Будет вам

Владимир Морж
«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток».
«Дедушка, найди мне беленький грибок».
«Ты хотел мне нынче сказку рассказать».
«Посулил ты белку, дедушка, поймать».
«Ладно, ладно, детки, дайте только срок,
Будет вам и белка, будет и свисток!»
И, смеясь, рукою дряхлой гладил он
Детские головки, белые как лен.

А. Плещеев. «Старик»


1. Дедушка

- Вся эта... обстановка... Нужно ли её тащить в новый дом? - недовольным голосом спросил Александр Вадимович, покупающий эту квартирку.
- Везти много не надо: книжный шкаф, стол, кровать,.. - возразил старик.
- Там же есть какая-то мебель.
"Какая тебе разница?" - прочёл по лицу деда Александр. В слух же Виктор Андреевич сказал:
- Но для меня...
- Понимаю. Воспоминания... Как это: "Это жизнь!.." Ладно. Бумаги готовы, Лев Саввич?
- Все бумаги сейчас у нотариуса, - кивнул на Клима Леонидовича агент.
Нотариус перебрал ещё раз документы, разложенные на столе:
- Свидетельства, экспликация, выписки, справки на оба объекта... - нотариус вопросительно посмотрел на Александра Вадимовича. Не дождался реакции: Александр сделал безразличное лицо, мол, сам отдувайся. Нотариус посмотрел на продавца: - Виктор Андреевич, продажа встречная. Вы внимательно осмотрели приобретаемую недвижимость, покупателю понравилась ваша квартира. Если возражений никаких нет, то давайте подписывать договор купли-продажи.
Старик медлил. Он сидел за столом ссутулившись, перебирая левой рукой волосы седой бороды, и только краем глаза следил за находившимися в комнате людьми.
- У вас какие-то сомнения? - опять начал уговоры агент. - Не скрою, что сделка в какой-то степени невыгодна для вас: все-таки квартира в городе и домик с участком в глуши...
"Но там лес, речка, а он давно хочет туда вернуться. Соблазнительно!" - подумал за деда Александр Вадимович. А агент продолжал негромко и убедительно:
- Это разные "весовые категории", но разница... - агент взглянул на покупателя.
- Деньги со мной, - отозвался Александр Вадимович и вынул из барсетки несколько пачек. - Сумма всё-таки справедливая, как и уговорились... Как говорится, на горбушку с медком и молочком хватит, - рассмеялся своей шутке покупатель.
Двое других хмыкнули.
- У меня такое ощущение, что вы хорошо друг друга знаете... - задумчиво пробормотал старик. Он всё ещё сомневался, оттягивал момент решения.
- Если честно, Виктор Андреевич, то мы когда-то жили в одной... - начал было агент, Лев Саввич.
- Это было давно и неправда! - резко прервал его Александр. - Потом сбавил тон и весело сообщил: - Всех нас родила мама и воспитало общество... Но я тут приобретаю квартиру, эти господа - специалисты по недвижимости и юридическим тонкостям. Хорошо иметь таких друзей, которыми можно пользоваться... - Клим при этих словах поморщился и закашлялся ("Чистоплюй! Не нравится?"). - Я ценю честность и компетентность. Я бы не смог без них найти такой подходящий вариант. Да и вы, Виктор Андреевич, не будете жаловаться...
- Давайте подписывать, - поторопил всех нотариус. - Мне очень жаль, но у меня через час ещё одна сделка...
- Внизу ждут рабочие, они перенесут... э... вещи, отвезут и даже расставят их в Вашей новой хате, Виктор Андреевич. Вселяйтесь. Владейте. И живите долго и счастливо. "Хата... проговорился. Ничего, не поймёт!" Но старик пристально взглянул на Александра, заёрзал на скрипучем стуле. Потом сказал:
- Спасибо за хлопоты. Но... деньги за перевозку?..
- Что за вопрос! Эти расходы мы понесем пополам. - он вынул из верхней пачки сотенную купюру и положил её себе в карман.
- Так дёшево?
- Виктор Андреевич, как устроитесь, позовите меня в гости. Я Вам помогу с обустройством... - и подмигнул.
- Господа! Давайте закончим формальности. А потом вы можете беседовать сколько угодно.
- Извините, Клим Леонидович...
- Подписываем?
Виктор Андреевич расправил широкие когда-то плечи и уверенно - тремор кисти, как всегда в таких случаях, пропал - поставил свою корявую подпись.

