А. Максимов. Так было... 38. Франция. Раиса -2-

Виктор Сорокин
Анатолий Максимов. ТАК БЫЛО… Книга вторая. Франция. Часть 3. (38)


Раиса (2)

После капитуляции Германии я обратился в Международный Красный Крест с просьбой разыскать моих родителей. Через несколько месяцев я получил ответ, что мои родители живы и проживают на старой квартире.

По указанному адресу я послал своему отцу вызов на телефонный разговор. В назначенный день и час я сидел в зале и ждал вызова из Болгарии. Наконец меня вызвали и указали номер телефонной кабинки. Я взял трубку, и до меня донеслось едва слышное, далекое:
– Толя, это ты?
– Папа?
Большего, из-за кома в горле, я не смог произнести!..

Я вышел из телефонной кабинки, и слезы текли, текли…

Это была моя первая послевоенная связь с родным домом. Постепенно наладилась наша переписка. По моей просьбе мне были высланы документы, удостоверяющие, что я закончил среднее учебное заведение. Их я собирался представить в секретариат Сорбонны, как только подвернется удачный случай.
 
Как обычно, я позавтракал и пошел на работу. Поднимаясь на второй этаж, я услышал необычный раздраженный голос Степана Ивановича.
Что произошло?

Увидев меня, Степан Иванович сказал:
– Анатолий, я должен вам сообщить неприятную новость. Меня обманули, обворовали до такой степени, что, может быть, нам придется закрыть наше ателье. Мне даже нечем с вами расплатиться. Идите домой. Если дела поправятся, я вас немедленно извещу.

Я рассказал удивившейся моему внезапному возвращению Варваре Павловне, что произошло на работе.

– Я примерно догадываюсь, что произошло. Мы живем в такое время, когда на рынке многого не хватает. Государство выдает небольшое количество шелка на производство галстуков и шарфиков. Спрос же на этот товар большой. Поэтому приходится обращаться к «деловым людям» теневого сектора, которые являются посредниками между производителем шелка и его потребителями.

После небольшой паузы она продолжила:
– Иван Степанович, наверное, дал деньги на шелк какому-то посреднику, а тот исчез. В суд подать нельзя, иначе самому обойдется гораздо дороже! Надо поймать жулика как можно скорее и отобрать деньги, если не полностью, то хотя бы то, что осталось. Когда придет Раиса, то мы все узнаем, А пока закурим и выпьем кофе.

Когда пришел Павлуша, то ему рассказали о том, что произошло на моей работе. «Это не первый и не последний случай», – сказал он.
Павлуша посидел немного в компании и, под предлогом усталости, пошел в «нашу» комнату. Вскоре, пожелав спокойной ночи Варваре Павловне, ушел и я.

От Ивана Степановича – никаких вестей.

Потянулись монотонные дни в ожидании развязки на работе. Это меня тревожило в том плане, что мои скромные сбережения не позволяли выдержать длительной безработицы. А пока я или ходил по городу, или проводил время в компании Варвары Павловны. Постепенно она стала более разговорчивой, более доверительной. Таким образом я узнал, что между супругами никогда не было того, что называется «семейным счастьем».

– Мы оказались совершенно разными по натуре и по интересам, – сказала Варвара Павловна. – Я люблю общаться с людьми, люблю общество, хотелось бы бывать на докладах, в театре, в опере. А Павел, возвращаясь с работы, начинал мне рассказывать, как он отладил карбюратор, с какого винтика начинал, как регулировал смесь и что на этом деле он сберег несколько франков. «Понимаешь, – говорил он, – если я пойду к механику, то надо ему заплатить. Даже если он провозится только несколько минут. Кроме того, я должен простоять в очереди, а это потеря рабочего времени». В результате всего этого карбюратор уже не имел для меня никаких секретов…

– И так изо дня в день! – продолжила Варвара Павловна. – Иногда к нам, вернее к Павлу, приходили коллеги по работе и говорили о том, что в одном гараже работают лучшие механики, но дорогие, а в другом ремонт стоит дешевле, но машина простаивает дольше. Или приходили товарищи по кадетскому корпусу, и начинались пустые воспоминания о прошлом и неясном будущем. Как правило, они приходили с букетом цветов, вежливо здоровались и больше ко мне не обращались. Да я сама не хотела принимать участия в «мужских» разговорах. Иногда говорила Павлу, что с коллегами и с товарищами он мог бы встречаться в любом кафе, а не зазывать их в дом.

Варвара Павловна рассказала также, что замуж она вышла совсем молодой и не по своей воле – жить в семье стало невозможно из-за тесноты. «Уходя из дома, я была наивной, ничего не знала и в людях не разбиралась. Тогда в моем окружении все говорили, что шофер-таксист – это завидная партия. В действительности все оказалось не так, как я себе это представляла»!

Варвара Павловна говорила без злобы, без нареканий. Видимо, за годы совместной жизни с Павлушей у нее накопилось много горя и обид на тех людей, которые ей давали «добрые советы», а также на самое себя за то, что она им полностью доверилась. Предполагаю, что Варвара Павловна нашла в моем лице человека, которому можно все рассказать, с которым можно отвести наболевшую душу.

