЕПАНОВИЧ

Родился 19.09.07 г. в селе Белорецкий Завод в Башкортостане, в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку. В 1919-21 гг. работал речником и ремонтным рабочим на Белорецкой железной дороге. В 1921-25 гг. - грузчиком на Белорецком металлургическом заводе, в 1925-1928 – мастером-гвоздарем на проволочно-гвоздильном заводе.

В РККА с сентября 1928 г. В 1931 г. окончил Казанскую военную пехотную школу. Служил в Приволжском военном округе в пехоте.

С июня 1932 г. в ВВС РККА. В декабре 1932 г. окончил 3-ю объединенную школу летчиков и летнабов в Оренбурге. В 1934 г. поступил на высшие курсы штурманов бомбардировочной авиации в Ейске, которые окончил в 1935 г. Был штурманом 12-й скоростной бомбардировочной эскадрильи БВО.

Член ВКП(б) с 1938 г.

Участвовал в национально-освободительной войне в Китае с 30 марта по 1 сентября 1938 г. Был штурманом эскадрильи скоростных бомбардировщиков. Летал в экипаже капитана Хрюкина. Совершил 28 боевых вылетов, налетав 69 часов.

Весной 1938 г. бомбовым ударом тяжело повредил японский легкий авианосец, самолеты которого не успели подняться для перехвата - слишком медленно они стартовали при отсутствии встречного воздушного потока и малой скорости корабля в узкой для маневра и изобилующей мелями акватории реки…

Вот как об этом рассказывает писатель А.З. Афиногенов: «Пошли бомбить переправу через Янцзы, а облачность - до земли, видимость над целью - ноль. Штурман Сухов Иван Степанович говорит: «Командир, вверх по Янцзы погода лучше, пойдем туда...» Чтобы, значит, бомбы домой не привозить...

Японцев врасплох не поймаешь. И не думай! У них все стены с ушами. Хрюкин, хочу сказать, молчать умеет и других приучал... железной рукой. Железной. Надо что обсудить, огласить командирское решение - уходим в поле. «Азия! Восток!» А в столовой или в общежитии разговоры на одни житейские темы... О боевой работе - ни гу-гу. Хрюкин пресекал, вплоть до откомандирования на родину...

Ведь сколько за этой авиаматкой гонялись... Разведка доносит: «Барыня», — это шифр ей дали такой, или прозвище, - «Барыня» стала на якорь в устье...» Наши по газам, мчат в устье, а «Барыни» и след простыл. Один экипаж застукал ее на ходу, а система сбрасывания не сработала... как заговоренная. Водит за нос и не дается, верно, что «Барыня»... А Иван Степанович ее учуял. Замаскирована, конфигурация изменена, наподобие какой-то дамбы с мостками, крейсера ее прикрывают. Сухов вначале-то за крейсер зацепился, его увидел, потом авианосец... «Командир, шесть градусов левее!.. Бьем по «Барыне» с ходу!» «Где?.. Куда?.. Не вижу!.. - это Хрюкин. - Не примерещилось, Иван?»

Про Сухова так говорили: штурман божьей милостью, истинный представитель культурных людей в авиации, но пользуется своими приемами. Прицелу будто не доверяет, бомбит по наитию, через носок унта. Иван Степанович на это обижался: я, говорит, не шаман, я укладываю бомбы на заказ и по науке!..

Крейсера ощерились, шпарят из всех стволов, Иван Степанович клещом в находку впился. «Три градуса, - дышит, - так держать!..» Хрюкин - «Теперь вижу! Есть держать!..»

Наша бомба влетела в дымовую трубу авиаматки. Разведка сразу просигналила, потом японские газеты писали: бомба разорвалась в дымовой трубе... В Ханькоу, когда наградные оформляли, Хрюкин заявил: «Во главу списка поставить Сухова. Принципиально.

Поскольку штурман экипажа активным поиском и уверенным маневром обеспечил ликвидацию важного военно-морского объекта[1]».

Японские авианосцы принимали активное участие в войне в Китае. В разное время в китайских водах находились 2 легких («Хосё»[2] и «Рюдзё»[3]) и 2 тяжелых авианосца («Акаги»[4] и «Кага»[5]). По японским данным ни один авианосец за время боев в Китае потоплен не был.

