Смотрительница
Тишину музейного зала рвет эхо:
— Э-э-эй!
У окна в полумраке на стульчике вздрагивает старушка лет семидесяти.
— А! Кто здесь? А?!
— Я!.. я! — отскакивает от древних стен.
Смотрительница поправляет на голове платок, протягивает руку к стене, щелкает выключателем и сквозь толстые линзы очков угадывает силуэт. Очень знакомый силуэт.
— Ленка?! Из двадцать пятой?! Ты? Тьфу! Напугала, соседушка! Чего здесь?
Молодая соседка кивает на обмякшего у нее на плече мужчину со слипшимися ресницами и царапиной через всю щеку.
— Баба Маша, надо!
— Да, ты что?! — музейная работница вскакивает на ноги и ворчит. — Даже и не думай! Я на дежурстве. Открытие через десять минут. Экскурсанты пойдут.
— Уложимся в пять! Я подсоблю. Ну, очень надо. Вы же прежде не отказывали. Никому.
— Тише!.. А этот…опять дома не ночевал?
— Засветло явился. Пьяный вусмерть. С малиновым пятном на вороте. Я прямо истерзалась вся; не помада ли? И духами вроде как от него… прояснить надо бы…
— Эх, Ленка! Ленка! Недоверчивая ты чересчур. С мужем так нельзя …ладно, усаживай голубчика. А я пока подготовлюсь.
— Спасибо! — ликует ревнивая супруга и водружает тело подозреваемого на щедро утыканный шипами трон.
Мужчина в благодарность за предоставленный покой бурчит что-то невнятное и, по-детски подложив ладони под голову, удобно мостится на экспонате под латунной табличкой с надписью «Кресло допроса. Центральная Европа. 15 век».
— Баба Маша, готово!
— И я… готова.
Молодая женщина оборачивается и вскрикивает:
— О-ой!
На нее таращится лукавым взглядом ведьма. Она горбится, чавкает слюнявым беззубым ртом и выплевывает:
— Ну, как я?
— Господи! Ужас, какой! Никак привыкнуть не могу.
Костлявые пальцы укладывают за ухо прядь волос, обнажая над виском обтянутый пузырчатой кожей череп.
— Билеты где?
— Вот.
Из дамской сумочки спешно извлекается две бледно-зеленые полоски картона и плитка шоколада.
Горбунья, не глядя, надрывает билеты и отправляет в урну. Шоколадная плитка исчезает в накладном кармане халата.
— Приступим!
И две пары женских рук тотчас распинают в кресле беспомощную и уже спящую жертву. Кожаные ремни ложатся на запястья и голени несчастного.
— Стягивай покрепче, а то уйдет, он у тебя крепкий, — советует музейное чудовище и спрашивает. — Дознание учинять будем с пристрастием?
— Да, — следует ответ.
И бедолага тут же получает звонкую пощечину.
— Должен же он в себя придти, — оправдывает свое действие безобразная старуха. — Мы не можем проводить дознание с невменяемым.
Невменяемый вменяет, тяжело поднимает веки и высвечивает блаженную улыбку. Царапина серпом вытягивается в сторону пылающего уха.
— А-а! Т-т-ты? Мо-мо-моя… Лен-чик! Ид-д-ди к-ко-ко мне... Об-б-б-ними…
Вторая пощечина возвращает не только чувства, но и чувствительность. Допрашиваемый ерзает в кресле, рвет ремни и морщится от боли.
— Ты потерпи, дорогой, — успокаивает его дражайшая половина, проверяя надежность узлов. — Расслабься. Скоро все кончится.
Серп царапины на лице мужчины меняет направленность.
— Что это? Где я?
— В аду! — мерзко хихикает беззубая бестия и вопит. — Где ночь провел, зараза? Быстро отвечай. Сволочь! Где? С кем? На меня смотри. На меня. На…
И несчастному в очередной раз перепадает затрещина. Объяснение по поводу которой уже звучит так:
— Дадим потерять ему сознание, потом слово не вытянем.
