Эзотерический космизм. Часть 1. 2

Камиль Хайруллин
1.2. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ  КОСМИЗМ
КАМИЛЬ ХАЙРУЛЛИН
          *     * * *     *
В последние годы на прилавки книжных магазинов нашей страны прямо таки хлынул поток оккультной и мистической литературы, издание которой в советское время было под запретом. Издаются и переиздаются. Труды Е.П. Блаватской, А. Безант, Н.К. и Е.И. Рерих, Р. Штейнера, Э. Шюре, Г.И. Гурджиева, П.Д. Успенского, Д.Л, Андреева, Кришнамурти, Шри Аурбиндо Гхоша, Бхагаван Шри (Ошо) Раджниша, К. Кастанеды и других. Оккультные и мистические представления и идеи входят в сознание людей нашего современного общества. Нравится это кому-то или не нравится, но с этим   российские философы вынуждены считаться.
Хорошо известно отрицательное отношение к оккультизму и мистицизму со стороны официальной науки. В то же время в нашей философской литературе появились и исследовательские работы, защищающие оккультизм и мистицизм и стремящиеся как-то синтезировать их с современными научными представлениями (работы А.П. Федяева, Л.А. Бессоновой, И.А. Александрова, А.Ю, Савина и др.). (1)
Мы не являемся сторонниками оккультизма и мистицизма, но, тем не менее, полагаем, что они заслуживают к себе серьёзного отношения, поскольку выступают заметными явлениями в истории духовной культуры человечества.
Начинаем рассмотрение космизма с его эзотерических концепций потому, что, во-первых, в них сильнее выражена связь с древностью, с мифологией, а во-вторых, космические мотивы явно обнаруживают себя в этих концепциях. Доктрины эзотеризма (оккультизма) подразделяются на две основные ветви: западную, имеющую в основном древнеегипетское происхождение, и восточную, имеющую древнеиндийские корни. Последняя в Европе получила развитие в виде теософии и антропософии.
Эзотеризм (тайноведение, скрытое знание, оккультизм;) исходит из некого таинственного высшего знания, доступного немногим посвященным, имеющим прямой контакт с духовными божественными мирами. Он опирается на религиозно-мистический опыт пророков, святых, небесных учителей человечества, а так же на древние знания давно исчезнувших культур и цивилизаций, в зашифрованном виде завещанных настоящему человечеству в форме мифов, рисунков, каменных изваяний и различных культовых сооружений. Оккультизм наукообразен, поскольку включает в себя достаточно сложные схемы теоретизирования. Но с позиций принятых в науке критериев достоверности знания оккультизм, конечно, не научен, и выступает в роли теоретического приложения к мифологии и религии. Эзотеризм претендует на владение Абсолютной Истиной, сакральным знанием, «гносизом», проистекающим из сверхчеловеческих, божественных источников. В нём ярко выражено ощущение единства человека с божественным космосом. Как писал П. Тейяр де Шарден, из «ощущения Вселенского бытия» происходит большая часть мистических учений человечества. (2)
Жизнь и смерть человека, эволюция человечества рисуются в оккультных концепциях как составные части космической истории, что с позиции космизма имеет важное значение. Но в чём же заключаются главные тайны космоса, которые раскрывает оккультизм? Согласно Н.К. Рериху, их всего семь, и одна из книг этого выдающегося художника и мыслителя так и называется «Семь великих тайн Космоса».
Первая тайна состоит в том, что всё существует в великом космическом ритме бытия и небытия. Космос рождается к бытию, существует определённое время, а затем растворяется в небытии. Период существования Космоса называется «Веком Брамы» или «Великой Манвантарой». Период небытия Космоса, т.е. всемирного растворения назван Махапралайей (Великой Пралайей). После периода небытия Космос вновь рождается к новой жизни к новому веку Брамы, и так продолжается бесконечное чередование великих периодов жизни и смерти Космоса. Такая же периодичность присуща проявлениям активности и пассивности процессов в Космосе, которые соответственно называются Днём Брамы или Малой Манвантарой и Ночью Брамы или Малой Пралайей. В таких представлениях явно обнаруживаются идеи круговорота, циклизма и эсхатологии, столь характерные для мифологического сознания, о которых мы говорили выше.
Вторая тайна касается Абсолюта (Парабрамана, Энсофа), который есть «Единое Божественное Начало», «Вечный, Беспредельный, Вездесущий и Непреложный Принцип». Из него всё и произошло. Для человека Абсолют всегда будет величайшей и непостижимой тайной, для его познания всегда останутся доступными лишь различные аспекты проявления Абсолюта. Как пишет Н.К. Рерих: «Во всех легендах Парабраман или Абсолют является чисто философским понятием-принципом, законом или началом, на котором зиждется бытие и небытие Космоса. Но служители религий персонифицировали это философское понятие, переделав его в идею «Единого Бога», «Творца земли и неба». Таким умалением это великое понятие было низведено до бога-личности, до Властелина Вселенной». (3)  Рерих здесь имеет в виду наиболее древние легенды Востока. Из этого любопытного суждения следует, что абстрактная идея Абсолюта является более древней чем идея персонифицированного божества.
Приведём и более современное определение Абсолюта, принадлежащее стороннику теософии, американскому физику Э. Мертону: «Итак, Абсолют – это некий бесконечный и вечный океан энергии, дающий жизнь всему сущему. Выражаясь научными терминами, рождение Космоса в «век Брамы» соответствует материальному виртуальному возбуждению Абсолюта, а появление жизни в Космосе в «день Брамы» – это духовное виртуальное возбуждение Космоса, так же санкционированное Абсолютом». (4)
В нашей философской литературе имеются попытки построить некую модель Космического Абсолюта. Так, И.А. Александров рассматривает последний как первоединство, сверхбытие, определяющее связность бытия и небытия и их взаимные переходы, - как «семя жизни материи, в котором потенциально заложено всё древо жизни с его стволом, корнями, ветвями и цветами (плодами)». (5) Он строит систему Абсолютного мира, выступающего в качестве Абсолютного организма, Абсолютной реальности, Абсолютной субстанции, Абсолютного Духа (Сознания, Разума), Абсолютного источника знания, Абсолютной нравственности. (6) Нам представляется, что такие умозрения относительно Абсолюта мало, что дают для его понимания. Его тайна остаётся такой же тайной, к которой мы никак не приблизились.