Я терпеливо выслушал рассказ Варвары Павловны до конца, но вопросов не задавал и в разговор не вступал.

Потом наступил день, когда Варвара Павловна «прыгнула с вышки».
– Знаете, Анатолий, я решила, что для начала мы с Павлом разойдемся, а потом я подам в суд прошение о разводе!?
– ?
– У нас нет ни семейной, ни личной жизни. Я многократно говорила об этом с Павлом, но, как мне кажется, он не понимал о чем идет речь! Поэтому мы очутились в тупике, и я решила выйти из этого тупика как можно скорее.
– Если я правильно понял, вы можете выехать в любой момент?
– Да, я могу выехать в любой момент, – сказала Варвара Павловна и добавила: – Я приготовлю кофе, и мы устроим перекур.

Не успели мы сесть за стол, как появилась Раиса.
Я все чаще и чаще присматривался к этой женщине. Раисе, наверное, было лет сорок. Она была небольшого роста, немного сгорбленная, всегда опрятно, но бедно одетая. Это особенно было заметно по ее изношенной обуви. Но какие у Раисы были глаза! Они светились только ей присущим светом и безграничной добротой!

Раиса сказала, что дела Ивана Степановича плохи: его обокрали, и следы вора не обнаружены. Коллеги, у которых такие же ателье, предложили Ивану Степановичу денежную помощь – с условием, что вернет, когда сможет!
– Иван Степанович колеблется, – сказала Раиса, – не знает, как поступить: согласиться на дружескую помощь или же расстаться с ателье и сесть за руль такси, как он это делал раньше.

После обмена «последними новостями» разговор переключился на антропософию и, в частности, на последний доклад Олега. Я чистосердечно признался, что ни доклад Олега, ни книги, которые мне дали для прочтения, не убедили меня в необходимости подключать еще какую-то религиозную догму к тому, что сделано христианской церковью.

– Я считаю, – сказал я, – что в христианстве множество «темных мест», которые смущают паству, но церковная иерархия или не торопится убрать эти пятна, или она не может этого сделать по каким-то только ей известным причинам. Многие факты из жизни Христа нам совершенно неизвестны, а то, что дошло до нас, искажено, неизвестно по какой причине, высшими иерархами. Антропософия, на мой взгляд, не вносит ясности. Это, может быть, потому, что я ее не понимаю или же она недоступна пониманию первого пришедшего. Она, с одной стороны, вроде бы опирается на Христа, а с другой – она выносит свое толкование о мироздании и о «программе» его дальнейшего развития.

– Послушайте, Анатолий, – ответила Варвара Павловна. – Суть антропософии заключается в том, что каждый человек должен стремиться к духовному совершенству. Простой пример: отношения между Павлом и мной натянутые, чтобы не сказать враждебные. Если наши отношения останутся такими же и в дальнейшем, то ни к какому совершенству мы не приблизимся. Следовательно, нам придется встретиться в отдаленной жизни и улучшить наши отношения. Если этого не произойдет с первой же встречи, то нам придется встречаться и встречаться до тех пор, пока мы не окажемся духовно прозрачными по отношению друг к другу. В этом и заключается смысл постоянного перерождения, постоянного перевоплощения. Сказанное мной является лишь схематическим наброском. Суть же антропософии намного глубже и сложнее…

Через неделю после этого разговора Варвара Павловна собрала свои вещи и ушла неизвестно куда. Ее уход я обнаружил, вернувшись с прогулки по городу. Квартира мгновенно опустела, осиротела, остыла.

Когда Павлуша увидел, что Варвары Павловны нет дома, моментально догадался, что жена, не добившись его согласия на развод, проявила личную инициативу.
– Она дура! – сказал Павлуша, – она не знает, что по закону вся ответственность за развод ляжет на ее плечи, потому что она своевольно покинула семейный очаг.
И добавил:
– Вы меня не ждите: я пойду к друзьям и не знаю когда вернусь.

Прошло несколько дней, за которые Павлуша сильно осунулся. Говорил мало, односложно и все чаще и чаще уходил к друзьям.

Я пошел на очередное собрание антропософов с тайной надеждой встретить Варвару Павловну. Но она не пришла. Зато встретил Раису, которая оказалась в курсе происшедшего. Она спросила, как ведет себя Павлуша по отношению ко мне, но не спросила, как он переживает уход Варвары Павловны.

– Почему Павлуша должен относится ко мне как-то особенно?
– Он предполагает, что вы помогли Варваре Павловне в день ухода.
– На чем основаны его предположения?
– Не знаю, но языки начинают развязываться, тем более, что некоторые злорадствуют и поговаривают: «Не ценил, что имел, а теперь плачет!».

После разговора с Раисой я вспомнил все, что произошло в доме после ухода Варвары Павловны, и мне стало ясно, что отношение Павлуши ко мне изменилось с первых же дней. Но тогда я не отдавал себе отчета о причине, по которой он изменил свое отношение ко мне.
 
Теперь, после разговора с Раисой, мое пребывание в квартире Павлуши стало под вопросом, который надо будет решить – и чем быстрее, тем лучше!
Но как?

Продолжение следует.