"Долго же я тебя искал! Хоть ты и отсидел своё, но я выполняю свою клятву!" - Александр позвонил "грузчикам", ожидавшим в грузовичке, и направился к выходу, нисколько не заботясь о том, что произойдёт дальше.

2. Белка

Полтретьего позвонил Лев.
- Санька! - позвал он, и  Александр Вадимович сразу понял, что Лёва до чёртиков пьян.
- Санька, ты слышишь? - настойчиво бормотал Лев, смешно и противно растягивая слова.
- Чего те! - грубо прервал его стон Александр. - Ты мне третью ночь спать не даёшь, ссссука!
- Она не вернулась!..
- Ну и хрен с ней, с твоей длинноногой бл... блондинкой!
- Я без неё не могу! Я ей всё обещал, всё отдавал, а она ушла...
- Ха! Удивлён до глубины подсознания! Она тебя уже обобрала до семейных трусов!
- Санька, я боюсь! Что-то надвигается страшное... Помнишь того старика? Он мне приснился. Я думал, думал... Желтые глаза... Не смотри! Это был дед Волк!
- И что?
- Так ты знал?.. Он всё время воет...
- Это у тебя телевизор воет! А на деда Волка я зуб имел с детства! Он мне дудку так и не сделал! - шутканул Александр.
- Сделает... Нет! - заорал вдруг Лев, - уйди, уйди... - телефон он, очевидно, выронил из рук. Слышно было и тяжелое падение Льва, что-то опрокинулось, музыка стихла. Слышно было, как Лев мерзко  отплёвывался, рвало?
"Поехать что ли?"
- Леночка! Бельчонок! Убери эту паутину, мне липко... - слышно было Лёвино бормотание. - Да, я пьян, но я протрезвею, я тебя люблю ведь. Ну, что тебе еще дать? Я всего себя тебя отдал!.. Не смейся... Я не алкоголик...
- Лев! - закричал Александр Вадимович, - Держись! Я сейчас приеду...
- Белочка ты моя, я так тебя люблю... Бей меня, бей...
"Белка - доброе животное, позволяет охотникам бить себя в глаз!" - вспомнилась хохма. Кто кого там бьёт? Натянул брюки, свитер... Не на ту белку ты нарвался, друг...

Дверь вскрывали МЧСники.
Лев - слабак, как был им, так и остался - уже ухитрился повеситься.
Алексей Вадимович попытался связаться с его любовницей, но телефон не отвечал. Этот телефон больше вообще не отвечал. Приехала бывшая жена: а у Лёвы и раньше были приступы белой горячки, она постоянно настаивала на лечении... Но он слушал только свою...

В самоубийстве не сомневался никто, даже Алексей Вадимович.

На похороны смог вырваться даже вечно занятой Клим - всё-таки друг детства. Первый из их неразлучной тройки ушёл...