Попытку описать существо Абсолюта предпринял наш известный философ В.Н. Сагатовский. Во-первых, он подвергает критике натуралистические и антропоморфные трактовки Абсолюта и абсолютизацию его самого (Абсолют есть всё, его абсолютизация по положению, по объёму, по времени, по роли в генезисе мира, абсолютизация Абсолюта как личности и ценности). Во-вторых,  В.Н. Сагатовский полагает, что Абсолюту нельзя приписывать какие-то предикаты: его расположение где-то, процессуальность, деятельность и т.п. Опираясь на апофатические  традиции (М. Экхарт, Я. Бёме, Н. Кузанский, Ф. Шеллинг, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев и др.);, он утверждает, что «Абсолют, как безусловное в-себе-бытие, есть положительное ничто», (7) лишённое всяких свойств и отношений, а также есть актуальная бесконечность, являющаяся иным выражением его характеристики как положительного ничто.   «Абсолют принципиально не выразим, и его присутствие (ЕСТЬ) не порождает конкретных рекомендаций и образов: глубинное общение с Абсолютом не алгоритмизируемо». (8) Тогда это полагаемое общение носит мистический характер. И  В.Н. Сагатовский пишет, что присутствие Абсолюта – это «веяние Духа», «свет Добра», «Солнце Любви». Но разве добро, любовь не есть проявления человеческие, которые по его же установлению нельзя приписывать Абсолюту. Нет ли здесь противоречия? С другой стороны, по Сагатовскому присутствие Абсолюта есть гарантия «центрального порядка» (симметрии и негэнтропийного развития) вселенной, т.е. опора космической гармонии и космического прогресса. (9) В связи с этим допускается возможность множества Абсолютов, которые соответствуют множеству миров и каждый из которых как бы обращён «лицом» к своему миру. (10)  Мы полагаем, что допущенное множество Абсолютов противоречит понятию «Абсолют» (с большой буквы). Последний может быть только один. Другое дело, у него могут быть «ипостаси», соответствующие разным вселенным. И человека, конечно, интересует та, которая обращена к его миру, к вселенной, где он существует. На наш взгляд, теологическое и мистическое толкование Абсолюта не может быть свободным от антропоморфных черт, тем более, что из него согласно религиозным и оккультным представлениям происходят божественные сущности, явно несущие в себе эти черты.
Итак, возвращаемся к великим тайнам Космоса. Третья его тайна состоит в том, что во вселенной существует и действует Великая Иерархия Духовных сил. На её вершине находится Первопричина Космоса, божественная сущность, именуемая Логосом, которая первой возникает из Абсолюта в начале Великой Манвантары. Логос – это первое Слово, раздавшееся из безмолвия, божественная Энергия (Мысль, Свет), задающая начало долгому и многоступенчатому процессу созидания вселенной. Проявленный Логос начинает руководить Иерархией духовных разумных сущностей, каждая из которых имеет свою определённую задачу в строительстве и управлении Космосом на протяжении всего его существования. (11) Реализуется грандиозный божественный план, и поражает количество духовных существ, которые работают над осуществлением этого плана. Это – многочисленные Логосы низших уровней (солнечные, лунные, земные и др.), «Строители Космоса», «Питрисы»(«Отцы»), «Владыки Кармы», «Сыны Огня» и др. (12) Согласно западному оккультизму Иерархию божественных сущностей образуют: Серафимы, Херувимы, Престолы (Космические силы); Власти, Силы, Господства (Планетарные силы); Археи, Архангелы, Ангелы (Земные силы) и др. (13) Несомненно, здесь явно проступают «следы» первобытного анимизма и политеизма, о которых мы вели речь в разделе 1.1. А перед нами – картина иерархического теокосмизма.
В Четвёртой тайне Космоса говорится о построении семи планов, сфер и миров космического бытия. Это – миры: 1) божественный; 2) монадический; 3)мир нирваны; 4) мир интуиции; 5) огненный; 6) тонкий; 7) плотный.14 В несколько иной терминологии эти же миры (планы) называются так: 1) атмический; 2) буддхический; 3) каузальный; 4) ментальный; 5) астральный; 6) эфирный и  7) физический планы. (15) Материалом для создания этих миров (планов) служит некая первичная субстанция – «Мула-Пракрити» (на санскрите означает «корень материи»), вечная тончайшая материя, являющаяся аспектом Абсолюта (Парабрамана) и существующая во время пралайи (т.е. срока космического небытия);.
 Из неё происходят все виды космической материи – от самой тонкой до самой грубой.
Эти миры (планы) выступают разными состояниями «Духо-Материи». Из них только низшее состояние (физический план) доступно обычному чувственному восприятию человека, тогда как шесть остальных, более высоких и тонких состояний невидимы для него. «Слово «Духо-Материя » указывает на то, что в мире нет материи без духа… Материя есть форма, и нет формы, которая не служила бы выражением для жизни. Даже Логос, верховный Владыка жизни, проявляясь, облекается во Вселенную, которая служит для него формой. И то же самое повторяется везде, вплоть до мельчайшего атома… Материя, образующая объективный мир, есть эманация Логоса, её силы и энергии суть тока жизни. Он – Источник и конец Вселенной, её причина и её цель. Он – во всём и всё в нём». (16) Короче говоря, любое бытие живо и в той или иной степени духовно, пронизано божественными энергиями. Низшее происходит из высшего и зависит от него.
Иерархический теокосмизм дополняется панвитализмом, панпсихизмом и пантеизмом. В оккультной картине мироздания растворённый во всём бог сочетается с многочисленными духами, которые составляют население иерархически организованных тонких миров, а каждый элемент мироздания несёт в себе живое, духовное начало. Высший бог (Логос) генерирует из себя мир и составляет основу его духовного единства.
Пятая тайна Космоса также касается космогенеза. Её раскрытие заключается в показе того, как рождаются и развиваются звёздно-планетные системы. По мнению Рериха, идеи эволюции, борьбы за существование и неравенство, выживания сильнейшего – это древние идеи. Они были использованы в древних легендах, в которых рассказывается о формировании Солнца, Юпитера и других планет под управлением «Планетарных Духов» как живых космических «собратьев», ставших к тому же домами, «Небесными Улитками» этих духов. (17) В оккультном понимании эволюция является процессом управляемым и осуществляемым согласно божественному плану.
