Третья мировая

Евгений Касьяненко
      Человек, если вдуматься, самое беспечное существо на Земле. Наверное, потому, что привыкло считать себя хозяином мира и, в отличие от других живых существ, как правило, не боится, что через пять минут кто-то на него выскочит из кустов и сожрет, что называется, без соли.
      Когда моя кошка еще была маленьким котенком, мне порой осточертевали её шкоды, и пару раз я прилично её отшлепал. За последующие восемь лет я её и пальцем ни разу не тронул, но, оказывается, её память куда как лучше моей.  Кошка любит посидеть у меня на руках и помурлыкать, когда её гладят. Но ни разу она сама мне на руки за эти годы не прыгнула. Просто приходит и ждет, когда её возьмут. То есть, она и сейчас прекрасно помнит о моих шлепках.
      А разве так устроен человек? Два раза в прошлом веке он устраивал между собой побоища, которые животному миру и не снились. Однако мгновенно забывал о них, как только большие войны заканчивались.
      Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы почувствовать, что с началом мирового финансового кризиса в воздухе снова запахло глобальной войной.  Ведь совершенно очевидно, что человечество деградирует в последние десятилетия. И в культуре, и в науке, и в морали.  Один только факт – за долгих сорок лет даже не поднимался вопрос о колонизации Луны, после высадки на ней американцев и наших луноходов. Это ли не  ярчайшее свидетельство деградации человеческого духа? А разве не очевиден декаданс, культ уродливого и противоестественного в культуре?
      И в тоже время постоянно совершенствуются обычные средства взаимного уничтожения. Всё это до ужаса напоминает годы, как перед первой, так и перед второй мировыми войнами. 
      Только не говорите, что в ядерный век такие войны невозможны. Точно также говорили перед первой мировой войной, уповая на то, что пулемет «Максим» делает войну бессмысленной, ввиду неизмеримого количества жертв с обеих сторон. Но эти немыслимые жертвы потом оказались возможными.
      И перед второй мировой говорили, что авиация, танки делают кровавую бойню,  как способ разрешения противоречий, абсурдным. Обе стороны больше проиграют, чем выиграют. И, однако, жуткая война состоялась.
      Заметьте, кстати, один интересный факт. Применение отравляющих газов началось с первых дней первой мировой войны, несмотря на уже тогда существовавшие запреты на ведение химических войн. Хотя газовым атакам научились довольно эффективно противостоять, в ту войну погибло от них около четырех процентов солдат. Но к началу второй мировой войны у обеих сторон конфликта было достаточно куда более эффективных химических средств, от которых мало спасали противогазы, а потери бы с двух сторон увеличились бы многократно. Тем не менее, обе стороны воздержались от применения химического оружия, по крайней мере, на фронтах.
      Но кто сказал, что третья мировая война не может быть безъядерной, если применение ядерного оружия делает победу в войне для любой стороны бессмысленной?  «Победители» просто умрут позднее и мучительнее на непригодной для жизни Земле.
      Но если будет «обычная» война, мы, Россия, к ней абсолютно не готовы. И жалким состоянием армии, и жалким состоянием нашего духа. Увы, это абсолютная истина. Третья мировая закончится в Москве, а не в Берлине или в Вашингтоне.