Скорее всего, группе Хрюкина удалось повредить легкий авианосец «Хосё», который после возвращения в Японию был поставлен на капитальный ремонт и ремонтировался до октября 1940 г., или «Рюдзё», в конце 1939 г. выведенный в резерв и вновь вошедший в состав флота лишь в июне 1941 г.[6]

В конце 1938 г. капитану Сухову было присвоено внеочередное воинское звание полковник.

22.02.1939 г. за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство, полковник Сухов Иван Степанович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» N 470.

В 1938-39 гг. – штурман 18-го скоростного бомбардировочного авиаполка МВО. Участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию.

С ноября 1939 г. - инспектор-штурман Управления боевой подготовки ВВС РККА.

Участвовал в советско-финской войне.

19.05.40 г. награжден орденом Красной Звезды.

С августа 1940 г. – штурман авиадивизии в Прибалтийском военном округе.

Участвовал в Великой Отечественной войне. В июне-августе 1941 г. — штурман 8-й смешанной авиационной дивизии Северо-Западного фронта, с августа 1941 г. — в распоряжении командира 81-й авиадивизии, в январе-апреле 1942 г. — штурман авиаэскадрильи 433-го разведывательного авиационного полка, в апреле-ноябре 1942 г. — штурман ВВС 26-й армии Карельского фронта, в ноябре 1942-марте 1943 гг. — старший штурман 259-й истребительной авиационной дивизии Карельского фронта. Участвовал в оборонительных боях в Прибалтике и Заполярье.

В марте 1943 - мае 1945 гг. — главный штурман 5-го истребительного авиационного корпуса 1-го Украинского фронта. Участвовал в Курской битве, битве за Днепр.

05.07.44 г. награжден орденом Отечественной войны I-й степени.

Участвовал в освобождении Правобережной и Западной Украины.

02.11.44 г. награжден вторым орденом Красной Звезды.

Участвовал в Берлинской и Пражской операциях.

11.06.45 г. награжден Орденом Красного Знамени.

С 1946 г. в запасе.

В 1946-1950 гг. – штурман-испытатель авиазавода N 51 в г.Реутов Московской области. Участвовал в испытаниях прямоточных воздушно-реактивных двигателей конструкции В.Н. Челомея на летающих лабораториях Ту-2ЛЛ и Пе-8ЛЛ. В 1950 г. ему было присвоено звание штурман-испытатель 1-го класса.

В 1950-58 гг. – штурман-испытатель НИИ самолётного оборудования в г. Жуковский Московской области.

Участвовал в испытаниях различного оборудования на самолётах Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ил-28.

Умер 11.10.76 г. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Именем Героя названа улица в г. Белорецке.

Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден орденами Ленина (22.02.39), Красного Знамени (11.06.45), Отечественной войны 1-й ст. (05.07.44), двумя орденами Красной Звезды (19.05.40, 02.11.44), медалями.


Литература:

1. Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 87-88

2. Славные сыны Башкирии. Кн. 1 – Уфа, 1965. С. 415-421


Примечание:

[1] Анфиногенов А.З. Мгновение — вечность. — М.: Московский рабочий, 1994.

[2] Легкий авианосец «Хосё». В строю с 1922 г., водоизмещение - 10757 т, скорость - 26,5 узлов, вооружение - 15 самолетов, 4 – 140 мм орудия, 2 – 76 мм зенитки, экипаж - 550 чел., сдан на слом в 1947 г.

[3] Легкий авианосец «Рюдзё». В строю с 1933 г., водоизмещение - 13650 т, скорость – 29 узлов, вооружение - 27 самолетов, 8 – 127 мм орудий, 4 – 25 мм автомата, 24 пулемета, экипаж - 600 чел., погиб 24.08.42 г.

[4] Тяжелый авианосец «Акаги». В строю с 1927 г., водоизмещение - 36500 т, скорость - 31 узлел, вооружение - 101 самолет, 6 – 203 мм орудий, 12 – 120 мм зениток, 28 – 25 мм автоматов, экипаж - 2000 чел., погиб 5.06.42 г.

[5] Тяжелый авианосец «Кага». В строю с 1928 г., водоизмещение - 26900 т, скорость – 27,5 узллов, вооружение - 60 самолетов, 10 – 203 мм орудий, 12 – 120 мм зениток, 22 пулемета, экипаж - 1340 чел., погиб 5.06.42 г.

[6] См. подробнее: Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под общ. редакцией А.Е. Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002.