Шестая тайна Космоса – это тайна жизни как таковой. «Что такое жизнь? Это энергия Логоса, которая из материи всех семи сфер строит Формы для своего проявления… В природе не существует того, что называется смертью, если под смертью понимать растворение в небытии. Жизнь на время удаляется в свою сверхфизическую среду, сохраняя в виде новых способностей творчества результаты опыта, через которые она прошла. Формы, которые возникают и погибают одна за другой, представляют из себя как бы двери, через которые Жизнь то появляется, то исчезает со сцены эволюции. Ни одна доля опыта не теряется, так же как не теряется ни единая частица материи. Сверх того, эта Жизнь эволюционирует…она становится постепенно всё более и более сложной в своих проявлениях». (18) То «оборотничество», которое характерно для сказок и мифов, в данных представлениях получает свою концептуальную разработку и оформление. Бессмертие и прогресс жизни обеспечивается за счёт её неуклонного перевоплощения в цепи сменяющих друг друга временных форм, а физический план оказывается лишь участком, звеном в незримом космическом круговороте жизни. Пожалуй, идея перевоплощения, обратимости жизни является для оккультизма ключевой при раскрытии им динамики божественного и одушевлённого космоса. В этом космосе происходят два противоположных процесса: это опускание  жизнетворящего духа из его тонких сфер в более плотные, называемого инволюцией или материализацией духа, и его обратный подъём, именуемый эволюцией или одухотворением материи. (19) Логос генерирует «жизненные волны», которые, ниспадая вниз, последовательно формируют тонкие миры и доходят наконец до плотного (физического) мира, где закладываются основы минерального, растительного, животного и человеческого «царств природы». Все эти по-своему живые «царства» с момента возникновения начинают свой процесс восхождения, т.е. включаются в общий поток космической эволюции.
Человечество – это высшая ступень космической жизни на нашей планете. В каждый момент земного времени в состоянии физической жизни пребывает лишь небольшая часть человечества, а остальная подавляющая его часть (по мнению Рериха несколько десятков миллиардов жизней-единиц) находится в тонких мирах в нефизическом состоянии, которое может быть либо предсуществованием, либо постсуществованием и ожиданием нового воплощения.
Наконец, седьмая великая тайна Космоса касается перевоплощения планет вместе с их населением и взаимоотношений между ними. Этих перевоплощений всего семь, и они образуют некую планетарную цепь, в которой действует «закон», переводящий определённое планетное «царство» при очередном перевоплощении на более высокий уровень, т.е., например, то, что составляло растительное «царство»  в предыдущем воплощении планеты становится в её новом воплощении животным «царством», а последнее в свою очередь становится человеческим «царством». (20) Современная Земля пребывает в своём четвёртом воплощении. Предыдущие циклы её бытия именуются в оккультизме как воплощения «Сатурна», «Солнца» и «Луны», а будущим даны имена «Юпитера», «Венеры» и «Вулкана». (21) Каждое воплощение содержит в себе также семь этапов развития, связанных с определённой трансформацией флоры, фауны и разумных рас планеты. Ход планетарной эволюции направляется и контролируется космической иерархией духовных сил, которые заложили зачатки человека в предыдущих воплощениях Земли. Но только в её нынешнем воплощении человеческий род окончательно сформировался и уже прошёл четыре этапа своего планетарного развития.
Согласно оккультным представлениям, земная история должна включать в себя последовательную смену семи коренных человеческих рас. На Земле уже жили четыре расы: полярная, гиперборейская, лемурийская и атлантическая. Современное человечество представляет собой пятую коренную расу, на смену которой в отдалённом будущем придут ещё две расы. Первые две расы людей не имели физических тел и существовали в тонких телах, достигавших огромных до десятков метров размеров. Только у представителей лемурийской расы появились физические тела, разделение на два пола и способность к самостоятельному размножению. Они образовали первое человеческое сообщество и положили начало цивилизации на Земле многие миллионы лет назад. Люди третей расы жили на древнейшем материке «Лемурия» (отсюда их название), который впоследствии был разрушен в результате грандиозных катаклизмов и исчез на дне океана. (22) Лемурийцы  обладали огромной физической силой, были великанами, правда, рост их постепенно в ходе эволюции уменьшился и достиг шести метров.
Судьба четвёртой коренной расы людей, которая подхватила и дальше понесла «эстафету» человеческой эволюции, была связана с другим большим континентом, называемом Атлантидой. Атлантическая раса имела семь подрас: рмоагалы, тлаватли, толтеки, пратуранцы, прасемиты, аккадийцы, монголы (23), на рассмотрении которых мы не останавливаемся. Отметим только, что атлантическая раса достигла своего расцвета при толтеках, которые создали могущественную империю среди народов Атлантиды где-то около миллиона лет тому назад. Тогда наука, искусство, культура в целом получила максимальное развитие. Была изобретена письменность, создана мощная система образования, в рамках которой учителя обучали не только различным наукам, но и стремились развить скрытые психические способности своих учеников, познакомить их с тайными силами космоса.
Согласно восточным оккультным представлениям уже в лемурийскую эпоху на Землю из высших миров спустились, обретя человеческий облик, проводники космической Иерархии духовных сил, которые стали божественными учителями юного человечества. «Они пришли помочь человечеству на пути его от зверо-человека к бого-человеку. Они пришли, чтобы проводить План Логоса на Земле». (24)  Как считается, самые первые из этих учителей пришли из планетной цепи Венеры, которая якобы продвинулась гораздо дальше чем наша планета в своей духовно-материальной эволюции. (25) Названия таких полубожественных-получеловеческих существ, появляющихся время от времени в разных странах и в разные исторические эпохи и несущих с собой высшую мудрость, самые разные: Кумары, Махатмы, Великие Белые Братья, Ману, Ботхисаттвы, Сыны Бога, Сыны Огня, Сыны Разума и др. С этими таинственными учителями человечества связана знаменитая легенда о Шамбале, стране – их обители, находящейся где-то на Тибете, в Гималаях, откуда Махатмы якобы незримо контролируют ход духовной эволюции человечества. (26) Попытки обнаружить эту загадочную страну с помощью экспедиций, как известно, ни к чему не привели.
В преданиях западного оккультизма  также говорится о Великих небесных посланниках, которых само провидение посылает на Землю, чтобы напомнить людям, особенно во времена смут и сомнений, об их небесном божественном происхождении и целях их земного существования. (27) На Запад высшие духовные истины были принесены Гермесом Трисмегистом, Моисеем, Орфеем, Пифагором, гностиками, каббалистами и др., а на Восток – Рамой, Кришной, Зороастром, Фо-Хи,Лао-Цзы, Кун-Цзы и др. К числу небесных учителей человечества оккультизм относит и творцов трёх мировых религий: Будду, Христа и Мухаммеда.