— Может, я попробую? — просит благоверная и заботливо подносит горлышко пластиковой бутылки с водой к пересохшим губам супруга.
— Чего уж там, попробуй, а я пока за клещами схожу, — соглашается дежурная ведьма и, шаркая домашними тапочками, исчезает в глубине зала.
Платье с глубоким вырезом нависает над мокрой от пота рубашкой.
- Ну?!
- Что?
— Признаваться будем?
— В чем?
— Я все знаю, дорогой. Пока ты, как майский кот метался в ночи, я порылась кое-где. И нашла фотографии, где вы с Людкой с пятого этажа ловите бабочек трусами. Голые! Да, да! Совершенно голые! На вас ничегошеньки нет.
— Так это… это… это было давно. Нам тогда по два года было…
— Да, он у тебя ранний. Развратник! Похотливый самец! — удивляется тенью выскользнувшая из-за кресла горбунья и, громыхая металлом, сваливает перед креслом небольшой арсенал пыточных средств. — Подумала, надо сразу прихватить, чтобы потом не бегать.
— Дорогая…
— Дорогой…
— Раньше надо было думать, — обрывает сюсюканье чудовище и косится на едва заметный столбик ржавой пыли, поднимающийся из груды сверлилок, пилилок и давилок человеческой плоти. — А ты, Леночка, иди, погуляй, осмотрись, что и как. Так будет лучше для всех.
— Милая, не оставляй меня с этой…
— Милый, я буду рядом, совсем рядом, — обещает спутница жизни и со слезами на глазах растворяется среди экспонатов основного музейного фонда.
Чтобы отвлечься и не слышать нытье и стенания супруга, она читает вслух громко и с расстановкой надписи с табличек, спешно переходя от одной к другой: «Дыба-подвес», «Колодки», «Жаровня», «Испанский сапог», «Доспехи целомудрия», «Железный кляп», «Вилка еретика»… И вновь «Кресло допроса»...
Клочок бумаги из школьной тетради неожиданно взмывает перед ее лицом.
— Вот адрес, телефон, хозяина зовут Петр, — втолковывает смотрительница, вручает соседке протокол пытки и ловко распускает ремни. — Выложил все, как на духу. Ниже по списку — соучастники. Все кто с ним до шести утра играл в покер. Бабами и не пахло. След на вороте от красного вина…
— А?
Старушка стягивает с головы парик и стирает кончиком платка с лица жуткий макияж.
— Лена, не волнуйся! Беседу провела. В ближайшее время и на улицу не выйдет.
— А?
Вставная челюсть возвращается на место. Звонко щелкают зубные протезы.
— Ничего, ничего! На животе с недельку поспит. Если что, валерьяночки дай. А, вообще, твой Андрюшка держался молодцом, не то, что в последний раз. Даже не упомянул всуе «Международную амнистию».
— Это не Андрюша.
Дряблые руки осторожно тянут беднягу из кресла.
— Как? Ты вышла замуж во второй раз и это за полгода?
— Почему «во второй»? В третий! А, в общей сложности, уже в седьмой.
— Касатик мой, ты сам-то до дома доберешься? — обращается смотрительница к «седьмому».
Мужчина не отвечает, дрожит всем телом, прячет страдания и боль в морщинах над переносицей и, пошатываясь, медленно бредет к двери.
— А тебя, Леночка, — пенсионерка преграждает путь соседке, — попрошу остаться.
— За-за-зачем это? — молодая женщина пятится к стене, с бесплодной надеждой поглядывая на удаляющуюся истерзанную спину. — Вот-вот экскурсанты пойдут.
— Успеем!.. Хочу проводить тебя в следующий зал. В самый раз для тебя.
— Что за зал?
— С экспозицией «Орудия казни Средневековья». Чтобы не было восьмого раза...