3. Грибок

После поминок, устроенных бывшей женой Льва, "осиротевшие" друзья поехали к Александру Вадимовичу домой.
Они расположились на втором этаже его квартиры, чтоб не мешать уснувшим домочадцам. Александр отыскал где-то среди заграничных бутылок перцовку, накромсал сала, хлеба. Как когда-то.
Разговор не вязался.
Они молчали, бросали малозначащие фразы. И чего-то ждали, какого-то откровения, прорыва. Александр разлил:
- На тему деда Волка говорить не буду: всё уже переговорили. И Лёвка догадался...
- В смысле?
- Он даже ему чудился.
- Чего только в горячке не почудится! - Клим резко вылил водку в рот, зажевал мякишем..
- Прощать Волку его дела я не собирался. И отомстил. Выгодно отомстил! - жестко ответил Александр.
- Ты решил, что это так - ну, идиот! - и "воздал ему по вере". Нда, крепко твоё слово. О чём ещё говорить?
- Такое не прощают! Знаешь, что перед смертью вытворил Волк?
- Ну?
- Не догадаешься ни за что! Он вздумал петь им про срок.
- Не испугал, судя по всему... Да, неожиданно. А "петь" - это буквально?
- Кто его знает!
- А надо было уточнить... - задумчиво произнёс Клим. - Хотя... Уже всё равно...
Помолчали.
- Ты сам не свой. Неужели так тряхнуло?
- Скорее, добавило, Сань. Что у тебя за водка? Пью, пью, а не пьянею! Дерьмо какое-то с перцем.
- Ой, не в горилке дело...
- Ты, как всегда, прав... Проблема с моим сынком... Подсел на психоделики. Основательно подсел.
- Ого!
- Пытался ограничивать его в деньгах - так он продал мою коллекцию...
- Деревянных ложек? Блиииин! Ей же цены не было!
- Я смирился. А его собираюсь в какую-нибудь клинику за границей определить. Денег надо немерено...
- Знаешь, Климушка... Хоть и у меня проблемы, но денег достанем, не волнуйся.
- Спасибо, Сань. Мне своих денег пока хватает. Не деньги главное. Его бы вытащить из этого...
- Хуже иное... Плохо это. Для твоих дел плохо...
- Не надо! Может, из-за этих "дел" и потерял я сына! "Дело"! Что может быть страшнее видеть, как твой единственный сын умирает? Поэтому и увожу подальше... В клинику понадёжнее... Потерял я его. Была надежда, что дело ему передам. "Дело", твою мать! А тут его жизнь вот в этих руках! - Клим уставился на свои руки.
- Победишь болезнь, вытянешь его. Голова-то у него светлая, учился хорошо...
Помолчали.
Александр разлил остатки перцовки.
- Ну, пусть будет Льву земля - хлебом, мёдом и молоком...
Выпили.

Утром из оперативки Александр узнал, что Клима в драке застрелил собственный сын.

На похоронах Александр Вадимович всё время ловил себя на мысли, что гроб ему напоминал сундук...

4. Свисток

- Ты меня достал! Какого хрена! В чёрные риэлторы подался?! - шипел шеф.
- Это личное...
- Нет у тебя, сука, личного! Всё моё! И потроха твои, и дом твой и даже жена!
У Александра отвисла челюсть: такого шеф с ним никогда себе не позволял. Жена при чём здесь?
- Где деньги за последнее дело? Отмазка за убийство мужа?
- Я же всё, что надо, отдал!
- А тебе не было разве сказано, что моя доля выросла?
- Мы же договаривались!
- Теперь прикрывать твою жопу стало себе дороже. Свою бы спасти.
- Да я и так почти всё отдаю...
- Цыц! Слушай, подельничек и молчи. За твои делишки с покупкой квартиры убить тебя мало...
- Это личное!
- А вылезло на всю линию. - цедил сквозь зубы  шеф, - Такое гладко сегодня не проходит. Наверху очень недовольны. Я из-за тебя влип, понимаешь? Я! Мне теперь откупаться, о тебе и речи нет! Ты теперь на баальшом крючке. На баааальших деньгах... И деда зря пришил: не он пострелял твоих родителей!
Александр испугался.
- Но это всё твоё "личное" - фигня! Твоих киллерял взяли. Если расколются... Расколются! Зачистить надо было во время! Не нравишься ты мне в последнее время, ой не нравишься! Пшёл вон! И чтоб из кабинета не выходил! Даже поссать! И чтоб не вякал, козёл... Сиди у себя смирно и дои клиентов. Сегодня всё до копейки отдашь - первый взнос твой. И чтоб я не слыхал, что ты ещё что-то на стороне творишь... Придурок. Если мочить, то с умом. Вечером решим, что с тобой делать дальше.