Возвращаясь к изложению эзотерической истории, заметим, что водительство высших сил не спасло Атлантиду, как и Лемурию, от гибели. Цивилизация атлантов достигла вершин знания и технического могущества, но после своего золотого века она постепенно пришла в упадок, пройдя целый ряд природных и социальных катастроф. Как считается, её гибели способствовали увлечение атлантов чёрной магией, колдовством и другие грехи. В геологической истории Атлантический континент постепенно менял свои очертания, раскололся на части, неуклонно уменьшался и уходил на дно океана. Рерих называет сроки произошедших с Атлантидой катастроф: 800, 200 и 80 тысяч лет тому назад. (28) В 9564 году до н. э. из-за мощных землетрясений разрушился и погрузился в море остров Посейдонис, на котором существовал последний очаг атлантической цивилизации. Многим хорошо известны диалоги Платона «Тимей» и «Критий», в которых великий древнегреческий философ образно и ярко описывает устройство и культуру сообщества атлантов, живших на этом острове. (29)
Перед катастрофами и после них всегда происходила эмиграция части атлантического населения, которой руководили «Посвящённые». Колония атлантов обосновалась прежде всего в том месте, где возник Древний Египет, куда была перенесена «Великая Ложа Посвящённых (Адептов)». Последние, как предполагается, положили начало династиям фараонов, которые управляли этой страной. Древний Египет таким образом стал главным наследником атлантов.
Различные подрасы атлантов постепенно распространялись по различным материкам земного шара, давая начало подрасам и народам новой пятой коренной расе землян, которая составила современное человечество. Что касается физического облика атлантов, то их рост, достигавший четырёх – пяти метров, уменьшился в конце их существования до двух метров.
В Центральной Азии, в Афганистане есть город Бамиан. В близи этого города возвышались до недавнего времени пять огромных человеческих статуй, вырезанных прямо в скале. Самая большая имела 52 метра высоты, вторая – 36 метров, а третья – 18 метров. Две последние статуи были гораздо меньше, последняя лишь немногим больше современного высокого человека. Согласно эзотерическим представлениям эти фигуры были когда-то созданы посвящёнными, и они иллюстрируют тайное учение о постепенной эволюции человеческих рас. Самая большая фигура изображает первую расу, вторая поменьше – вторую расу и т.д. Увы, эти грандиозные статуи в 2000 году были разрушены исламскими экстремистами – афганскими талибами.
Мы вкратце рассмотрели оккультную историю человечества, которая в теософии именуется «Хроникой Акаши». (30) Несомненно, она носит мифологический характер, но в ней можно выделить три положения, которые заслуживают внимания. 1) История человеческого рода циклична, что связано с циклами развития в природе: в космосе и на земле. 2) Эта история есть звено или этап планетно-космической эволюции, и к ней надо подходить с космическими пространственно-временными масштабами. 3) Земное человечества едино по сущности и происхождению, и народы, населяющие земной шар, имеют связывающую их друг с другом общую судьбу. Эти положения могут быть использованы при создании научных концепций космической истории человечества, которых пока нет.
Теперь рассмотрим эзотерическую концепцию человека. Её стержнем является идея единства микрокосма и макрокосма, о которой мы писали в предыдущем разделе. Важнейшими принципами оккультизма являются принципы аналогии и соответствия. Применяя эти принципы к единству микро- и макрокосма оккультизм приходит к выводу: то, что есть в большом космосе должно быть и в малом космосе, т.е. в человеке и наоборот. Человек равномощен в своих проявлениях вселенной, т.е. он есть такая часть космоса, которая в миниатюре выражает всё космическое целое.
Таким образом, если вселенная имеет семь планов существования, то столько же их должен иметь человек. Согласно восточной эзотерической традиции, человек имеет физическое, эфирное, тонкое (астральное), огненное (ментальное) тела и данную богом вечную монаду, которая составлена троичным единством: Атма-Буддхи-Манас ( Дух-Духовная Душа-Душа Человеческая) (31) или в других наименованиях: Духо-человек – Жизне-дух –     Само-дух. (32) Эта триада: Атма-Буддхи-Манас образует индивидуальное бессмертное Я человека, сохраняющееся, действующее и передающееся при перевоплащениях.
Западная эзотерическая традиция исходит из более простой модели космоса, наделяя его только тремя основными планами существования: физическим, астральным и духовным, и признаёт в человеке четыре главных элемента или начала. Согласно Каббале, в состав человеческого существа входят гуф – физическое тело, нефеш – астральное тело (астросом), руах – душа, включающая человеческие чувства и разум, нешамах – дух чистый. Гуф относится к физическому плану бытия, нефеш – к границе физического и астрального планов, руах принадлежит к астральному плану, а нешамах – к духовному божественному плану бытия. (33) Каждое из этих начал выполняет свою функцию в процессе человеческой жизни.
Особое внимание оккультизм уделяет астральному телу человека и астральному миру в целом. Астральное тело (астросом) служит посредником между духом и физическим телом человека, поскольку дух слишком отличается от обычной материи и не может влиять на неё непосредственно. Астросом имеет свои «органы»: нади и чакры. Нади – это энергетические каналы, по которым циркулирует астральная энергия, а чакры (их всего 7) – это круговые центры этой энергии, располагающиеся по вертикали человеческого тела вдоль позвоночника и по середине головы в узлах переплетений нади. (34) Подпитка этой энергетической системы идёт за счёт праны – некой жизненной космической энергии, вдыхаемой человеком вместе с воздухом или выпиваемой вместе с водой. Эта энергия передаётся различным органам физического тела и перерабатывается ими, образуя в совокупности внутренний пранический ток.
Согласно эзотерическим представлениям, Космос переполнен всевозможными энергетическими вибрациями и пульсациями, идущими от разных планов его бытия. Задача человека состоит в том, чтобы научиться открывать свои чакры и настраивать их на восприятие наиболее тонких и совершенных духовных энергий, испускаемых высшими божественными планами Космоса. Как считается, от этого зависят благополучие человека, его здоровье и долголетие, интеллектуальное, нравственное и психофизическое самосовершенствование, наконец, возможность воспользоваться скрытыми способностями человеческого организма. Собственно говоря, на эти цели направлены различные системы дыхательных и иных физических упражнений, голодания, медитативных практик йоги.
