О родном

Людмила Лепехова
Этим летом мне сказали, что я и мой дед очень похожи внешне. На улице, случайно встретившаяся старая знакомая спросила у моего деда не дочь ли я ему... Дед обвинил ее в амнезии витиеватым матом :)

Сегодня ему исполняется 71 год. С моей сестрой у них разница в возрасте полвека. Со мной - 49 лет. С братом - 67 лет. У него полный комплект из троих внуков.

За всю свою  жизнь он работал трактористом, агрономом, рабочим колхоза, более 20 лет директором совхоза, завхозом в арбитражном суде по выходе на пенсию, и сейчас - пенсионер. Бросил курить в 60 лет. И не курит до сих пор.

Ездит на дачу и продолжает работать с землей, и она ему улыбается щедрой урожайной улыбкой. Он построил дом, когда мне было пять лет. Я хорошо помню, когда и как шло строительство. Ко мне подошел один из рабочих и спросил: "Ты, наверное, внучка Виктора Васильевича? А сколько тебе лет?". В то время уверенно на вопрос о своем возрасте я могла ответить только пересчитав пальцы на одной руке - ориентир был такой, достать и посчитать вслух, чтобы не ошибиться :)) И постыдилась перед незнакомым дядей его высчитывать, так и не сказала ничего, застеснялась и заскромничала :)

Когда я была еще моложе и не могла толком говорить, одно из любимых слов было "Чета" (читать через "е", а не "ё", ударение на первый слог) - это был "Деда". Потом папа сказал что "Чета" - это как имя обезьянки, а деда нужно называть "Деда", взрослая уже, все выговариваю. И все-таки я помню Чету (взрослые наверняка забыли)... И детство с ним, и пожелтевшую советскую газету, где целая полоса была посвящена ему, с фотографией на работе. И еще помню дедушкиного шофера Юрия Палыча, который приезжал за ним лет 20 в пять утра, а дедуля всегда вставал рано, еще не было шести. И приезжал с работы поздно вечером. Он много работал. И не боялся работать.

Дед пережил полуголодное военное время ребенком и похоронку на отца в 1942. Рос без отца, и через всю жизнь пронес тоску по нему. Пил и переживал по этому поводу. Человек советского поколения, не превратившийся в развалину в наше время.

Сегодня позвонила, чтобы поздравить. Бабка расплакалась. А дед очень обрадовался, что я помню. Конечно, я помню! Такой дед - это моя жизнь и моя кровь. А еще... очень приятно до сих пор слышать: "Это внучка Виктора Васильевича".

P.S. В шутку, а иногда серьезно, он мечтал, что я "буду писателем и напишу про него". Писателем я, конечно, не стала, во всяком случае, пока. Но вот про него написать хотелось всегда. Когда выкрою время, напишу мемуары и подарю ему на следующий год. Чтобы он знал, что я все-все помню, и что во мне все еще живо детство и мой Чета.

И... в моей жизни дед необыкновенный человек... Впрочем, я из его породы, смею заявить со всей ответственностью.