Деньги были меченые.
Александра Вадимовича взяли с поличным.
Уводили, как водится, в наручниках.
Крыши не стало.

Когда его избивали в камере в третий раз - под утро, насмерть - Александр Вадимович услыхал:
- Что, свисток поганый, не свистит уже сопелка? И как тебя, цветного, купили!
И тут всё стало на свои места: "Свисток? Ну, дед Волк! Все свои обещания ты выполнил..."
Бойцы даже приостановили заказанную пытку: мент смеялся кровью. Попросил, штымп, молока с мёдом и кончился.

5. Сказка

Это было счастьем, когда дед Волк - по-настоящему! по мужски! - пожмёт руку, деловито кивнёт пацанам - садитесь же! - а потом продолжает неторопливо заниматься мужицкими делами. То обмёт латает, то сбивает улей, то точит топор...
Всё было основательно и просто. Даже собаки не брехали почём зря - только рычали кому чужому и недоброму. И гнали их по-волчьи, молчком.
А потом, после всех дел - если не мешали "белобрысики" делу - усадит за некрашеный, гладко выструганный стол на залакированную штанами лавку, поставит крынку молока, миску мёда и нарежет удивительно вкусного свежайшего отрубного.
- Ну-ка, сынки, подкрепитесь! Нам нынче в лес бежать, грибников обижать.
Или:
- Рыбка в Вороньей заиграла! А кто русалку-мавку поймает?
А ещё у него был яблоневый сад. И в августе, когда ласточки улетали в три раза - на каждый Спас, надо было собирать яблоки. "Спас любит нас!" А потом дед устраивал пир с мёдом и яблоками. До ночи. Чёрное, как борода деда, небо начинало наполняться звёздами вперемешку с костряными искрами.
Лесные звёзды разгорались, а костёр тускнел, кряхтел, рассыпался в огненную труху. Травяной чай уже не был таким ароматным. Из леса тянуло грибной сыростью. Вымытая ещё с вечера картошка лежала на траве и ждала свой особый жар.
И тогда начинались сказки. Сидящих на бревне ребят дед укутывал в верблюжье одеяло - только носы торчали, - чтоб не простыли.
А сказочником Волк был отменным. Ребята знали, что он - колдун, и ничего просто так не говорит. И каждая сказка несла свою тайну. Которая открывалась в своё время.
Трое "белобрысиков" - Санёк, Лёвка и Клёмик - однажды узнали и свою судьбу.
Сказка была, конечно, о трёх богатырях-защитниках. Один должен был стать воином и геройски защищать народ от врагов. Другой должен был бороться с несправедливостью, горем и нуждой. А третий должен был спасти царевну и любить её до самой смерти. И вместе они будут непобедимой силой. Если будут как следует служить своему делу.
Пацаны даже спорили: кому какая судьба предназначена? До драки доходило. Но клялись никогда не бросать дружить.
Дед - колдовско-смоляные борода и усы; чистые глаза, на солнце - морошково-рыжие, а в тени - зелёные; косая сажень в плечах и... удивительно мягкий завораживающий низкий голос.
Сказки не рассказывал - почти пел. И была у него гитара. Но жаловался на руки: перестали слушаться, и ушло умение... Только изредка перебирал струны, задумавшись...

Деда брали тоже летним вечером. Собак постреляли. Деда били и материли и увезли на "бобике". А Саньку сказали, что это дед сделал. Санёк не верил поначалу, а потом... И суд сказал, что это он.
Без лесника Волка порядку в лесу не стало, он ведь никого не боялся и зверей не давал убивать просто так, для удовольствия.
А домик Волка Санёк сжег. Никто не догадался, хоть и искали. И тогда же, на пепелище решил отомстить за мамку...

Остались невыполненными дедовы обещания. Санька обещал научить делать дудочку, ну, как у пастуха. Льва хотел взять на охоту с биологами и поймать несколько живых белок, чтобы потом выпустить в другой лес, где их было мало. А Климяша очень хотел научиться разбираться в лечебных травах...
Так дед и пропал из их детства.

Тут и сказке конец.

Апрель-май 2009