Человек якобы незримо окружён многочисленным населением астрального мира. По мнению С. Тухолки, астрал включает в себя следующих обитателей: 1) элементали - духи природы и стихий; 2) астроидеи – человеческие желания, образы, мысли, проявляющиеся в астрале; 3) астральные клише, т.е. отпечатки в астрале деяний человека и других земных явлений; 4) эгрегоры – астральные существа, порождённые определёнными сообществами людей, объединённых общими интересами, волей и действиями на основе некой магической цепи; 5) лярвы – отрицательные астральные существа, порождённые страстями и дурными чувствами человека; 6) люди, вышедшие временно в астрал из  своего физического тела; 6) элементеры – души умерших. (35) Папюс включает в состав астралного населения ещё духов великих личностей предшествующих поколений и посланников божественного плана – ангелов, светопреемников и др. (36)
На таких представлениях строятся магия, духовное целительство, медиумизм, психотерапия и другие оккультные практики, которые исходят из возможности воздействия на астральные силы и использования их в определённых целях.
Итак, оккультный космос – это «многоэтажный» психокосмос, духокосмос, являющийся обиталищем многочисленных и разнообразных форм тонкоматериальной и божественной жизни, каждая из которых имеет свою энергетику. Эти формы жизни динамичны, подвижны и способны путешествовать по «этажам» такого космоса. Физическая вселенная оказывается лишь самым низшим, несовершенным и грубым его «этажом». Думается, при создании картины оккультного космоса действует негласный принцип: всё то, что представляемо, воображаемо, переживаемо в субъективном опыте, то и действительно. Всё это существует, если и не в нашем земном плане бытия, то в каких-то потусторонних сферах. Исходя из этого, оккультизм не стесняется в приумножении существ и сущностей и даже онтологизирует, делает самостоятельными отдельные чувства, желания и мысли человека.
Человек в оккультных представлениях тоже является многоуровневым, «многотельным» существом. Помимо физического тела он обладает тонкими телами, которые и связывают его с нефизическими «этажами» космоса и его обитателями;. Но свободный доступ к этим «этажам» на  земном плане существования имеют лишь «посвященные». Что же касается обычного человека, то для него астральный, ментальный и иные планы бытия по-настоящему открываются лишь в его посмертном существовании и при подготовке к новому воплощению.
Как мы уже говорили, идея перевоплощения для эзотеризма является универсальной. С её помощью решаются проблемы смерти и бессмертия человека, смысла его жизни. То, что обычно называют смертью, не есть конец существования человека, а есть его переход к иной форме бытия. При смерти происходит уход человека с физического плана бытия, его окончательное расставание со своим физическим телом, которое в силу старости или полученных ран, травм оказывается непригодным для дальнейшей жизни. Лишаясь физического, а затем и эфирного тела, человек сохраняет свои тонкие тела: астральное, ментальное тела и бессмертное триадичное Я, о которых мы уже говорили.
Самочувствие человека в астрале зависит от состояния и степени развития его сознания. Все мысли, устремления, чувства человека становятся как бы прозрачными, его внутренний характер выражается внешним образом. Благородный человек сияет красотой и чувствует себя прекрасно, а дурной имеет в астрале безобразный облик и страдает из-за невозможности утолить свою злобу и плотские страсти в виду отсутствия физического тела. Люди астрального мира обладают чудесными способностями: общаются мысленно без слов, расширяют своё сознание, совершают сверхбыстрые перелёты в далёкие миры и т.п. Но затем наступает момент как бы второй смерти, когда человек сбрасывает своё изношенное астральное тело и переходит в следующий, более высокой мир. Это – мир мысли и божественного огня. Духоматерия этого мира гораздо более утончена чем субстанция астрала. Из неё построено ментальное тело («тело мысли») человека. Здесь нет теней, поскольку все части тонкого мира непрерывно светятся. Все мысли и желания воплощаются в определённые подвижные формы. Каждый человек способен создавать здесь своё небо, и степень его широты и высоты зависят от уровня его духовного развития. В этом мире нет пространственно-временного разделения, нет преград для соприкосновения одной души с другой.
Физическая, астральная, ментальная сферы являются теми тремя мирами, в которых совершается странствие души, снова и снова повторяемое. По этим трём миром катится колесо человеческой жизни, к которому души привязаны посредством своей эволюции, и, неустанно катясь, он поочерёдно переносит их в каждый из этих трёх миров. (37)
Но подлинной родиной человека согласно оккультизму является высшая сфера ментального мира: «огненный мир», «девакан», т.е. светящаяся страна богов. Как пишет Рерих: «Мир Огненный – это истинная родина человека, это его страна, в которой он «дома». Сюда он возвращается после путешествия в мир земной, в «долину слёз», куда он отправляется как в школу, чтобы поучиться и собрать опыт. Здесь сам человек – его бессмертная часть – переживает, ничем не обременённый, свою собственную жизнь в полной мере того самосознания и ведения, до которых он успел достичь». (38) Срок пребывания «Я» какого-то человека, свободного даже от ментального тела в этой божественной сфере, зависит от уровня достигнутого им духовного совершенства. Неограниченно долго там могут пребывать только бессмертные «Я» учителей и посвящённых (адептов), которые уже не нуждаются в земных воплощениях.
Однако подавляющее большинство человеческих духов нуждается в этом, и они устремляются к новым воплощениям. Происходит их обратный последовательный спуск в низлежащие планы бытия с обретением соответствующих тел: ментального, астрального, эфирного и в последнюю очередь физического. Только физическое тело даруется человеку его родителями, и он внешне бывает похожим на них. Все остальное: характер, психо-физические духовные качества, будущую судьбу, как полагают эзотерические доктрины, человек в новую земную жизнь приносит сам.
Процессом перевоплощений управляет знаменитый оккультный закон кармы, который ещё именуется законом космической справедливости. (39) Считается, что этот закон раскрывает загадку судьбы каждого человека, причину его красоты или уродливости, талантливости или бесталанности, счастливости или несчастности и т.д. А причина эта кроется в прошлых воплощениях, т.е. прошлых жизнях человеческого индивидуума. Закон кармы, действующий как закон причинности, осуществляет космическую справедливость, воздавая каждому человеку как по его заслугам, так и по его грехам. «Что посеешь, то пожнёшь», «Задолжал - расплачивайся», - вот афоризмы, выражающие суть кармы. Всё свершенное заносится в некую «книгу жизни» человека, и за всё рано или поздно приходится отчитываться и расплачиваться, прежде всего, в будущих воплощениях и жизнях. Качество жизни человеческого индивидуума в очередном воплощении жестко зависит от предыдущей жизни и её итогов. В свою очередь результаты жизни в этом воплощении неизбежно скажутся на характере будущей жизни в последующем перевоплощении. Так и образуется карма человека. Кроме того, карма создаётся не только отдельным человеком, но и разного рода общностям людей: семьёй, классом, нацией, государством и, наконец, всем человечеством.
Закон кармы не действует сам по себе. Им управляют представители космической Иерархии духовных сил, называемые «Владыками кармы». Последние выстраивают планы жизни  людей, различных коллективов, народов и всего человечества. При этом «Владыки кармы» отнюдь не озабочены гуманистическими соображениями сделать людей счастливыми. «Они имеют в виду только истинную цель человека, которая на настоящей его стадии состоит не в том, чтобы быть счастливым или не счастливым, но чтобы прогрессировать по линии, намеченной Планом Эволюции», (40) т.е. по пути духовного самосовершенствования и восхождения к божественным уровням бытия.
С позиции изложенных представлений люди выглядят слишком зависимыми от божественных космических сил, и они даже похожи на подсудимых на неком высшем небесном суде, решающим их судьбу. Религиозно-мифологическая суть этих представлений очевидна.
Эзотерики считают, что на цепь воплощений лучше смотреть не на как ряд отдельных жизней, а как на одну жизнь, имеющую единую цепь. «Цель многообразного опыта  многочисленных жизней человека – пишет Рерих - раскрытие разнообразных сторон нашего сознания, полное выявление скрытых в нас, в потенциальном состоянии, силы, красоты и величия, которыми Единая Жизнь наделила каждого из нас. Индивидуальность человека слагается веками в продолжении его многочисленных жизней, его стремления и способности есть результат накопления прежних жизней. Новая жизнь на земле даётся ему для того, чтобы он усовершенствовал свою индивидуальность, прибавить нечто положительное в Чашу накоплений – в этом смысл человеческой жизни на земле, и в этом цель перевоплощения».(41) Так решается вопрос о смысле жизни человека.
Однако при таком подходе человеческая личность оказывается смертной, преходящей. Бессмертной же является индивидуальность, содержащая божественное вечное Я человека – «Мыслителя». Этот «Мыслитель» путешествует по загробным мирам и время от времени появляется как актёр на сцене в виде некой земной личности. «Каждая личность представляет собою роль для бессмертного Актёра, который выступает на подмостки жизни снова и снова, и в переживаемой им жизненной драме каждый принятый им на себя характер есть дитя предшествовавшего и отец будущего». (42)
Но в то же время каждая личность должна осознать свою миссию в качестве звена космической эволюции своего перевоплощающегося вечного «Я». Обычный же человек проживает свою жизнь как бы на поверхности самого себя, не зная и не представляя того, что именно находится в его глубине. Даже если он размышляет о бесконечности, то мыслит её вне себя. В действительности человек есть микрокосм, содержащий внутри бесконечность, и он должен осваивать свой микрокосм и добраться до его глубин, где и сокрыто его божественное неуничтожимое «Я». Очевидна ориентация эзотерического космизма на внутренний психический и духовный мир человека, который берёт на вооружение принцип: познай самого себя, и ты познаешь весь мир.
Установка на познание и освоение глубин внутреннего психокосмоса человека – это характерная установка эзотерического космизма, отличающего его от других форм космизма.
Каждое ощущение, чувство, устремление, настроение, сновидение, каждая мысль имеют с эзотерической точки зрения свой сокровенный смысл, свои глубинные причины и последствия. Это обусловлено тем, что психокосмос отдельного человека есть элемент общей космической жизни, подчиняющейся своим законам, ритмам и циклам. Для того, чтобы человек ощутил космический характер своего положения, ему необходимо глубже проникнуть в недра своей психики, раскрыть дремлющие в ней способности и возможности и расширить поле своего сознания. Пока подавляющее большинство людей являются лишь «бессознательными» участниками космических жизненных процессов (т.е. они не знают о своём участии).  Но в будущем положение изменится.
Для эзотерического космизма в целом характерна оптимистическая ориентация, вера в наступление новой светлой эры в истории человечества. Близится конец тёмной эпохи («Кали Юги»), и в настоящее время борьба светлых и тёмных сил достигла кульминации, что выражается в росте числа природных и социальных катаклизмов на нашей планете: землетрясений, ураганов, нарушений климата, появлений новых болезней, эпидемий, войн и т.п. Но победа сил добра над силами зла уже близка, хотя предстоят ещё испытания. Человечество освобождается от влияния тёмных сил, очищается от скверны. В сознании людей происходят существенные сдвиги, у них пробуждается восприимчивость к приёму светлых духовных энергий, идущих из Космоса.
Грядёт новая эра – космическая эра, именуемая в оккультных легендах «Эпохой Майтрейи», «Эпохой Космического Огня». Предтечей этой эпохи является учение Агни Йоги (Огненной Йоги). Е.И. Рерих и Н.К. Рерих представляют его как учение Жизни, преданное им Великими Учителями Махатмами для его сообщения всему человечеству. (43) Оно характеризуется как учение, которое раскрывает тайну космической эволюции человечества, даёт знания и цели, открывающие человеку путь беспредельного совершенствования на Земле и в Космосе. Несомненно, Агни Йога – это яркий образец оккультного космизма. Поэтому мы остановимся на его рассмотрении более подробно.
Агни Йога в своём онтологическом плане – это панорама божественной, духовной и психической космической жизни. В ней живой Космос переполнен всевозможными психическими зёрнами, огнями, энергиями, магнитами, разумными силами и духами. Всё существующее имеет своё предназначение и цель, поэтому куда-то посылается, влечётся, движется, борется, соединяется и разъединяется. Короче говоря, целенаправленно живёт. Для характеристики разных аспектов космической жизни в Агни Йоге активно используется механическая и электромагнитная терминология: притяжение и отталкивание, вибрация и пульсация, напряжение, магнетизм, психические токи, провода и цепи и т.п. В этом выражается стремление создателей учения наглядно представить целостность и динамику космической психожизни, которая управляется единой «нервной системой» - космической Иерархии духовных сущностей. Её вершину венчают «Абсолютный разум» и «Совершенное Сердце». (44) Вырисовывается образ Космоса как единого разумного сверхорганизма, в котором как бы просвечивает принцип тождества макрокосма и микрокосма.
Человек пока не осознал своей сущности как микрокосма и не занял соответствующего ей места в макрокосме. Со страниц книг Агни Йоги звучит страстный призыв к тому, чтобы человек обратился своей душою к Космосу и научится открывать свои психические центры («чакры») для приёма приходящих из него энергий.
Современный человек живёт в своём ограниченном сознании, не замечая незримой психодуховной жизни Космоса. Но «ограничение сознания есть гибель духа, в нём заложено истребление всех лучших возможностей. Потому, когда сознание ограничивается одним видимым миром, то нет связи с Космосом. Только сознание, обнимающее мир в размерах широких действий, может стать истинным сотрудником Космоса… Истинно, сознание человечества развивается соотношением с силами Космоса». (45) Таким образом, ставится задача расширения сознания человека, формирование у него космического сознания.
Агни Йога утверждает, что в основе любых психических энергий лежит некий космический огонь. Он играет фундаментальную роль в этом учении , которое не случайно называется Огненной Йогой. Огонь выражает чрезвычайно подвижную психодинамику и творческую активность Космоса. Это – огонь не разрушающий, а созидающий, очищающий, просветляющий и вдохновляющий. В нём сила божественного духа, энергия высокой мысли.
Перед человеком должен открыться психоэнергетический спиритуальный Космос, в котором любая энергия имеет психическую составляющую, а любая психодуховность несёт в себе мощь тонких энергий. Самой тонкой энергией является мысль. (46)
«Скрытые проявления Космоса сияют глазу идущего… Клише великих открытий носятся в пространстве. Те, кто могут напрячь свою психическую энергию в ритм космических энергий, те примут в сознание сокровища. Расширение сознания направит к цепи соединения всех творческих сил Космоса». (47)
«Центры Космоса равны центрам человека. Человек несёт в себе все проявления Космоса. Значительны все явления функций Космоса в человеке. Когда он отражает в себе все комические функции, он измеряет собою те возможности, которые проявляются в Космосе». (48) Но для того, чтобы человек овладел космическими возможностями, он должен вступить в резонанс с космическими психоэнергетическими пульсами и жить в соответствии с нормами йогической культуры, включающей в себя системы питания, дыхания, физических и психических упражнений. Ещё одним важным условием является вера в успех, вера в помощь со стороны высших сил. «Только рычагом веры можно приобщиться к Беспредельности… Придёт надежда, придёт прекрасная сила Космоса, когда дух явит веру». (49)
Невежество и бездуховность, низкая мораль и грубость человеческих отношений не дают людям идти путём космического восхождения. Не только их разум, но и сердце закрыто для Космоса. Между тем «сердце человека есть солнце организма», подобно тому, как Солнце есть сердце нашей планетной системы. (50) Тепло, доброжелательность, дружелюбие, любовь, исходящие из сердца человека, являются той положительной и светлой энергией, которая способствует утверждению его сотрудничества с высшими силами Космоса.
Агни йог – это человек, достигнувший высшей психодуховности, возможной на земном плане. Он являет собой «связь между планетой и высшими мирами». (51) Агни йог чутко отзывается на каждую космическую вибрацию, которая вызывает «воспламенение» его психических центров. Он сам способен незримо сиять «огнями» этих центров. Ему доступно «чувствознание», т.е. Агни йог чувствует гораздо тоньше и понимает мир гораздо глубже, чем обычный человек. У него проявляются необыкновенные способности: телепатия, ясновидение, левитация и др. Агни йог способен к полётам к дальним и высшим мирам в тонком теле. Он имеет психические каналы связи с космической Иерархией и является их сознательным сотрудником, использующим сверхчеловеческие знания и достижения. Короче говоря, Агни йог выступает вселенским гражданином, олицетворяющим космическое будущее человечества.
В учении Агни Йоги говориться, что человечество станет мощным «аккумулятором и трансмутатором» высоких космических энергий и породит новую человеческую расу. (52) Сейчас же «человечество не любит смотреть в даль будущего, и сознание копошится в пыли непосредственной близости. Пока человечество не научится смотреть вдаль, невозможно сократить страдания человеческие». (53) Ему необходимо обрести видение новых измерений бытия, новых перспектив и задач. Уже само пробуждение стремления к дальним и высшим мирам одухотворяет жизнь человека. Сношение с этими мирами рассматривается в учении Агни Йоги как очередная задача эволюции человечества.
Эзотерический космизм негеоцентричен и неантропоцентричен, т.е. он исходит из множества иных обитаемых миров и наличия там иных разумных существ, превосходящих по своим способностям человека. В этом космизме присутствует  и идея космических путешествий, идея полёта к иным мирам и установления связи с ними.
Но о каких космических путешествиях идёт речь? Речь здесь идёт не об использовании средств космонавтики, а о полётах к иным мирам в тонких телах, которые доступны йогам и вообще людям, развившим свои глубинные психические способности. Как пишет Свами Прабхупада, основатель Международного общества сознания Кришны: «Совершенному йогу, освоившему метод, позволяющий оставлять своё тело ( т.е. физическое тело – К.Х.) в совершенном сознании, так же просто перенестись с одной планеты на другую, как обыкновенному человеку прогуляться до гастронома». (54)
Эзотерический космизм ставит цель трансформации человека в более совершенное духовное существо. В связи с этим предлагается путь не технологического, а психобиологического, духовноэнергетического развития человечества. Главное для людей – это не разработка новых видов техники, технологии и преобразование земной природы и доступного физического космоса, а обретение ими своего высшего Я и раскрытия в себе необыкновенных божественных способностей. Расширение и изменение обычного человеческого сознания рассматривается как главное направление развития современной культуры и цивилизации.
Иерархически организованные миры оккультного космизма, в которых низшее подчиняется высшему – это в сущности миры сознания, открывающиеся ему же самому в своих необыкновенных состояниях. Физическая вселенная рассматривается оккультизмом лишь как временная материальная оболочка духовных сущностей и сил. Она не самоценна, самоценен в конечном счёте только дух. Аналогичная ситуация и с человеческой личностью. Самоценностью обладает индивидуальная божественная монада, живущая в человеке, путешествующая в духовных мирах и воплощающаяся в разные человеческие личности для накопления опыта и самосовершенствования. А эти личности мало живут и быстро исчезают с «арены» бытия. Конечной целью для посвященного, «эзотерического человека» является его исключение из кармической цепи рождений и смертей и непопадание больше в физический план, открытый для страданий и несчастий. Оккультный космизм оказывается акосмизмом в том смысле, что он отрицает самостоятельность и самоценность физической реальности, физического космоса. И здесь действует старая традиция, утверждающая, что чувственно воспринимаемый мир – это майя, иллюзия, скрывающая настоящий, истинный мир.
Мы можем привести цитату из современного оккультного произведения, ярко выражающую «низость» физического космоса. «Субстанция космоса представляет собой грубый осадок всего того, что содержится в реальности по существу… По отношению ко всей реальности космос представляет собой окончательно фиксированное дно… Космическая ситуация есть ничто иное, как пребывание живого в рабстве у мёртвого… Космос как царство нищеты и равенства полностью находится во власти объективного рока… Таким образом, космос есть законченная манифестация глобальной нищеты реальности». (55)
Из такого космоса, несомненно, хочется бежать. Эзотеризм в подавляющем большинстве своих учений устанавливает одну общую цель для всех разумных существ Вселенной: их дематериализацию, обожание и слияние с Абсолютом, растворение в нём. Как считает Э. Мертон, физик и одновременно теософ, при движении к этой цели действует закономерность, согласно которой чем божественнее и ближе к Абсолюту разумные существа, тем в большей мере они делокализуются и утрачивают свою персональность т.е. теряют черты локализированного в пространстве и персонифицируемого существа. (56)
 При рассмотрении эзотерических учений обращает на себя внимание то, что как мало представлены в них социокультурные детерминанты человеческой жизни. «Мостки» от человека к космосу перекидываются сразу, минуя мир экономики, политики, техники, языка, национальных отношений и т.д. Человек трактуется с одной стороны натуралистическим, т.е. сводится к существующим у него телам (физическому, астральному и др.), а другой стороны спиритуалистическим, т.е. сущность человека усматривается в его сокровенном духовном «Я», которое имеет сугубо божественную детерминацию и не зависит от перипетий социальной жизни. На примере эзотерической модели человека можно хорошо видеть, как натурализм и спиритуализм взаимно дополняют и обуславливают друг друга.
Эзотерический космизм поставил проблему формирования у человека космического сознания. К его рассмотрению мы далее и переходим.
          *     * * *     *
………………………
1. См: Федяев А.П. Внефизическая реальность. Факт существования, основные свойства и способы познания. – Казань: Изд-во КГУ, 1998. – 180 с. Бессонова Л.А. Мистицизм как феномен культуры. – М.: МПУ, 1998. – 146 с. Александров И.А. Космический феномен человека: человек в антропном мире. - М.: Изд-во «Агар» , 1999. – 432 с. Савин А.Ю. Основы ноокосмологии. Философия и ноофизика – М.: «Арбизо», 1995. – 352 с.
2. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М.: «Гнозис», 1994, с. 136.
3. Рерих Н.К. Семь Великих Тайн Космоса. Бишкек: МРИП «Феникс»,1991, с. 13.
4. Мертон Энтони. Введение в теософию. Тонкие планы. – М.: Изд-во «Велигор», 1998, с. 53.
5. Александров И.А. Космический феномен человека: человек в антропном мире. - М.: Изд-во «Агар» , 1999. – с. 315.
6. Там же, с.316.
7. Сагатовский В.Н. Философия развивающей гармонии: философские основы мировоззрения: В 3ч. Ч2. – СПб: Изд-во С-Пб. университет-та, 1999, с. 179
8. Там же, с. 178-179.
9. Там же, с. 189.
10. Там же, с. 181.
11. Рерих Н.К. Семь Великих Тайн Космоса. с. 14
12. Безант Анни. Древняя мудрость (Очерк теософских учений). М.: СП «Интерграф Сервис», 1992, с. 211-222
13. Шюре Эдуард. От Сфинкса до Христа: история оккультизма. – М.: Изд-во дух.лит-ры «Сфера», 2000, с. 29.
14. Рерих Н.К. Указ.соч., с. 16-17.
15. Мертон Энтони. Введение в теософию. Тонкие планы. с. 86.
16. Рерих Н.К. Указ. соч., с. 17-18.
17. Там же, с. 21-22.
18. Там же, с. 22-23.
19. Оккультизм и магия. – М.: ТОО «Клышников, Комаров и К;», 1993, с.36
20. Рерих Н.К. Указ. соч., с. 23. Шюре Э. Указ. соч., с. 48.
21. Штайнер Рудольф. Из летописи мира. – Калуга: «Духовное познание»,1992, с. 102
22. Рерих Н.К. Указ.соч., с. 35-43; Штайнер Рудольф. Указ. соч., с 40-51.
23. Штайнер Рудольф. Указ. соч., с 23-30.
24. Рерих Н.К. Указ.соч., с. 90.
25. Там же, с.89; Безант Анни. Древняя мудрость, с. 220.
26. Томас Эндрю. Шамбала – оазис света. М.: Общество по изучению тайн и загадок Земли, Коммерческая фирма «Мистерия», 1992 –144 с.
27. Папюс. Оккультизм. Первоначальные сведения. Киев: Изд-во «Ваклер», 1993, с. 184-188.
28. Рерих Н.К. Указ. соч., с. 51-52.
29. Платон. Соч. в 3-х т.-М.: Мысль, 1971, т 3, ч. 1., с. 465-466; с. 551-560.
30. Штайнер Рудольф. Указ. соч., с 16.
31. Безант Анни. Древняя мудрость. (Очерк теософических учений). с. 121.
32. Штайнер Рудольф. Указ. соч., с 152; Рерих Н.К. Указ. соч., с. 58-68.
33. Оккультизм и магия, с. 35-37.
34. Каптен Ю.Л. Основы медитации (вводный практический курс) – Самара: ИЧП «АВС», 1994, с. 120-140.
35. Оккультизм и магия, с. 40.
36. Папюс. Указ. соч., с. 272-273.
37. Безант Анни. Указ. соч., с. 110-111.
38. Рерих Н.К. Указ соч., с. 65-66.
39. Там же, с. 80.
40. Там же, с. 84.
41. Там же, с. 77.
42. Безант Анни. Указ. соч., с. 112-113.
43. Агни Йога. – СПб: Объединение «Всесоюзный молодёжный книжный центр», филиал «Васильевский остров», 1992.-784 с.
44. Агни Йога, с. 326.
45. Там же, с. 423,446.
46. Там же, с. 449.
47. Там же, с. 227.
48. Там же, с. 293.
49. Там же, с. 238.
50. Там же, с. 620.
51. Там же, с. 307.
52. Там же, с. 532-533, 556.
53. Там же, с. 382.
54. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Лёгкое путешествие к другим планетам. Практика Высшей йоги. М.: Изд-во «Бхактиведанта Вуй Траст», 1990, с. 29
55. Гейдар Джемаль. Ориентация –Север.//АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. №4. Эзотерическое общество Нью-Йорка, 1990, с. 310-311.
56. Мертон Энтони. Введение в теософию. Тонкие планы, с. 19-20.
          *     * * *     *               
К. Х. Хайруллин «Философия космизма. 03 Г.
Камиль Хайруллин